Северный Маршрут: В поисках затерянного зимника

Северный Маршрут: В поисках затерянного зимника

11.01.16
Поделиться:

Пусть приснятся мне, пусть приснятся,
Хоть в бреду, хоть на полчаса,
Староверческие святцы
И Архангельские леса.
                                    Рюрик Ивнев, 1928 г.


Как можно не любить Русский Север!? Где еще в январе можно найти настоящую зиму и снег? Многие горожане уже забыли, что снег – это белая сыпучая субстанция, которую можно есть без страха попасть в реанимацию.

Север – это наркотик! Легальный и сильнодействующий. Даже с замерзшими частями тела ты продолжаешь получать удовольствие от окружающей тебя сказки и делать вид, что это не твои ноги так сильно замерзли потому, что ты взял не те ботинки.

Каждое путешествие серии «Северный Маршрут» открывает что-то новое в казалось бы знакомых землях Архангельской области. В этом году в планах посетить несколько новых и старых мест, а главное – проверить зимник из Карпогор на Северный, который некоторое время был забыт.

Северная сказка, из которой не хочется уезжать.

Когда-то на северах было столько дорог, сколько нет магистралей во всем постсоветском пространстве и по ним шныряли машины перевозящие людей, скот, грибы, топливо и другие полезные в быту вещи. Но СССР развалился и вместе с ним стали ненужными все потуги превратить эти места в оплот цивилизации.

А потом был забыт и зимник, так как трафик между селом Мамониха и поселком Северный на Пинеге стал ничтожным. Охотники не считаются целевой аудиторией для организации зимника, а редкие балбесы-путешественники ищущие его вообще вызывали сомнение в плане психического здоровья.

УАЗ и ГАЗ самые распространенные автомобили в Архангельской области.

Обычно мы отправлялись на поиски приключений с приходом весны, повинуясь инстинкту мартовских котов, тогда и световой день больше, и погода более солнечная. Однако, в 2015-м году именно теплая погода преподнесла сюрприз покруче курса доллара и растопила ледовые переправы и зимники до того, как мы на них въехали.

Идея отправиться в январе попахивала авантюрой, но несмотря на отказ двух экипажей выдвинуться первого января из-за животной боязни первого дня нового года, мы все же покинули Москву. Состав автомобилей представлял особый интерес и конечно мы припасли очередную интригу для почитателей наших выходок.

Тойота, УАЗ и секретный пассажир...
Если когда-то мы уедем в путешествие без Land Cruiser 105 Ильи Барсукова, значит в нашем королевстве произошли какие-то серьезные изменения. Даже собравшись ехать на чем-то другом, Илья в последний день произносит знакомую всем фразу: «Поеду-ка я на Тойоте. На всякий случай...».

А вот второй автомобиль вызвал жаркие споры как у диванных экспертов, так и у серьезных мужей изъездивших не один комплект шин. Это был полностью стоковый УАЗ Патриот с дизельным двигателем ЗМЗ-514.

Из тюнинга установлен лишь левый бак Бакор увеличенного объема. Левый потому, что несмотря на все мои призывы Бакор упорно не хочет переварить крепления и сделать правый бак для дизеля.

Большинство церквей не работает. Деньги у их владельцев есть только на строительство новых в больших городах. Да и служить в захолустье никто не хочет ехать.

Вопреки десяткам комментариев о необходимости утеплить и всячески подготовить автомобиль к путешествию мы пошли старым дедовским путем – нашли кусок пенофола и прикрыли им решетку радиатора. Оставили только небольшое окно для интеркулера.

Превратить Патриот в крутой экспедиционник ума много не надо, но больше всего народ интересуется, на что он способен без наличия толстого кошелька и достаточного времени на доработки. Все доработки будут позже и будут обоснованы потребностью в них.

Этот подход вызывал сомнения. Это в путешествии в Турцию Патриот показал свою приспособленность к путешествиям в стоке, но мы едем на Север на дизеле без утепления капота и салона, да еще и на штатных покрышках Кама с обнадеживающей картинкой снежинки на боковине.

Некоторые ледовые переправы только ставят – периодически заливают водой сверху, чтобы увеличить толщину льда.

И, конечно, главной интригой путешествия было согласие принять участие в путешествии Екатерины Калинской – руководителя PR-службы УАЗ компании Соллерс. Вместо новогодних каникул в тепле у океана она решилась проверить УАЗ Патриот на деле. Теперь точно никто не посмеет обвинить ее в незнании продукта в реальной жизни.

Холмогоры – беспощадный внутренний туризм
Восемнадцать часов за рулем доисторического монстра сохранившего раму и что-то странное для современной молодежи, от чего страдающие сединой джиперы приходят в экстаз и повторяют как заклинание затягивая окончание «мостыыыыыыы...». От этого не понятно, что оно для них значит – восторг или какой-то бондаж с элементами садо-мазо.

