БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ:
КВАДРОЦИКЛЫ
КВАДРОЦИКЛЫ
НОВОСТИ ОБЗОР НОВОСТИ ОБЗОР
ЛИКБЕЗ
 
Запомнить
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
ЦИТАТЫ
БЛОГИ
ТЕХПАСПОРТ
НОВОЕ
Соревнования/Покатушки
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
Путешествия
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
ОБСУЖДАЕМ
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
СКОРО
 
26.07.19
27.07.19
16.08.19
24.08.19
02.09.19
05.09.19
06.09.19
07.09.19
12.09.19
13.09.19
КАЛЕНДАРЬ
ИЮЛ - АВГ 2019
пнвтсрчтптсбвс
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
ПРИВЕТСТВУЕМ
НОВЫХ ЛЮДЕЙ
0
Россия, Владивосток
стаж в офф-роуде:  
езжу на Suzuki Jimny (1998+)
0
Россия, Владивосток
стаж в офф-роуде:  
езжу на Suzuki Jimny (1998+)
присоединился 16.07.19 | 01:58
НОВУЮ ТЕХНИКУ
Suzuki Jimny (1998+)


рейтинг
7
27.09.10

Выбор лебедки

Путеводитель по винчеванию

Выбор лебедки
Рукояткой хай-джека надо махать до изнеможения, с сенд-траками нырять в болотную жижу, а тут вышел, размотал трос и знай жми на кнопку, глядя, как медленно, но уверенно автомобиль пересекает участок, по которому самостоятельно ехать не может. Даже не знаю, как мы раньше ездили без лебедки на бампере, а ведь было такое… Ужас-с!

Применение

Если говорить об аксессуарах для офф-роуда, то на первое место я бы, не задумываясь, поставил лебедку. Этот механизм позволяет с наименьшими трудозатратами покинуть место «посадки» автомобиля.
Лебедка позволяет с наименьшими трудозатратами покинуть место «посадки» автомобиля.
Выбор лебедки
Хотя, надо честно признать, бывают редкие исключения, которые лишь подтверждают правило. Рукояткой хай-джека надо махать до изнеможения, с сенд-траками нырять в болотную жижу, а тут вышел, размотал трос и знай жми на кнопку, глядя, как медленно, но уверенно автомобиль пересекает участок, по которому самостоятельно ехать не может. Даже не знаю, как мы раньше ездили без лебедки на бампере, а ведь было такое… Ужас-с!
Итак, если вы планируете мало-мальски серьезный офф-роуд, то перво-наперво нужно задуматься о лебедке. Лебедки бывают механические, гидравлические и электрические.
Если вы планируете мало-мальски серьезный офф-роуд, то перво-наперво нужно задуматься о лебедке.
Механическая лебедка
Механическая лебедка
Ручная лебедка занимает мало места, но вам придется попотеть.

Механические лебедки

Их редуктор (часто червячный, с большим передаточным числом, но низким КПД) получает привод от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности, установленную на коробке передач или раздатке (в зависимости от конструкции). Соответственно, если мотор молчит, то и лебедка не работает – в этом кроется крупный недостаток механизмов такого рода. Их главное преимущество – высокая сила тяги и надежность. Чистая механика безо всякой электроники в тяжелых условиях пока вне конкуренции.
Автомобильный мотор способен обеспечить лебедке большое тяговое усилие.
Механическая лебедка
Однако подробно останавливаться на этих механизмах смысла нет, поскольку такие лебедки не продаются как агрегаты для самостоятельной установки на любой автомобиль. Они являются принадлежностью того или иного внедорожника. Например, Toyota и Nissan комплектовали раньше некоторые модели своих Land Cruiser и Patrol механическими лебедками. В нашем отечестве штатно оснащаются механическими лебедками армейские грузовики ГАЗ (66, Садко), Урал, Камаз. Поскольку мощный автомобильный мотор способен обеспечить лебедке большое тяговое усилие, во избежание ее поломки или разрыва троса применяется механический предохранитель.
Например, шпонка на приводном валу. При превышении максимально заданного производителем усилия она ломается, и для возобновления процесса вытаскивания автомобиля нужно ставить новую деталь. Регламентное обслуживание механической лебедки сводится к замене масла и уходу за тросом.

