БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ:
КВАДРОЦИКЛЫ
КВАДРОЦИКЛЫ
НОВОСТИ ОБЗОР НОВОСТИ ОБЗОР
ОБЩЕНИЕ
 
Запомнить
ДАКАР
Ралли-марафон «Дакар» (долгие годы было известно как «Ралли Париж — Дакар») — ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон, который был основан французом Тьерри Сабином. Проводится с 1978 года. До переноса ралли в Южную Америку гонка финишировала или начиналась в столице Сенегала — Дакаре.

В гонках принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители (их число достигает 80 %).
участников: 4
создано 06.01.2013 19:20
сообщений: 33
обновлено:
06.01.2018 21:00
Организовал: sasa22
Участники:

ДАКАР (33)

рейтинг
1
25.11.14 | 11:39

Дакар: О штурманах и их нелёгкой работе

2
Россия, Москва
стаж в офф-роуде:  
Хоть и нет такой специальной школы штурманского дела для ралли-рейдов, но за последние лет пятнадцать в России выросла плеяда первоклассных штурманов международного класса. Классическое ралли, как известно, требует специальной подготовки к будущим заездам, заранее прописывается легенда (стенограмма) и по ней после ознакомления с участками СУ штурманом для пилота ведется диктовка в ходе гонки. В ралли-рейдах ситуация коренным образом иная.
Будущая трасса держится в строжайшем секрете (чуть ниже я подробно раскрою этот тезис), поэтому вся диктовка происходит с листа, в условиях полной неизвестности маршрута. Для штурмана первым и главным ориентиром является счисление пройденного пути. Например от эпизода до эпизода в легенде (роуд буке) один километр и в легенде этот эпизод дается, как яма:2. (два это категория опасности ямы, обозначается !!, если 3, то !!!).
О штурманах
Сколько за этот километр попадется на дороге ям, не имеет значения, отбиться (обновить счисление пути на контрольном приборе) надо в точности на той, которая обозначена, как привязка. А далее легенда дает следующую привязку, скажем мост, или развилку дорог, и до нее 300 метров. Терратрип, — прибор делающий счисление пути, обнуляется нажатием педали, и далее потребуется проехать эти 300 метров до очередной позиции — моста (развилки).
Ниже, на снимке, вы видите реальную спортивную легенду в руках у штурмана (условно). А ещё ниже легенда мотоциклиста. Там вообще мрак. Они меняют кадры эпизодов привязок нажатием рычажка. Это для меня запредельно, практически, невозможно.
О штурманах
Опытные штурманы до того, как сесть в машину на участок, придирчиво изучают маршрут. Смотрят карты. Смотрят космические снимки местности. Прикидывают доминирующий поворот, если трасса закругляется в кольцо. Прикидывают доминирующий курс на определенных отрезках и заносят все в роуд-бук, ведь в пути можно пользоваться исключительно только тем, что разрешено.
Никаких дополнительных карт, приборов, компасов, брать нельзя. Если экипаж будет уличён в этом, то неизбежно моментальное снятие с гонки. Если происходит отвязка от легенды, то в отдельных случаях можно воспользоваться просто направлением, если штурман уверен, что это лучше, чем вернуться назад к верной привязке.
Входя в пески, где ориентиров мало, но надо двигаться по точному курсу, чтобы не проехать контрольный створ, или контрольную точку, опытный штурман может засечь направление по облаку, по солнцу, и далее диктовать пилоту направление, используя виртуальный часовой циферблат. Например, 10 часов; половина первого; двенадцать.
О штурманах
Пилот понимает, какие следует сделать поправки по курсу, чтобы не сбиться с верного направления. Или просто, в условиях отсутствия дорог, имея только направления, можно дать команду «10 километров на облако», а далее только следить и корректировать: — полдвенадцатого, полпервого, ну, и так далее.
Конечно, есть и спутниковая ориентация. Она была актуальна прежде, когда GPS ещё не запрещалось пользоваться во всем объеме их опций. Теперь дело поменялось и смекалка, сообразительность, чутье, стали одним из факторов работы штурманов. Это физически очень трудная работа. На штурмана приходится нагрузка большая, чем на пилота. Это трудно объяснить сразу и двумя словами, поэтому скажу специально об этом несколько позже.