За висящей немного наискось от необходимости разместить задний дворник запаской осталось 1300 километров асфальта и снега. В общей сложности, на дорогу с тремя дозаправками и одной остановкой на борщ-брейк было потрачено чуть меньше 20 часов. Филейная часть не стала от этого квадратной да и усталость накатывала только позывами выпить уже чего-нибудь из-за скучного синематографа лиазона в лобовом стекле.

Раньше самолеты летали во многие уголки Архангельской области, но теперь стоимость перелетов стала слишком высокой и многие аэродромы заканчивают именно так.

В общем, я видел в себе силы еще пару-тройку часов нащупывать под правой ногой педальку, но разум взял верх. К тому же история повернулась к нам той стороной, которую обычно называют полной ж... Наконец-то мы осознали всю прелесть программы развития внутреннего туризма и весь сакральный смысл закрытия границ для туристов.

Гостиница, в которой мы планировали остановиться, была закрыта на два замка и подперта палочкой для пущей убедительности. Яндекс-карты до слюней пытались доказать нам, что остывший лет десять назад барак в одном из поселков тоже гостиница и мы просто не умеем фантазировать. Так с ним мы проехали до самых Холомогор.

Мы прожженные путешественники и точно знаем, что в Холмогорах есть оплот гостиничного бизнеса – гостиница Волна, от вида которой у завтракающего смузи населения появится желание замерзнуть, но только не входить в образчик российской туристической действительности.

Гостиница выглядит в духе лучших гостевых домов. Развитие внутреннего туризма прямо просматривается в каждой ее линии.

Нам же была нужна только крыша над головой и любимое развлечение в зимнее время – теплое, ребристое тело батареи. Запас еды и спальники у нас всегда с собой независимо от маршрута. Чего и вам желаю.

Если бы представители некоторых брендов видели, в каком одноместном люксе поселили их коллегу – Екатерину, то названия «Русский Север» и «Холмогоры» стали бы воспринимать как ругательство и зону запрета всякой эксплуатации представляемых ими моделей автомобилей.

В голову сразу приходит гостиница в Бельдяшках, но, поверьте мне, что там героям фильма сказочно повезло. Это все равно, что сравнивать замок на Рублевке и однушку в Бутово. Причем, однушка в Бутово все равно останется чем-то сказочным и недоступным.

Переночевав на этом ложе, горошину так и не почувствовал.

Особенным шиком стала моя кровать. Конструкция из четырех матрасов, лежащих на остатках того, что было кроватью еще в СССР, качалась из стороны в сторону. Чтобы спать, надо было облокотиться на холодную стену. Если переложить вес на другую сторону, то это грозило падением бренного тела на пол вместе со всей матрасной конструкцией. Теперь я знал значение термина «матрасничать».

Под равномерное покачивание матрасов подо мной и пробивающийся сквозь оконные рамы – ровесники моего деда, – холодный воздух, я начал понимать мотивы отрока Михайло, сподвигшие его искать свет наук подальше от этих мест. Я представлял его удаляющийся силуэт и засыпал вспоминая, что когда-то Холмогоры значился городом.

Карпогоры и окрестности
Поселок Карпогоры хорош в качестве перевалочного пункта для радиальных выездов. В самом поселке искать особо нечего, но занять себя на полдня можно посещением дома творчества и старинных домов на ул.Абрамова.

Пещеры Голубино для меня стали издевательством. А вот семейство Барсуковых вполне помещалось даже в самых низких его уголках.

Ценность туриста и туризма в поселке быстро была оценена очередной закрытой гостиницей, где мы всегда жили. На двери ни вывески, ни извинений. Просто закрыто и все. Хорошо, что по телефону договорились еще и в местном мини-отеле, которого нет ни в Яндексе, ни в Букинге.

Мини-отель «Четыре комнаты» очень приятное местечко, хоть и совсем недешевое для этих широт, да и вообще. Бонусом идет общая кухня и бесплатный Wi-Fi, но что-то я смутно представляю хипстера, который случайно забрел в район старого аэродрома и сказочно обрадовался Wi-Fi так, что можно запилить лук с подбитым самолетом лежащим под березой.

Дизель-генераторная станция обеспечивающая энергией ближайшие поселки. Пар поднимается от сливаемой воды, охлаждающей дизели.

До Карпогор реально добраться круглый год из Архангельска или из Холмогор при наличии паромной или ледовой переправы. Я бы рекомендовал ехать через Холмогоры, но в межсезонье эта тема не реализуема в принципе.

