Профильные ресурсы активно публикуют итоговые цифры продаж автомобилей в России за 2024 год. Надо сказать, они довольно любопытны. Например, многим казалось, что инфляция, всевозможные заградительные меры борьбы с серым импортом и, главное, оглушительный рост утильсбора похоронят продажу машин, используя надоевшую фразочку, от слова «совсем».
Не тут-то было! Общий результат нашего авторынка за прошлый год – 1,58 млн машин! Это уровень «доСВОшного» 2021 года. По сравнению с 23-м рост почти 50 процентов. В том же 2023-м более половины проданных в РФ автомобилей были китайскими, а 24-й принес производителям из поднебесной еще плюс 10 процентов нашего «автопирога».
Борьба с одной из главных бед России
Подавляющее большинство покупателей, видимо желая бороться с плохими дорогами, отдает предпочтение условно внедорожному классу SUV. Именно полноприводных машин в общем количестве проданных – 39%. Но в целом кроссоверы, внедорожники и пикапы – это 69% всех наших продаж. А если брать все купленные в прошлом году иномарки, то там доля SUV в том или ином виде аж 86 процентов!
Русские, вперед?
К сожалению, не получается. Наш крупнейший автопроизводитель Лада в позапрошлом году занимал 31% рынка, в прошлом же этот показатель стал 28%.
Старые добрые внедорожники Нива Travel и Нива Legend все еще бодрятся, демонстрируя исчисляемые десятками тысяч машин продажи (50 188 и 46 817 соответственно).
Но заслуженных пенсионеров теснят, как говорится, все кому не лень. Взять, к примеру, Haval: Jolion – 83 828, M6 – 38 083, H3 – 9447, Dargo – 23 036, F7 – 21 970.
С учетом того, что наши Нивы – это самое недорогое, что можно приобрести в этом классе, а любой конкурент дороже очень ощутимо, результат выглядит еще более плачевным.
Простой, брутальный внедорожник очень... не нужен
И еще более плачевные результаты демонстрирует УАЗ. Общие продажи этого завода за 2024 год подросли на 14%, но в абсолютных цифрах это всего 13 576 автомобилей (коммерческие машины, в т.ч. Буханка, а также поставки военным тут не учитываются, но они не учтены и у других марок).
Если сравнить с аналогичным производителем, в ассортименте которого тоже лишь рамные полноприводники – речь идет о TANK – то ульяновцы ложатся на лопатки. Всего покупателей нашло 28 487 «китайских танка», среди которых самых популярных 300-х – 16 285 штук.
УАЗ Патриот не дотянул даже до 9000, Хантеров же за целый год «ушло» чуть больше пятисот. Нет, не ошибка, всего 526 новых «козликов». Это к вопросу о досужих рассуждениях, что нашим людям подавай максимально простые машины.
Не подавай, порассуждают, и пойдут покупать что-то поудобней и посовременней. Характерно, что и в данном случае любой конкурент дороже раза в два, а то и больше, но УАЗикам это не помогает.
Например, модель Пикап за счет дешевизны традиционно лидировала в своем небольшом легкогрузовом сегменте. Но и ее подвинули соперники из Поднебесной! Результат 2024 года УАЗ Pickup – 4142, а GWM Poer – 4724.
Разве что позлорадствовать
Ну да, есть те, кому еще хуже. Многолетняя «автоикона» нашей страны Toyota «упала» за прошлый год на 11 процентов. В интересующей нас с вами полноприводной сфере результаты такие: RAV4 – 5281, Land Cruiser 300 – 2284, Prado – 1604.
Кстати, и не всякий «китаец» обязательно становится победителем. Например, BAIC BJ40, созданный с явной оглядкой на Wrangler, купили всего лишь 242 раза.