До недавнего времени правила дорожного движения Вьетнама запрещали иностранным гражданам садиться за руль автомобиля. Любознательные туристы были вынуждены терпеть в водительском кресле местного гида. Наконец, ситуация изменилась. Берите внедорожник на прокат и покоряйте неизведанные просторы экзотической и гостеприимной страны. Но будьте осторожны, ведь некоторые ее жители происходят от драконов и фей!
Откуда во Вьетнаме внедорожники
Первые внедорожники появились во Вьетнаме во время войны между Севером и Югом 60–70-х годов, которая стала одним из самых серьезных вооруженных конфликтов XX века.
Джип 151М-А2 отправляется в путешествие.
США осуществляли военную помощь армии Юга, СССР поддерживал войска Севера. Поэтому в Южный Вьетнам поставлялись американские джипы M38A и М151 MUTT (последний использовали в боевых целях – уникальный опыт, который не повторялся больше ни в одной стране), а внедорожником №1 в Северном Вьетнаме стал советский джип УАЗ-469, ближе к окончанию войны появился ГАЗ-69. После победы Севера в 1976 году оружие и транспорт южновьетнамской армии перешли в собственность коммунистического правительства. Часть внедорожников использовалась в армии и полиции заново созданной страны. Кроме того, «лишние» машины стали активно сбывать местным жителям.
Джип М-38А.
Интересно отметить, что у себя на родине джип М151 считался опасным для гражданского использования на дорогах – прежде всего из-за нестабильного поведения на поворотах. Поэтому «отслужившие» автомобили шли на запчасти, а кузова сдавались в переплавку. Но во Вьетнаме этот факт никого не смущал.
В 90-е годы, когда граница Вьетнама открылась для туристов, старыми военными джипами сразу же заинтересовались турфирмы. Следует сказать, что около 80% территории страны занимают низкие и средневысотные горы. Горные дороги в то время не были асфальтированы, в сезон дождей их размывало; кроме того, многие из них пострадали во время бомбардировок или были разбиты гусеницами танков – как, к примеру, знаменитая «тропа Хошимина», которая когда-то использовалась Северным Вьетнамом для переброса военных материалов и войск в южные районы.
Тропа Хошимина.
Джип был просто необходим для путешествий по стране. Более новых гражданских внедорожников во Вьетнаме еще не было, поэтому в туризме стали активно использовать «ветеранов». В северных провинциях это были уазы-«козлики», в южных – американские М151-А2, более устойчивые по сравнению с А1. Хотя самостоятельно управлять джипом туристам не разрешали, такие туры очень быстро стали популярными. Открытый верх машины позволял путешественникам сколько угодно смотреть по сторонам, находить уникальные кадры, наслаждаться красками, запахами и звуками. К тому же, многих привлекала особая атмосфера поездок на старом армейском джипе, чем-то напоминавших путешествие в прошлое.
Джип 151М-А2.
За последние 15 лет большинство дорог привели в порядок, бывшие горные тропы заасфальтировали, над оврагами перекинули мосты, – и джип перестал быть единственным возможным средством передвижения по Вьетнаму. Машины военных времен постепенно «дряхлеют», часто ломаются, ремонт обходится все дороже, из продажи исчезают необходимые запчасти. Поэтому поездки на старых внедорожниках теперь предлагают редко – как правило, это экскурсии в пределах одного города и окрестностей.
Дорога Даклак – Далат.
Сейчас во Вьетнаме появились современные внедорожники, однако в основном они принадлежат частным лицам. Турфирмы предпочитают более экономичные минивэны – после «капитального ремонта» дорог такие машины вполне успешно заменили джипы на большинстве популярных маршрутов. Однако путешествие на новом внедорожнике уже можно заказать в крупных городах, Ханое или Сайгоне. В прокат чаще всего сдаются Toyota Land Cruiser, Mitsubishi Pajero и Grand Cherokee.
Вьетнамское водительское удостоверение
Изменились и законы о вождении транспортных средств. Если раньше за руль разрешалось садиться только постоянно проживающим во Вьетнаме, то теперь туристы могут получить временное водительское удостоверение вьетнамского образца. Для этого понадобятся международные водительские права и вьетнамская виза длительностью не менее 3 месяцев (даже если вы собираетесь во Вьетнам всего на месяц); документ изготавливается в течение 5–7 дней в одном из отделений Агентства по выдаче водительских лицензий. С регистрацией в Агентстве могут помочь сотрудники фирмы, у которой вы арендуете машину.
Бездорожье Вьетнама
Куда стоит поехать, получив нужные документы? Во Вьетнаме еще остались уголки, куда невозможно добраться без внедорожника: это, к примеру, некоторые районы хребта Хоанглиен и Центрального Плато.
Центральное Плато. Дорога из Нячанга в Далат.
Хоанглиен, или Тонкинские Альпы
Горный хребет Хоанглиен, известный также как Тонкинские Альпы, расположен в северо-западной части страны, около границы с Китаем. Центр Тонкинских Альп – городок Сапа, расположенный на высоте 1600 метров над уровнем моря.
Центральное Плато.
Эти места славятся мягким климатом, невероятно чистым воздухом и множеством природных достопримечательностей, таких, как Серебряный водопад Тхак Бак, гора Хам Ронг («Челюсть дракона»), подводные пещеры Тафин, бамбуковые леса... Коренные жители северных гор – невьетнамские племена хмног, дао, тай, зяй, до сих пор сохранившие традиционный уклад жизни. Хмноги и дао, которых можно встретить в Сапе, как правило, одеты в чистенькие национальные костюмы и знают десяток английских слов, необходимых для успешной продажи сувениров.
