Автопутешествие – это просто!

Автопутешествие – это просто!

Автопутешествие – это просто!

Кинул чемодан в багажник, и жми на газ. Но такая формула работает только при разовых поездках куда-то не очень далеко. Если путешествовать посерьезней, то вопросов возникает много. Давайте их ставить и на них отвечать.

ВОПРОС №1. ПОКЛАЖА
Вот упомянули мы, к примеру, чемоданы, а ведь они удобны только для путешествий на самолёте или поезде. Пусть это громоздкий предмет багажа, зато вмещающий все. Но для многодневных поездок на машине чемодан не очень подходит. Чтобы достать какую-то одну вещь, нужно вытаскивать эту большую штуковину целиком, и ворошить все барахло.

В автопутешествии вещи удобнее хранить в нескольких сумках или мешках, разделив то, что нужно ежедневно и то, что взято на всякий случай. К последнему относятся, например, теплые куртки и штаны, которые опытные экспедиционщики берут с собой даже в жаркие страны.

Погода непредсказуема, и иногда летней ночью очень пригождается комфортный пуховичок. Также удобно иметь небольшую сумку или рюкзак, вмещающий туалетные принадлежности и комплект одежды для разовой ночевки в гостинице – это позволяет не таскать из машины в номер много поклажи.


Обувь, посуду, продукты лучше всего хранить в пластиковых или алюминиевых ящиках (хорошо бы подписать, где что лежит). Они удобно штабелируются, удачно размещаются в багажнике, подходят под использование в качестве походных столиков.


Если же вы обладатель пикапа без кунга и крышки кузова, или же, к примеру, отправились в поездку на бортовом грузовичке, то скарб можно расфасовать по большим пластиковым хозяйственным бидонам, обеспечивающим герметичность. Специальные герметичные кейсы и экспедиционные ящички довольно дороги, а с бидонами можно сэкономить.


Крупы или продукты, которые могут протечь, хорошо хранить в небольших канистрочках, вскрытых сбоку. Если что-то рассыпалось или протекло, ваши припасы значительно не пострадают. Кроме того, небольшую пластиковую емкость легко вымыть. Речь именно о канистрах потому, что у любого автомобилиста они как правило есть, и им можно найти вот такое удобное применение.


Кстати, помимо еды и одежды под разные климатические условия, не забывайте собирать небольшую аптечку с жаропонижающими и желудочными препаратами, а также средствами для обеззараживания и перевязочными материалами. Не все помнят об этой важной составляющей.


ВОПРОС №2. ПОДГОТОВКА МАШИНЫ
Сейчас мы не рассматриваем подготовку к каким-то глобальным экспедициям. Это отдельная тема. Но и для несложной поездки длиной в несколько дней должна быть аптечка не только для людей, но и для техники. Само собой, перед выездом необходимо посетить сервис и убедиться, что техника не нуждается в ремонте.

Помимо этого, нужно иметь запас масла и охлаждающей жидкости, фильтров, лампочек для фар, прочих подобных расходников. В идеале неплохо запастись и комплектом тормозных колодок, особенно если едете в горы, где их легко «спалить».

Убедитесь в целостности запаски, работоспособности домкрата, купите набор для самостоятельного «лечения» проколов, ведь может не повезти, и из строя выйдет одновременно не одно колесо. Возьмите в дорогу хоть какой-то набор инструментов. Да, далеко не все из нас являются автослесарями, но возможность хотя бы подтянуть разболтавшуюся гайку или надеть соскочивший патрубок должна быть.


Кто-то при чтении этих строк возмутится тем, что излагаются очевидные, прописные истины. Пусть так. И тем не менее, регулярно приходится сталкиваться с людьми, которые уехали за несколько тысяч километров от дома, даже не имея элементарного буксировочного троса. Так что проговорить его необходимость – не лишнее.