Официальный маршрут

Строго говоря, гонка движется из пункта в пункт через точно определённые путевые точки, отмеченные в легенде (роуд-бук, дорожная книга).
Отклонение от маршрута, либо нарушение порядка следования, карается судьями, вплоть до снятия экипажа с соревнований.
В обязанности второго пилота (штурмана) как раз входит строгое слежение за прохождением путевых точек маршрута. Штурман указывает пилоту направление следования, повороты, развилки, перекрёстки, опасности на пути.
О штурманах
Он предупреждает пилота о начале и завершении зон ограничения скорости. Для штурманов грузовых машин, например, теперь ограничение скорости составляет 140 километров в час. Если экипаж делает нарушение трижды, это выбытие из гонки. За скорость отвечает штурман. К слову, раньше скорость была 150 км/ч, а ещё раньше, её вообще не ограничивали.
Весь маршрут гонки делится на Спецучастки (СУ) и на лиазоны. Спецучастки это та часть гонки, на которой автомобили соревнуются в скорости. Собственно это и есть зачётная трасса гонки.
Лиазоны — это маршруты следования от бивуака на старт и с финиша снова на бивуак. Они проходят иногда и по дорогам общего пользования, то есть в санаторных условиях передвижения.

Тайна маршрута

Ещё одним важным правилом Ралли-Рейдов, о котором мы часто упоминаем, является тайна маршрута. Маршрут ралли держится в секрете от участников.
Секрет этот для каждого очередного дня гонки, раскрывается с момента раздачи легенд (дорожных книг).
Но это не полное раскрытие тайны маршрута, а лишь подсказка о том, как ориентироваться в пути на данном этапе.
Легенда представляет собой многостраничную книжечку. Каждая страничка разделена по горизонтали на пять частей (картинок). Каждая часть (картинка) это эпизод маршрута, например, развилка с указанием дальнейшего направления следования.
В картинке указано пройденное от старта расстояние и расстояние от предыдущего эпизода. Точное следование указаниям таких картинок, составляет суть работы штурманов.
О штурманах
Ориентируясь по прибору навигации, дающему компасный курс, и по приборам счисления пути (одометр: трипметр или терратрип), штурман диктуют пилоту дорогу, заранее извещая о поворотах, развилках, о путевых контрольных точках маршрута. Контроль прохождения точек контрольных пунктов (Си Пи) фиксируется в корнете (карточка для отметок).
Язык, которым общаются между собой штурман и пилот, зачастую, бывает понятен только им самим.
Вилка 300, скобка, правый-5, левый-3, Т-левый, эска, подскок-2, яма-3, доллар лево, рогатка право, курс 2 часа,. и тому подобные речи, могут показаться набором слов. Между тем я привёл вполне реальную стенограмму общения штурмана с пилотом.
В ходе тренировок и гонок, экипаж нарабатывает самые оптимальные средства словесного общения, удобные и понятные обоим.
Надо отметить, что переговоры происходят через микрофоны и наушники. В машинах во время движения очень шумно и расслышать друг друга, можно только таким образом.
Подъезжая к СР (СиПи, к пункту контроля прохождения), автомобиль каждого участника обязан остановиться и получить у судей отметку о прохождении в контрольной карте (корнете).
Потеря такой карты карается штрафом вплоть до исключения из гонки. Движение во встречном направлении против хода движения гонки запрещено. Теоретически. Практически, мы сплошь и рядом наблюдаем броуновское движение экипажей и мотоциклистов в тех случаях, когда происходит блуд, или не берётся точка. Примером может служить третья отсечка на этапе № 2 Дакара 2013. 
То есть, если экипаж заблудился и нечаянно попал на трассу гонки во встречном направлении, к нему будут применены штрафные санкции, вплоть до снятия с гонки.
Тайна маршрута обеспечивается рядом запретов для экипажей. Например, запрещено заблаговременное пребывание в зоне будущей гонки.
Запрещено перемещение любого члена экипажа на воздушных транспортных средствах во время проведения гонки.
Запрещены любые виды разведки.
Запрещён выезд на спортивной машине за пределы бивуаков, более, чем на строго определённое расстояние скажем, 300 метров.
Это условие контролируется электроникой.
О штурманах

