Сенд-траки для внедорожников.

Сенд-траки: что, почему, зачем?

Сенд-траки: что, почему, зачем?

На заре офф-роудного движения в России в качестве сенд-траков мы использовали тяжёлые стальные трапики под названием К1Д, из которых военные собирали временные аэродромы. С тех пор многое поменялось, и сейчас выбор траков достаточно обширен. Само собой, надо разобраться, какие они бывают и зачем нужны.

Для начала пара слов о самом названии этого внедорожного аксессуара. Встречается написание «сенд» и «сэнд». Само слово — транслитерация английского sаnd (песок). Никаких энциклопедических указаний на правильный вариант нет, верны оба. И автору этой статьи привычнее писать именно через «е».


Теперь о том, зачем эти сенд-траки вообще нужны:

Это приспособление подкладывается под колёса забуксовавшего автомобиля для преодоления болотини мест с рыхлым песком или снегом, для помощи машине при выходе из глубокой колеи. Ну и вообще при любом застревании вещь эта весьма полезна. Не нужно бегать за хворостом или лапником: поддомкратил, закинул под колесо трак, поехал. Вот, всё довольно просто.

С названием и назначением разобрались, поехали о самом предмете.


Металлические сенд-траки.

Натура уходящая. Что-то ещё можно встретить в продаже, если хорошенько поискать. Но товар не очень актуален. Почему? В сущности, такие траки представляли собой аналог упомянутых аэродромных пластин К1Д со всеми недостатками. Главный из них — слишком большой вес. Это действительно серьёзная проблема. Тяжеленую пластину надо и перетаскивать с места на место, и вертеть в руках, чтобы оптимально пристроить под колесо. Выполнение этих упражнений в течение длительного времени очень утомляет.

Нельзя не упомянуть и такой простой факт, как коррозия. Сталь ржавеет быстро, особенно если на ней буксуют машины, и она часто в воде. Соответственно, такой трак будет пачкать и руки, и одежду, и салон, если там окажется. Даже при внешней транспортировке рыжие подтёки на автомобиле малоприятны.

Отдельная история — достать такой увесистый сенд-трак из какой-нибудь глины, куда при пробуксовке его глубоко зарыла машина. Поверьте, это очень непросто.


Более того, есть сложности с возвратом геометрии, если трак погнулся при эксплуатации. Тут важно понимать, что хороший сенд-трак должен быть одновременно и прочным, и достаточно упругим, чтобы прогибаться, но не гнуться.

А у железа с последним как раз проблемы. Пока выдерживают рёбра жёсткости, всё, вроде, хорошо. Но если они «сдадутся» под весом тяжёлого авто, то стальная пластина может подломиться или лопнуть. И даже при сохранении целостности вручную выправить искривлённую сталь до первоначального состояния фактически невозможно.

Приходилось видеть, например, и такие ситуации: многие джиперы, чтобы не возить гремучие, громоздкие и часто грязные железные сенд-траки в салоне, старались изобретать для них какие-нибудь ниши под экспедиционным багажником или что-то подобное. Вроде всё красиво. Но вот трак погнулся, выпрямить его полноценно не выходит, а на придуманное штатное место — сюрприз — он уже не влезает.

Впрочем, такое может быть и с алюминиевыми вариантами, о которых речь пойдёт далее. Но их выправлять всё же чуть проще.


Легкосплавные сенд-траки.

Которые ещё часто как раз и называют просто алюминиевыми, но это, конечно, не чистый Al,а более жёсткий сплав. Их конфигурация повторяет внешность стальных собратьев: рёбра жёсткости по бокам и круглые отверстия с высокими бортиками посередине.

Последние сделаны, чтобы снизить вес изделия и одновременно обеспечить колёсам зацеп за те самые бортики. Главное достоинство — как раз лёгкость,оперировать этими сенд-траками куда проще.Плюс при выгибании им можно вернуть форму — если не идеальную, то хотя бы близкую к первоначальной. И это означает возможность дальнейшей эксплуатации.


Нельзя не упомянуть и презентабельный внешний вид. Они не ржавеют, выглядят достойно. Некоторые владельцы внедорожников специально вешали легкосплавные траки куда-нибудь на пятую дверь. Смотрится стильно!