Из неочевидного в подготовке машины можно указать на отключение сигнализаций и прочих электронных противоугонок. Эти штуки имеют обыкновение со временем начинать «глючить», и нередки случаи, когда это происходит в путешествиях. А разбираться с заблокировавшимся автомобилем вдали от цивилизации – так себе удовольствие.


Очень неплохо будет иметь копии своих документов и СТС на машину. В идеале – фотографии в телефоне и бумажная распечатка. Это хорошая подстраховка в случае утраты оригиналов, хоть что-то можно предъявить представителям власти.

А еще обязательно имейте с собой второй комплект ключей от авто на случай утери основного. В идеале к нему должен быть доступ всегда, но пусть он даже окажется запертым в автомобиле! Двери можно вскрыть и все-таки завести мотор, а вот запустить его, не имея ключа зажигания, у среднестатистического человека скорей всего не выйдет.

ВОПРОС №3. СОН
Конечно, в любой поездке актуален вопрос отдыха. Самый простой приходящий в голову вариант – обычная туристическая палатка. Сейчас предлагается огромное количество их видов на любой вкус и кошелек. В том числе экономящие время быстрораскладывающиеся модели, которые слишком громоздки для пеших походов, но в машине место под них всегда найдется.


Кстати, раз уж мы ездим на авто и не столь жестко ограничены по объему скарба, можно брать с собой не «пенки» или самонадувающиеся коврики, а полноценные надувные матрасы с насосами. Сейчас туристическая индустрия предлагает именно походные, не слишком габаритные разновидности. Спать на них в любом случае и удобней, и теплей, чем на тонких ковриках, а еще они нивелируют недостатки рельефа, такие как камешки, шишки, бугорки. Вам не придётся тратить время на поиск идеального места для установки палатки.

Увидели более-менее ровную площадку – там и поставились. Вообще говоря, время, затрачиваемое на организацию места для сна в поездке – один из ключевых факторов. Если выкатываться на природу нечасто и ненадолго, то турпалатки, особенно моментальной установки – вполне годный вариант. Но в длительном путешествии от ежедневной возни с установкой и сворачиванием лагеря начинает подташнивать, да и времени эти процедуры отбирают много.


Одно из практичных решений – спальник-органайзер в багажник внедорожника. Это вообще весьма удачная идея, полезная и в повседневной жизни. Органайзеры оснащаются ящиками, где различные мелочи хранятся в рассортированном виде. Когда что-то понадобилось, не нужно переворачивать вверх дном весь шмурдяк, надо лишь поворошить вещи в конкретном отсеке. Ну а сложив спинку заднего дивана, вы получаете главное – ровное спальное пространство!


Последнее время на рынке как раз появились услуги по изготовлению сетчатых шторок на любые окна. Для нас они удачно решают вопрос вентиляции и проникновения в салон комаров. Удобно, безопасно, не слишком дорого (хороший органайзер стоит около 15–20 тысяч рублей)!

И все же достоинства не бесконечны. Во-первых, на такой «кровати» смогут разместиться максимум пара человек. Даже один ребенок с двумя родителями – это почти критичная теснота. Во-вторых, остается вопрос багажа. В движении на спальнике будут сложены вещи, которые на ночь надо распределить по салону. То есть все равно присутствует ежедневная возня «сложи-разложи».


Поэтому те, кто путешествует на своем автомобиле почаще, покупают палатку на крышу. Достоинств масса! Есть просторные версии, в которых нормально помещаются трое и даже четверо. Ты спишь на свежем воздухе, но не на земле. Не приходится собирать-разбирать спальные принадлежности, не надо трогать багаж.

И одно из главных преимуществ – почти мгновенное приведение в состояние готовности. Правда, касается это по большей части пластиковых вариантов. Одни разновидности раскладываются полностью вручную, другие имеют подъемный механизм для верха, но так или иначе это быстрый процесс. Есть также матерчатые палатки на крышу автомобилей, откидывающиеся вбок или назад. Их сборка-разборка происходит сложней и дольше. Кроме того, присутствует чехол, который надо снимать и надевать, что тоже отбирает время.


