Знакомство с пустыней Gran Desierto de Altar и ралли Sonora

Знакомство с пустыней Gran Desierto de Altar и ралли Sonora

Знакомство с пустыней Gran Desierto de Altar и ралли Sonora

23.06.22
Поделиться:
Легкий ветерок проникал в мою палатку на крыше автомобиля, даря мне столь необходимую передышку от жары пустыни. Спустившись по лестнице, я зажег плиту, приготовил кофе и удобно устроился с чашкой в туристическом кресле, чтобы наблюдать, как небо на востоке будет меняться от чернильно-черного до оттенков синего и фиолетового. Мои спутники проснутся только через час, и это меня вполне устраивало.

Мы находились в низине, окруженные стенами песка, которые простирались на север от границы с США и на восток до Сьерра-Пинакате. Это была Пимерия Альта, известная как Гран-Десьерто-да-Алтарь. И мы были в середине недельного приключения вдоль одной из последних границ старой Мексики в пустыне Сонора.


Четырьмя днями ранее наша группа прибыла в Сан-Луис-Рио-Колорадо, оказавшись среди десятков мотоциклов эндуро, квадроциклов и внедорожников, уже отмеченных номерами участников. И пока часы отсчитывали время до старта, соперники спешили сделать последние пометки в дорожных книгах, которые станут для них Библиями на ближайшие несколько дней. Именно от них будет зависеть исход одного из самых сложных внедорожных соревнований Северной Америки.


Так начиналось Yokohama Sonora Rally, чем-то похожее на Дакар испытание умственной и физической выносливости людей и техники.

Впрочем, для моей группы задача выглядела менее зловещей. Маленький отряд Adventure Raid легко обходится стандартным снаряжением и водителями с небольшим опытом езды в песках. Некоторые из нас никогда не видели дорожной книги, нам не нужны были шлемы и каркасы безопасности, равно как другие атрибуты участников спортивных зачетов.

Впрочем, это было нормально, Adventure Raid – это исследования и открытия, поэтому не важно, как быстро мы будем ехать... или, как медленно. И мы, не зацикливаясь на времени, неторопливо ехали от границы на юг – в дюны Соноры, ехали по пляжам вдоль моря Кортеса и пробирались к месту следующего бивуака.


Следы в Старом Свете

Если вернуться на 11 000 лет назад – в конец Плейстоценового периода, то эти места будут мало напоминать сегодняшнюю засушливую пустыню. Ледники в северных широтах оттеснили все живое на юг, где зеленели луга, по которым бродили огромные млекопитающие. Для коренных племен Опата археологической культуры Кловиса эти места были домом на протяжении многих сотен лет. Как охотники и собиратели они исследовали береговую линию и вулканические горы в поисках пищи.

Существует много предположений, кто был первым европейцем, ступившим на земли Соноры, но одно не подлежит сомнению – в будущем этот шаг изменит ход истории.

Миссии иезуитов, посланной в эти края испанской короной для создания поселений, была поставлена задача обратить последователей шаманизма в христианство. Наиболее заметным в истории остался падре Эусебио Франциско Кино – географ и исследователь итальянского происхождения.

Прибыв в 1687 году, в течение двух десятилетий он развивал поселения, скотоводство и организовывал экспедиции в места, известные сейчас как Аризона и Калифорния. Нарисованные Кино от руки карты более ста лет были основой навигации в этих землях. К моменту своей смерти в 1711 году он оставил после себя два десятка миссий и неизгладимый след в Пимерии Альта.


Курс «Песок 101» и дорожные книги

Традиционно ралли проходит между Сан-Луис-Рио-Колорадо и Эрмосильо в 300 милях от границы, но мир только что вырвался за границы пандемии, и поэтому было решено внести изменения, избегая больших скоплений людей и городов. Результатом стал маршрут, петляющий вдоль береговой линии и среди песчаных дюн.

Учитывая, что некоторые среди нас были новичками в песчаных рейдах, я решил, что будет отлично посвятить первый день практическим занятиям. Остановившись в подходящем месте, я проезжал перед зрителями, рассказывая по рации основные принципы: руление в песках, управление тягой двигателя, линия падения и когда наступает пора звать на помощь.