Пожалуй, единственное, в чём легкосплавные сенд-траки уступали стальным — это почти полное отсутствие возможности использовать их в качестве мостков. Строго говоря, и из железных полноценного моста над каким-нибудь ручьём сделать было нельзя, они гнулись. «Алюмишки» в этом отношении ещё более нежные, поэтому подобное использование практически исключено.

Обратим внимание, что прочность сплавных траков, очевидно, сильно зависит от качества сплава. Более дешёвая продукция изготовлена из более мягких составов. Естественно, деформация в этом случае под нагрузками наступает быстрей.

«Но это же неправильно!» — подумали в компании РИФ и представили новые усиленные траки-аппарели-мостки!


Безусловно, основное назначение новинки - именно «сенд-траковое». И здесь всё по лучшей классике: дюралюминиевый сплав, ширина 50 см., длина 120 или 150. Но дальше сходства с аналогами заканчиваются.

РИФовские траки-аппарели обладают важной отличительной чертой — значительно более развитыми боковыми рёбрами жёсткости.

Плюс и сам сплав подобран высокопрочный. В итоге каждый сенд-трак выдерживает нагрузку в тонну! То есть из этих штуковин можно делать реальные мостики, по которым способен проехать любой, подчеркнём, абсолютно любой легковой экспедиционник в снаряжённом состоянии.

И это не голословные утверждения, а результат реальных испытаний со всевозможными перегрузками.

Если интересуют подробности испытаний, посмотрите ролик на канале OffRoadClubRu.



Поэтому и фигурирует указание, что эти сенд-траки РИФ можно использовать и в качестве аппарелей для прицепов и эвакуаторов. Даже при крутом угловом заезде они не гнутся!

Более того, в комплекте идут специальные быстросъёмные кронштейны с зазубренной стороной. Они позволяют надёжно фиксировать трак в наклонном положении. Это, кстати, может быть полезно не только при «заходе» на какие-ибо платформы, но и при необходимости «вскочить» автомобилем на природные ступени. Например, при выезде на берег ручья или реки. Такая надобность возникает постоянно, как в путешествиях, так и на любительских или профессиональных соревнованиях.


В общем, штука отменно полезная, и на данный момент из всех аналогов, пожалуй, наиболее актуальная. Ведь проблема в том, что сенд-траки — вещь на бездорожье, с одной стороны,временами крайне полезная, а с другой, не очень часто в обычной жизни используемая. А тут и в офф-роуде пригодятся, и технику по ним в какой-нибудь прицеп закатить можно.

Альтернатив фактически нет, но довольно серьёзной популярностью пользуются пусть не столь универсальные, но обладающие рядом достоинств...


Пластиковые сенд-траки.

Иногда их ещё называют нейлоновыми или композитными. Очевидно, это не простая пластмасса, а смешанный состав. Причём у разных производителей, естественно, немного разный. Но этого мы подробнее коснёмся позже.

Суть сведена к одному: лёгкие «планки» со множеством зазубрин для сцепления и со снегом, и с грунтом. Эти зацепы, кстати, действительно здорово выручают, если грунты сильно скользкие или рыхлые. Песок, солончаки — тут «зубастые» сенд-траки помогут эффективнее всего.


Оборотная сторона медали — такие выступы «злая» грязевая покрышка при пробуксовке достаточно легко «слизывает». Это нужно учитывать, гладкий пластиковый трак бесполезен.

Что ещё из достоинств?

Ставшие в своё время джиперским откровением, алюминиевые сенд-траки всё равно обладают ощутимым весом. Использование современных пластиков тут напрашивалось, и, конечно, появись различные компании, начавшие производить эти внедорожные аксессуары из сверхпрочного армированного нейлона.

Такие траки действительно неплохи. Лёгкие, удобные (со всех сторон ручки для переноски и вытаскивания), не гремят при транспортировке и компактно штабелируются. Они больше всех других сенд-траков подходят для перевозки внутри автомобиля, но также компактно расположатся и на экспедиционном багажнике. Стальные и легкосплавные всё-таки более
громоздкие, гремучие и тяжёлые.