В общем, с ними основной плюс в том, что вы ночуете наверху, нет шансов промокнуть при дожде или встретить незваных гостей в виде животных, насекомых и пресмыкающихся. Матерчатые версии стоят подешевле, можно взять тысяч за 70–80, пластиковые же «раскладушки» обойдутся минимум в 150 тысяч рублей. Да, в любом случае недешево. И все же если путешествовать часто – оно того стоит. Когда стоишь на дневках, не проблема поставить обычную палатку, но когда едешь несколько дней кряду, это весьма утомительно.

ВОПРОС №4. ЛАГЕРЬ (ОН ЖЕ БИВАК ИЛИ БИВУАК)
Мы упомянули дневки. И действительно, мы же ездим, чтобы в конце концов куда-нибудь приехать и там отдохнуть. В современных реалиях для организации комфортного отдыха на природе предлагается масса полезных вещей. Вопрос это настолько обширный, что его освещение логично разбить на подразделы.

Подраздел «Маркизы»
Имеются в виду не титулованные женщины-дворянки, а тенты. На рынке присутствуют как более доступные по цене версии с полностью ручным раскладыванием (в среднем 20–40 тыс. рублей), так и более дорогие роликовые варианты. Причем последние оснащаются как механическим приводом (стоимость минимум 60 тыс., средняя цена 80–90), так и электрическим (примерно 120 тыс. рублей).


Главный их плюс – быстрое приведение в боеготовность. Обычную, бесприводную, ставить существенно дольше. Роликовые могут быть только прямоугольными, а вот те, что раскладываются полностью руками, бывают и веерные. Классная штука – покрывает большую площадь, можно защитить от дождя, к примеру, зону доступа в багажник. Но устанавливать такую маркизу приходится довольно долго.


Ко всем разновидностям маркиз, потратив дополнительно тысяч 20–30 рублей, можно купить комплекты стенок и даже пола и организовать сухую и безветренную жилую зону. В таком домике можно и помыться, но душевые вопросы мы еще рассмотрим отдельно. Если вышеуказанные суммы вас пугают, можно обойтись и вариантами попроще. Маркиза хороша тем, что она уже закреплена на автомобиле – не нужно тратить время на монтаж, не занимает места в багажнике.


Но есть и автомобильные тенты за несколько тысяч рублей, которые транспортируются в небольшом мешочке. Ножки складные, в комплекте крепежные крючки и растяжки с колышками. Да, каждый раз придется собирать и разбирать, но зато существенная экономия средств.


Не будем забывать и про большой ассортимент раскладных дачных и туристических тентов. Они тоже финансово намного доступней автомобильных маркиз. На каждодневных перегонах возиться с их установкой нерационально. Но если становиться лагерем на несколько дней, то вполне подходящая идея. Ко всему прочему, сейчас в продаже есть аналогичные быстрораскладывающимся палаткам тенты секундной установки.


Тем и хорош автотуризм, что даже в доверху забитом багажнике можно найти щель и засунуть небольшой дополнительный аксессуар. А если уж вас много и стоять где-то планируется долго, можно взять с собой шатер-звезду с телескопической «ногой». Ставится не за секунду, конечно, но вместит даже большую компанию. Вопросами защиты от солнца, дождя и ветра пренебрегать не стоит. Хорошее укрытие делает отдых значительно более комфортным.

Подраздел «Санузел»
Обсуждая комфорт, нельзя обойти вниманием гигиеническую тематику. Многих людей, особенно женский пол, в путешествиях «дикарями» смущает именно отсутствие нормальных туалетно-душевых условий. Но это ведь решаемо!

На помощь приходят специальные минипалатки той же самой секундной установки. В них можно организовать и туалет (простое ведерко со стульчаком или био), и, выставив заменитель унитаза наружу, душевую.

