RM Vector 551i. Есть ли в России снегоходы
RM Vector 551i. Есть ли в России снегоходы
Новый снегоход RM Vector 551i от Русской Механики выводит отечественную снегоходную технику на совершенно новый уровень и это не рекламный слоган маркетологов, а случай, когда реально не стыдно.
Созданный в сотрудничестве с МГТУ им. Баумана туристический снегоход по цене в полмиллиона рублей однозначно привлечет интерес российского покупателя. Русская Механика нацелилась на рынок и за пределами нашей страны, а это уже серьезное заявление подкрепленное реальным продуктом.
Весной мы не нарыли глубокого снега, но по имеющейся целине Вектор едет очень неплохо, включая управляемость в тесных условиях.
Матчасть
Прежде всего, Vector 551i далек от Тайги и по используемым технологиям, и по уровню комфорта, и по управляемости, и по целевому назначению. Завод вышел не просто на новый уровень техники, но и на новый уровень потребительского рынка и замахнулся на сектор туризма и развлечений, в который предыдущие модели бренда ни попадали никаким боком.
Под «капотом» уже знакомый двухтактный мотор РМЗ-551, который специально для Вектора оснастили инжектором российской разработки под управлением также российского программного обеспечения. Импортным остался канадский вариатор CVTech, а вот КПП на Векторе собственной разработки.
В компании Bosch отказались сделать инжектор для двухтактника, поэтому пришлось изворачиваться. В итоге, мотор получился более экономичным и стал на 7 л.с. мощнее карбюраторной версии имевшей 60 л.с. Мотор — это единственное, что было взято из имевшегося арсенала и доработано для новой модели. В остальном Вектор 551i — абсолютно новая модель, в основу которой положена платформа RM Vector.
Приятные мелочи – это розетка на 12В под ветровым стеклом, которая будет полезна туристам и охотникам, позволяя подключить разные гаджеты. Даже на ходу можно отрегулировать руль по высоте, блокируемый всего одним рычажком. Вроде мелочи, но они серьезно меняют отношение к снегоходу. Единственное, что мне не понравилось – ручка кик-стартера неудобно упиралась мне в колено, но директор завода услышал мое замечание и обещал исправить. Кроме того, в комплектацию входит подогрев ручек водителя и может входить подогрев ручек пассажира. А еще, впервые на российских снегоходах, на Вектор установлена светодиодная фара.
Раму Вектора 551i изготовили из алюминия, включая треугольную силовую конструкцию впереди, а все кронштейны из алюминиевого сплава. При этом расположение двигателя, узлов и агрегатов снегохода оптимизировано для лучшей развесовки, эргономики и управляемости. Это уже не легендарный Буран, а вполне современный снегоход. Хотя... в Буране тоже есть свой цимес.
Коробку передач разработали в Русской Механики специально для новой модели, совместив ее с вариатором канадского бренда CVTech. Коробка имеет понижающую передачу, что обязательно для движения в сложных условиях и при буксировке груза. Причем саму КПП сместили на правую сторону рамы.
Отдельная история с передней подвеской. На Векторе она соответствует всем трендам времени: А-образные рычаги, регулируемые амортизаторы, стабилизатор поперечной устойчивости. Подвеска и ряд кузовных элементов были рассчитаны и модернизированы в тесном сотрудничестве с МГТУ им. Баумана, что позволило улучшить характеристики, прочность элементов и не увеличить массу снегохода. Ход передней подвески составляет 225 миллиметров.
Задняя подвеска была взята от модели Варяг 5 и полностью соответствует требованиям предъявляемым к новому снегоходу. Два задних амортизатора также имеют возможность регулировки жесткости.
Ход задней подвески составляет 385 мм, что очень неплохо для утилитарного туриста. Все это совмещено с траком «Композит» шириной 500 миллиметров и длинной 3968 миллиметров.
Тест-райд
Прежде всего эргономика, которая в модели Vector 551i оказалась на уровне иномарок. Все на своем месте, регулировок руля хватает для рослого мужика, есть место для установки навигатора, тоннель и седло имеют комфортную ширину и вообще от снегохода остается очень положительное ощущение с первой минуты.
Из замечаний по эргономике у меня возникли только упомянутые претензии к рукояти кик-стартера, которая неприятно выступала за край ниши, и к излишне мягкому седлу, которое хотелось бы иметь чуть жестче.