Перегрузки

Автоспортивные дисциплины сопряжены с большими физическими перегрузками спортсменов. Но ралли-рейды, в этом смысле, уникальны. То, что считается медицинским пределом для человеческого организма, — перегрузки с ускорением в 13g, как, например, при посадке истребителя на палубу авианосца, — здесь дело обычное, обыкновенное и вполне ординарное. Они проявляются, как при подскоках на кочках и трамплинах, но ещё и как вибронагрузки различной частоты и амплитуды.
Чем выше автомобиль, тем за счёт более длинного плеча, сильнее проявляются боковые смещения от неровностей дорожного покрытия. Даже в серийных внедорожниках «продакшн», во время гонки, на высоких скоростях, болтанка невероятная. В спортивных же машинах, и, тем более, в грузовиках, она просто нечеловеческая.
Экипажи, в полном смысле слова, работают на износ собственного здоровья. При этом перегрузки на этапах, при прохождении 400-х сот, 500-ти сот километровых отрезков, длятся часами. Особенно достаётся штурманам.
Специфика их работы такова, что штурману во время езды, необходимо держать в постоянном внимании несколько объектов:
Во 1-х) Отслеживать дорожную обстановку,
Во 2-х) Постоянно (то есть без перерыва, на всём протяжении пути) сверять показания одометра прибора счисления пройденного автомобилем расстояния от одного до другого пункта, обозначенного роуд буком (легендой).
В 3-х) отслеживать показания GPS, и в точности наводить автомобиль на навигационные точки и створы обязательного прохождения.
В 4-х) Штурман должен читать и сличать с местностью эпизоды ориентации из Дорожной книги развилки, повороты, препятствия, зоны контроля прохождения, вообще абсолютно всё, что в ней обозначено.
В 5-х) Следить за спидометром в зонах ОС (обязательное ограничение скорости)
В 6-х) Он должен работать с данными корнета, и строго по правилам, делать отметки на пунктах контроля.
7) Штурман в экипаже отвечает за режимы времени прохождения створов в зонах Закрытого Парка, на Стартах Этапов и Спец Участков.
О штурманах
При этом надо заметить, что пилот, управляя машиной, глазами видит горизонт это его важное преимущество. Штурман же, не может отвлечься от легенды и приборов, горизонта перед ним нет, фокусировка его глаз постоянно меняет объект внимания:
— Со страницы дорожной книги на одометр,
— С одометра на GPS,
— С GPS на эпизод дороги перед лобовым стеклом, для определения направления пути.
— С дороги, снова на страницу дорожной книги,
— и так по кругу.
При отсутствии видимого горизонта, такая работа, является мощным ударом по вестибулярному аппарату. Дорожная тряска предупреждает о себе пилота приближением препятствия, на которое движется машина яма, или трамплин пилот их видит и успевает рефлекторно сгруппироваться. Штурманы, как правило, встречают ухабы вслепую большую часть времени они заняты показаниями приборов и не успевают приготовиться.
От этого, им на долю выпадают значительно большие, чем пилотам, физические перегрузки.
Я много сил прикладываю к тому, чтобы доходчиво и образно пояснить болельщикам, что составляет кухню и специфику ралли-рейдов. Каковы правила, почему происходит так, а не по-другому. Надеюсь, что это поможет  во многом разобраться.

Записать в LiveJournal Поделиться ВКонтакте

КОММЕНТАРИИ (0)
 
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Имя *
E-mail
 
Оставьте адрес, если хотите получать еженедельную рассылку
Тема
Мнение *
Я хочу получать E-Mail о новых комментариях к этому материалу
Я прочитал и обязуюсь соблюдать правила сайта *
Введите текст, мы хотим удостовериться, что вы не робот
Обновить капчу
Готово
Зарегистируйтесь,
чтобы каждый раз не вводить цифры


