УАЗ Патриот: ПАТРИОТический пробег по Коми-краю

УАЗ Патриот: ПАТРИОТический пробег по Коми-краю

УАЗ Патриот: ПАТРИОТический пробег по Коми-краю

20.12.18
Поделиться:
Как только не склоняют в последнее время слово патриотизм. Каждый пытается вложить свой смысл, не редко весьма экзотический.

Приведу и я свой пример.
Из разговора с другом:
– Летишь завтра в Париж?
– К дьяволу Париж! Поеду на разведку в Коми! Присоединишься?
– Несомненно!

На следующий день выдвигаемся по трассе М8 двумя машинами. Теплая и ламповая Toyota Land Cruiser 76 в полном стоке и мой УАЗ с самым патриотическим названием. В нашу задачу входит разведать несколько новых локаций, а также побывать в уже знакомых местах и пообщаться с интереснейшими людьми, с которыми познакомились в предыдущие поездки.

Дорога в заброшенном поселке.

Доездинг до Сыктывкара можно было бы считать вполне обыденной задачей, если бы он не пришелся на стык сезонов. Длительная осень сменилась вполне полноценной зимой. В связи с чем всплывает вечный диспут о поведении различных видов резины в зимних условиях. УАЗ обут в Goodyear Duratrac 32-х дюймов.

По личным ощущениям на заснеженных дорогах шины ведут себя вполне достойно. Однако есть пара нюансов, на которые хочется обратить внимание. При очень достойном для всесезонки продольном, дюратраки грешат недостаточным поперечным сцеплением. При крутых поворотах, есть ощутимый риск заноса.

В остальном резина показала себя замечательно. Пара тысяч километров асфальта разной степени убитости, несколько сотен по заснеженным грейдерам и заметенные лесные дорожки – вполне достойное зимнее испытание. Немалую заслугу может записать на свой счет и лифт-комплект РИФ, который позволил без проблем дубасить по самым разнообразным покрытиям с должным комфортом и отличной управляемостью.

Резина показала себя замечательно. Тотьма. Спасо-Суморин монастырь.

Оставим скучные технические подробности. Впереди нас ждали удивительные приключения и встречи. Первой остановкой на нашем пути стал город Тотьма. Основанный в 1137 году, считается одним из старейших городов России.

В городе находится множество интересных памятников. Несколько музеев, Спассо-Суморин монастырь, красивейшие храмы.

Тотьма. Спасо-Суморин монастырь.

Из пяти сохранившихся, три относятся к самобытному стилю «тотемского барокко». Первая ночевка – как раз под стенами одного из них. Церковь Входа в Иерусалим. В настоящее время в ней располагается Музей Мореходства.

Ночевка на обратном пути – еще более атмосферная – в Братском корпусе Спассо-Суморина монастыря. Сейчас там располагается гостиница. К величайшему сожалению, нам предстоит еще длительный путь. Времени на подробное знакомство с городом в этот раз не остается. Но в маршрутную книжку будущего делается жирная запись – посвятить этому интереснейшему городу достойное время.

Далее двигаемся в сторону Сыктывкара. А это, без малого, семь сотен километров. В Сыктывкаре падаем на ночь, и снова держим путь на север!

Краеведческий музей г. Емва.

Одна из первых точек нашего интереса – небольшой город Емва. История Емвы, как и многое в тех краях, тесно связана с трагическими страницами истории нашей страны – репрессиями 30-х годов и поздних лет.

В числе многочисленных объектов, возводившихся в Советском Союзе силами заключенных, была Северная железная дорога. Разместившиеся на левом берегу два лагеря под условным названием поселок Железнодорожный дали начало заселению этих мест.

Начали мы знакомство с Емвой с интереснейшей экскурсии. Как меняется восприятие, когда к визуальному знакомству и общей информации добавляется конкретика, известная только местным старожилам. Как легкие штрихи, превращающие плоскую картинку в объемный рисунок, уникальные подробности происходящих здесь событий добавляют глубины событиям, известным лишь по документам и книгам.

Экскурсия в музее.

Следующим пунктом нашей программы в Емве стало посещение краеведческого музея. Небольшой по объему, но очень душевный! Вместо засыпанных пылью и никому не интересных экспонатов, очень грамотно подобранная и с любовью выстроенная экспозиция.

Разумеется, не для всего хватает выставочных площадей, но главную свою цель – дать представление о истории и традициях родного края музей выполняет.

Мы знаем общую практику советских, а ныне российских, музеев ни к чему не приближаться и ничего, ни в коем случае руками не трогать. На этом фоне замечательной находкой смотрится стенд «Погладь зверя».

Погладь зверя – одна из самых интересных «фишек» музея.

На картинки животного приклеен реальный кусок их шкуры. Некоторых взрослых участников нашего путешествия не сразу удалось отогнать от стенда. Нечего говорить о детях, для которых это просто праздник.

Стоит отметить огромную любовь сотрудников к своему делу. Это ни в коем случае не работа, а именно призвание и любовь. Директор музея Оксана, экскурсоводы Наталия и Раиса Илинична открыли нам мир Емвы в его многогранности.

