БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ:
КВАДРОЦИКЛЫ
КВАДРОЦИКЛЫ
НОВОСТИ ОБЗОР НОВОСТИ ОБЗОР
СОБЫТИЯ
 
Запомнить
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
ЦИТАТЫ
БЛОГИ
ТЕХПАСПОРТ
НОВОЕ
Соревнования/Покатушки
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
Путешествия
баллов: 1
баллов: 2
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 2
ОБСУЖДАЕМ
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
СКОРО
 
23.06.18
30.06.18
13.07.18
14.07.18
15.07.18
19.07.18
21.07.18
27.07.18
28.07.18
КАЛЕНДАРЬ
ИЮН - ИЮЛ 2018
пнвтсрчтптсбвс
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
ПРИВЕТСТВУЕМ
НОВЫХ ЛЮДЕЙ
0
Россия, Новороссийск
стаж в офф-роуде:  
0
Россия, Новороссийск
стаж в офф-роуде:  
присоединился 21.06.18 | 20:50
НОВУЮ ТЕХНИКУ
Mitsubishi Pajero (1982-1991)
рейтинг
1
Добавлено 01.04.18

Северное Ожерелье 2018

Путешествие по Коми на Соболе 4х4

10.03.18 - 16.03.18
Северное Ожерелье 2018
путешествие
Россия, Сыктывкар
Телефон: +7 926 210 16 61
Организатор: Группа ГАЗ
Контактное лицо:
Михаил Рябинин
Сложность маршрута: легкое бездорожье
Количество дней: 6
Связка городов: Сыктывкар — п. Корткерос — Ксть-Кулом — с. Дон — Помоздино — Комсомольск-на-Печоре — Якша — Троицко-Печорск — Сосногорск — Ухта — Емва — Эжолты — Сыктывкар
Машины: Четыре Соболя 4х4 и одна полноприводная Газель
Северное Ожерелье 2018
Вмороженная в лед понтонная переправа. Летом через реки здесь чаще курсируют паромы.
Республика Коми получила негативный окрас в глазах туристов из-за спецпоселений и мест заключения, история которых тянется далеко из времен и не закрыта до сегодняшнего дня.
За ширмой рассказов о беглых каторжанах и дорогах на костях, оказались совершенно забыты люди, чья история гораздо древнее и интереснее всех этих рассказов, да и посмотреть есть на что, начиная дикой природой и заканчивая традициями и устоями.
Северное Ожерелье 2018
В настоящей Коми-избе, которая объединила в себе музей и гостевой дом.
Путешествуя по Архангельской области, я был сильно удивлен, насколько Коми-люди отличаются от поморов, хотя и живут рядом, и промыслом одним занимались.
Разный быт, разная история, разные традиции, разные суеверия и обряды. А Коми-кухня: сырая рыба, сырой рябчик, каша на самогоне. В Коми-деревнях даже пиво свое делали.
Северное Ожерелье 2018
Пирог луково-грибной.
Северное Ожерелье 2018
Черинянь (рыбный пирог).
   
В истории Коми есть несколько знаковых моментов, не считая движений народностей и пришлых с юга людей. Один из таких моментов — строительство Северо-Екатерининского канала, начатое в конце 18-го века и законченное в 1822 году; канал был закрыт уже в 1837 году из-за неоправдано больших затрат на поддержание его судоходности.
После прихода советской власти очень качественные красные кирпичи, которыми обкладывали берега канала, были разобраны местными жителями для строительства.

