Что рисуется в голове от словосочетания «отдых в Турции»? Вопли «таггил», отваливающиеся лоскуты обгоревшей на солнце кожи и прочий ад, идущий в комплекте с «олинклюзивом» в трех звездах. Наша небольшая компания решила разорвать шаблон и сделать все наоборот.
Для начала – никаких горящих туров, никаких боингов и такси, только хардкор, только автомобиль. Не абы какой, а настоящий, рамный и железный пикап Mitsubishi L200. Скажете, что новые машины только хуже? Как человек, проехавший не один десяток тысяч на собственном L200 третьего поколения, могу смело заявить, что новый лучше во всем, в том числе и в проходимости.
Единственное, в чем можно упрекнуть новинку – эргономика водительского места. Левый подлокотник низковат, руль далековат, даже если выдвинуть регулировку далеко вперед, а правое колено постоянно утыкалось в торпедо. Впрочем, автомат и круиз-контроль вместе с электрорегулировкой вполне удобного водительского кресла, недостатки посадки нивелировали – для комфортной езды на L200 достаточно всего одной руки и одной ноги, а ставшие лишними части тела можно располагать в салоне как угодно. И этого «как угодно» было довольно много, учитывая, что за десять дней мы прошли почти девять тысяч километров.
Стартовали из Москвы и, заскочив за второй частью команды в Пензу, рванули на Владикавказ. Долетели без приключений и, проскочив за 40 минут российско-грузинскую границу, к обеду 31-го декабря оказались в Тбилиси. Грузинская столица с годами лишь хорошеет, поэтому остаток дня мы провели в городе, шатаясь по проспектам и улицам в поисках вкусняшек и достопримечательностей.
В канун нового года город, в котором, как кажется, снега не бывает никогда, светился от праздничной иллюминации, наряженных елок и радостных физиономий в костюмах санта-клаусов.
Нагулявшись, мы отправились в знакомый хостел Cosmos, где я останавливался еще во время первой поездки в Грузию, но свободных номеров не нашлось. Зато хозяин по имени Коба сначала любезно накрыл нам стол, а затем нашел другой хостел, куда нас и отвез. Грузинское гостеприимство, знаете ли, обязывает.
Количество взрывов всевозможных петард и ракет новогодней ночью в Тбилиси напоминало боевые действия, однако, на утро город выглядел вполне прилично, никаких тебе руин, подорванных мостов и сожженных автобусов. Не видели мы и ни одного пьяного тела, хотя температура воздуха, перевалившая за 16 градусов, вполне позволяла заснуть на какой-нибудь лавке. Умеют грузины культурно отдыхать, есть чему поучиться.
К обеду первого января мы, как следует подкрепившись, отправились в сторону турецкой границы. На месте нам тут же предложили купить турецкий полис ОСАГО, без которого в страну просто не пускают. Минимальный срок в три месяца обошелся в 75 баксов, а само оформление заняло больше часа, за который турки умудрились докопаться до британских виз в «паспорте» моей подруги и внимательно изучить наш багаж, пересчитав все бутылки с жидкостями, лежащими в кузове.
Сразу за погранпереходом начался длинный перевал, заметенный снегом настолько, что на заднем приводе «элька» вверх не ехала даже на цепких шипованных шинах Nokian, приходилось подключать передок. Кстати, все в интернете кричат о том, что в Турции шипы запрещены, однако мы без проблем въехали и выехали из страны на шипах. Больше того, перевал, на который мы влезли, как кажется, вообще не везде удалось проскочить без шипов или цепей, которых у нас, разумеется, с собой не было.
Увы, главные красоты турецких гор, а там наверняка очень красиво, мы пропустили из-за наступившей темноты и снегопада, а светать начало уже на равнине, когда мы выехали на платную магистраль вроде нашей М4 идущей прямо к нашей главной цели – средиземному морю.
Хорошая дорога без сюрпризов, пункты оплаты не имеют шлагбаумов, оплатить ее можно, купив в местном отделении так называемого PTT (так и не понял, банк это или почта) транспондер, и закинув на него денег.
Но на российские номера у камер «не стоит», да и местным дается аж семь дней на оплату дороги, так что спонсированием турецкого автодора, как показала практика, можно и пренебречь – на выезде из страны купленный нами транспондер так никто и не удосужился проверить.
Солярка в Турции дороже российской вдвое, но на всех заправках берут карточки, да и по качеству нареканий не было. Главное – не искать слово «дизель», здесь это топливо называется «моторин», а английской прошивки в этой части страны нет ни у кого, изъясняться приходилось на пальцах. Так, незаметно для самих себя, под очередную аудиокнигу, проехав населенный пункт с замечательным названием Nigde, мы въехали в Мерсин.
