Когда полный привод не панацея
Когда полный привод не панацея
Владельцам полноприводных автомобилей зимой чаще приходится «бегать за трактором». Летом водитель посмотрит на размокшую грязь, да и не поедет в нее. Зимой же: «Что нам снег!?» – и алга в сугроб, откуда ни назад, ни вперед. А еще чуднее выглядят случаи, когда владельцы кроссоверов считают режим 4WDLock панацеей от всего, да и владельцы внедорожников часто не отстают.
Разберем основные опасности, которые грозят владельцам автомобилей зимой. В частности владельцам внедорожников и других полноприводных автомобилей, считающих, что снег им не помеха. А также возможности минимизации негативных последствий.
Водитель помни: обочина = опасность!
Этот пункт касается всех водителей в зимнее время. Очень часто на загородных и даже некоторых городских дорогах можно увидеть стоящие на обочине автомобили, провалившиеся одной стороной в снег. Выбраться из такой ситуации не всегда получится и у внедорожника, не говоря уже о кроссоверах и легковушках.
Чаще всего засаду устраивают дорожные рабочие. Трактор очищает дорогу от снега, срезая отвалом снег не только над асфальтом или грунтом, но и над сточными канавами и оврагами сбоку от дороги. Снаружи срез снега кажется плотным, особенно когда это уже слежавшийся снег, но стоит на него заехать – автомобиль проваливается в яму и выбраться назад в большинстве случаев уже не может.
Такая же ситуация может случиться на незнакомых дорогах, и даже не всегда на бездорожье, а в каком-нибудь поселке. Прочищенная трактором дорога только кажется проходимой для легковушки или кроссовера, но под ровным срезом отвала бульдозера или грейдера вполне может оказаться яма или глубокая колея. Этой колеи может хватить, чтобы владелец «джипа» отправился искать помощь.
Плотный снег не асфальт
Даже если вы вышли из машины проверить «ножками» дорогу и снег легко выдерживает ваш вес, это не означает, что он также легко выдержит вес автомобиля. При этом нет ничего хуже, чем слежавшийся или спрессованный снег, способный остановить даже серьезный внедорожник, если он провалится колесами и сядет на мосты или днище.
Опытные джиперы перед съездом в снег стравливают давление в шинах до 0.7–0.8 атмосфер. Это вызывает опасность разбортирования при активном рулении или пробуксовках, но уменьшает удельное давление на грунт и позволяет автомобилю лучше ехать по плотному или утрамбованному снегу. Накаченные шины, наоборот, быстрее всего закопаются в снег, равно как в песок.
В удаленных районах часто бывают дороги, накатанные вездеходами, снегоходами или транспортом на шинах низкого давления. Доверять таким дорогам следует с большой осторожностью, так как обычный автомобиль часто и тяжелее, и сильнее давит на поверхность, а значит легко закопается в снег и окажется перед необходимостью искать помощь.
Чем независимая подвеска опасна в снегу
Автомобили с мостом впереди имеют преимущество для движения по снегу – мост «разбивает» снег, а когда его становится очень много, позволяет откатиться назад и штурмовать его ходом. Главное не оказаться в описанной выше ситуации, когда сначала въедешь на плотный снег, а потом в него провалишься – тут мосты будут только якорем.
Автомобили с независимой подвеской собирают перед собой снег и «прессуют» его защитой радиатора и поддона. Если вовремя не заметить этого, автомобиль плотно усядется мордой в снег и съехать с него своим ходом будет сложно. Особенно это касается пикапов с независимой передней подвеской и легкой кормой, которой даже имеющаяся блокировка межколесного дифференциала уже не поможет.
Чем круче «джип», тем дороже трактор
Владельцы внедорожников часто считают свои автомобили настоящими проходимцами, тогда как в стоковом состоянии, без установки внедорожных шин, без лебедки и соответствующего снаряжения, такие автомобили часто едут хорошо, но недолго. Чудес не бывает и физику не обманешь.
Основная ошибка владельцев внедорожников: слишком переоценили свои возможности или были невнимательны к тому, куда предстояло проехать, не обратив внимание на дорожные условия, не проверив место где собирались проехать или ехали «ходом», забывая, что под снегом могут быть камни, пеньки, мусор, ямы или колеи. Или банально не думая о том, что инерции в какой-то момент не хватит, а автомобиль окажется в снежном плену, не имея возможности двигаться внатяг.
Как правильно ездить по снегу
Чтобы не оказаться у «разбитого корыта» есть несколько основных рекомендаций, к которым следует прислушаться при езде в зимнее время по снегу или на бездорожье:
- Внимательно изучите место, в которое хотите заехать. Исходите из того, что это место опасно пока не доказано обратное. И доказано не внешними признаками, а тщательным осмотром или, как минимум, следами другого автомобиля, побывавшего там до вас (если только это не вездеход).
- При движении по снегу учитывайте его особенности: насколько снег мокрый или плотный и насколько он способен выдержать автомобиль или собраться под его агрегатами, тем самым мешать движению.
- Всегда двигайтесь аккуратно «внатяг», постоянно оценивая то, как автомобиль двигается и не начинает ли застревать. Всегда лучше остановиться или откатиться назад, чтобы попробовать протоптать снег снова, чем застрять.
- Двигаться «ходом» можно только в случаях, когда вы уверены, что под снегом нет ям, больших камней, поленьев или других препятствий, способных остановить или повредить автомобиль; что в конце опасной зоны есть твердая поверхность или безопасное место.
- Отправляясь на бездорожье лучше иметь полный бак, запас воды и теплую одежду, а также необходимое снаряжение: лопата, динамическая стропа, в идеале еще и сенд-траки (как минимум).
- При движении по снегу желательно стравить давление в шинах, хотя это история уже для более углубленного экскурса во внедорожное вождение в условиях зимы.
И самое главное: не стоит считать полный привод панацеей, а наличие блокировки и электронных помощников надежным оружием против бездорожья. Однажды не хватает даже самого большого дорожного просвета и даже самого длинного лебедочного троса.
Но и бояться не стоит, чтобы не оказаться героем поговорки: «Волков бояться – в лес не ходить».
Отдать якоря!
Мы решили провести сравнительный тест популярных якорей, представленных на рынке