Северо-Екатерининский канал

 
Северное Ожерелье 2018
     
 
Северо-Екатерининский канал — памятник гидротехнического искусства, представляющий смелое для конца ХVIII - начала ХIХ вв. в инженерно-техническом плане решение. Как природный объект искусственного происхождения в гидрогеографическом значении — уникальное явление.
Проложен в широкой (до 20 м) лесной просеке на границе Усть-Куломского района Республики Коми и Чердынского района Пермского края и соединяет прямой линией р. Северную Кельтму (приток Вычегды) в районе д. Канава и р. Джурич — приблизительно в 26 км от ее впадения в р. Каму. Представляет собой прямую, обвалованную со стороны берегов водную нить длиной около 17,7 км с остатками деревянных гидротехнических сооружений (шлюзов, водосбросов).
Первые предположения о возможности соединения Волжско-Камского и Двино-Вычегодского бассейнов рассматривались во времена правления Петра I. Строительство началось в 1785 году в царствование Екатерины II и велось с перерывами в течение тридцати шести лет. Канал полностью прорыт вручную силами коми крестьян. Стоимость работ исчислялась 400 тыс. рублей. При строительстве возникло поселение — деревня Канава.
Северное Ожерелье 2018
Шлюз Св. Екатерины.
В 1822 году канал был сдан в эксплуатацию. В то время он был самым протяжённым в России, по нему прошло более шестидесяти судов с мукой, солью, другими видами продовольствия и мануфактурой. Однако он оказался неудобным для судоходства и торговли, попытки его реконструкции не увенчались успехом, финансирование его содержания прекратилось и к 1838 г. он был закрыт.
В конце XIX в. предпринимались попытки устройства работ по возобновлению здесь судоходства, но поддерживать его в рабочем состоянии земству оказалось не по силам. Не осуществились и планы по возрождению канала, которые вынашивались в 1920-х гг. в среде коми краеведов и советских хозяйственных деятелей.
Сейчас канал разрушен, дно заилено и заросло травой, ширина протоки от 3-4 м до 1 м. Сохранились остатки рукотворных шлюзов и гидротехнических сооружений: морёные брёвна, лежащие уже двести лет в воде, свидетельствуют о высоком качестве выполненных работ. Русло обмелело, берега поросли лесом и обвалились так, что в некоторых местах он похож на ров с водой шириной несколько метров.
Северное Ожерелье 2018
Шлюз Святого Александра.
В половодье канал используется местными жителями для сообщения на моторных лодках. Здесь много бобровых плотин, благодаря им поддерживается уровень воды.
На канале располагались следующие гидротехнические сооружения: однокамерный деревянный шлюз в честь святого Николая Чудотворца при р. Джурич; водоспуск во имя святого Константина на соединении канала и р. Северная Кельтма; однокамерный деревянный шлюз во имя святого Александра в 7-ми верстах от водоспуска; шлюз в честь святой Екатерины в двух верстах ниже. При этих сооружениях были построены караульные дома, а при северном устье канала —церковь во имя святой великомученицы Екатерины.
 
 

Проект поворота рек

 
Северное Ожерелье 2018
Переброска стока рек Вычегда и Печора на юг. Схема.
 
В начале 60-х годов ХХ-го века в СССР был начат безумный проект перенаправления течения рек Вычегды и Печоры и направления их к Волге.
Для выполнения этого проекта требовалось не только построить плотину, но и вырыть новый канал, для чего произвести несколько подземных ядерных взрывов.
Три взрыва успели произвести до того, как было принято решение отказаться от идеи.
Местные жители до сих пор рассказывают истории и показывают огромные лиственницы, которые выглядят лет на двести, но которые на фотографиях 70-х годов стоят тонкими молодыми деревцами.
     
  Историческая справка:  
 
Идея проекта поворота рек состояла в переброске части стока нескольких рек европейского севера России (Северная Двина, Печора, Вычегда и др.) и Сибири (Обь, Иртыш, Енисей и др.) в регион Каспийского моря, чтобы решить в Средней Азии проблему дефицита воды. Разработка началась в 1930-е гг., к реализации приступили в начале 1960-х.
Коми республика первая из всех территорий России начала подвергаться коренному преобразованию природной среды. Предполагалось, что река Печора соединяется с руслом Камы, впадает в Волгу и наполняет катастрофически мелевшее Каспийское море. Для осуществления масштабных работ был призван «мирный атом»: проект «Тайга» предусматривал применение 280 зарядов, практически же подорвано было три в трёх линейно расположенных скважинах на глубине 127 м.
 
 
Северное Ожерелье 2018
Озеро Ядерное на месте экскавационного взрыва трех ядерных зарядов мощностью по 15 килотонн. Поднятые взрывом берега озера заросли елью и березой. Вокруг — сплошное непроходимое болото. В центре озера — маленький островок с исследовательской скважиной для забора проб грунта. Радиационный фон — в норме.
В результате взрыва трех зарядов по 15 килотонн 23 марта 1971 года среди лесного массива образовалась траншейная выемка длиной 700 м, шириной 340 м и глубиной от 10 до 15 метров, которая позже заполнилась водой.
Так появилось Ядерное озеро с маленьким островом посередине, где сделана исследовательская скважина для забора проб грунта. Поднятые взрывом берега озера заросли елью и березой. Вокруг — сплошное непроходимое Васюково Болото. Ближайший населенный пункт от озера — деревня Васюково, где расположены гостевые домики для рыбаков, гостей принимают круглосуточно и круглогодично.
В 1964 году была издана книга «О влиянии переброски стока северных рек в бассейн Каспия на народное хозяйство Коми АССР», получившая широкую известность не только в СССР, но и за рубежом. В Канаде ее использовали как учебное пособие по охране природы. Эта книга и последующие работы ученых Коми филиала АН СССР во многом способствовали отказу от идеи переброски. Окончательно работы были остановлены в 1986 году.
 