Каждый из «студентов» применил знания на песчаных подъемах и на тренировках по преодолению «острых» вершин барханов, через несколько попыток набрав нужный опыт, позволявший не застревать без повода. А когда застревали, то учились применять новые рывковые стропы и сенд-траки Maxtrax, умение пользоваться которыми нам еще потребуется в ближайшем будущем.


С дипломами «Песок 101» на руках мы отправились на изучение работы с дорожной книгой.

Здесь необходимо сделать отступление для тех, кто не знаком с терминологией, используемой в США. Курс 101 – это общепринятое определение начального обучения. То есть, участники получили основные сведения начального курса езды по пескам. Если по-русски... (прим. переводчика).

Большинство из нас прошли обучение по навигации на Sonora Rally. Теперь пришло время проверить знания на практике. Дорожная книга или роудбук – это фактически хронологическая инструкция движения, содержащая пошаговые инструкции, обозначая направление, общее расстояние и расстоянии между пунктами, указывая на опасные места и особенности маршрута, а также содержащая схемы развилок и направления движения.


Не имея никакого специального оборудования, пользуясь только компасом и одометром автомобиля, участники нашей команды по очереди вели группу по дорожной книге. Когда ведущий группу ошибался, он получал в спину уже ставшее привычным: «Назад, лузер!». Это обозначало, что накосячивший должен был сместиться в хвост колонны и следовать сзади. Но это, как правило, длилось недолго, потому что ошибались все, включая меня.


Пляжи, конкистадоры и тако

Место между устьем реки Колорадо и Пуэрто-Пеньяско пропустить было невозможно. Спускаясь по двум дорожкам к береговой линии, мы гонялись за чайками вдоль пустынного пляжа, уходя от воды вглубь суши, когда надо было объехать эстуарные заливы.

Отсутствие спешки позволяло нам не только окунуть ноги в прибрежные воды, но и неторопливо пообедать. Глядя на мирное голубое небо и море перед нами, я не мог не задуматься о бурных столетиях этого места до прибытия падре Кино.


Говорят, что где-то вдоль этой береговой линии в 1530-х годах обосновался Нуньо Бельтран де Гусман – безжалостный конкистадор, славившийся своей жестокостью к коренным народам. Имея небольшие преференции со стороны Испании, Гусман действовал самостоятельно и почти безконтрольно, создавая армии, армады и даже пиратствуя, грабя корабли конкурирующих конкистадоров.


Эрнан Кортес, открывший полуостров Баха, в честь которого было названо море, потерял свой корабль из первой экспедиции как раз из-за действий Гусмана. Мир и, в частности, Пимерия Альта, стали лучше после того, как он был заключен в тюрьму за свои дела, а после умер в нищете.


Гусман, вероятно, не останавливался в Эль-Гольфо-Санта-Клара, чтобы отведать тако де пескадо (рыбное тако), но мы останавливались. Эта маленькая рыбацкая деревня сохраняет выветренное очарование старой Мексики. Суровые рыбаки вытаскивают из воды панги (небольшие открытые рыбацкие лодки с поднятым носом) ржавыми грузовиками, сетки для ловли лобстеров образуют искусственные дамбы на пляже, а собаки спят прямо на дороге.

Это место стало последней возможностью заправиться топливом перед двухдневным переходом через самое большое песчаное море Северной Америки.


Эрги и «федералы»

Вы когда-нибудь посещали Гранд Каньон и задавались вопросом, что случилось со всей этой землей? Она была смыта вниз по течению к морю Кортеса, создав обширную элювиальную дельту. Тяжелые частицы оседали, тогда как более легкие уносились ветрами на восток, прежде чем приземлиться у основания Сьерра-Пинакате. Имея размер более 2000 квадратных миль, это один из крупнейших в мире эргов и единственный активный в Северной Америке.


Выйдя из ночного бивуака, мы проложили дорожку через путевые точки, словно верблюды, идущие след в след через Сахару. Дюны высотой 100 и более метров требуют уважения и осторожности. Если здесь нам потребовалась бы помощь, идти за ней пришлось бы очень далеко.