КАТАЛОГ
 
Наши темы
Наши города
Абакан (3) Актюбинск (1) Алексин‎ (1) Алма-Ата (4) Альметьевск (7) Ангарск (3) Андреаполь (2) Анжеро-Судженск (1) Апатиты (3) Армавир (4) Архангельск (2) Астрахань (9) Байконур (1) Балашиха (5) Балашов (1) Балтийск (1) Барнаул (39) Батайск (1) Белгород (10) Березники (1) Бийск (33) Бишкек (2) Благовещенск (3) Богородск (2) Бологое (16) Борзя (1) Братск (2) Брест (1) Бронницы (7) Брянск (7) Валга (1) Великий Новгород (4) Великий Устюг (1) Вельск (2) Верхний Тагил (1) Вильнюс (1) Витебск (1) Вичуга (7) Владивосток (3) Владикавказ (2) Владимир (8) Волгоград (8) Волгодонск (2) Вологда (1) Воронеж (11) Выборг (2) Вязники (2) Гаврилов Ям (1) Геленджик (7) Георгиевск (1) Горбатов (1) Горно-Алтайск (3) Гродно (5) Губкин (1) Детройт (9) Дмитров (7) Днепропетровск (2) Донецк (2) Дубна (10) Егорьевск (13) Екатеринбург (21) Женева (12) Жуковский (2) Запорожье (1) Зеленоград (2) Златоуст (5) Иваново (9) Ижевск (3) Инза (1) Иркутск (22) Истра (3) Йошкар-Ола (18) Казань (36) Калининград (23) Калуга (15) Калязин (1) Кандалакша (4) Катав-Ивановск (1) Катайск (3) Кашира (3) Кемерово (8) Кемь (1) Керчь (2) Киев (6) Кимры (1) Киров (9) Кировск (1) Клин (2) Когалым (1) Коломна (9) Конаково (1) Кондопога (2) Конотоп (1) Копьяпо (1) Королев (2) Костомукша (5) Кострома (7) Красногорск (61) Краснодар (10) Краснознаменск (1) Красноярск (6) Кувандык (1) Кудымкар (1) Курган (2) Курск (3) Курчатов (1) Кушва (1) Кызыл (1) Кыштым (3) Лас-Вегас (26) Липецк (4) Лиски (3) Лос-Анджелес (10) Лотошино (2) Луга (1) Луганск (2) Львов (1) Людиново (1) Магадан (2) Магнитогорск (5) Майкоп (5) Мантурово (1) Мантурово (1) Мариуполь (2) Мезень (2) Минеральные Воды (3) Минск (4) Минусинск (1) Мирный (1) Мирный (1) Можайск (9) Мончегорск (2) Москва (181) Муравленко (3) Мурманск (8) Мытищи (4) Нальчик (3) Наро-Фоминск (4) Нарткала (2) Нарьян-Мар (2) Невьянск (2) Нижневартовск (11) Нижнеудинск (3) Нижний Новгород (34) Нижний Тагил (1) Новоалександровск (1) Новокузнецк (6) Новоорск (3) Новороссийск (5) Новосибирск (42) Новоуральск (1) Новый Уренгой (3) Ногинск (1) Норильск (3) Ноябрьск (4) Нью-Йорк (12) Нягань (1) Обнинск (6) Одесса (1) Оловянная (1) Омск (8) Орел (8) Оренбург (2) Орехово-Зуево (4) Осташков (1) Отрадная (1) Павловск (4) Павловский Посад (4) Павлодар (1) Пангоды (2) Париж (6) Партизанск (2) Пекин (2) Пенза (11) Переславль-Залесский (2) Пермь (10) Петрозаводск (1) Подольск (3) Прокопьевск (2) Пурпе (1) Пушкино (4) Пушкино (8) Пыть-Ях (5) Пятигорск (6) Радужный (6) Раменское (1) Рига (3) Риддер (1) Рождество (1) Россошь (1) Ростов Великий (2) Ростов-на-Дону (18) Рубцовск (1) Рыбинск (1) Рязань (7) Сальск (5) Самара (14) Санкт-Петербург (29) Саранск (5) Саратов (4) Сатка (2) Севастополь (3) Сергиев Посад (1) Серпухов (3) Симферополь (17) Смоленск (7) Снежинск (2) Сочи (8) Ставрополь (4) Старый Оскол (2) Суздаль (3) Сумы (1) Сургут (20) Сызрань (3) Сыктывкар (10) Таганрог (3) Талдом (2) Тамбов (2) Таштагол (1) Тверь (47) Токио (4) Тольятти (15) Томск (17) Тула (18) Тюмень (11) Углегорск (2) Ужгород (1) Улан-Удэ (6) Ульяновск (14) Уппсала (1) Уральск (3) Уссурийск (4) Усть-Баргузин (1) Усть-Каменогорск (2) Усть-Лабинск (1) Уфа (6) Феодосия (1) Фокино (1) Фрязино (1) Хабаровск (1) Ханты-Мансийск (9) Харьков (6) Холмск (1) Чапаевск (4) Чебоксары (11) Чегем (1) Челябинск (21) Черкассы (1) Черкесск (6) Чернигов (2) Черноголовка (13) Черняховск (2) Чикаго (6) Чита (5) Шанхай (5) Шахты (5) Щелково (1) Щёкино (4) Щёлково (1) Энгельс (1) Эссен (8) Южно-Сахалинск (14) Якутск (7) Ялта (1) Ярославль (12) Ясногорск (1)
Выбор редакции
Toyota FT-4X Concept 2017
Взгляд в будущее нацелен не на утилитарное использование, а на автомобильных путешественников, изначально предлагая готовый к приключениям автомобиль.
УАЗ Буханка 2018, Тюнинг-Центр 4х4
Основной изюминкой очередного проекта Тюнинг-Центра 4х4 стали шины низкого давления АвтоРос, которые отличаются своими внедорожными характеристиками и не обламывают возможность проехать по асфальту.
В начало страницы

Партнерская ссылка
О проекте

Условия использования

Карта сайта
Размещение рекламы

Связь с редакцией

Нашли ошибку?
© 2009-2019, off-road-club.ru
Создание сайта off-road-club.ru

Регистрация СМИ
Эл №ФС77-36509