Историческая часть экспозиции музея.

Особняком хочется отметить встречу с двумя интереснейшими людьми. Писатель Григорий Спичак много лет ведет исследования истории родного края и активную общественную работу по сохранению культурного и исторического наследия. Александр – представитель редкой и очень востребованной специальности. Он таксидермист.

При огромном спросе на услуги этих специалистов, в России считанные единицы тех, кто действительно может создать красивые и физически правильные чучела животных. Я неспроста употребил глагол создать, а не сделать.

Таксидермия – чистого вида искусство, а ни коим образом не ремесло. Не жалея времени, Александр поделился с нами секретами создания реалистичных чучел, которые украшают многие коллекции, в том числе и местного краеведческого музея.

В мастерской таксидермиста.

Дальше наш путь лежит вдаль от цивилизации... Места не столь отдаленные – не даром этот эфемизм заменяет различные категории мест заключения. По сей день в Республике Коми находится немало зон различного режима. Наряду с действующими зонами, здесь также большое количество лагерей, закрытых или находящихся в стадии закрытия. К одному из таких мы и держим свой путь.

Казалось бы, чем может быть интересен только что закрытый лагерь. Но лагерь, к которому мы держим путь, уникален. На его территории находится построенная руками заключенных деревянная церковь.

Проектировал ее тоже заключенный из этого лагеря. Ну и что такого, снова подумаете вы? А то, ответим мы, что эта церковь выстроена без единого гвоздя!

Храм в исправительной колонии.

По своей уникальности ничем не уступает знаменитой Церкви Преображения в Кижах. Но она была построена в начале XVIII века, когда строительство без гвоздей не было чем-то необыкновенным и ее уникальность в большей степени от того, что она единственным представителем дошла до наших дней. Однако церковь, к которой мы направляемся, построена на рубеже третьего тысячелетия! И это делает ее единственной и уникальной!

Зона в поселке Вожский находится на стадии ликвидации. Точнее, раньше там были две зоны, граничащие друг с другом. Храм находится на территории ликвидируемой зоны. В настоящий момент там идут работы по демонтажу строений. Выполняются они силами заключенных соседней зоны и территория продолжает считаться режимным объектом. Это породило небольшой инцидент во время нашего визита.

Располагая информацией, что зона закрыта, мы сразу приступили к обследованию. Начали с помещений оперчасти, находящейся над воротами входа.

Артефакты оперчасти закрытой зоны в пос. Вожский.

Также успели запустить дрон и сделать качественные панорамные снимки. И в тот самый момент, когда мы уже собрались проникнуть внутрь ограждения, подъехал сотрудник охраны и огорошил нас новостью: на территории закрытой зоны все еще продолжаются работы, территория продолжает быть режимной и допуск любых сторонних лиц запрещен!

Надо отдать должное, сотрудник ФСИН Евгений был очень доброжелателен, корректен и в рамках своих возможностей поделился с нами разрешенной информацией об объекте. Нам попытались устроить посещение церкви, но начальства не оказалось и практически с извинениями нам не дали разрешение. Мы даже не обиделись, при таком-то отношении к непрошенным визитерам.

От церкви в Вожском мы поехали на разведку пары лесных дорожек. Снега еще немного и по нему можно ехать. Главное препятствие – замерзшие колеи, в которые норовит соскользнуть автомобиль. На одной из них даже умудрились организовать небольшое оффроад приключение. При развороте УАЗ соскользнул в обледеневшую колею и никак не захотел покидать ее своим ходом.

Разумеется у нас с собой были и хай-джек, и лопата, и знаменитая черная динамическая стропа РИФ, но как же не хотелось мерзнуть и пачкаться. На помощь пришла лебедка Runva, установленная в штатный бампер. Пара минут, большая часть которых ушла на снятие и установку номера, и мы продолжаем движение.

Михаило-Архангельский монастырь. Усть Вымь.

Полдня позади, а нас ожидает еще немало интересного: для начала выдвигаемся в поселок Усть Вымь, где находится прекрасный ансамбль Михаило-Архангельского монастыря, основанного святителем Стефаном Пермским, особо чтимым в тех местах, еще в XIV веке.

Далее пора подумать о предстоящей ночевке. И здесь нам тоже случайно выпадает счастливый билет: практически не сходя с трассы нашего дальнейшего пути находится горнолыжная база «Зеленецкие альпы» в деревне Парчег.

Именно в день нашего прибытия, база готовилась к открытию сезона и был первый день работы. Так что мы были практически первыми посетителями в этом сезоне. Для спортсменов, избалованных курортами в высоких горах и многозвездочными гостиницами, база может показаться маловатой и с небольшим склоном, но там тепло, хорошо и уютно.

Заботливо собираемая экспозиция музея Культурного Центра в Комжудоре.