Местные жители в национальных костюмах.
Однако гораздо интереснее углубиться в горы и посетить аутентичные деревни, лежащие в стороне от стандартных туристических маршрутов. Для этого понадобится внедорожник, который можно взять напрокат в Ханое или непосредственно в Сапе. Джип позволит добраться и до живописной долины Дьенбьенфу (примерно 200 км от Сапы), окруженной джунглями. В 1954 году в Дьенбьенфу произошла битва между французской армией и силами Вьетминя, положившая конец французской колонизации в Северном Вьетнаме.
Центральное Плато
Другой горный район, также очень привлекательный для путешественников – Центральное Плато, где находятся многочисленные кофейные и чайные плантации, самый большой водопад во Вьетнаме Драй Сап и «город вечной весны» – Далат, построенный французами в начале XX века на высоте 1500 метров над уровнем моря.
Водопад Драй Сап.
Как и хребет Хоанглиен, Центральное Плато – родина множества небольших племен, которые поражают разнообразием религиозных и культурных традиций (от матриархата до ислама). Выйти за рамки туристических маршрутов по Центральному Плато в наши дни достаточно сложно, поскольку, в отличие от миролюбивых племен севера, южные «горцы» порой весьма агрессивны. В отдельных деревнях периодически возникают бунты против вьетнамского правительства, а реакция на туристов может быть непредсказуемой. Поэтому посещение мест, не указанных в путеводителях, возможно только под строгим контролем полиции.
Традиционный Длинный дом племени М'нонг, озеро Лак.
Одна из интереснейших достопримечательностей Центрального Плато – гора Лангбиан неподалеку от Далата (высота – 2100 метров), на вершину которой ведет узкая лесная тропа. Согласно местной легенде, название горы состоит из двух имен – мужского и женского. Юноша Ланг и девушка Биан из двух враждующих племен полюбили друг друга и, не получив разрешения на брак, вместе бросились с горы.
Звери, жившие в окрестных лесах, горячо сочувствовали влюбленным, а один впечатлительный слон даже умер от огорчения. Ближайшая к Лангбиан гора называется Слоновьей и действительно напоминает очертаниями голову слона. Для того чтобы подняться на Лангбиан, следует взять напрокат джип в Далате (скорее всего, это будет «УАЗ»). В придачу можно получить подзорную трубу, бинокль и даже приборы ночного видения для наблюдения за животными и птицами.
Дорога Нячанг – Даклак.
Слонов в лесах Далата, к сожалению, уже нет – виной тому не бесконечные огорчения, а чрезмерная активность охотников. Однако сохранилось множество редких видов птиц и обезьян. С вершины горы открывается вид на Далат, а в подзорную трубу можно будет увидеть Центральное Плато целиком.
Песчаные дюны Муйне
Наконец, только на джипе можно совершить поездку по приморским дюнам Муйне, напоминающим миниатюрную Сахару. Среди постоянно меняющих очертания белых дюн прячутся озера, обрамленные лотосами. Для того чтобы покататься по дюнам, можно арендовать советский, американский или китайский джип в Муйне или Фантхиете.
В целом, поездка во Вьетнам наверняка понравится тем, кто любит горные пейзажи, интересуется этнографией и историей. К тому же, она может стать уникальным опытом для тех, кто увлекается историей внедорожников, – ведь во Вьетнаме пока что можно совершенно легально управлять машинами, которые в большинстве стран уже превратились в музейные экспонаты.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Джипы напрокат:
Ханой (для поездки на хребет Хоанглиен – Сапа и т.п.)
TNK Travel – http://tnktravel.com/
Vietnam Open Tour – http://www.vietnamopentour.com.vn/
Customized tour – http://www.customizedtour.com//index.html
Нячанг (для поездки по Центральному Нагорью)
Vu’s tour adventure – http://vutouradventure.com.vn/
Муйне (для поездки по дюнам и не только)
http://www.muine-adventures.com/
Вьетнамское водительское удостоверение:
Процедура получения временного в/у занимает 1–2 недели.
Перечень необходимых документов:
1. Виза длительностью не менее 3 месяцев (сейчас это максимально возможный срок для туристической визы, визы длительностью более 3 месяцев – рабочие, бизнес и т.п.).
2. Заполненная заявка на получение в/у.
3. Оригинал и копия международного водительского удостоверения.
4. Заверенный нотариально перевод на вьетнамский язык копии международного водительского удостоверения.
5. Оригинал и копия загранпаспорта.
6. 3 фото.
Ханой
Department of Transportation and Urban Works, 16 Cao Ba Quat Street.
Сайгон
Office of Transportation, 252 Ly Chinh Thang Street, Ward 9, District 1.
Во время управления ТС необходимо иметь при себе паспорт с действительной визой, вьетнамское водительское удостоверение, документы на машину, страховку.
Текст и фото: Ася Воинова
1/9
Нячанг – Далат (новая дорога).
2/9
Каучуковые плантации (дорога из Даклака в Плейку).
3/9
Джип 151М-А2.
4/9
Центральное Плоскогорье.
5/9
Вьетнам.
6/9
Вьетнам.
7/9
Вьетнам.
8/9
Кофейная плантация.
9/9
Вьетнам.