Путешествие на Алтай на УАЗ Патриот
Путешествие на Алтай на УАЗ Патриот
Ровно год назад мы впервые оказались на Алтае по приглашению известного уазоводам Хасана Карагужина, который и в этом году не позволил нам грустить в Москве, позвав продолжить исследовать осенний Алтай. Ведь осенью Алтай не просто красив – он невероятен!!!
Нашим транспортным средством, как и в прошлом году, снова стал УАЗ Патриот – автомобиль, которому уже в стоке доступны маршруты, только снящиеся многим владельцам кроссоверов. Только на этот раз это новенький Патриот с АКПП. Автомобиль практически в заводском исполнении, за исключением небольших доработок с помощью продукции СТО22-Бийск: новый задний кардан, ШКОТы и опора рулевого вала версии 2.0. Пользуясь случаем Хасан (уже традиционно) предложил мне протестировать его продукцию в самых что ни на есть боевых условиях, намекнув, что съезды с асфальта у нас запланированы с завидной регулярностью.
Часть 1. Несостоявшийся подъем на Ороктойский перевал
Утро первого дня началось уже традиционно с приветствия Катуни и с песни «Что такое Манжерок». Ночью шел дождь, а утром по реке полз туман. Это немного беспокоило, так как в планах была попытка подняться на Ороктойский перевал, а учитывая то, что наш УАЗ почти в полном стоке и на штатной резине Кама, вдобавок к ночному дождю, это все выглядело не очень здоровой авантюрой.
Манжерок. Река Катунь. Утро 30 сентября 2021г.
В прошлом году мы были в этих местах на десять дней раньше – погода стояла теплая, но осенних цветов уже хватало. В этом году осень еще больше радует цветами, а местами уже лежит снег, что только придает особый колорит и эмоции. Решив немного усложнить маршрут и срезать путь на Акташ, мы отправились в сторону Ороктойского перевала. Сомнения были, но разве это мешает нашим любимым «слабоумию и отваге»!?
Река Катунь по-настоящему изумрудная, а в районе Ороктойского моста она еще обрамлена каменным берегом, создающим особенный узор. Дорога сюда частично асфальтирована, частично представляет собой вполне сносный грейдер, а после моста надеяться на асфальт уже не стоит. И чем дальше, тем больше дорога превращается в оффроуд, медленно, но уверенно начинающий подниматься в сторону Ороктойского перевала, усыпанный довольно глубокими колеями и крупными камнями, неприятно задевающими мосты нашего Патриота.
Не услышав первый звоночек в виде сползающего боком Патриота мы преодолели несколько километров. Хасан подбадривал: «Миша, давай тут ходом. Может быть все же сможем!?». Понимая возможности штатных шин и местами уже выезжая «на ушах» я показывал Хасану следы проехавших недавно «Симексов» и намекал, что пора разворачиваться. В этот раз – без шансов. К тому же снова пошел дождь и наши перспективы внезапно "подмокли" еще больше.
Не успели мы развернуться и проехать пару километров как выглянуло солнце. К знакам надо прислушиваться – просто не в этот раз. Жаль, что нет ни одного кадра: фотограф я один, я же и рулил, поэтому фотодоказательств нет, но поверьте рассказу – на штатном Патрике и на штатных шинах нам было весело, если у меня даже не было возможности и желания что-то снимать. Впрочем, учитывая наш настрой, все только начинается, а значит заходите в этот отчет, который я продолжу как появится связь и новые впечатления.
Часть 2. Долина реки Чулышман и перевал Кату-Ярык
Кто был на Алтае, но не проехал перевал Кату-Ярык – тот не был на Алтае. Простите за снобизм, но это одно из самых удивительных мест, которые есть в этом благословенном для автопутешествий регионе России. Почти 4 километра протяженности, почти 900 метров высоты, грунтово-каменная дорога, подмываемая сточными водами, проходима для внедорожников, а вот спускаться сюда на городском кроссовере и шоссейных шинах будет откровенным безумием – пойдет снег, польет дождь и вы станете клиентом водителя грузовика, дежурящего внизу и готового погрузить ваш беспомощный автомобиль в кузов и поднять наверх.
Летом на прохождении перевала Кату-Ярык можно встрять на длительное время: пропустить одних, дождаться пока залезет другой или спасут третьего. Сюда тянутся караваны желающих увидеть своими глазами одну из легендарных дорог Алтая, бывшую когда-то просто конной тропой. Однако не все так грустно – дорогу немного расширили, местами стало возможно даже разъехаться без страха свалиться вниз, да и нам откровенно повезло: вниз мы ехали хоть из под дождем и снегом, но воды текло немного и размыть грунт она не успела, вверх ехали после морозца и почти по сухому. Но это было лучше, чем ползти на пароме через Телецкое озеро.
Кстати, еще одна добрая новость для автопутешественников, но не очень добрая для любителей аутентичности – вдоль всей долины реки Чулышман (она же Челушман, она же Чолушман) укатали довольно широкую каменную дорогу, местами по которой можно наваливать на Патриоте 70-80 км/ч.