Компания РИФ не так давно начала поставки небольших «маркизодушей» – складная конструкция стационарно крепится к экспедиционному багажнику или рейлингам, в случае необходимости довольно быстро раскатываются стенки.


Существуют специальные подстегивающиеся нижние тамбуры к упоминавшимся ранее матерчатым раскладным автопалаткам на крышу. Можно устраивать санузел там.

Теперь о том, чем же, собственно, мыться. Понятно, что водой, но она должна откуда-то поступать. Самый простой способ – небольшие подвесные бурдючки с кранами или пластиковые канистры с леечными насадками на горлышко. Главное найти возможность разместить их над собой, что непросто, например, в складной палатке. Более удобны различные погружные насосы с душевыми лейками на шланге. Кинул его в ведро с подогретой водой, и получай удовольствие.


Компания Беркут некоторое время назад стала продвигать на наш рынок комбинированные устройства Smart Washer. «В одном флаконе» тут и канистра, и насос с аккумулятором, и шланг под душевую насадку или водораздаточный пистолет. Достаточно удобное решение, позволяющее дозировать поступление воды кнопкой на самой лейке, что сильно уменьшает расход жидкости.


Заграничные компании предлагают своим покупателям даже более навороченные походные устройства, которые подключаются к аккумулятору машины, качают из емкости воду и греют ее от пропана, но у нас такое в продаже не встречается.

10 литров теплой воды, чего за глаза хватает для помывки одного человека, можно изобразить и без таких сложностей. Небольшой котелок с кипятком для разбавления обеспечит любая плитка. Что более важно – после душевых процедур людям, особенно детям, желательно оказаться в тепле и безветрии. И тут мы подходим к вопросу обогрева палаток и шатров.

Подраздел «Отопление»
Различные выезды происходят не только в теплое время года. Да к тому же где-нибудь на севере нашей родины и летом может быть не так уж и тепло. Возникает необходимость обогреть и шатер для посиделок, и места для сна.

Есть совсем тривиальный способ – небольшие стальные туристические печурки, иногда еще называемые пошехонками. При перевозке они компактны, составной дымоход и складные ножки в транспортном положении прячутся в топку. Собираются эти изделия достаточно быстро, многие из них оснащаются варочными поверхностями. Также эти минибуржуйки можно использовать для организации походной бани.


Все неплохо, но решение неидеальное. Например, обогреть палатку для сна такой штукой не так просто. Куда ее поставишь? Скорей речь можно вести про отопление в шатре. Но и в этом случае необходимо заготавливать дрова небольшого размера, решать вопрос с отверстием под дымоход, через которое бы не очень затягивало внутрь холодный воздух.

После каждого использования печку надо чистить. Да и стоят они недешево: самые простенькие – тысяч 6–7 рублей. Есть варианты подешевле, тысячи за три, так называемые щепочницы – совсем небольшие печурки. Но это в большей степени аналог походных примусов и прочих горелок для приготовления пищи. Совсем маленькую палатку обогреть на некоторое время смогут, но не более того.


Примерно как щепочница стоят газовые портативные туристические обогреватели. Рынок предлагает несколько разновидностей таких товаров, отопительный эффект в которых реализован за счет керамического нагревательного элемента или по принципу инфракрасного обогревателя. Попадаются, но реже, и модели с открытым пламенем. Выглядит это, конечно, не как костер, а как небольшие язычки огня из множества мелких сопел.

Такие печки работают либо от специальных туристических баллонов, монтируемых в корпус, либо от отдельно стоящих обычных бытовых емкостей с пропаном. Важное достоинство – универсальность. Большинство газовых портативных обогревателей имеют и поверхность для готовки пищи. Удобно!

Но и без недостатков не обойтись. Если на работе дровяной печки низкая температура никак не сказывается, то газовая в сильные холода (минус 10 и ниже) может отказаться работать, топливо перемерзает.


