26 апреля 2010 года стартовал третий по счёту традиционный ежегодный внедорожный рейд «Волок».
Перед участниками стояла задача пройти маршрут от Белого до Чёрного моря. Путь пролегал через Карелию, Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Смоленскую, Белгородскую, Ростовскую области, Ставропольский и Краснодарский край, Калмыкию, Черноморское побережье Кавказа.
С севера на юг
Отправной точкой рейда стал город Кемь, в путешествие внедорожники уходили прямо с прибрежной косы – места известного многим по фильму Павла Лунгина «Остров». В течение дня путь пролегал через Калевалу и выводил практически к русско-финской границе, вследствие чего предусмотрительно пришлось оформлять пропуска в погранзону.
Участники с первого дня окунулись в тяготы внедорожной экспедиции. Так, на первую ночёвку экипажи стали подтягиваться лишь поздней ночью, самый последний прибыл в шесть утра. Лихо начавшийся день по укатанным грунтовкам перерезал участок, где накануне прошли лесовозы – колеи, и плотный слой снега взяли участников буквально в плен.
Старт второго дня состоялся позже предусмотренных графиком 8-ми часов утра. С учетом того, что пробег был запланирован вдвое больше, надежды финишировать в базовом лагере вовремя не оставалось ни у кого. Особенно это касается экипажа из ленинградской области на LADA 4x4 – когда они подъехали к одному из карельских озёр, это место носит название «Мыс на костях», машину стало стаскивать под треснувший с одного края лёд. Так, машина правой стороной оказалась в воде, правда после того как её вытащили и провели реанимационные действия, экипаж смог продолжить участие.
Помимо внедорожных приключений, участники посетили множество достопримечательностей – в Карелии встречались красивейшие остатки финской архитектуры, линия Маннергейма, пещеры, озёра и многое другое.
Кронштадт встретил экипажи «Волока» проливным дождём, который как «привязался» за внедорожниками. Наверное, благодаря тому, что участники выбирали простые дороги, и отказывались от некоторых точек, а также сказавшейся усталости, впервые за первые дни все успели собраться к запланированному времени в базовом лагере.
Первая днёвка не только дала шанс выспаться, заняться машиной, но и напомнила солнцем и теплом участникам о приближении весны! В рамках этого же дня удалось посмотреть крепость времён Ивана III в Ивангороде –это стало одним из ярчайших моментов экспедиции для многих её участников.
По завершению этапа происходили и изменения в составе участников: несколько экипажей были вынуждены оставить «Волок», несколько же наоборот только влились в общую команду.
По степям, пустыням
Всё ближе и ближе к югу двигалась колонна. Внедорожники уже карабкались в зарослях зелёного леса под пенье соловьёв. А во время перегона от Себежа в Рославль пенье птиц заглушили моторы раллийных автомобилей – путешественники пересеклись с 7 этапом Кубка России по ралли «Голубые озёра», вследствие чего пришлось искать объездные пути их спецучастков.
Восьмой день встретил участников промозглой погодой: небо затянуто и начинает накрапывать мелкий дождик. Но многие, после нескольких дней преимущества асфальта, были только рады надежде, что редкие грунтовки вдоволь развезёт. Что в большей степени и оправдалось. И так, под пасмурным небом «Волок» перевалил свою половину маршрута и перебрался в южную часть страны.
Вместе с половиной пути и, стало быть, финишем экспедиции приближалось и 9 мая – 65-летие Победы в Великой Отечественной Войне. Пропитаться военным настроение в преддверии важного Юбилея участники смогли, посетив район Курской дуги. Маршрут пролегал через Прохоровку – именно здесь произошло крупнейшее танковое сражение ВОВ.
Из-за большой протяжённости маршрута вторая днёвка была сокращена на половину, дав возможность лишь отоспаться с утра. К обеду же колонна «Волока» прибыла в хутор Кружилинский, где родился Михаил Шолохов. Там участников встречал казачий хор и вкусный домашний обед.
А вот закончился день менее удачно для некоторых экипажей. До базового лагеря добирались традиционно уже в темноте, а окружён он был разветвлённой сетью оврагов, поэтому участникам приходилось искать объезд. Один из экипажей, после нескольких часов поисков разбил альтернативный ночлег в нескольких сотнях метров от общего, но... на другом берегу реки.
В Калмыкию участники вступили не дружными рядами, а под колёсами вечером стали появляться степные участки. Но в полной мере осознать окружающую среду удалось участникам лишь поутру, когда из палаток открывался вид на песчаные дюны. Так в режиме легендарных мировых рейдов «Волок» вкатился в предгорья Кавказа, на ночёвку в окрестностях Нальчика.
Горные красоты
Утром глаз опять радовался, только в этот раз уже Главному Кавказскому хребту: вокруг горы с заснеженными вершинами, у подножья ярко зелёный «ковёр», разрезанный местами ущельями. И все эти красоты днём пришлось героически преодолевать. Здесь экипаж показывал свою сплочённость, когда штурман направлял водителя и автомобиль по «козьим» тропам и бродам горных рек.
Четырнадцатый финальный день экспедиции участники ознаменовали выбором более доступных маршрутов следования, здесь говорили технические ранения внедорожников и вымотанность членов экипажа. Всем хотелось финишировать вовремя и сделать это своим ходом.
И вот долгожданный момент финиша! Экипажи собрались на смотровой площадке над Новороссийском под залпы праздничного салюта в честь Победы! И этот момент для участников был вдвойне знаковым и приятным, ведь 9 мая стал днём и их пусть и маленькой, но Победы.
Текст: Анастасия Костянова
Фото: Сергей Щербаков

1/14

2/14

3/14

4/14

5/14

6/14

7/14

8/14

9/14

10/14

11/14

12/14

13/14

14/14