Эстонский этап путешествия на Соболе 4х4 по Прибалтике подошел к концу. Финляндия до последнего оставалась под вопросом, но мы все же решили ехать. Точнее плыть.
Оставались вопросы планирования проживания и получения первого опыта использования морского парома с автомобилем. Именно об этом опыте поделюсь с вами.

Основная масса автомобилей на регистрацию приезжает за 10 минут до ее начала. Очередь проходит очень быстро.
Паром лучше всего бронировать заранее через интернет. Между Финляндией и Эстонией курсируют паромы трех компаний. Лучше всего использовать официальные сайты. Сайты агентств могут безбожно врать.
Например, на портале Ferry.ru мне было предложено несколько вариантов рейсов парома Viking для микроавтобуса высотой до 2,4 метров. На официальном сайте компании выбор был только из двух вариантов – одного утреннего и одного вечернего. И не говорите мне, что у агентства забронированы остальные рейсы.

Навигатор Garmin с легкостью проложил маршрут прямо до терминала D порта Таллина, откуда нам предстояло плыть на пароме Tallink. В городе много указателей на терминалы отправления.
Обратите внимание, что стоимость парома зависит не только от типа и размера транспортного средства, но и от времени отправления. Например, утренний паром в субботу из Таллина в Хельсинки для нас стоил 93 евро, а вечерний для такого же микроавтобуса уже 400 евро.
Я сначала не поверил, но повторная проверка подтвердила теорию зависимости цены парома от времени перевоза алкогольной продукции жителями Финляндии. Те, кто утром приезжают в Таллин за бухлом, вечером возвращается назад и микроавтобусов едет тьма. Что везут? Алкоголь! Что надо делать? Драть втридорога!

Перед погрузкой на паром автомобили ставят в линии ожидания. Погрузка начинается после выезда последнего прибывшего автомобиля по команде операторов.
Можно переночевать на пароме! Даже при том, что он идет всего два часа. Для этого необходимо выбрать рейс в 22.30, на который грузятся как обычные пассажиры, так и пассажиры класса overnight.
Обычные пассажиры выйдут по прибытию, а вы будете спокойно спать в каюте. Главное, чтобы на погрузке оператор увидел пометку «ночевка» на вашем билете, что скорее всего произойдет без вашего участия. По рации передадут ваши данные на борт и вас поставят куда надо и как надо, чтобы ваш автомобиль не мешался.

Место для парковки на палубе парома указывает оператор. Он же показывает на каком расстоянии от впереди стоящего автомобиля вам следует остановиться.
Например, вечерний рейс без ночевки для нас обходился от 93 до 106 евро в зависимости от компании-перевозчика. Рейс с ночевкой в каюте стоил 161 евро. Это удобнее и комфортнее, чем живи мы в Таллине, а утром лети на паром или выбирай отель в Хельсинки, где цены на проживание начинаются от 80 евро.
В стоимости парома указывается стоимость каюты из расчете один пассажир и один автомобиль. Второй пассажир в каюту будет заселен за 50% стоимости проживания. Могу предположить, что третий пассажир получит еще большую скидку, но не проверял, т.к. третьего пассажира не было. Всего в каюте 4 места без подселения «чужих».

1/3
Переходы между пассажирскими палубами, кафе и развлекательными центрами паром Tallink.

2/3
Четырехместная каюта парома имеет одно место в виде раскладываемого дивана и три обычных откидывающихся кровати как в поезде.

3/3
Туалет и душевая на пароме Tallink оказалась даже больше, чем на более дорогом пароме из Хельсинки в Стокгольм.
Регистрация на паром начинается за 1,5 часа до отправления и заканчивается за час до отправления. У вас будет ровно полчаса, чтобы пройти регистрацию. Потребуются только паспорта. Все ваши данные забиты уже через интернет, включая номер машины.
На регистрации выдают билеты на пассажиров с кодом для получения пакета с завтраком и талон на автомобиль с пометкой overnight. Это та самая отметка для персонала отвечающего за погрузку автомобилей на паром.

На одной из двух открытых палуб парома можно провести все время в пути, если вы не ночуете и плывете всего два часа. Сюда же стоит выйти при отправлении парома.
На пароме две палубы для автомобилей и две палубы для пассажиров. Находиться в автомобиле во время движения парома запрещено. Чтобы провести 2 часа в пути можно подняться на верхние палубы, где размещены развлекательный центр и два ресторана быстрого питания с местами около иллюминаторов.
Сюда же придется зайти и тем, кто ночует на пароме после отправления, чтобы получить пакеты с набором для завтрака: сок, булочка, йогурт и фрукты. Набор получается при предъявлении посадочных талонов на всех ночующих пассажиров.

Утром оказалось, что на пароме ночуют довольно много автомобилей.
Во время движения можно находиться на открытой палубе. На паромах Tallink открытая палуба находится на корме (сзади). При хорошей погоде многие проводят время в пути именно там. Сюда же стоит выйти во время отхода парома от причала, чтобы увидеть вечерние огни порта Таллина. Выход на открытую палубу парома открыт в течение всего времени и вы спокойно можете сходить в кафе, купить стакан кофе и вернуться назад, чтобы подышать морским воздухом.
Выезд с парома для ночующих осуществляется в 6 часов утра. О начале выезда с парома вам объявят, но лучше поставить будильник, чтобы спокойно позавтракать и принять душ. Душевая и туалет работают в каюте круглосуточно.

Рампа парома для ночующих открывается примерно в 6 утра. Раньше выехать не получится, это надо учитывать.
Рампа парома открывается в 6–6.05 утра и все автомобили и мотоциклы должны выехать с парома, так как после этого начнется погрузка утренних пассажиров из Хельсинки в Таллин. Выехав с парома вы оказываетесь сразу в городе Хельсинки.
Полезно помнить, что:
– автомобиль необходимо поставить на ручной тормоз, а еще лучше продублировать включением передачи на МКПП. Для АКПП поставить в положение «P» и продублировать ручным тормозом;
– все необходимое стоит забрать из автомобиля заранее, чтобы потом не испытывать трудностей с тем, чтобы попасть на грузовую палубу;
– вода в кране на пароме питьевая и проходит многоступенчатую систему очистки;
– туалет в каюте вакуумный (по принципу самолета) и перед сливом крышку необходимо опустить в нижнее положение.
Удачных путешествий!

Переправа на пароме из Таллина в Хельсинки с ночевкой на борту оказалась очень комфортной. В деньгах не выиграли, но в удобстве точно в плюсе.