Обязательным условием для участия в Adventure Raid была полная автономность. Необходимо везти запас всего необходимого: топлива, воды и еды. Мы же еще удвоили запас, будучи вспомогательной командой спасения, если это понадобится.


Получив по спутниковому телефону от организатора Даррена Скилтона задачу помочь экипажу скорой медицинской помощи, севшей на мосты в песках, мы прибыли на место и обнаружили еще и автомобиль «федералов», также «маринующихся» в жарких песках.


Если я что-то и узнал за время своих путешествий, то это то, что первыми надо вытаскивать из засады парней с оружием. Мы развернули все взятое с собой снаряжение: рывковые стропы и сенд-траки Maxtrax, получив отличную возможность позабавиться с новыми игрушками.


Навигация в больших дюнах с помощью стандартного оборудования сродни погони за мячом в скейтборд-парке. Гнать сразу наверх не имеет смысла, поэтому ты ищешь ложбинки и пробираешься наверх постепенно, идя по пути наименьшего сопротивления.


Прокладывая свой путь к известному месту авиакатастрофы, мы тренировались в технике спасения застрявших экипажей, сбрасывая снаряжение в попытках аккуратно переехать острые песчаные гребни – это было лучше варианта «скапотировать» вниз.


Синьор Хулио и Карне Асада

Улучив момент, уходящее солнце побудило меня повернуть свои колеса в сторону Брионес Кросс и особого сюрприза. До сих пор мы каждую ночь разбивали свой лагерь в бивуаке с гонщиками или селились в отеле, но в эту ночь мы остались одни. Ну... вроде как.


Нас встретили члены клуба San Luis Dune, которые вызвались приготовить нам традиционное блюдо карне асада с овощами и свежими лепешками. Это был достойный короля праздник, после которого последовало множество приветствий и пожеланий с почтенным синьором Доном Хулио и спокойный вечер под покрывалом звезд.


На рассвете команда выскочила из своих палаток, чтобы присоединиться ко мне за чашкой кофе. Этим вечером нам предстояло вернуться в Сан-Луис на торжественный банкет, организованный местными шеф-поварами и виноделами. И в этот момент я вспомнил историю Соноры, представив древние племена Опата, охотящиеся на таких же древних животных с каменным оружием и деревянными копьям, но внутри полных решимости.

И человек, и животные тех времен давно ушли, да и нам пришла пора прощаться с Пимерией Альта – настоящей жемчужиной Мексики.

Текст и фотографии: Крис Коллард (Chris Collard) 

Литературный перевод: Михаил Рябинин
 

Формат Adventure Raid на Sonora Rally открыт для всех полноприводных автомобилей с высоким клиренсом и включает проживание, питание и доступ ко всем мероприятиям гонки. Подробнее про мероприятие можно узнать на сайте www.sonorarally.com

Формат Adventure Raid можно сравнить с зачетными категориями «Туризм» на российских внедорожных соревнованиях, когда в гонке могут принять неподготовленные автомобили, выступающие в легком, исследовательском зачете (прим. переводчика).


От автора литературного перевода Михаила Рябинина:

Я проповедую единство людей, отправляющихся исследовать свои страны и континенты, чтобы узнать самим и показать другим все те красоты, которые нас окружают. Независимо от национальностей, гражданства и политических взглядов. Только с помощью путешествий и фотографий красот мира можно заставить людей открыть глаза и увидеть мир таким, каким его создал Бог. И пошли лесом, кому не нравится Америка, Европа или другие страны и люди, которые также как я считают, что путешествия, спорт и приключения – это настроение и удовольствие, и с таким же интересом читают мои статьи на английском языке, в которых я рассказываю про другую Россию – Великую, Красивую и созданную для интересных путешествий.

Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
Каппадокия: Автомобили Турции
Расскажем о брендах и трендах в Турции, современные недоприводы и недоджипы принимать в расчет не будем

Каппадокия: Дневник экспедиции
В рамках проекта «Территория УАЗ» ранним утром мы выдвинулись авангардом через Грузию в Каппадокию