Архангельская область может похвастаться многими известными личностями: Иоанн Кронштадский, Федор Абрамов, контрадмирал Тимур Гайдар, адмирал Кузнецов. Чей сын Тимур Гайдар я думаю объяснять не стоит.

Из этих же мест вышел и известный в узких кругах «мачо» Тарзан. Но как раз про его отъезд в столицу все ясно, спорное амплуа в Архангельске вряд ли бы нашло отклик в сердцах жителей сурового, но красивого края. Много кто также не пожелал оставаться на родине.

Многие уже отвыкли от таких колонок, но встретить в удаленных районах даже такую заправку может оказаться счастьем.

Из Карпогор удобно ездить в соседние села, где местами сохранилась самая настоящая архитектура Русского Севера. Большинство сел уже почти не жилые и кто-то шевелится здесь только в дачный сезон. Но местами жизнь кипит, несмотря ни на что. Каждый раз становится обидно и жалко, что без туризма и развития края эта красота скоро сгинет совсем.

В зимних путешествиях на Север стоит помнить о коротком световом дне. Выезжать из гостиницы не позднее 10 часов с рассветом, так как в три часа дня начнет уже темнеть. В феврале и марте ситуация получше.

Михаил Федорович попросил сфотографировать его на фоне родной деревни. Деревня почти нежилая. Самому Михаилу Федоровичу исполнилось 80 лет. У него 6 сыновей и 2 дочери.

Но самое ценное в Архангельской области – это люди, с которыми удается познакомиться и пообщаться. Для нас часто открывали музеи, храмы и даже дома, чтобы познакомить с бытом и жизнью этих мест. Такие дни особенно интересны в путешествиях.

Маленькая пристройка справа от большого дома – зимняя избушка. В нее уходили жить на зиму, чтобы не топить большой дом.


Деревни все больше превращаются в немые памятники.


Районная больница в Суре. Здание полностью топится дровами.

Мы с удовольствием посетили село Сура, откуда вышел знаменитый Иоанн Кронштадский. Нам открыли храм, показали домовой храм и музей. В прошлый раз мы не доехали сюда потому, что у УАЗа Зуева отвалился двигатель и нам пришлось возвращаться в Карпогоры.

Уже стемнело, когда мы добрались до Ваймуши. Здесь один из самых лучших краеведческих музеев и нас всегда ждут, но чтобы встречали с хлебом-солью, это было удивительно и приятно. Некоторые из нас были тут впервые и были в ауте.

Так встречают гостей в краеведческом музее в Ваймуше. Музей можно считать одним из лучших в области.


Интерактивное представление, как использовать те или иные предметы в музее.

Зимник на Северный
Чтобы не рисковать, сначала выведали у местных, есть ли зимник в этом году, – для этого пришлось буквально въехать на него и поймать первого встречного похожего на охотника или егеря. Уж они то знают все тайные дорожки местного значения.

Ответ обрадовал – зимник есть. На этой обнадеживающей ноте мы возвращались в Карпогоры, чтобы прикончить остатки того, что называлось едой и питьем, по дороге пополнив запасы жидкостей местного разлива с романтическим названием «Доктор Август». Умеют же тут жить! Это вам не водка паленая, а вкусные наливки, например, с морошкой.

Классический северный дом с «Коньком». Фигурки на крыше сохранились уже на немногих домах.


Амбары строили подальше от дома и в них хранили ценности и зерно. Если дом сгорит, то что-то сложенное в амбар сохранится.


Утром следующего дня мы собрались неожиданно рано. То есть, где-то к 10 часам теоретически мы были готовы выехать, но на практике все сложилось как всегда. Впрочем, мы к этому привыкли. Впереди было около 300 километров до следующего пункта назначения – поселка Верхняя Тойма. Добраться до него предстояло по зимнику на Северный и далее по местам «Пинежского путешествия».

Недавний снег превратил зимник в сказочную дорогу со склонившимися белыми деревьями. Примерно через километр с крыши снесло антенну на мощном магните и ее пришлось убрать совсем. Отсутствие связи с предыдущим экипажем не расстраивало, ведь вокруг настоящая зима из сказки «Морозко».

Ранний закат в зимнем лесу.


Настоящая сказка – зимник на Северный в ночь на Рождество.

Если кто-то после этого скажет, что сказка в Великом Устюге, то я просто посмеюсь. Встретить ночь на Рождество в таком очаровательном месте было просто удачей и впечатлений хватит надолго.

Несмотря на необходимость ехать быстро, чтобы вовремя успеть вернуться в столицу периодически останавливались. Либо для того, чтобы сделать несколько фотографий, сбросить снег с ветки или зайти в охотничью избушку. В другой ситуации мы бы заночевали там, но не было времени для романтики. А избушка классная и обжитая.