Дорогу проложили до самой Балыкчи, после которой начинается традиционная грунтовка, знакомая бывавшим здесь туристам. Впрочем, даже осенью и после дождей она легко проходима на стоковом Патриоте на стоковых шинах. Местами есть раскатанные места, но их всегда можно объехать, заехав на косу перед Телецким озером, где хорошо встать лагерем.
Улаганский перевал, который вам придется проехать, если вы едете к перевалу Кату-Ярык, в октябре уже засыпает снегом. В один день мы ехали под мокрым снегом и дождем, а возвращаться через два дня пришлось уже по снегу и льду. Ехать на штатных шинах по такой «каше» было не лучшим удовольствием. Если решите отправиться на Алтай в октябре или позже, лучше предпочесть зимние шины, особенно если решите подняться на ретранслятор или в другие интересные, но высокие места.
Впрочем, я немного забежал вперед. Мы покидаем теплую и солнечную долину реки Чулышман и еще не знаем, что за перевалом нас ждут снега и мороз.
Часть 3. Подъем на ретранслятор
В прошлом году мы попытались подняться на ретранслятор тоже на Патриоте, но на стоковых 18-х шинах, и практически скатились с него вниз, так и не сумев карабкаться по обледенелым камням. В этом году тоже были стоковые шины (на этот раз 16-дюймовые Кама-221), но подъем был засыпан снегом и опытным путем было выяснено, что вверх эти шины по снегу едут, а вниз опасно скользят. Но подъем на ретранслятор был взят. Ну, почти...
До заброшенного рудника добрались с легкими приключениями, но добрались без проблем. Интересная локация – сохранились административные здания, сохранились штольни, пусть и засыпанные через несколько метров от входа, сохранился антураж промышленной заброшки, если кто интересуется подобными объектами.
А вот дальше начались проблемы стоковых шин – пробили снежный перемет к повороту на сам ретранслятор почти весь, но маленькая его часть в конце не хотела сдаваться, а УАЗик беспомощно буксовал на снегу и на довольно скользких камнях. До нас сюда уже кто-то пытался пробиться, судя по следам, и на более злых шинах, но что-то тоже безуспешно. В итоге и мы бросили машину на половине подъема и отправились вверх пешком.
Но вид... вид с этой высоты стоил того, чтобы решиться на подъем. Стоил того, чтобы пойти пешком по сильному ветру. Стоил того, чтобы попытаться подниматься сюда, не добившись результата в первый раз в прошлом году.
Если решитесь на подъем на ретранслятор, то не стоит это делать на кроссовере. Летом и зимой здесь весьма крутые буераки и камни, проехать на Патриоте, и то местами проблематично. Лучше воспользоваться местными услугами заброски наверх – парни на заряженных УАЗиках сделают это с удовольствием, но за плату.
Нам же оставалось только спуститься, и это было сложнее, чем подняться, но УАЗ Патриот остался цел. Пока цел...
Часть 4. Долина Актру
После восхождения на ретранслятор подниматься к леднику Актру на стоковых шинах, когда горы уже довольно плотно укутало снегом, было бы небольшим безумием, но это не значит, что нельзя прокатиться по долине Актру к заброске, до известного старого моста и каменистого брода. Что мы и сделали.
Это и была наша первая небольшая ошибка. Или недочет. Дело в том, что этим утром в сторону заброски ушел только один автомобиль – подготовленный УАЗ Хантер, но и он пошел другим маршрутом. В итоге, лужи на нашем пути оказались подо льдом, а Патриот превратился в маленький ледокол. Результат: разбитая противотуманка, помятый номер, поцарапанный бампер и ушедший куда-то под него парктроник. Не самые большие потери, скажу я вам, учитывая толщину льда.
Дальше старого моста не поехали – уже не было смысла. Подняться на своих шинах туда мы не сможем, а проехать брод, рискуя добавить недочетов техническому состоянию нашего «Патрика», просто так... не самое умное решение, что ли. Зато погуляли по старому мосту и посмотрели, как преодолевает этот брод ЗиЛ-131, везущий наверх дрова. Топливо он поглощает с завидным аппетитом, но едет по бездорожью отлично.
Из долины Актру открывается отличный вид. Впрочем, как из половины долин Горного Алтая. Чего только стоят виды с перевала Богомоюз или еще одной долины со своим микроклиматом – долины Джазатор. Но туда мы отправимся в следующей части рассказа о путешествии.
Часть 5. Перевал Богомоюз
Осень на Алтае – это смесь легкого авантюризма во всех вылазках – каждый подъем в горы сопряжен с риском влипнуть в снежный плен, помня о том, что едем мы все же на стоковых шинах Кама, далеких от идеалов внедорожных или зимних шин. Но все же мы решились попробовать съездить в сторону перевала Богомоюз. Больше для того, чтобы разведать его состояние в октябре и оценить шансы проехать его в это время.
