Установка рулевого демпфера на Соболь 4х4 была включена в перечень обязательных доработок будущего внедорожного кемпера.
Автомобилю приходится ездить по плохим дорогам и бездорожью, где пользу от рулевого демпфера для деталей рулевого и рук водителя сложно переоценить.
Нам достался первый предсерийный комплект демпфера и кронштейнов РИФ для автомобилей Соболь 4х4 и Газель 4х4. Будем оценивать простоту монтажа, качество и эффективность узла.
Обзор комплекта
В комплект рулевого демпфера для Соболь 4х4 включено все необходимое для монтажа: кронштейн для крепления к мосту, кронштейн для крепления к рулевой тяге, резинки и сам демпфер.
В комплект рулевого демпфера РИФ для Соболь 4х4 входит все необходимое для его монтажа на автомобиль.
Для установки на автомобиль вам понадобятся только инструменты: гаечные ключи или головки, шестригранные ключи, рулетка. Все необходимые данные указаны в инструкции по установке, идущей в комплекте.
Рулевой демпфер выполнен в ярко-желтом цвете полностью из металла. В верхней части корпуса демпфера, защищающей шток, предусмотрены четыре отверстия для удаления грязи из устройства.
Проблема многих рулевых демпферов в том, что внутрь грязезащитного колпака попадает грязь, которая скапливается там и мешает узлу работать на сжатие.
В демпфере РИФ попавшая грязь при сжатии выдавливается через специальные отверстия и удаляется.
В грязезащитной части корпуса демпфера предусмотрены отверстия для удаления попавшей внутрь грязи.
Кронштейны выполнены из стали и покрашены порошковой окраской, аналогичной окраске бамперов и других продуктов бренда РИФ. Детали сварены роботом, на шов приятно смотреть и качество сварки соответствующее. Придраться не к чему.
Монтаж
Установка рулевого демпфера на Соболь 4х4 занимает 20–30 минут и ее можно осуществить на подъемнике, на яме или лежа под автомобилем. Без подъемника будет немного неудобно, но при желании можно.
Для правильного монтажа рулевого демпфера следуйте инструкции производителя. Для этого надо выровнять колеса, закрепить кронштейн на мост, закрепить второй кронштейн на расстоянии, соответствующем демпферу в среднем положении, и закрепить сам демпфер через резинки.
1/5
Кронштейн для рулевой тяги не затягивайте сразу, иначе придется потом ослаблять.
2/5
Кронштейн устанавливается «впритык» к картеру межколесного дифференциала моста.
3/5
После выставления указанного в руководстве по установке расстояния, затяните кронштейн, но не до конца. Позже его надо будет отрегулировать.
4/5
Демпфер крепится к кронштейнам через четыре резиновых кольца, которые позволяют ему свободно двигаться.
5/5
В правом крайнем положении колес необходимо ослабить кронштейн и отрегулировать его так, чтобы корпус демпфера не прикасался к чулку моста.
Единственное, что вам придется сделать самостоятельно, это установить угол кронштейна на рулевой тяге так, чтобы в крайнем правом положении руля демпфер не прикасался к чулку моста. Все, работа закончена.
Единственным недостатком монтажа является то, что один край рулевого демпфера свисает ниже рулевой тяги и при наезде на камень может быть поврежден.
Впрочем, прилетевший камень в этой зоне становится опасен уже и для чулка моста, а удар в демпфер может спасти мост.
Первый тест
На асфальте установленный рулевой демпфер практически не дает о себе знать. Управление никак не изменилось. Мне показалось, что подруливать приходилось чуть меньше, но боюсь, что это попытка «договориться» с самим собой и найти положительный эффект.
Рулевой демпфер в штатных условиях движения не должен вообще никак влиять на управление и движение автомобиля. Он включается в работу только при возникновении ударных нагрузок на передние колеса. Такие нагрузки мы нашли на поле, исчерченном глубокими колеями и ямами.
Покатавшись по колеям вдоль и под углом, выявили два основных фактора наличия демпфера:
Первый – демпфер абсолютно не мешает активному рулению, что некоторые скептики пророчат после установки.
Второй – за все время теста руль ни разу не попытался вырваться из рук или сильно дернуться в сторону. При том, что за поездку несколько раз влетал в колею под углом и проваливался в нее колесом.
В обычной ситуации при попадании в колею под углом колеса резко «встают на рельсы» и руль резко выкручивает. Именно в этот момент можно травмировать пальцы при неправильном хвате. При наезде на кочки или другие препятствия (например, на рельсы) происходит то же самое.
Выводы
Что бы ни говорили противники установки рулевого демпфера, его установка несет значительно больше пользы, чем вреда. Вредное влияние лишь в том, что гидроусилителю приходится чуть больше прилагать усилий, чтобы повернуть колеса. По сути, демпфер – это разновидность амортизатора, а значит на перекачку масла внутри необходимо некоторое усилие.
Некоторые внедорожники выпускались с установленными рулевыми демпферами уже с завода. Автомобили, выступающие в ралли-рейдах, также комплектуются рулевыми демпферами как обязательным узлом. При этом нагрузки на узлы автомобилей намного больше, чем при проезде по бездорожью на гражданском внедорожнике.
Остается вопрос, кому нужен рулевой демпфер. Если никогда не съезжаете с асфальта или ваше бездорожье только по травке до речки, тогда не забивайте себе голову – рулевой демпфер вам точно не нужен.
Это устройство для тех, кто понимает зачем, а главное много и активно использует автомобиль на плохих дорогах и на бездорожье.
Если сомневаетесь, следите за судьбой Соболя. Если что-то случится с рулевым управлением или ГУР, то мы обязательно расскажем. Ну и, конечно, впереди еще много чего интересного!