Северная Осетия: Майские праздники на Кавказе

Северная Осетия: Майские праздники на Кавказе

Северная Осетия: Майские праздники на Кавказе

15.05.18
Поделиться:
Северная Осетия долго оставалась для нас неизведанным миром, хотя за время своих путешествий много поездили и по нашему Кавказу, и по бывшему «нашему». Наконец мы отправляемся в путешествие по этому удивительному краю на непривычном для России кемпере на базе полноприводного грузовика Mercedes-Benz Actros.

Самое тяжелое в жизни грузового кемпера это доезд. Он и для легковых автомобилей часто нудный и долгий, а когда крейсерская скорость 80 км/ч, а на разгон требуется в два раза больше времени, становится еще более нудным и долгим.

Плюс ко всему еще сложнее найти место для ночевки – грузовик не везде проедет, не везде пролезет, но зато можно встать в любом доступном уголке – не нужны палатки и место под них, и все это для семи человек и одной собаки.

Поиск стоянки для ночевки на грузовике более сложен, чем на внедорожнике, но главное – найти прикрытую зарослями площадку, а дальше дело техники.

По дороге в Осетию встречаемся с друзьями, путешествующими на кемпере в кузове пикапа Ford F-250 и на пикапе Toyota Hilux с палаткой на крыше. Совсем недавно на таких пикапах мы прокладывали маршрут для ралли-марафона Шелковый Путь.

Наши друзья, приехавшие на Toyota Hilux, жили в палатке, установленной на силовом багажнике, смонтированном на металлическом кунге пикапа.

Тойота шагает по Планете и вот едет с нами. Ребята решили ехать своим маршрутом, так как им придется вернуться раньше и с нами не успеют. Жаль, собирались вместе.

И вот, наконец, асфальт остается за спиной, а мы сворачиваем на грунтовую дорогу уходящую вверх, в горы. Сегодня будет первая ночевка над селом Старая Саниба, через которое на следующий день пойдем дальше в Кармадонское ущелье.

Вид на село Старая Саниба с места нашей ночевки в горах.

Ночью наверху вышла полная луна и осветила окружающий пейзаж, это было чУдное завершение доезда и начало настоящего путешествия и отдыха.

Полная луна, осветившая нас ночью, просто создана для ночных фотографий. Не смог удержаться, чтобы взять штатив и пойти снимать.

Кармадонское ущелье печально известно гибелью съемочной группы Сергея Бодрова младшего осенью 2002 года по причине схода лавины с ледника «Колка», под которой погибло 127 человек.

В ущелье ходят туристы для осмотра того самого ледника, а также к горячим источникам под ним. Маршрут не самый легкий из-за сходов снежников и обвалов, но все равно туристы доходят до ванн и умудряются оставить после себя горы мусора. Удивительная способность наших людей гадить там, где едят и отдыхают.

Утренняя зарядка. Одни занимаются йогой, а вторые пытаются понять, как это теперь повторить.

Проход по маршрутам в ущельях Северной Осетии большей частью доступен без специальной подготовки. Стандартного набора в виде трекинговых палочек и хорошей обуви будет достаточно.

Однако, часть маршрутов предназначена для подготовленных групп, а заходить глубоко в ущелья можно только получив специальный пропуск в пограничную зону.

Особенность путешествия на грузовом кемпере в том, что каждый непонятный мост необходимо проверять на возможность проезда тяжелого грузовика.

Дальше наш путь лежал к Мидаграбинским водопадам. Мидаграбинские водопады считаются самыми высокими в Европе и входят в пятерку самых высоких водопадов мира.

Мидаграбинские водопады считаются самыми высокими в Европе и входят в пятерку самых высоких водопадов мира.

Грунтовая дорога перед водопадами превращается в каменный триал, по которому можно аккуратно проехать на внедорожнике, но наш грузовой Мерседес с невероятным клиренсом в 43 сантиметра и на внедорожных шинах Michelin XZL едет как по грунтовке. Все же внедорожный грузовик – это особенное извращение, ограничения, но и возможности.

В ущелье большое количество водопадов. Можно целый день гулять и рассматривать только падающую воду.

Под водопадами нас ждали два невероятных события. Первое – к нам приехал старый знакомый Казбек, который узнал о нас от пограничников и сумел найти. Казбек приехал по-кавказски – с шашлыком, овощами, напитками, цветами для женщин и, конечно, с «кукурузным соком», как здесь называют 25-градусную самогонку, которую надо пить подогретой.

Казбек приехал на подготовленной Toyota Land Cruiser 73 в идеальном состоянии. При виде такой Тойоты слюноотделение начинается автоматически. Казбек пошутил, что Игорь не сможет доехать сюда на своем автомобиле и надо съездить за припасами, но Игорь на Land Cruiser Prado 150 добрался по камням к нашей стоянке вполне спокойно.

В ущелье нас догнал Казбек, приехавший на Toyota Land Cruiser 73 в идеальном состоянии.

Ночью, пока сидели у костра из привезенных Казбеком и Игорем великолепных каминных дров из сухостоя, недалеко от нас начался сход снега. Это было громко, страшно, наши фонари добивали до снежника и казалось, что эти 3–4 минуты длились вечность. Днем оказалось все не так страшно и понятно, что до нас снег не дошел бы ни при каком раскладе. Все же в темноте ощущения были гораздо острее.

