Тросы, стропы: Разбираемся в подробностях

Тросы, стропы: Разбираемся в подробностях

Тросы, стропы: Разбираемся в подробностях

16.01.17
Поделиться:
Тросы, стропы, шлеи, удлинители... В разнообразии терминов может заблудиться даже опытный автомобилист. Что это за аксессуары и для чего они предназначены? Разбираемся в подробностях по каждому пункту...

Загадки терминологии
В автомобильной практике словом «трос» называют то, что может надежно и гибко соединить машину с машиной при буксировке или обхватить что-то (дерево, камень) при винчевании, передать сообщаемое усилие и выдержать большие нагрузки. Называют просто по функции, а какой «трос» в сечении и из чего он сделан в разговоре вторично.

Буксирным тросом назовут и собственно круглый стальной трос, и синтетическую стропу в виде ленты. При этом никто не будет называть его буксирной лентой и правильно сделает, потому что прижилось – «буксирный трос».

Буксирный трос РИФ, выполненный в форме ленты (стропы) с петлями на концах.

Итак, если читаете «трос», а на фото плоская стропа, помните – речь о целевом назначении снаряжения.

Именно вопросы назначения тросов мы сейчас и разберем. Для тех, у кого есть желание ознакомиться с терминами подробно, внизу материала есть справка.

Трос для лебедки
Лебедочный трос предназначен для вызволения автомобиля на бездорожье при помощи автомобильной лебедки. Один конец крепится к барабану лебедки, второй закрепляется за любой неподвижный предмет или другой автомобиль.


В процессе намотки троса на барабан вытаскиваемый автомобиль движется по направлению к якорю (дереву, другому автомобилю и т.п.).

Трос для лебедки именно трос по форм-фактору – длинное плетеное изделие из стальных или синтетических нитей.

Стальной и синтетический тросы отличаются весом, комфортом работы, стойкостью к внешним факторам и т.п. Выбор зависит от условий эксплуатации и личных предпочтений владельца.

Круглый синтетический трос для лебедки Telawei, сплетенный из тонких волокон, отличается толщиной и, соответственно, усилием на разрыв.

Лебедочный трос должен выдерживать заявленный вес и в процессе работы не растягиваться. В противном случае, разрыв натянутого троса может быть смертельно опасен для находящихся рядом людей или серьезно повредить автомобиль. Сильное растягивание троса приведет к уменьшению его эффективности.

Концы лебедочного троса для крепления к барабану, к шаклу или крюку, крюк троса лебедки.

Удлинитель троса лебедки
Удлинитель лебедочного троса позволяет дотянуться до удаленного дерева или автомобиля, когда штатного троса лебедки не хватает.

Удлинитель должен отвечать тем же требованиям, что и используемый лебедочный трос. То есть, выдерживать заявленный вес и не растягиваться в процессе работы.

Буксирный трос и альтернативный удлинитель троса лебедки.

Удлинители лебедочного троса изготавливаются из отрезка того же стального или синтетического троса, что используется для лебедки или из плоских строп. Приоритет выбора зависит от целей и условий эксплуатации и хранения. Важно, что удлинитель лебедочного троса должен иметь петли на концах для закрепления.

Удлинители троса лебедки.

Корозащитная стропа
Как раз для этого аксессуара больше подходит термин «стропа», так как «корозащитка» для выполнения своих функций должна быть максимально широкой. При этом ее длинна часто не превышает полутора-двух метров.

Иногда ее называют и «корозащитная шлея», поскольку именно в этом использовании ее функция лямки, обхватывающей ленты очень наглядна.


Свойства корозащитной стропы аналогичны лебедочному тросу – она должна выдерживать достаточный вес и не тянуться при работе. На концах корозащитной стропы изготавливаются петли для крепления.

Основная задача корозащитной стропы очевидна из ее названия – это защита коры дерева от повреждения при закреплении за него троса лебедки. Корозащитная стропа оборачивается вокруг дерева и уже к ней крепится трос лебедки.


Буксирный трос
Независимо от названия, буксирный трос выпускается и в виде «троса» и в виде плоской «стропы». Независимо от формы исполнения важным остается целевое назначение – буксировка одного автомобиля другим.

Буксирная стропа оснащена стальными крюками и не требует шаклов.

Основная задача буксирного троса – выдерживать заявленную массу буксируемого автомобиля с учетом периодических резких рывков, когда нагрузка значительно увеличивается. Дополнительно буксирный трос должен выдерживать агрессивную внешнюю среду – трение об асфальт при провисании и т.п.

Буксирный трос может быть выполнен с мягкими петлями на концах или с металлическими крюками. В зависимости от этого изменяется тип его закрепления за буксирные проушины или фаркоп.

Буксирный трос может быть выполнен с мягкими петлями на концах или с металлическими крюками, от этого зависит тип закрепления за буксирные проушины или фаркоп.

Буксирный трос может использоваться как удлинитель для троса лебедки при условии, что его «грузоподъемность» соответствует или выше разрешенной нагрузки троса лебедки. Однако, небольшая длина троса ограничивает его применение в этом качестве.

Буксирный трос может использоваться и в качестве корозащитной стропы, если он изготовлен в виде ленты достаточной ширины. Для уменьшения воздействия на кору дерева трос можно намотать в несколько оборотов. Главное – помнить, что свободные концы троса, закрепляемые за крюк лебедки, должны иметь одинаковую длину.

Буксирный трос-стропа, стальной буксирный трос и стальной буксирный трос в защите.

Буксирный трос запрещается использовать для вытягивания другого автомобиля методом рывка. Буксирный трос не предназначен для этого и может повредить буксирные проушины автомобиля или разорваться.

Для примера: при попытке дернуть буксирным тросом Land Rover Discovery 3 из колеи, легко порвался трос, выдерживающий нагрузку в 11 тонн.

