Лед крупнейшего российского озера давно стал культовым местом для туристов и заезженной локацией для автомобильных путешествий. Банально? Вот только одно дело читать отчет, а другое – оказаться внутри.
Вдобавок, всегда можно сойти с проторенной дороги и проложить свой путь, благо возможностей для этого более, чем достаточно.
Например, можно установить рекорд скорости. Их, конечно, тоже хватает, но они сплошь автомобильные, на мотоцикле, а тем более с коляской, пока не проехал никто.
А может надеть на колеса мотоцикла лыжи и продубасить по снежным переметам на импровизированном сноубайке, поднимая в воздух облака ледяной пыли? Или проехать по полузаброшенному участку Транссиба, мосты и тоннели которого идут прямо вдоль берега...
Наш выбор – все и сразу. Когда еще окажешься здесь? Тем более, не знаешь, какая идея «выстрелит», а какая окажется провальной. Но для начала до Байкала нужно добраться.
Конечно, можно и на мотоцикле, благо опыт подобных зимних дальнобоев имеется, но удовольствие сомнительное. Тем более, большая компания на мотоцикле не поместится при всем желании, а перелет вовсе не бюджетный.
Выход один – автомобиль. Вернее, автомобили – новенький Mitsubishi L200, зарекомендовавший себя едва ли не идеальным автомобилем для путешествий еще во время январской поездки в Турцию и УАЗ Профи, единственный внедорожник, в который можно запихнуть мотоцикл с коляской.
Смешно сказать, но до этого момента мои знакомства с автомобилями из Ульяновска проходили исключительно на пассажирских местах, или как там называют шконки, располагавшиеся в тогда еще милицейских, а не полицейских «козлах».
Именно поэтому максимальная скорость в 100 километров в час и расход, порой достигавший 17 литров на сотню, поначалу повергли в ужас. Но за 5200 километров привыкнуть можно ко всему, и даже найти особый кайф: пять дней в правом ряду любого превратят в буддиста.
Впрочем, медитативные практики оказались не простыми, поэтому в нашей компании борьба шла исключительно за водительское место L200. Вот оно, лицо русского обывателя, променявшего сермяжную правду на «автомат», «круиз» и фары с омывателем.
Дорога показалась особо длинной и потому, что отремонтировали ее до блеска – ни одной крупной ямы на пути от Москвы до Иркутска мы так и не нашли.
Спасибо системе «Платон», гласили информационные щиты вдоль федеральной трассы, любой съезд с которой был чреват серьезным ремонтом. Видимо, авторы баннеров намекали: для восстановления дорог регионального значения нужно ввести еще какой-нибудь новый налог.
К слову, хороший асфальт моментально потянул за собой и не очень хорошие камеры, попадавшиеся даже на совершенно диких участках трассы в Сибири.
Но они большой проблемой не стали, ибо в дорогу, по уже сложившейся традиции, был взят гибрид радар-детектора с видеорегистратором Neoline G-Tech X27, да и разработчики уазовского мотора еще на этапе проектирования позаботились о динамике, с которой заработать крупный штраф невозможно физически.
Иркутск встретил отличной погодой и удивительно приятной архитектурой. Иркутяне, как называют себя аборигены, позаботились о теплом приеме, и разведали лед к нашему приезду.
Первый день был выбран для установки рекорда – прогноз погоды сулил ясное небо и ровный лед недалеко от острова Ольхон, а значит, много времени на поиски площадки для установки рекорда потратить не придется.
Говоря о нашем рекорде, стоит упомянуть организацию, выставившую счет в двести с лишним тысяч рублей за фиксацию двух рекордов.
Именно столько попросили специалисты Книги рекордов России за... Видимо, за то, чтобы их сотрудник постоял с «феном» на льду, кивнул головой и вписал наши имена где-то между самым большим чебуреком и самыми длинными ногтями.
Нужно сказать, что место среди столь почетных достижений меня не смутило ни сколько, а вот ценник, увы, оказался не подъемным. Бюджет всей поездки с блекджеком и прочим весельем был меньше!
Но ведь рекорд не перестает быть таковым из-за того, что его кто-то не подтвердил, особенно учитывая тот факт, что никакого другого рекорда и не существовало. Задокументируем на GPS, благо мотоциклетный навигатор Neoline Moto2 имел возможность показать честную скорость, ориентируясь по спутникам.