 

Дороги в Коми

 
Дорог в Коми не много. Некоторые достаточно хорошие. Некоторые по семь загибов на версту, с ямами и уклонами.
Впрочем, сел и остатков поселений также немного и если заезжать поглубже, то можете оказаться в диком лесу, где с грунтовки и свернуть некуда.
Северное Ожерелье 2018
Большинство дорог в Коми зимой занесены снегом, что усложняет передвижение по краю.
В этом плане путешествие на внедорожном кемпере или микроавтобусе становится оправданным, так как можно легко встать на ночевку в любом месте и спать внутри автомобиля.
Соболь 4х4 буквально создан для таких путешествий. Впрочем, нам ночевать в салонах Соболей не пришлось.
Северное Ожерелье 2018
Внедорожный микроавтобус Соболь 4х4 отлично подходит для путешествия по Коми и не только.
Зимой путешествовать по Коми — не самое лучшее решение, но увидеть край, укутанный в ярко-белый снег, того стоит. Основной проблемой будет размещение на ночлег — туризм в Коми практически в стадии зародыша, хотя во многих местах стали появляться гостевые дома, где вас с удовольствием примут в гости, накормят, напоят и спать уложат. Причем в некоторых местах есть возможность поспать на настоящей русской печи или деревянных полатях.
Летом я бы предпочел путешествовать на автомобиле, чтобы останавливаться на ночевку на берегах рек и озер, которых здесь несметное количество. Другой вопрос, что в зависимости от погоды, в большинство мест обычный автомобиль может и не доехать.
Северное Ожерелье 2018
Ночевать в Соболе не пришлось, но появилась возможность испытать новые амортизаторы РИФ с технологией R-Air.
Подготовленный внедорожник окажется очень кстати. Перед поездкой я переобул зимние шины Nokian Hakkapeliitta с литых дисков на усиленные стальные Off-Road Wheels. Это было правильное решение при езде по таким дорогам. Проверили и шины, и диски, и новую подвеску РИФ с модной технологией R-Air.
Соболь выдержал испытания и позволял ехать со скоростью 50-60 км/ч там, где другие машины с трудом ехали 40. За такие дороги чиновники должны сидеть в тюрьме или нужен президент, который будет любить автомобильный туризм и постоянно ездить по разным дорогам. К его приезду все отполируют. Точняк!
Северное Ожерелье 2018
База отдыха «Мишкин Лес». Красивейшее место на высоком берегу реки.
Самая большая проблема развития автомобильного туризма в Коми это транспортное сообщение. От Вологды до поворота на автодорогу Вятка дорога местами становится испытанием для автомобиля и подвески.
А если ехать через Кострому, то по дороге до Кирова местные власти вы будете вспоминать всеми матерными словами, которые знаете. Это не дорога, это Ад и тестовый полигон, по которому будут неспособны пройти танки НАТО. Никогда.

Плато Маньпупунер

 
Самым известным местом в Коми является плато Маньпупунер. Уникальные каменные столбы когда-то были идолами народа Манси. Название горы с языка Коми так и переводится: Гора Идолов.
Северное Ожерелье 2018
Маньпупунёр, или Столбы выветривания (мансийские болваны) — геологический памятник в Троицко-Печорском районе Республики Коми. Находится на территории Печоро-Илычского заповедника на горе Мань-Пупу-нёр (на языке манси — «малая гора идолов»), в междуречье рек Вычегды и Печоры. Второе название — «Болвано-из», что с языка Коми — «Гора идолов». Отсюда и произошло народное упрощённое название останцев — «Болваны». Останцев — семь, высота от 30 до 42 м. С Маньпупунёром связаны многочисленные местные легенды, прежде он являлся объектом культа манси.
Познакомившись с интересными людьми, мы нашли для себя интересное приключение на будущее — отправиться к каменным идолам по реке на лодке, с последующим трехдневным пешим путешествием.
Это не самый тривиальный способ добраться до локации, но это возможность объединить автотуризм, водный и пеший туризм в одном путешествии.