Гидравлические лебедки

Этот тип лебедок имеет собственный мотор. Разумеется, это не ДВС, а гидромотор. Рабочая жидкость (обычно ATF) поступает к гидромотору от насоса, приводимого опять-таки двигателем автомобиля.
Гидравлические лебедки достаточно мощные, но довольно медлительные.
Гидравлическая лебедка LDH12000
Поэтому недостаток, указанный в предыдущем разделе, налицо и тут: если двигатель машины не работает – отдыхает и лебедка. Гидравлические лебедки достаточно мощные, но довольно медлительные, в этом их еще один минус. Из других отрицательных моментов следует отметить наличие управляющей электроники (хоть и самой простой): клапаны, открывающие доступ рабочей жидкости в мотор лебедки, – электромагнитные. Но у гидравлических лебедок есть три больших плюса. Их практически невозможно испортить (разрыв троса – это отдельная тема), поскольку при очень большом усилии мотор просто останавливается. Они полностью герметичны (в отличие от своих электрических одноклассников).
Гидравлические лебедки полностью герметичны и абсолютно не потребляют ток из аккумулятора.
Гидравлическая лебедка
Соответственно, внутри ничего не отгниет именно в тот момент, когда машина по двери увязла в грязи. Гидравлические лебедки не потребляют ток из аккумулятора, «высаживая» его при длительном использовании (особенно начинаешь ценить это, когда «накрывается» генератор, а до выезда на асфальт еще лебедиться и лебедиться). Перед тем, как купить гидравлическую лебедку, нужно знать, что такие лебедки, выпускаемые для легковых внедорожников запитываются от насоса гидроусилителя руля. Когда лебедка развивает большое усилие, не всегда хватает мощности насоса ГУР для того, чтобы можно было одновременно проворачивать и колеса. На некоторых моделях машин не хватает мощности насоса и для того, чтобы просто проворачивать лебедку под нагрузкой, тогда приходится менять насос ГУРа на более мощный.
Они полностью герметичны, не потребляют ток из аккумулятора.
Гидравлическая лебедка
Гидравлические лебедки для тяжелой техники в большинстве случаев запитываются от отдельного гидромотора. Они развивают огромные усилия и работают быстро. Приспосабливать такие лебедки к внедорожникам сложно в силу их больших габаритов и веса. К тому же, конструкция машины должна быть приспособлена под дополнительный гидронасос, что, впрочем, не мешает многочисленным нашим «кулибиным» совершать чудеса. В целом, гидравлические лебедки встречаются не так уж редко и имеют своих поклонников в среде джиперов.

Электрические лебедки

Наибольшее распространение получили, как несложно догадаться, лебедки электрические. Разнообразие представленных моделей очень велико. Существует масса производителей, широко варьируется от модели к модели тяговое усилие и цена. Большинство лебедок имеет горизонтальную компоновку: по центру лебедки находится барабан с тросом, с одной его стороны электромотор, а с другой – редуктор, представляющий собой блок планетарных редукторов (рядов), поскольку при небольших размерах эти зубчатые передачи реализуют большое передаточное отношение.
Большинство электрических лебедок имеет горизонтальную компоновку: по центру лебедки - барабан с тросом, с одной его стороны электромотор, а с другой – редуктор.
Электрическая лебедка EWX12000S
Гораздо меньше распространены электролебедки вертикальной компоновки, называемые просто «вертикалками». В них мотор расположен над барабаном и соединен с ним с помощью шестерней, являющихся, по сути, редуктором. Эти механизмы популярны, главным образом, у спортсменов благодаря высокой скорости намотки троса и большому барабану, на который наматывается трос большей, нежели в обычной лебедке, длины. Но они громоздкие и совсем не бюджетные. Охотнику, рыболову или туристу они ни к чему. Повторимся: в мире офф-роуда бал давно правят электрические лебедки горизонтальной компоновки.

Самые распространенные лебедки

В них вал мотора, солнечные (центральные) шестерни планетарных рядов, ось барабана, на который наматывается трос, – все находится на одной горизонтальной оси. Обычно используется 3-4 последовательно установленных планетарных ряда. Общее передаточное число редуктора определяется перемножением передаточных чисел отдельных ступеней. Обычно оно колеблется от 140 до 250. Как видим, коэффициент увеличения крутящего момента внушителен, однако следует понимать, что чем он больше, тем медленнее вращается барабан лебедки, т.е. неспешнее сматывается трос.
Нужно подумать, что важнее – надежность или скорость.
Электрическая лебедка SEC16800-16800lbs
Сама по себе высокая скорость смотки троса – это тоже палка о двух концах. Нужна она, конечно, в основном тем, кто участвует в соревнованиях: там минуты важнее всего. Во всех остальных случаях время работает на водителя. Ведь чем быстрее лебедка, тем мощнее у нее мотор, а значит больше ток, который она потребляет. При пиковых нагрузках он может доходить до 500А. Мало того, что аккумулятор будет сильно разряжаться даже при работающем двигателе, этот ток еще нужно пропустить по проводам, а у них иногда окисляются контакты, повреждается изоляция. В общем, нужно подумать, что важнее – надежность или скорость.

