Самая сложная донская песочница
Самая сложная донская песочница
«Донская Сахара» и «Быковские Буруны» – самые известные песочницы близ трассы М4. На самом же деле, вдоль Дона есть еще несколько песочниц, исследовать которые мы и отправились в путешествии в стиле РИФ, названное нами «Пустыни России».
До некоторых песочниц добираться сложно, некоторые простираются прямо около асфальтового шоссе, но именно такая близкая к шоссе песочница, оказалась и самой сложной. Во-первых, найти заезд в пески, даже имея опыт и спутниковые карты, я смог не сразу. Во-вторых, барханы этой песочницы почти не «читаются» и мне приходилось периодически выходить на разведку.
Сначала показалось, что заехать в пески, начинающиеся от Обливского, можно прямо с асфальта, но не тут-то было. Грунтовые дорожки с асфальта утыкаются в непролазные кусты или уходят в лес и заканчиваются площадками для пикника или стоянки, но далекими от песка. Чтобы найти хороших «заход» пришлось объехать половину песочницы, да и то не с первого раза.
Я езжу по пескам уже несколько лет, побывал в разных местах, включая пустыню Гоби, и научился «читать» барханы, определяя, что впереди и какую траекторию выбрать. В этой песочнице я постоянно выходил из автомобиля, чтобы посмотреть вперед и выбрать правильный путь, и только заехав почти в середину я смог расслабиться и кататься в свое удовольствие.
Сложность составляют хребты, слегка поросшие травой, по которым почти нереально определить характер противоположного склона. Чтобы не сигануть с «балкона» – опасного обрыва или не оказаться в песчаной ловушке, выходил и оценивал маршрут ножками и глазами, прежде чем нырять на автомобиле.
Песчаные ловушки – интересная тема – как-то на одном из этапов чемпионата России по ралли-рейдам я решил заехать на бархан, чтобы встать повыше и осмотреться. Бархан «читался», казалось, легко и ничего не предвещало засады. Уже забравшись наверх и перевалив через хребет, я провалился в небольшую ямку. Дороги вперед не было, а остановка обеспечила очередной урок копания лопатой, работы с сенд-тракам.
Я обещал в публикациях из путешествия давать маленькие советы. Вот пусть это и будет хорошим советом – если не уверены в том месте, куда хотите заехать, пройдите сначала пешком и оцените, есть ли там место для остановки и маневра, сможете ли вы потом тронуться вперед или назад. И помните, что все остановки в песках делаются под углом в том направлении, в котором вы потом хотите трогаться или возвращаться назад.
Кроме характера песков, песочница отличалась и погодой – было очень ветрено, в отличие от стоянки в «Донской Сахаре». Чтобы палатку не унесло, ее пришлось привязать к открытой калитке запасного колеса. Еще один способ утилитарного использования силового бампера РИФ.
Кстати, про палатки, ловите еще один лайфхак: китайские самораскрывающиеся палатки и любые «автоматы» для песков лучше, т.к. могут ставиться без колышков. Другие палатки требуется растягивать, что не всегда возможно.
Дальше нас ждала дорога в сторону первой «официальной» географической пустыни России близ Иловли. Но по дороге пришлось вспомнить опыт езды по удаленным районам: если местные туда не едут, то там что-то не то. Так получилось и в этот раз – по спутнику, вроде как, была дорога, но через некоторое время она почти заросла и ни одного следа. Это означает, что короткой дороги нет или она в таком состоянии, что лучше не ехать.
Выезжаем на проселочный асфальт и едем в объезд. В путешествиях нет задачи «рубиться» и рисковать повредить автомобиль, поэтому иногда лучше перестраховаться, чтобы потом не колдовать с полевым ремонтом и не напрягать друзей просьбами привезти запчасти или вытащить к цивилизации.
В нашем случае потребовался только компрессор AIR4x4, который мы нещадно использовали каждый раз, когда надо было накачаться после песков или после езды по трясучим грунтовкам.