Следующий день – день замечательного общения! Изначально мы едем в гости в поселок Кожмудор к замечательному человеку – Эльвире Дмитрошиной. Знакомство с ней началось в одной из предыдущих поездок. Планируя новую поездку, мы специально заложили целый день на то, чтобы заехать в гости. За прошедший год неутомимая и неунывающая Эльвира с коллегами организовала целый культурный центр, для которого получилось выкупить помещение бывшего детского сада.

Работа только началась, но видно, с каким рвением и страстью человек занимается своим делом. Одним из направлений деятельности центра является развитие традиционных ремесел. В частности изготовления традиционных Коми-половиков. Нам с гордостью демонстрируют современные ткацкие станки, на которых местные женщины будут учиться ремеслам, практически утраченным к сегодняшнему дню.

Как и все прошедшие дни, нам снова везет увидеть и узнать больше, чем мы планировали. Эльвира с гордостью демонстрирует нам переданный в дар центру традиционный ткацкий станок. И если работать на нем могут достаточно много людей в прилегающих поселках, то собрать его и подготовить к работе могут считанные единицы. Нам назвали всего четверых женщин, которые способны это сделать.

Мастерица делится секретами изготовления традиционных половиков.

Разумеется, число не окончательное, но хорошо демонстрирующее, как на глазах уходит в небытие традиционное рукоделие. И вот еще один счастливый момент для нас – одна из женщин, умеющих собирать станок, должна вот-вот приехать, чтобы показать тонкости сборки. Разумеется, мы не могли упустить такой уникальный момент. Однако выяснилось, что не все готово к сборке станка.

Дело в том, что станок собирается одновременно с установкой направляющих нитей, которых в наличии не оказалось. Но нам поступило уникальное предложение – поехать к мастеру Людмиле Васильевной посмотреть похожий станок и лично увидеть, как производятся те самые традиционные половики. Немедленно грузимся по машинам и выдвигаемся в путь. По приезду нам продемонстрировали, как работает традиционный ткацкий станок и образцы продукции.

Безумно интересно, как из простых материалов при помощи несложного оборудования, на свет появляются удивительные образчики традиционного творчества. Но на этом наша гостевая эстафета не заканчивается. Нам предлагают съездить в полузаброшенное село Заречье. Летом в село приезжают дачники, а зимой почти никого.

Село Заречье.

После смерти мужа местная мастерица Валентина Алексеевна впала в депрессию. Благодаря упомянутой Людмиле Васильевне нашла себя в изготовлении традиционных половиков. За 4 года увлечения Валентина достигла немалых результатов. Нам продемонстрировали, как с помощью нехитрых секретов рождаются удивительные рисунки и узоры на производимом полотне.

По возвращении нас ждал вкуснейший обед и несколько часов замечательного общения. Чрезвычайно приятно осознавать, что есть люди, которые горят своими идеями, замыслами. Абсолютно уверен, что культурный центр создаваемый Эльвирой Дмитрошиной и ее подругами и коллегами ожидает успех.

Село Ыб. Смотровая площадка.

И снова в путь! И снова мы едем... да, мы снова едем в гости! На этот раз мы держим путь в поселок Ыб. И там нас тоже ждет увлекательнейшая встреча. Там нас уже ждет интереснейший краевед и экскурсовод Светлана Андреевна Тюрнина! В ее гостеприимном доме мы остаемся ночевать. Замечательная парилка смывает усталость после пройденных пары тысяч километров.

Разговоры на множество тем, а утром нас ждала экскурсия по поселку Ыб, рассказ о местных достопримечательностях и великолепные виды, на которые так щедр край Коми.

К сожалению, время не ждет. Нам пора двигаться в сторону Москвы. Привычный пробег в сторону Тотьмы по знакомым дорожкам. На обратном пути находим интересную гостиницу в братском корпусе Спасо-Суморина монастыря. Удобства весьма скромны, но поражает капитальность строительства. Каменные стены почти в полтора метра толщины хранят тепло, как русская печь. При морозе в 15 градусов, закрывать форточки не было никакого желания.

Село Ыб.

Ансамбль Спасо-Суморина монастыря находится в процессе передачи РПЦ и гостиница доживает последние дни. Наряду с гостиницей, скорее всего, будет закрыт очень интересный краеведческий музей, который занимает не мало пространства, которому новые владельцы смогут найти более важное с их точки зрения применение.

Вот тут и можно поставить логическую точку нашего путешествия. Нам еще остается более 600 км трассы до Москвы. Но мы уже в предвкушении новых путешествий на Русский Север.

– Мы же вернемся сюда?
– Несомненно!!!


Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
Isuzu D-Max: по горячим следам
Побывали на Кольском полуострове и сравнили два поколения японского пикапа в условиях Заполярья

Северный маршрут: Полный отчет
Лайтовый прокат, отличное настроение и мы все же нашли ту самую уходящую зиму, Москва – Карпогоры – Лешуконское и вдоль Вашки на Коми

Грузия: На маленькой, но гордой машине
Сколько раз я зарекался и обещал себе больше никогда не выезжать на старых рыдванах за МКАД...