На тесте нам удалось попробовать карбюраторный, инжекторный и 4-тактный литровый Вектор. Мой выбор 2-тактный инжектор. Он более легкий и простой. Мотор не отличается особой прытью, снегоход не вырывает яму при старте, но от туриста за такие деньги не ждешь большего. Правильнее будет сказать, что двигателя вполне хватает для увеселительной прогулки, комфортного передвижения по пересеченной местности, а местами для лайтовых прыжков и дурачеств. Большего от него и не требуется.
Для особо «прытких» будет версия с литровым 4-тактным двигателем, которую также предоставили нам на тест. Модель пока доводится до ума и скоро станет доступна для приобретения. Мне лично 550-й понравился больше: он более легкий и подвижный, а литр придется по вкусу тем, кому важна тяга и мощность.
Чтобы понять преимущества инжектора, достаточно было пересесть на модель с карбюратором. Инжекторный мотор более отзывчив на курок на низких оборотах и ощутимо более эластичен в сравнении с карбюраторным. Там, где инжектор вытягивает с любых оборотов, на карбюраторе надо открываться, чтобы дать мотору пинка и влететь в горку. Карбюраторный Вектор похож по поведению на 125-кубовый кроссач: открылся — поехал, отпустил газ — остановился.
Двигаться по среднерусскому ландшафту на Векторе получается с достойным уровнем комфорта. Это больше не ящик с гусеницей и лыжами. Это вполне современный снегоход, от которого получаешь удовольствие, а не только выполнение утилитарных задач. Местами рулевое управление показалось жестковатым, но директор завода уверил, что следующая партия будет с другими рулевыми тягами и усилие на рулежку уменьшится. Хотя, это была скорее придирка, чем реально существенное замечание.
На буераках подвеска вызвала приятный восторг. Если честно, от российского снегохода я совсем не ожидал, что можно будет не просто ехать, а наваливать по кочкам, не теряя снегоход и не получая ударов в ноги или пятую точку.
Если учесть, что все амортизаторы еще можно подогнать под свою манеру езды и свои предпочтения, то становится совсем интересно. Особенно учитывая стоимость снегохода.
Мне довелось покататься и по жесткой дорожке, и по рыхлому снегу, и пробиваться через заросли кустарника. Во всех случаях снегоход Вектор 551i показал себя молодцом. Раскачать его в движении по полю удалось с трудом — стабилизатор поперечной устойчивости настроен довольно жестко и несмотря на мои потуги снегоход ехал почти как по рельсам. Это вообще не горный снегоход и уложить его на бок легко не получится.
В завершение — никаких претензий к работе вариатора и КПП. Передачи включаются четко и без затыков, момент старта прогнозируется легко, можно аккуратно маневрировать, а можно и активно стартовать в пределах возможностей двигателя. Все это, напомню, с широкой 50-сантиметровой гусеницей, которая позволяет использовать снегоход не только для развлечений, но и для доезда по целине и до места охоты, и до места рыбалки.
Итоговое мнение
За ужином я спросил у директора завода Леонида Можейко, доволен ли он лично и коллектив завода получившимся снегоходом. В ответ я услышал, что первые два снегохода купили сотрудники завода, а главный конструктор Рашит Валеев сознался, что вместо своей Тайги теперь у него будет именно Вектор.
Снегоход получился очень удачным. Без лишней лести, без подводных камней. Хороший и недорогой турист и утилитарник, который понравится загородным жителям, придется по душе в северных широтах и уж точно выведет Русскую Механику на совершенно иной потребительский рынок, в котором РМ еще не присутствовал и в котором у нее есть все шансы прочно занять свое место.
Что касается моего личного мнения, то для своих туристическо-развлекательных целей и жизни в условиях пригорода, я бы сделал выбор именно в пользу Вектора по ряду причин:
1. RM Vector 551i реально хорош. Его можно использовать для прогулок по лесополосе, а можно отправиться в путешествие, например, к заброшенным деревням Архангельской области. В обоих случаях характеристик снегохода будет более чем достаточно, а комфорт не заставит жалеть, что сделал именно этот выбор.
2. RM Vector 551i стоит своих денег. При всем желании, я не куплю более дорогой, более мощный снегоход иностранного бренда, чтобы кататься на нем один-два раза в месяц и один раз за сезон отправиться в путешествие. Стоимость Вектора, например, сопоставима с доступным мотоциклом. Если мотосезон у нас кривой, то может уже смотреть в сторону зимы?
Как говорится: «Я бы взял»... Я сейчас на полном серьезе!