И самый главный недостаток и предупреждение – ни одной разновидностью вышеописанных отопителей категорически нельзя пользоваться во время сна! Есть риск сгореть или угореть! От разогретой пошехонки, от ее искр и угольков может загореться палатка или спальный мешок, а газовые грелки выжигают кислород, в случае же затухания огня наполняют палатку пропаном. И это, к сожалению, не теоретические пугалки из серии «соблюдайте технику безопасности», трагические случаи со смертельными исходами не единичны.

Так что дровяные или газовые печки в зоне сна можно использовать только для предварительного обогрева, чтобы не залезать в промерзшие спальники. На ночь их следует удалять из палатки.

Если вы много путешествуете зимой и случаются действительно холодные ночевки, то единственный нормальный выход – использовать бензиновые или дизельные «фены». Горение и выделение выхлопных газов происходит на улице, а в походную спальню или ту же душевую подается ничем не опасный разогретый воздух. Многие автотуристы оснащают салон машины таким обогревателем и подают тепло с помощью гибких трубок в палатку на крыше.


С наземным туристическим жилищем чуть сложней. Выдумщики уже давно научились изготавливать портативные «фены» на основе автомобильных. В конструкции присутствует небольшой бак под топливо и либо задействуется переносной аккумулятор, либо реализуется подключение «крокодилами» к аккумулятору транспортного средства.

Вездесущие китайцы, почуяв тренд, стали предлагать относительно недорогие (10–15 тыс. рублей) «комбики», в которых греющий конструктив и топливная емкость фабрично собраны в едином корпусе с кнопками управления и ручками для переноски. Если часто устраивать посиделки и ночевки на холоде, логично раскошелиться на такую полезную вещь.

Подраздел «Кухня»
Безусловно, подраздел важнейший. Для многих людей смысл выездов и заключается в приезде в живописное место, приготовлении чего-нибудь вкусного, и употреблении этого вкусного на лоне природы под беседу с друзьями. Когда есть время, можно с особыми изысками приготовить что-то на костре, но автотуристы все чаще пользуются газовыми плитами. Это удобней и быстрей.

Кто-то использует небольшие одноконфорочные плитки с маленькими баллончиками, пришедшие из пешего туризма. Вещь удобная, компактная, часто упакованная в чемоданчик для переноски. Хороша тем, что ее можно использовать даже в салоне машины для приготовления быстрого перекуса.


Широко используются и так называемые дачные двухконфорочные плиты, питающиеся от обычных бытовых пропановых баллонов. Выгода очевидна – можно что-то варить и одновременно кипятить чай, запас газа больше, и его можно пополнить на придорожной заправке. А вот за туристическими баллончиками в случае чего надо ехать в специализированные магазины.


Укажем, что сейчас все большую популярность набирают композитные пропановые емкости. Да, они дороже обычных, 25-литровый вариант обойдется в 8500 рублей, но имеют целый ряд преимуществ. Они очень долговечны, живучей стальных. Плюс к тому меньше весят, взрывобезопасны, полупрозрачная емкость позволяет контролировать количество топлива. В общем, вещь достойная, под частые путешествия стоит раскошелиться.

Если продолжить разговор о различных модных трендах, то продвинутые автотуристы в последние годы полюбили брать с собой не только пропановые плиты, но и газовые грили! Кто-то скажет – излишество, еще и стоит от 20 тысяч. С другой же стороны, если финансы позволяют, что плохого в возможности полноценно и разнообразно питаться в поездке?

Тут, опять же, важна скорость: даже если ходовой день получился длинным, на ночлег встали поздно, то с помощью гриля за полчаса экипаж будет накормлен вкусными стейками. Это намного приятней, чем жевать поструганные на скорую руку бутерброды.


К сфере же здорового туристического питания относится наличие автомобильного холодильника. Можно запасаться нормальным мясом, молочными продуктами, яйцами и, не переживая за возможную несвежесть, есть почти домашнюю пищу.