И пусть ровным лед лишь казался со стороны, а недостаточное количество шипов в приводном колесе не позволило разогнаться свыше 94,8 км/ч, по льду с коляской все равно никто не проезжал быстрее.
Что еще нужно для полного счастья? Конечно же наваливать боком. На всем: на мотоцикле, на L200, на УАЗе – ледовая гладь до горизонта, солнце и морозная свежесть располагают к подобным активностям.
На следующий день наша компания выдвинулась из Иркутска к поселку Слюдянка, где проходит тот самый старый участок Транссиба. Кругобайкальская дорога, как еще называют этот отрезок, строилась еще до революции и стала самым дорогим и сложным участком, по праву заслужив звание золотой пряжки стального пояса России.
Позже, уже после Великой Отечественной, когда паровозы сменили мощные локомотивы, был построен новый путь, в обход побережья, а Кругобайкалка осталась как артерия, связывающая поселки, расположенные на станциях и туристической локацией. Специально для гостей, летом, помимо обычного поезда, по путям ходит настоящий паровоз, идеально дополняющий гармонию каменных виадуков, мостов и галерей.
Нам же хотелось преодолеть этот путь на мотоцикле. Увы, езда по рельсам запрещена законом, поэтому ехать пришлось исключительно вдоль рельсов. На счастье, дорога, некогда являвшаяся двухпутной, сегодня имеет всего одну ветку, а второй путь демонтирован.
И не беда, что на пути сугробы нечищеного снега, кустарники и камни – все это мелочи жизни по сравнению с поездом в лоб.
Вся историческая часть Кругобайкалки, дошедшая до наших дней (примерно половина была затоплена рекой Ангарой во время строительства Иркутской ГЭС), это 80 километров, однако самый интересный и насыщенный инженерными сооружениями участок куда короче. Именно его мы и одолели.
Разумеется, пришлось умыться кровью – в отличии от легких эндуро, колясыч постоянно закапывался, переворачивался и всячески показывал, что бездорожье – далеко не та стихия, для которой в 1992 году немцы строили этот BMW K1100LT.
Больше того, не получилось даже добраться до следующего поселка со спуском на лед – разрушенный мост вынудил развернуться и съехать на Байкал там же, где и заезжали.
Но козырь в рукаве оставался – лыжи к мотоциклу-то с собой! Разумеется, самодельные, сваренные за 30 минут из стального профиля и расширителей лыж снегохода «Буран», но вполне работоспособные.
Главное тронуться: в глубоком снегу злая кроссовая резина уверенно копает снег и толкает мотоцикл вперед, но стоит ему докопаться до льда, как тяга пропадает – сказывается недостаток шипов.
Нужно приноровиться, после чего мотоцикл выходит на уверенный глиссер и разгоняется до вполне приличных 70 км/ч, сбавляя скорость лишь попадая на совсем глубокие переметы, совершенно недоступные для колесного исполнения.
Именно со стороны и удалось увидеть Кругобайкалку полностью и проехать вдоль потрясающе красивой панорамы.
Закатить мотоцикл в УАЗ пришлось лишь у самой дельты Ангары – там, где лед изобилует большим количеством трещин и торосов. Выглядят они не всегда страшно, однако, за обманчивым спокойствием часто скрывается опасность – недаром наш проводник Сергей частенько останавливался и пробовал лед, затянувший трещину, на прочность. Говорят, машины здесь проваливаются частенько.
Впрочем, нам повезло, и, оставшись совершенно невредимыми, уже затемно мы выехали в поселке Порт Байкал, откуда до Иркутска было рукой подать.
Несколько дней отдыха посреди иркутских красот, пять дней хода домой, и... Впечатления, которые, как кажется сейчас, не вытряхнуть из головы уже никогда. Стоило ли оно того? Определенно да!
Текст и фото: Дмитрий Федотов
1/33
2/33
3/33
4/33
5/33
6/33
7/33
8/33
9/33
10/33
11/33
12/33
13/33
14/33
15/33
16/33
17/33
18/33
19/33
20/33
21/33
22/33
23/33
24/33
25/33
26/33
27/33
28/33
29/33
30/33
31/33
32/33
33/33