Чаще они выполнены в ярких цветах, что тоже неплохо — такой сенд-трак лучше виден в снегу и грязи, если он «утонул». Его проще найти. Единственное, с пластиковыми сенд-траками не пройдёт номер по использованию в качестве мостиков и аппарелей, на это прямой запрет. Выходит, они несколько менее универсальны, но для частого использования по прямому назначению очень даже подходят.


Вот теперь можно вернуться к вопросу конкретных составов. Да, это так или иначе пластмассы. Но траки подобного класса, входящие в разряд подороже, довольно пластичны и гнутся чуть ли не под 90 градусов. Производители также утверждают, что хороший пластиковый трак не дубеет на морозе, но это всё-таки преувеличение. Сильно низкая температура подобным составам противопоказана. Лёгкий минус допустим.

При этом на рынке есть и предложения, внешне очень хрупкие даже при комнатной температуре, буквально ломающиеся об колено, как сухой хворост. И сложность в том, что в этой сфере фактически нет брендов, на которые можно указать: «Да, вот это однозначно хорошо, а остальное брать не надо».

Что тут посоветуешь? Обращайтесь к более или менее солидным продавцам, консультируйтесь, читайте отзывы и старайтесь не брать самый дешёвый товар. Он, скорее всего, и будет самым некачественным.

Гибкие и складные сенд-траки.

Есть и такой сегмент рынка, но не очень большой. Гибкие — это рулонные изделия из резинопластиковых прямоугольников, нанизанных на крепкие тросики.

Складные — более крупные пластиковые секторы, которые стыкуются, образовывая пластину, напоминающую обычный трак. Но это напоминание весьма отдалённое. Сборная конструкция не обладает значимой прочностью. На неровностях её легко разломать. То есть про какую бы то ни было универсальность речи не идёт.


Гибкие сенд-траки сломать не так просто, но не так просто ими и пользоваться. Лишённый какой-либо жёсткости предмет очень сложно с силой запихнуть под покрышку, а в этом заключается суть процесса применения траков. Их нужно буквально втыкать в грунт под колесо, чтобы оно, крутясь, получило сцепление.

Относительно неплохо гибкий или складной варианты могут отработать в песке или снегу. В реальном офф-роуде эти вещи неприменимы. Их можно порекомендовать владельцам легковушек или часто застревающих зимой коммерческих грузовичков. Тут как раз и компактность очень в тему, не будут мешать в багажнике. И помочь тронуться забуксовавшей в непогоду машине они в состоянии.


Некоторые рекомендации.

В целом сенд-траки — предмет простой и понятный, вся разница, по большей части, тут именно в материалах изготовления, и их мы рассмотрели.

Наверное, следует ещё сказать, что не стоит перебарщивать с длиной. Лучше всего, чтобы сенд-трак свободно умещался в базе машины между передним и задним колесом. Ведь подкладывать вспомогательные «дощечки» часто требуется не только под передок.


И дощечки очень удачно вспомнились. Даже бюджетные траки чего-то да стоят. Но хотелось бы предостеречь аудиторию от экономии с помощью кустарного изготовления. В своё время приходилось видеть разное. Кто-то варил эдакие рамки из уголков и арматуры, но в результате получал всё ту же неподъёмную, малофункциональную конструкцию.

А кто-то шёл по совсем простому пути, брал доски, сверлил в них дырки, и «шнуровкой» продевал сквозь них веревку. Однако, чтобы дерево держало хоть какие-то нагрузки, оно должно быть толстым, а сенд-трак, чтобы его легко можно было засунуть поглубже под колесо, должен, наоборот, быть потоньше.

В общем, всё как обычно в истории с выкраиванием. Если хочется получить что-то стоящее, придётся сколько-то заплатить. Как мы поняли, платить сейчас стоит либо за легкосплавные, либо за пластиковые траки. Баланс необходимых характеристик именно в этих случаях самый удачный.

Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
Шипы против грязевых шин. Кто лучше?
Заснеженное поле встречало дизельный УАЗ Патриот на шипованных шинах Nokian Hakkapeliitta LT и новый бензиновый УАЗ Патриот на грязевых Nokian Rockproof со всей современной электроникой и блокировкой заднего дифференциала. Как думаете, кто победил?
Цепи противоскольжения: Связанные одной целью
На своем опыте проверили возможности проходимости автомобиля на цепях противоскольжения