Конкурс или просто традиция, но весь пос.Северный был заставлен снеговиками.

В Северном нас встречала армия снеговиков. Не думаю, что их построили специально для нас, но тут явно был какой-то конкурс на лучшего снеговика и некоторые из них были просто великолепны.

Дальше нас ждала дорога к Верхней Тойме. Летний трэк нашего путешествия не бился с зимником, поэтому приходилось немного петлять, но потом все встало на свои места.

Верхняя Тойма – послесловие
Есть такая гостиничка «Спортивная» в Верхней Тойме. Если хочешь почувствовать себя в СССР, то это самое подходящее место, если бы не белье с мультяшным персонажем «Губкой Бобом». Но, нас ждало разочарование. Как вы догадываетесь, гостиница оказалась закрытой, так как командировочных нет, а в туристов тут не верят, как не верят в НЛО.

Здесь всюду дух СССР.

Каким-то чудом рядом со «Спортивной» оказался работающим гостевой дом. Ценник за койкоместо в нем колеблется около 2,5 тысяч рублей, но делать нечего – за окном мороз, а у нас в коллективе есть дети и в машине спать для такой компании не айс.

Если подводить итоги путешествия, то оно удалось на славу. Несмотря ни на что. Однако, зазывать вас открывать для себя Русский Север я, пожалуй, подожду.

Для этого местные предприниматели и власть должны осознать, что будущее края не только в истребляемых лесах, но и в туристах. А для туристов нужны условия. Этих условий в Архангельской области почти нет. Кого не пугают приключения, тогда стоит попробовать.

В местных деревнях не прочь повеселиться на празднике.


Гадания в суровом северном стиле и главное не оказаться на пути летящего валенка.

УАЗ и Север
За все путешествие термометр не опускался ниже -26 градусов, но бортовой компьютер Патриота после показаний -20 сразу перепрыгивал на -40 и пугал экипаж. То ли просился назад, то ли ему нравилось представлять, что он забрался туда, где ЗМЗ солярку не ел.

На ходу в салоне было тепло, а включение задней печки превращало салон в подобие маленького кусочка Африки. Но стоило только остановиться, как температура катастрофически падала и из сопел шел чуть теплый воздух. Жить можно, но до Африки далеко. Увы, это проблема большинства наддувных дизелей ужатых до экологических норм.

На обледенелом грейдере штатные покрышки УАЗа показали не самые худшие характеристики. Для стоковой всесезонки неплохо.

А вот самое страшное предсказание диванных тролей не сбылось. Заволжский дизель легко заводился при температуре ниже 20 без всяких антигелей, волшебных присадок, подогревателей фильтров и знаменитой горелки под машиной. Извините, что не доставили вам удовольствие лицезреть такие фотографии.

И, конечно, темной лошадкой оказалась штатная резина Кама. Несмотря на свою номинальную всесезонность по большей части она позволяла ехать на заднем приводе, а в сугробах неплохо вытаскивала автомобиль. Естественно, что колею для нас побивал Круизер, но для стока совсем неплохо.

Мост через речку Покшеньга. Мост деревянный на основе из стальных канатов.

Несколько раз проверял поведение резины в различных дорожных условиях: разгонялся, вилял, тормозил в пол и всячески нервировал выглядывающих из леса зайцев и волков. Конечно не зимняя резина, но она едет и предсказуема, а также позволяет адекватно останавливать автомобиль. Я удивлен, что снежинка на боковине совсем не просто так, а по делу.

Из недостатков обнаружили, что через уплотнители задних дверей проникает холодный воздух. Екатерина сидела как раз на заднем сидении и фиксировала все замечания. Не сомневаюсь, что эти замечания будут переданы на завод, а дальше уже все зависит от технологов и желания.

Случайная встреча с УАЗоводами Архангельска и Москвы в Карпогорах.

В итоге, и УАЗ показал себя весьма неплохо, и покатались здорово и Соллерс получит отчет от первого лица о том, что такое УАЗ Патриот в реальной жизни. И конечно мы счастливы, что Северный Маршрут удался.

Впереди вас ждут еще путешествия на Север в самое ближайшее время, не пропустите, будет очень круто и здорово. До весны так мало времени, а так много еще надо успеть!


Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
Москва-Боровск. Путешествие длиной в день
Отправляемся на Toyota Hilux Exclusive в путешествие выходного дня, в город Боровск Калужской области.
Исакова Пустынь: отчет о поездке
Совершили вылазку в заброшенную деревеньку с красноречивым названием Пустынь, что в Первомайском районе Ярославской области

Северный маршрут: Полный отчет
Лайтовый прокат, отличное настроение и мы все же нашли ту самую уходящую зиму, Москва – Карпогоры – Лешуконское и вдоль Вашки на Коми