Якша и Печоро-Илычский заповедник

 
На своих Соболях мы доехали до села Якша, которое расположено на самой границе одного из участков Печоро-Илычского заповедника. Здесь расположен музей заповедника, лосиная ферма и... заканчиваются дороги. Дальше — нетронутая цивилизацией природа и передвигаться можно только старым способом предков — по реке Печоре.
Северное Ожерелье 2018
Гостевой дом Эльвиры Дмитрошиной на Коквицкой горе. Сюда мы обязательно вернемся.
Северное Ожерелье 2018
Ольга Галкина дала названию снега, сползающего с крыш, — теперь это «нахлобучки».
Развитие региона началось после того, как в Коми были найдены нефть и газ. Однако это не превратило Коми-край в истерзанную промышленностью землю. Если не считать редких разработок и протянувшегося через леса газопровода, то в республике остались по-настоящему нетронутые земли. Это и привлекает тех, кто решает открыть для себя Коми.
По дороге мы встретили два эстонских экипажа, которые уже здорово поездили по Русскому Северу и наконец добрались до Коми-края, чтобы узнать его поближе. Мы изучали подготовленные Toyota Land Cruiser, а эстонцы осматривали наши полноприводные микроавтобусы. Несмотря на это, республика Коми — пока еще большое темное пятно и для российских автотуристов и, тем более, для европейских. Не хватает отчетов, треков и впечатлений.
Северное Ожерелье 2018
Лосиная ферма в селе Якша. Зимой тут не особо весело, но лосей увидеть можно.
Лучшее время для путешествий по Коми это весна и осень. В середине лета в этих местах слишком много насекомых. Для себя мы отметили обязательным местом для посещения в теплое время года Коквицкую гору.
Это местечко вдоль реки, в котором собрались 13 сел, а в качестве духовной пищи можно посетить Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь. Местные жители — наши новые друзья — обещали показать уникальные природные места.
Северное Ожерелье 2018
Вид на Михаило-Архангельский монастырь в вечернем сумраке.

Там, где не ступала нога «овощного» туриста...

 
Основной вывод по результатам путешествия: Туристический маршрут, который мы должны были проверить, по сути существует только на бумаге. Его надо еще десять раз переделывать и адаптировать под самые разные условия.
В Коми еще почти ничего не готово для массового туризма, но именно поэтому край будет еще несколько лет интересен энтузиастам, которые способны путешествовать самостоятельно и не боятся уличных туалетов на морозе и бани по черному вместо душа.
Северное Ожерелье 2018
Северные регионы России отличаются тем, что в любом селе можно найти интересный краеведческий музей, а наши Соболя были «музеем» для местных.
Люди добродушны и гостеприимны, но ночлег и кафе в дороге придется поискать. Впрочем, когда в Коми поедут толпы туристов, если это случится, мы уже изучим этот край и отправимся открывать новые места, где еще не ступала нога «овощного» туриста...
Дневник путешествия «Северное Ожерелье 2018» можно прочитать здесь.
Фото автора, vk.com/komi_kitchen, culture.ru, kp74.ru,
ilipin.livejournal.com, nashural.ru, wantseeproject.com
ФОТО

Записать в LiveJournal Поделиться ВКонтакте

КОММЕНТАРИИ (0)
 
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Имя *
E-mail
 
Оставьте адрес, если хотите получать еженедельную рассылку
Тема
Мнение *
Я хочу получать E-Mail о новых комментариях к этому материалу
Я прочитал и обязуюсь соблюдать правила сайта *
Введите текст, мы хотим удостовериться, что вы не робот
Обновить капчу
Готово
Зарегистируйтесь,
чтобы каждый раз не вводить цифры


КАТАЛОГ
 
Наши города
Выбор редакции
УАЗ Буханка 2018, Тюнинг-Центр 4х4
Основной изюминкой очередного проекта Тюнинг-Центра 4х4 стали шины низкого давления АвтоРос, которые отличаются своими внедорожными характеристиками и не обламывают возможность проехать по асфальту.
Оформление изменений в конструкции автомобилей
На рынке тюнинга паника: сертифицированное оборудование в один миг оказалось вне закона. Пытаемся разобраться в ситуации.
В начало страницы

Партнерская ссылка
О проекте

Условия использования

Карта сайта
Размещение рекламы

Связь с редакцией

Нашли ошибку?
© 2009-2018, off-road-club.ru
Создание сайта off-road-club.ru

Регистрация СМИ
Эл №ФС77-36509