Сошедший ночью снег, днем оказался не таким и страшным и при любом раскладе до нас бы не дошел, но ночью было страшновато.

Одной из достопримечательностей Северной Осетии – Алании является «Город Мертвых».

Это старинное кладбище в фамильных склепах, в которых хоронили мертвых в несколько этажей, укладывая их тела в некие подобия лодок. Останки людей лежат открытые всем ветрам и их можно увидеть в большие окна, через которые мертвых заносили внутрь.

Мертвый город. Древние семейные склепы.

Для современного общества подобные захоронения являются жуткими и непривычными, но достаточно вспомнить пещеры с лежащими в них останками монахов, мумии в Египте и все встанет на свои места. Это история и ее надо воспринимать не с современными мерками, а как характер того времени и народных особенностей, когда это было обыденно.

В склепах, открытые всем ветрам, сохранились останки захороненных людей.

Про наш быт в кемпере на базе грузовика Мерседес Актрос 4х4 было много вопросов, я не буду углубляться тут в подробности, а оставлю это для отдельной статьи. Скажу лишь то, что ехать и жить всемером с собакой – это своеобразный способ путешествия со своими минусами и плюсами. А вот Mercedes-Benz оправдал высоту положения бренда комфортом и эргономикой. Это я про шасси. Что до жилого модуля, то он был целиком спроектирован и построен по идеям Ильи Барсукова.

Грунтовые дороги в Северной Осетии хорошо держат тяжелый грузовик в отличие от грунтовок Русского Севера, где он может легко завязнуть.

Следующей точкой нашего путешествия стало Алагирское ущелье. В этих местах более известным является Цея, но заскочить в Алагирское тоже стоит. Во-первых, почти до ледника проложена хорошая асфальтовая дорога.

Древнее село Лисри сохранилось практически в идеальном состоянии для руин, но кто-то умудрился испортить его новым строением.

Она стала памятником российской бесхозяйственности, когда решили сделать горнолыжный курорт, проложили электросети, хорошую дорогу, а потом передумали. Так и ведет теперь дорога в никуда, но по пути можно увидеть руины санатория Тиб с минеральными источниками под ними или древнее каменное село Лисри, сохранившееся почти в нетронутом состоянии.

От села Лисри дорога уходит к погранпосту и к дороге к леднику. К леднику можно попасть только получив пропуск на заставе.

Проехать к леднику у нас не получилось. Не было пропуска, а единый на всю Северную Осетию оформить не успели. Поэтому покатались по району, поговорили с пограничниками и, заправившись 600 литрами минеральной воды в баки кемпера, поехали в Цейское ущелье в попытке прокатиться на канатной дороге.

Забегая вперед, скажу, что дорога оказалась нерабочей и прокатиться не получилось.

Санаторный комплекс Тиб был построен на минеральных источниках, но по некоторым сведениям так и не был открыт из-за отсутствия центральной канализации.

Время подходило к концу и пора было возвращаться домой, но на десерт мы оставили себе поход к Караугомскому леднику.

Илья Барсуков сохраняет свой опыт альпиниста и угнаться за ним по камням не просто сложно, а временами вообще невозможно. Нагнать его получается только когда он останавливается для фотосъемок.

Прибыв на погранзаставу «Дзинага», надо отдать должное пограничникам, нас приняли вечером, выписали пропуска, рассказали про маршрут и подсказали где можно встать нашим огромным кемпером.

С маршрута к Караугомскому леднику открывается вид на шикарные водопады. Только ради них уже стоит выйти на маршрут.

Маршрут к Караугомскому леднику оказался очень живописным. Тропа петляет вдоль реки, уходит в сосновый лес, пересекает каменное русло и выходит к деревянному мосту через бурную реку Караугом.

Деревянный мостик через реку Караугом периодически смывает, но это единственная переправа через бурную речку в этом месте.

Мы решили дальше не идти, к тому же тучи обещали подмочить отличную погоду, преследовавшую нас в течение всего путешествия. Илья с семьей и собакой все же решил идти к леднику. Правда, тоже безуспешно. После моста лавина смела дорожку и ребята не смогли найти ее продолжение, им тоже пришлось вернуться.

Огромный грузовик вызывал интерес у всех встречных, даже если они передвигались на более проходимых внедорожниках.

И снова доезд, на этот раз до дома. Майские каникулы в Северной Осетии удались на славу. И погода не подкачала, и посмотрели много, и клещей не наловили, хотя с собаки их снимали десятками.

Кавказ богат людьми. В горном селении нас гостеприимно приняли, рассказали интересные истории и даже накормили пловом и напоили «кукурузным соком».

В это время поехавшие в Грузию друзья торчали в пробке на границе и выбирали новые маршруты, чтобы не испортить себе выходные.


Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
Москва-Боровск. Путешествие длиной в день
Отправляемся на Toyota Hilux Exclusive в путешествие выходного дня, в город Боровск Калужской области.
Камчатка с высоты птичьего полета
Для многих автопутешественников Камчатка еще долго будет целью, о которой можно только мечтать

Марий-Эл: новая реальность
Марийская низменность после лесных пожаров 2010 года