Пригород крупнейшего портового города Турции средиземноморского побережья больше походил на помойку: кругом сновали грязные, полуразвалившиеся грузовые мотоциклы, безумные маршрутки и какие-то чумазые черти, сваливающие мусор прямо в канавы у обочины. Любой приличный человек, оказавшись в таком месте, тут же бы деликатно сказал, что забыл выключить утюг и, развернувшись, ломанулся бы прочь, но наш экипаж решил идти до победного.
Оказалось, что в центре город куда приятнее – улицы чище, кругом пальмы и апельсиновые деревья, море, что еще нужно после московской зимы? За боротом было добрых двадцать градусов тепла, ощущавшихся настоящей жарой после заваленных снегом гор, настроение становилось все звонче и, скинув шмотки в ближайшей гостинице, мы отправились гулять.
И тут же наткнулись на кучу гопников из Сирии, да-да, мигранты есть и здесь, которые, узнав, что мы из России, на корявом английском затянули гнилой разговор о родственниках, погибших от наших бомбардировок и прочих бедах, принесенных русским миром. Попытавшись выяснить, на что нас хотят развести эти господа, я видимо их спугнул, и, сообщив, что «мы еще встретимся», компания убралась прочь. С этого момента эйфория от апельсинового рая начала сходить на нет – какая-то Анапа, в худших ее проявлениях, а после очередного развода в кафехе, часть нашего экипажа вообще впала в депрессию. Вот чего мы в Грузии не остались-то?
На следующий день мы ломанулись за город в поисках достопримечательностей. Оказалось, что их здесь весьма и весьма много, а главное – в не сезон их никто даже не пытается охранять или брать плату за вход, поэтому нам удалось не то, что близко подъехать к ним, а еще и поездить непосредственно по развалинам, благо машина позволяла. Уж чего-чего, а по таким местам за рулем я еще никогда не ездил!
Посмотрев все, что только нашли и, наевшись местных мандаринов, растущих прямо у дороги, мы рванули на пляж. Вода оказалась теплее всех ожиданий, поэтому я без раздумий ломанулся купаться, но экипаж моих настроений не разделил. И, как я уверен до сих пор, напрасно – на Черном море даже в июне бывает холоднее.
Утром следующего дня мы отправились в противоположный конец Турции, к берегу Черного моря. Дорога оказалась такой же монотонной, однако красивейший перевал с узкими грунтовыми серпантинами, порой заметенных снегом и страшными обрывами, как рукой снял скуку и сон. Впрочем, несмотря на все перипетии, вроде обвалов и смытого селевыми потоками асфальта, дорога оказалась вполне ездабельной, по ней то мы и выехали к берегу Черного моря.
К сожалению или к счастью, турецкий берег от нашего отличается мало, Геленджик-Геленджиком, все чисто, аккуратно, гостиницы с видом на море, вменяемые аборигены, но останавливаться на долго здесь не хотелось. Именно поэтому, переночевав, мы рванули в сторону Армении, надеясь, что там-то точно будет интереснее. Вдоль моря шло отличное ровное шоссе с массой тоннелей, окончившееся погранпереходом на окраине Батуми.
На границе мы потратили не больше получаса, досматривать содержимое кузова пограничники обоих государств поленились. Удивительно, но Батуми, расположенный прямо на границе с Турцией, оказался приятнее всех городов, увиденных нами на турецких берегах. Уютнее, опрятнее, ближе. Черт его знает, почему, но здесь хотелось остаться. Впрочем, времени было не так уж и много, поэтому останавливаться здесь мы не стали, отоспимся в машине.
Пикапы часто ругают за недостаток места на заднем диване, однако, в новом L200 мы с подругой умудрялись вдвоем вытягиваться вдоль заднего дивана и не только засыпать в обнимку, но и не чувствовать себя избитыми черенком лопаты после пробуждения. Именно благодаря этому перегоны в 1500–2000 километров за раз совершенно не пугали и позволяли поддерживать очень бодрый темп.
Думаю, если бы в машине был душ, в гостиницах вообще бы отпала всякая необходимость, тем более, что пара розеток прикуривателя, вкупе с мощным пауэрбанком JIC-12, неделю заряжавшего добрую половину наших гаджетов, снимали всякую зависимость от розеток.
Из Батуми навигатор рисовал сразу несколько маршрутов, побыстрее, покороче, можно по скоростной магистрали через Тбилиси, можно козьими тропами, через горы. Впрочем, можно было и не спрашивать, от автобанов мы уже устали, хотелось вновь рулить по серпантинам, выбор маршрута был очевиден. 150, 200 километров, дорога становится все уже, заканчивается асфальт, а недавно упавшие сверху камни становятся все крупнее, красота!