Больше диаметр – меньше тяга

Если максимальную силу тяги лебедки производитель, как правило, сообщает на этикетке изделия, то данные о скорости можно найти только в руководстве по его использованию. Тяга обычно указывается в фунтах. 1 фунт равен 0,4536 кг.
В сложных ситуациях лучше всегда разматывать лебедку полностью, чтобы получить хорошую силу тяги на крюке.
Электрическая лебедка
Причем, этот максимум тяги развивается лишь тогда, когда трос наматывается на «голый» барабан (первый слой). Не трудно догадаться, что при неизменном передаточном числе редуктора механизма, при намотке троса на больший диаметр (2-й, 3-й, 4-й слой и т.д.) тяга будет с каждым разом уменьшаться. Поэтому в сложных ситуациях лучше всегда разматывать лебедку полностью, чтобы получить хорошую силу тяги на крюке. С силой тяги можно играть, применяя так называемые блоки. Блок – это, по сути, ролик, который закрепляется в том месте, где должен быть крюк лебедки, через который пропускается трос и крепится уже к машине.
Блок закрепляется в месте, где должен быть крюк, через него пропускается трос и крепится уже к машине.
Выбор лебедки
Блок для лебедки
   
От размещения и количества блоков зависят конечные способности лебедки. Принято считать, что обычно блок увеличивает тягу лебедки в два раза, соответственно в два раз падает и ее скорость. На самом деле увеличение, конечно, несколько меньше – в 1,5-1,8 раза. Если вернуться к школьному курсу физики, то можно поближе познакомиться с этим загадочным явлением.

Автономность

Очевидно, что лебедка с электрическим приводом работает, пока есть номинальное напряжение питания на клеммах электромотора. Значит, механизм способен вытащить заглохший автомобиль, ведь у него имеется запасенная энергия в аккумуляторной батарее. Это, безусловно, большой плюс. Однако, ток для успешной работы лебедки нужен немаленький, поэтому маленькая АКБ долго не протянет. Чем больше емкость батареи (иногда ставят две), тем лучше, но в особо тяжелых условиях и это может слабо помочь.
Лебедка с электрическим приводом работает, пока есть номинальное напряжение питания на клеммах электромотора.
Электрическая лебедка
При заметном падении напряжения ниже 12В лебедка встанет. Если же коленчатый вал мотора вращается, то в обеспечении лебедки электроэнергией большое участие принимает генератор. Хорошо, если он мощный. Но все равно никакой генератор не обеспечит работу лебедки без помощи АКБ, а последняя быстро или медленно, но подсаживается, поэтому долго «ехать на лебедке» не получится. Это в теории, а на практике ведь и трос не бесконечный, и за время его размотки и заведения крюка за новую точку АКБ немного подзаряжается.

Плюсы и минусы

Подводя итог, можем сказать следующее об электрических лебедках. Плюсы электрической лебедки: высокая скорость работы; возможность работы при заглохшем моторе; простая, быстрая и недорогая установка; относительно невысокая стоимость (по сравнению с другими лебедками).
Плюсы электрической лебедки: высокая скорость работы; возможность работы при заглохшем моторе; простая, быстрая и недорогая установка; относительно невысокая стоимость.
Выбор лебедки
Минусы: потребление большого количества электроэнергии; более низкая, чем у гидравлики и механики, надежность; негерметичность большинства моделей (попадание воды, особенно соляных растворов зимой, плохо сказывается в первую очередь на электромоторе и блоке соленоидов, не здорово оно и для редуктора). К минусам также можно отнести необходимость регулярного (хотя бы раз в год) сервисного обслуживания с полным вскрытием. В случае долговременной работы под водой, тяжелых длительных нагрузок, участия в соревнованиях лебедку рекомендуется обслужить сразу же по приезде домой.
Алексей Фабин
Фото pro-x.su , expeditionportal.com,
pirate4x4.com, cardomain.com,
и фирм-производителей.
ФОТО
Мне статья
понравилась
не понравилась

Записать в LiveJournal Поделиться ВКонтакте

КОММЕНТАРИИ (0)
 
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Имя *
E-mail
 
Оставьте адрес, если хотите получать еженедельную рассылку
Тема
Мнение *
Я хочу получать E-Mail о новых комментариях к этому материалу
Я прочитал и обязуюсь соблюдать правила сайта *
Введите текст, мы хотим удостовериться, что вы не робот
Обновить капчу
Готово
Зарегистируйтесь,
чтобы каждый раз не вводить цифры
В начало страницы

Партнерская ссылка
О проекте

Условия использования

Карта сайта
Размещение рекламы

Связь с редакцией

Нашли ошибку?
© 2009-2019, off-road-club.ru
Создание сайта off-road-club.ru

Регистрация СМИ
Эл №ФС77-36509