Когда-то это был совсем дорогой аксессуар, сейчас же услужливые китайские производители предоставили нам возможность купить полноценный переносной холодильник тысяч за 20 рублей. Речь идет о компрессорных версиях, обеспечивающих полноценное охлаждение и даже заморозку.


Есть куда более дешевая технология, базирующаяся на элементах Пельтье (возникновение разности температур при протекании электрического тока), но эффективность их низковата, особенно на жаре.

Компрессорные же холодильники следует покупать универсальные, чтобы они могли работать и от электричества, и от газа. Просто на долгой стоянке электрический ящик-охладитель может и аккумулятор высадить.

Под длительное пребывание на одном месте (например, палаточный отдых у моря) для готовки есть смысл приобретать раскладные туристические кухонные модули. Они оснащены встроенной ветрозащитой плитки, имеют отсеки для посуды, шкафчики с матерчатыми дверцами на молнии, дополнительные столики, разделочные поверхности и т. п. Это действительно удобно, когда все, что имеет отношение к кухне, не рассредоточено по лагерю, а собрано в одном месте.


За рубежом вообще в ходу целые навороченные модули, куда, в частности, вмонтированы небольшие раковины и бачки с водой, но у нас такое распространено мало. Впрочем, примерно по этому пути двигаются производители упоминавшихся ранее органайзеров в багажник машины. Выдвижные ящики можно на заказ оснастить откидным столиком, а почему бы не вмонтировать в соседний ящик плиту? Думается, что если клиент попросит – сделают.


Подраздел «Энергетика»
Последним по порядку, но не по значению в нашем материале будет вопрос энергообеспечения в автомобильных поездках. На самом деле, по значимости его можно было поставить и первым, поскольку молодое поколение предпочтет заряженный смартфон горячему ужину и теплому душу.

Но и без таких крайностей все мы сейчас пользуемся кучей электропотребителей: ноутбуки и планшеты, подзаряжаемые носимые и стационарные фонари, все больше входящие в моду аккумуляторные походные пилы и прочее, и прочее. Что там говорить, автор этих строк лично наблюдал, как компания туристов в лесу у речки в Рязанской области смотрела какой-то фильм с проектора на раскладном экране.


Чтобы от автомобильных постоянных 12 вольт получить переменные 220, вам нужен инвертор. Если рассматривать эту обширную тему подробно, нужна отдельная статья, мы тут приведем лишь общие рекомендации.

Чтобы обеспечить питанием ноутбук в редких поездках, вам достаточно будет включаемого в розетку прикуривателя приборчика от китайских продавцов из ближайшего автомагазина. Конкретный бренд, декларируемые мощности не принципиальны. Почитайте отзывы, уточните у консультанта, все это работает плюс-минус одинаково.

Но если ставить более масштабные энергетические задачи, то нужен подключаемый к аккумулятору инвертор, как правило устанавливаемый стационарно. Тут нюансов на самом-то деле много, и правильней всего не пытаться постичь эту науку самому, а обратиться к профессионалам.

Есть такое понятие как синус, присутствующий в переменном токе. При трансформации постоянного тока в переменный инвертор должен этот синус имитировать. Дешевые приборы делают это плохо, тем самым потихоньку выводя из строя аккумуляторы устройств, которые вы пытаетесь зарядить. А некоторые усложненные вещи, вроде упоминавшихся электропил или холодильников, от плохого инвертора могут вообще не захотеть работать.

Поэтому при покупке автомобильного трансформатора надо понимать, что дешевый ноунейм может возлагаемые на него задачи провалить. Относительно неплохие инверторы стоят 7–10 тысяч рублей, более мощные могут обойтись и в 20, и в 30 тысяч.


Дальше начинаются вопросы установки. В идеале, на пути от аккумулятора к прибору должно быть как можно меньше кабеля – так минимизируются электропотери. При этом инвертор надо устанавливать в проветриваемом месте, поскольку под нагрузкой эти штуки прилично греются, вплоть до возгорания.

