Архангельская область: Узкоколейная дорога жизни

Архангельская область: Узкоколейная дорога жизни

18.10.17
Поделиться:
В России еще долго будут нужны внедорожники, а внедорожные путешествия будут увлекать людей потому, что они позволяют увидеть удивительные места. Одним из таких мест является поселок Поперечка Верхнетоемского района; правда, местные жители могут и не понять восторга, который испытывает городской житель, попадая в такие места.

Поселок Поперечка соседствует с Соезерской Пустынью на берегу Соозерского озера и по сути, это конец цивилизации в этом районе. Дальше – только болота и остатки лесов, которые не успел подчистить закрывшийся лесопункт. Поселок появился после войны и жил исключительно лесозаготовкой, а сейчас в нем проживает около 100 человек. Проживает несмотря ни на что: ни на отсутствие работы, ни на отсутствие постоянной связи с «большой землей».

Русский Север мог бы делиться своим гостеприимством, но людей в самых красивых его уголках, становится все меньше с каждым годом.

Впрочем, это не совсем так. При определенном стечении обстоятельств до поселка можно доехать на машине, но основная связь с внешним миром это старая узкоколейная железная дорога и, – внимание, – собственный поезд. Железнодорожный состав состоит из дизельного тепловоза серии ТУ7А и единственного пассажирского вагона. Поезд в понедельник уходит со станции Сойга – тупиковой станции поселка Поперечка, – а в пятницу возвращается на нее со второй и такой же тупиковой станции Авнюгский в одноименном поселке.

Дизельный тепловоз серии ТУ7А, обслуживающий УЖД, давно устарел, а машинистов на узкоколейки уже давно не обучают в профильных училищах.

К приезду поезда на станцию стягиваются автомобили и даже квадроциклы, которые встречают или провожают пассажиров или грузы. Все как на настоящей железнодорожной станции. Здесь, как и в любой настоящей глубинке, можно встретить автомобили без номерных знаков. Зачем платить налоги и проходить техосмотр, если дорог в округе нет и ездить кроме как до станции особо некуда!?

Состав доставляет в Поперечку пассажиров и грузы, которые кроме него в поселок привезти практически не на чем.

В плохую погоду дорога до Поперечки становится непроходимой, а график железнодорожного сообщения не всегда позволяет взять и съездить за необходимым в поселок Авнюгский. Однако, местные жители нашли выход и из этой ситуации смастерив самодельные дрезины из подручных средств: мотоциклов с коляской и, даже, по словам местных, из старых снегоходов.

Пассажирский вагон состава похож на только что съехавший с детской железной дороги. Вагон раскрашивали в оплату за проезд.

Самопальные дрезины попрятаны по гаражам и увидеть их в работе, к сожалению, не получилось. При необходимости дрезины просто достают из гаражей, ставят на рельсы и айда в цивилизацию за «спичками и солью». Русский человек способен выжить в любых условиях и адаптироваться к любым особенностям жизни, а если еще есть пару моторов, железо и сварочный аппарат, тогда можно будет и на Луне приспособиться.

Внутри вагон такой же жизнерадостный как и снаружи, а зимой его отапливает настоящая печка на дровах.

Сейчас поезд и железная дорога существует благодаря Борису Скумину, проработавшему на железной дороге всю жизни, который сумел сохранить железнодорожное сообщение. Единственный вагон состава покрашен в яркий цвет и раскрашен огромными цветами, словно его только что утащили с детской железной дороги, где использовались и такие же вагоны, и такие же локомотивы.

В этих гаражах жители хранят свои «дрезины» на случай, когда надо будет добраться до цивилизации без поезда.

Самое интересное, что несмотря на забавную «игрушечную», но настоящую железную дорогу и относительную близость поселка к асфальтовой дороге, туристы в Поперечку не ездят и отчетов в сети практически нет. Одна из немногих интересных публикаций была найдена мной на страницах газеты Правда Севера, датированная 2015 годом.

Чтобы развернуть состав, локомотив просто «обходит» вагон по дополнительным путям и встает в голову состава.

Сознаюсь, что прочитав статью мне захотелось оказаться там, на путях этой железнодорожной ветки жизни, когда из зимнего сумрака появляется самый настоящий тепловоз, везущий яркий и жизнеутверждающий вагончик.

Это отличная идея, чтобы отправиться в зимнее путешествие и я думаю, что обязательно сделаю это. А сколько их еще, таких же удивительных мест рядом с нашим ореолом обитания и маршрутов путешествий!?


Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
Баренцево море
Красота неописуемая... да вы и сами все увидите. Фотоотчет путешествия

Путешествие по Башкирии на Mitsubishi Outlander
Чтобы вспомнить, что такое Mitsubishi Outlander, мы отправились в Башкирию.
ПВД: За туманами на Оку
Мы отправились на три дня на Оку, чтобы сфотографировать туман