Динамическая стропа
Динамическая стропа имеет несколько разных наименований: динамический трос, рывковый трос, рывковая стропа, динамика. Все эти названия применяются к выпускаемым в различных видах аксессуарах, но имеющих одно целевое назначение.

Плоскую динамическую стропу можно аккуратнее скрутить и проще хранить без опасности спутывания при разматывании.

Динамическая стропа или рывковый трос – самый сложный и дорогостоящий аксессуар. Особое плетение и используемые материалы позволяют ей плавно растягиваться при нагрузке, после чего возвращаться в исходное положение. Почти как «резинка» в замедленном действии. Качество и рабочие характеристики таких строп зависят от качества материалов и изготовления.

Основное назначение динамической стропы – вызволение застрявшего автомобиля методом рывка с разгона. Свойство динамики растягиваться и сжиматься позволяет делать рывок мягким и также мягко и эффективно применять силу рывка.


Как и остальные тросы, динамика также имеет ограничения буксируемого веса. Однако, если для буксирного троса превышение «грузоподъемности» троса будет плюсом, то большое превышение веса на разрыв динамической стропы над весом буксируемого автомобиля уменьшит эффективность ее работы.

Динамическая стропа пригодна и даже больше подходит для буксировки автомобиля. Однако, при буксировке с помощью «динамики» стропа может быть повреждена из-за трения об асфальт, а в последующем разорваться при рывке и представлять опасность. Плюс, при буксировке можно повредить дорогостоящий аксессуар.

Чулок на концах динамической стропы РИФ повышает комфорт использования, защищая руки от швов и стыков, а также защищает стропу и швы при трении о бампер или прикосновении к горячему глушителю.

Динамическая стропа не пригодна для использования в качестве удлинителя лебедочного троса и не пригодна для использования в качестве корозащитной стропы. Свойство динамики растягиваться сделает неэффективным и опасным использование ее в таком свойстве.

Аксессуары и тонкости
Для тросов с петлями на концах необходимы «шаклы», которые помогут закрепить петли на буксирных проушинах или соединить петли корозащитной стропы между собой и крюком лебедки. Шаклы производятся в U-образном и Омега-образном (Ω) виде и различаются по «грузоподъемности».

U-образный шакл, закрепленный за петлю динамической стропы РИФ.

«Чулок» на концах некоторых тросов и строп предназначен не только для красоты. Этот элемент несет и защитные функции для швов и самого троса, например, при провисании и случайном касании трубы глушителя или трения о бампер.


Плоский форм-фактор строп позволяет удобнее сматывать и хранить тросы без опасности спутывания при разматывании. Круглый синтетический трос при неаккуратном разматывании может запутаться.

Для лебедочного троса будет полезным иметь блок усиления для увеличения тягового усилия лебедки. Блок усиления различается для стальных и синтетических тросов.

Шаклы, защита троса и блок.

В заключение
Пожалуй, разобрались со всеми основными типами назначения тросов и строп. Остаются различные такелажные аксессуары, которые также могут использоваться в качестве, например, буксирной стропы, но это уже отдельная тема лайфхаков.

В заключение упомяну один важный момент: отправляясь в серьезное путешествие, стоит доверять проверенным брендам, занимающимся производством и продажей профессиональных аксессуаров и оборудования. На рынке могут продаваться самые разные тросы и стропы, но их работоспособность и надежность это очень большая лотерея. Или потом не удивляйтесь, почему красивый трос так легко порвался, а вы по-прежнему сидите в луже...


Справка ОРК
И трос и строп (стропа – производное от «строп», как и «стропальщик») обозначали средства такелажа – комплекса приспособлений для подъема и перемещения частей корабля, грузов, в том числе в порту и в строительстве.

Трос (от нидерл. tros) – соединял, связывал, передавал сообщаемое усилие. Представлял собой гибкое и длинное изделие, витое или кручёное из отдельных прядей. Специальную прочную веревку, канат. Делался из натуральныех материалов, позже синтетических, металла. Важно: в сечении трос круглый, компактно наматывается, отличается большой гибкостью, прочностью, так как состоит из отдельных волокон, перевитых между собой.
Трос.
Строп (нидерл. strop, буквально – петля) – приспособление для обхвата грузов, поверхностей сложной конфигурации с целью их подъема / перемещения, На конце могут крепиться крюки, скобы, кольца и т. п.
Стропа.
Материалы – матерчатые ленты, сетки, полотнища, канаты, тросы, цепи. Отсюда – Стропальщик – рабочий, выполняющий строповку (обвязку) грузов. В английском строп – sling – вспомнили слинги для детей? Strap, strop – ремешок, полоска, лямка. Лямки рюкзака, стропы парашюта...

В строительстве строп так и остался именно стропом (не стропой) и продолжает использоваться как раньше. Строповка там – приемы обвязки и зацепки грузов для их подъема и перемещения краном.
А собственно стропой сейчас называют текстильную ременную ленту жесткого плетения, обладающую характеристиками выдерживания постоянных нагрузок. Важно: в сечении стропа плоская, от троса отличается тем, что может распределить усилие на бОльшую поверхность, удобно складывается при хранении и транспортировке.


Текст: Михаил Рябинин
Фото: Михаил Рябинин, клуб АвтоБийск 4х4, PRO-X, фирмы-производители    

 

Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
Как испытывают тормозные колодки
Перед тем, как попасть на полки автомагазинов, тормозные колодки проходят целый ряд испытаний.
Как и зачем удалять сажевый фильтр
Подробности про удаление сажевого фильтра.
Toyota Land Cruiser 200 — скрытая установка лебедки
Подробности скрытой установки электрической лебедки на внедорожник Toyota Land Cruiser 200.