А еще желательно ставить в цепь размыкатель, поскольку некоторые виды приборов «подъедают» аккумулятор, даже если тумблер на их корпусе стоит в положении «выключен». Нюансов, повторимся, хватает, и сопряжено это все с вопросами безопасности. Не разбираетесь – ищите опытных установщиков. Самодеятельность чревата риском опасно напортачить.

И ещё – мы упомянули «подъедание» аккумулятора. Это тоже важный вопрос электрообеспечения. Приличный трансформатор своей работой очень быстро лишит автомобильный накопитель всей энергии. Даже несколько периодически подключаемых к USB телефонов уже дают приличный расход. После длительной стоянки возникает риск не запустить мотор.

Если ваш транспорт часто используется в экспедициях, подразумеваются стоянки на несколько дней, есть смысл установить второй аккумулятор. Он включается в цепь через специальный контроллер: когда генератор зарядил первичный «пауэрбанк» машины, энергия перенаправляется на вторичный. И этот же контроллер должен не допустить критического разряда основного аккумулятора. В общем, хорошая вещь.


Ну а чтобы во время затяжного стационарного отдыха на природе оставаться с электричеством как можно дольше, рекомендуем приобрести солнечные панели. Последнее время эта индустрия значительно шагнула вперед, продукция стала доступной финансово и удобной в пользовании.

Тем не менее, полноценные толстые панели в алюминиевой оправе обойдутся минимум в 15 000 рублей. Плюс необходимо докупать контроллер зарядки – еще 4–5 тысяч. При этом, подавляющее большинство людей использует машину не только для туризма, но и для повседневных передвижений. Многие ли из нас готовы стационарно закрепить на крыше своего авто некую конструкцию?

Казалось бы, теперь есть удобные в хранении и перевозке складные солнечные панели. Продаются и гибкие варианты, которые с повтором всех обводов и скатов крыши можно наклеить, а в дальнейшем без ущерба для краски удалить. Но, естественно, не все так просто.

Полноценные «плиты» имеют систему внутренних отражателей, и положение солнца для них некритично. А вот плоское «солнечное полотно» полноценно дает энергию лишь тогда, когда оно расположено непосредственно под прямыми лучами или около того.

Выходит, наклеиваемые изделия в нашем случае совсем не подходят, но и со складными не выйдет так, что ты быстренько раскинул панель на капоте, кинул «крокодилы» на клеммы, и все. Придется побегать, возможно, подвесить эту штуку к дереву, чтобы дарящий энергию свет улавливался лучше. И все же, это реальный, экологичный и недорогой способ получить природную подзарядку.


Однако не стоит совсем уж экономить. На «алишке» можно найти складные панели буквально за пару тысяч рублей, но их отдача слишком мала, кое-как хватит запитать один телефончик. Брать стоит изделия с мощностью от 100 ватт, а это уже 10 000 руб. и выше.

Если строить полноценную энергосистему, то желательно, опять-таки, ставить контроллер заряда. Тогда на природе можно не переживать за перезаряд. В реальности, если не хочется лишних заморочек и трат, можно обойтись и прямым подключением к аккумулятору.

Большинство из нас не ездит в пустыни под ярчайшее палящее солнце. Как правило, облака то налетают, то уходят, вот и заряд будет идти то больше, то меньше, при этом потребители отберут какое-то количество энергии, сохранится примерный баланс, перезаряд вряд ли случится. Долго ничего не подключали в сеть? Ну, уберите панель, потом с этим разберетесь. Главное – отдыхайте!

 

Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
В Африку и назад: Не новогоднее путешествие
Можно ли проехать 14 стран, больше 13 тысяч километров, меньше, чем за три недели?

Дневник путешествия: Kia Карелия
Выезд был почти спонтанным, но мы получили удовольствие и от автомобиля, и от впечатлений!