Проехать в сторону ключей и на Богомоюз можно только через оформление на погранзаставе, а дорога на перевал проходит уже в 5-километровой зоне границы, что сопряжено с необходимостью получать пропуск в ФСБ. Помним, в какой стране мы живем – здесь боятся не только перебежчиков снаружи, но и перебежчиков изнутри. Это в Норвегии можно подплыть к пограничному столбу, заякориться за него и ловить рыбу. У нас все сложнее, но хорошо, что не как в Северной Корее, хотя... к черту политику.
Перевал Богомоюз оказался довольно сильно заметен, несмотря на то, что снега в долине было не очень много. Сама дорога к перевалу заметена снегом без единого следа – видно, что никто в ту сторону после выпадения снега не ездил. Сентябрь и октябрь – отличные месяцы для путешествия по Алтаю – туристов мало, но есть и недостатки – проехать получается совсем не везде, где хотелось бы.
Зато вид, открывающийся с местных вершин, просто завораживает. Внизу еще почти лето, пусть и желтое, и с ночными заморозками, а тут дует ветер и идет снег. Отличное время, чтобы за час можно было сменить одно время года на другое. Летом такие фокусы не пройдут, если только не подниматься к леднику Актру.
Нам же оставалось только попробовать проскочить к селу Джазатор и заглянуть в степь Самаха. Оказалось, что будучи в этих местах несколько раз, Хасан ни разу не доезжал до села, имеющего второе название Беляши. Кстати, довольно интересное место, но это уже в следующей части – завершающей наше путешествие.
Часть 6. Село Джазатор (Беляши) и степь Самаха
Добраться до селения Джазатор, имеющего второе название Беляши, и за простирающейся за ним степи Самаха было программой максимум. Почему бы и нет!? К тому же, многие доезжали до перевала Богомоюз, до Теплых Ключей, даже до ворот Укока, но не бывали в Джазаторе. Исправляем это дело напоследок перед возвращением домой.
Дорога в Джазатор снова утопает в снегу и покрыта льдом. Это как раз тот случай, что осенью на Алтае очень легко за час проезжать по лету и по зиме. Самое интересное, что стоило чуть-чуть въехать в долину, как резко потеплело, а снег исчез. Хороший повод, чтобы остановиться на обед. Заодно впервые по делу испытали подаренный Хасану алюминиевый ящик от РИФ и провели сравнение с «классической» корзиной для пикника, побывавшей уже много где, но все еще живой.
Степь Самаха начинается прямо за селом Джазатор. Начальник погранзаставы, с которым мы умудрились познакомиться едва въехав в село, описал дорогу примерно так: выедете за село, а там выбирайте любую дорогу, которая вам больше понравится – все они приведут в степь. Так и случилось...
Степь не впечатлила. Точнее, ради одной ее ехать сюда не стоит. Обычная долина, с которой легко посоревнуются другие, более легкодоступные степи Алтая. Особенно омрачает еще то, что в самом живописном месте расположилась местная свалка, куда местные свозят все отходы. Бил себя по рукам, чтобы не показать этот мрак в красивом месте, но пусть это останется на совести местной администрации.
А вот село Джазатор или Беляши оставило необычный след – оно попросту не похоже на 99% алтайских сел и больше смахивает на селение староверов, ушедших жить в удаленную долину. В Джазаторе мы смогли найти даже «крестовые» дома, которых особо уже и не увидишь. Это когда деревянный дом разделен двумя внутренними стенками ровно крестом, образуя четыре равных помещения. Но большая часть села – это обычные «пятистенки».
Вишенкой на торте стал казах на лошади, несущийся по селу с белоснежной гитарой. Я не казах, сказал нам Акташ, я русский, и согласился спеть песню. Какой-то сюрреализм – начинается снегопад, нам еще возвращаться через перевал более ста километров, а тут под забором он нам поет песню Малинина про незабудки.
Перевал прошли вполне безопасно. Снегопад остался где-то за спиной и догнать нас не смог, а вот в горах снегопад принес немного волнений, судя по улетевшему туда спасательному вертолету в полном оснащении для эвакуации лежачих пациентов.
Нас же снегопад застанет уже позже, по дороге на Акташ и дальше в сторону Бийска. Но это уже обычная история возвращение по Чуйскому тракту, которую вам расскажет любой побывавший на Алтае. Поэтому подробности этого красивого, но довольно избитого маршрута оставим в стороне.
Можно подвести итог, что вторая осенняя поездка, состоявшаяся на две недели позже прошлогодней, принесла не меньше, а может быть и больше открытий и возможностей увидеть необычный осенний Алтай. Совершенно другой Алтай, который недоступен побывавшим здесь летом.
В завершение хочется поблагодарить Хасана Карагужина, его семью и весь коллектив СТО22-Бийск за оказанный теплый прием и сопровождение на маршруте, предоставив новенький УАЗ Патриот с АКПП. Это было комфортное и вполне безопасное путешествие. Ну, за редким исключением...
Арктика в гламуре
Путешествовать по Русскому Северу гораздо проще, чем кажется, и иметь внедорожник совсем не обязательно