А вот и снежок! Ну ничего, сейчас до другого склона доберемся, там то наверняка сухо. Как бы не так, снега все больше, полный привод, понижайка, блокировка, лезем. А вот и фары впереди, ну ездят же тут! Увы, уперлись мы в ГАЗ-63, безуспешно штурмовавший подъем. Один из мужиков, толкавших грузовик, сказал, что дальше снега еще больше, как раз там у него сначала застрял, а потом и сломался уазик, они едут за ним, а нам вообще лучше развернуться. Этот вариант показался самым разумным, учитывая, что мы и так ехали на пределе.
На обратном пути остановились сделать пару фотографий, и, пока я ковырялся со штативом, в нас чуть не прилетел этот же ГАЗик, так и не сумевший заехать дальше. Пришлось возвращаться на магистраль, сделав огромный крюк. Зато добравшись до нее воткнули круиз-контроль и как-то незаметно добрались сначала до Тбилиси, а потом и до границы с Арменией.
И пусть разрешенная скорость на этой дороге всего 110, покрытие и освещение позволяли держать 140, сбавляя темп лишь перед камерами, которые, вместе с камерами Армении оказались загружены в наш гибрид регистратора с радар-детектором Neoline X-COP 9700S, сэкономивший нам какую-то запредельную сумму на штрафах.
Приключения начались сразу на границе, где с нас потребовали 550 рублей за некий экологический сбор, а затем еще и 700 рублей за местный полис ОСАГО. Умные люди из интернета говорили, что солярка в Армении дешевле, чем в Грузии, поэтому заправиться решили именно там. Но эти же умные люди ничего не сказали про ее наличие на заправках. Километров за 80 до Еревана, в горах, стало понятно, что на том, что есть в баке, мы далеко не уедем. Заправок вдоль дороги много, но дизельного топлива нет ни на одной, ни за какие деньги. Спас сторож на какой-то стоянке грузовиков, наливший литров пять и отказывавшийся брать деньги, именно благодаря ему мы нашли заправку, где все же был дизель, и благополучно добрались до столицы Армении.
Сил оставалось немного, и мы, подивившись, что в это время года место в гостишках нужно еще найти, забурились спать. Завтрак в местном ресторане и стремительное посещение всех главных достопримечательностей города заняли почти весь день, завершили который мы поездкой к руинам древнего храма, стоящего прямо посреди руин поселка, построенного в советские времена. Забавное зрелище, за которое с нас не поленились еще и денег взять, после чего мы с чистой совестью ломанулись в сторону дома. Границу прошли без проблем, заскочили в Тбилиси за вином, и к концу ночи были уже на перевале в Гудаури.
Пока мы нежились в лучах теплого южного солнца и радовались лету, погода здесь лютовала – перевал только открыли для фур, поехавших нам на встречу плотным потоком. Встреча в тоннеле чуть не закончилась ДТП – понимая, что разъехаться у нас не выйдет, водитель остановился и на тормозах пополз вниз, на остановившийся сзади грузовик.
Понимая, что сейчас будет, дальнобойщик тронулся вперед и, кое как буксуя сначала остановился, а потом и понемногу начал подъем. Колеса буксовали и грузовик потащило прямо на наш пикап, подпертый сзади такими же одаренными ребятами, желающими поскорее проехать. Фура прошла в сантиметрах от машины и только чудом нас не притерла, после чего я вылез и пошел пешком к началу тоннеля, чтобы остановить этот поток грузовиков и спокойно проехать узкое место.
Повезло, первый ехавший грузовик остановился и согласился пропустить машины с другой стороны тоннеля, а вот бараны в легковушках, решившие объехать фуры по встречке, чуть не обеспечили нам ночевку в тоннеле, разъезжаться с ними пришлось долго. Зато потом приключения кончились и, не считая адского снегопада, по которому ехать даже со скоростью 30 было страшно, прошли без приключений.
А вот подготовленному дефендеру с разбитым крылом, висевшему на бетонном блоке, отделявший поворот от обрыва, повезло меньше, но ему уже помогали, рядом стоял полицейский пикап, и мы без труда смогли объехать всю эту процессию.
Не слишком долго нас душили и на российской границе, поэтому уже к утру мы оказались во Владикавказе. Дорогу до дома по России описывать как-то не хочется, владикавказские гаишники, с традиционной любовью к московским номерам и, видимо, деньгам, никуда не делись, качество асфальта не стало выше, да и местные шахид-жигули, летающие по встречке, своих качеств не изменили. Все как всегда.
Впрочем, дома не так уж и плохо, особенно учитывая то, что за десять дней мы проехали больше девяти тысяч километров – теперь можно и отдохнуть.
Текст и фото: Дмитрий Федотов