Горы Адыгеи

Горы Адыгеи

Горы Адыгеи

28.09.15
Поделиться:
Есть у меня с прошлого года некая психологическая травма – когда я еду по трассе, сидя в полном одиночестве в кабине автомобиля, то я вдруг начинаю нервничать. И все мое внутреннее естество охватывает волнение, что я в ближайшие 1,5–3 месяца не увижу своих родных и близких людей. Потом, конечно, я как взрослый человек собираюсь и справляюсь с этим чувством, но тем не менее факт остается фактом.

Иногда в такие моменты я совершаю странные поступки. Вот и в этот раз я остановился на краю кукурузного поля, чтобы совершить что-нибудь странное и удивительное.


Я оставил машину на обочине и прошел на несколько шагов вглубь высоких стеблей сухой кукурузы.

Ее ряды сомкнулись у меня за спиной и я остановился. Если сейчас глубоко вздохнуть и, набрав в легкие воздуха, долго бежать вперед не разбирая дороги, то наверняка можно потеряться навсегда. Найти обратную дорогу в трехметровых зарослях будет невозможно.


Удивительное дело, как много мыслей проносится в голове, пока справляешь малую нужду – стряхнув с себя это наваждение, я лениво поплелся обратно к УАЗику...


В Краснодарском крае стоит изнуряющая жара и ничто не выдает вторую половину сентября. Изучая карту в поисках водоема я, кажется, больше времени смотрел на экран планшета, чем на дорогу. И вот вроде что-то похожее на правду – будем надеяться, что это не очередной заросший камышом ерик.

Говорят, если купаться в прудах, то рано или поздно можно заболеть лептоспирозом.

Я не знал этого тогда и с удовольствием полез купаться в прохладную и освежающую воду рыбхоза.


Краснодарские аграрии позитивно носились по полям и я не ожидал от них никакой угрозы, а зря...


Завтра утром в Краснодарском аэропорту приземлится самолет с серебристым крылом, который принесет мою разлюбезную Катерину Матвеевну – Елену Викторовну – и тогда начнется наше путешествие по Адыгее.


На самом деле это уже второй день моего пути. Накануне я, закопавшись с погрузочными работами, стартовал сильно после обеда и смог доехать только до Воронежа. Так как время на часах, когда я выдернул ручник, было уже полночное, то ночевал я в 50 метрах от трассы М4 «Дон», которая, как оказалось, не замирает ни на секунду даже ночью.

Шум груженых МАЗов и КАМАЗов формировал в моем сонном сознании странную реальность и я плохо выспался. Поэтому в этот раз я решил основательно запрятаться от всех и ехал от трассы до тех пор, пока не запутал все следы и окончательно не уперся в тупик.


Накатанная грунтовая дорога привела меня на берег реки. Место явно посещаемо рыбаками или даже охотниками, но в будний день мы вряд ли с ними пересечемся.

Я сожрал купленный на трассе арбуз и полез в модуль. Сотового сигнала тут не было, поэтому я быстро уснул.


Надо сказать, что несмотря на то, что путь, по которому я сюда заехал, и был грунтовым, но накатан он был великолепно. Многие поколения охотников, рыбаков и даже, не побоюсь этого слова, браконьеров, могли бы заехать сюда на любом транспортном средстве, включая Ferrari Quattroporte, если бы у них она была.

Так что песец пришел откуда не ждали – ночью я проснулся от яркого света и мощного шума моторов. Трудолюбивые краснодарские работники сельского хозяйства что-то решили перепахать на своем поле в половине четвертого утра. Под этот несмолкаемый шум мне снова плохо спалось...


Но реальность превзошла даже мои странноватые сновидения. То ли в шутку, то ли со злым умыслом эти упоротые механизаторы, не жалея сил и солярки, перепахали нормальную дорогу, которая не только есть на всех картах, но и была накатана многолетним трудом их же односельчан, до самого края леса.

Если бы я был на Ferrari Quattroporte, то я бы оказался в ловушке, а так я просто пребывал в недоумении.


Елену Викторовну я все же встретил вовремя и мы, пополнив наши продуктовые запасы в местном сетевом супермаркете, устремились к началу нашего внедорожного отдыха.


Так называемый ручей Водопадистый, стекающий с горного массива Пшеха-Су на границе Адыгеи и Краснодарского края, стал первой точкой нашего вояжа.

Чем ближе мы подъезжали, тем сильнее опускался на землю туман.

Несмотря на небольшую высоту мы фактически оказались в плотном облаке.


Так как львиную долю времени мы все равно потратили на шоппинг в Краснодаре, то было решено никуда сегодня уже не торопиться.

Все равно что-то увидеть в таких условиях было бы невозможно.


А завтра мы постараемся проверить вот эту перспективную дорожку, которую два года назад мы с Сашей Бадаловым пробовать не решились.


Кто говорит, что задняя лебедка – это бесполезный гаджет?! Вот вам наш ответ на это!


В какой-то момент даже перемещаться между машиной и столиком было трудновато, таким плотным стал туман.


Вечер душевно прошел под жаренную свинину и виноматериалы с вновь приобретенных территорий.

Радость от воссоединения семьи была столь велика, что даже границы сознания стали размываться.


И в этот момент весь облачный туман вдруг как рукой сняло.

Была ли это заслуга крымских вин или это так было угодно метеорологам данного региона, но всё вокруг мгновенно преобразилось.


Так как для ночевки мы незатейливо выбрали место на смотровой площадке, то само собой у нас были соседи.

Они были веселые, позитивные и большим количеством местного колорита. Они даже пели!


Остатки тумана, Млечный Путь и какая-то стремительно пролетающая хрень.


Утром мы как Ъ-фотографы встали на рассветную съемку.

В 5.45 будильник прозвенел, что уже «пора», а иначе будет поздно.


Высота – что-то около 1600 метров над уровнем моря.


Но солнце встает где-то за горой и нам достаются лишь отсветы на хребте спящего дракона.


Потом оно резко выскакивает из-за горы и фотосессия на этом заканчивается.


Одновременно с наступлением светового дня над нами начинает курсировать вертолет – где-то рядом идет стройка.

Полеты с грузом на веревке продолжаются до самого наступления темноты и составляют 100 500 рейсов в день. Очень впечатляет и вызывает гордость и уважение к труду простых вертолетчиков.


Дорога, которую мы собирались пройти, идет к самому водопаду, в обход промоины, которая стала непреодолимой преградой для пузотеров и людей не дружащих с картографией.

Сложностей особо никаких нет, нужен лишь хороший клиренс, тяга на низах и упорство. Местный на Ниве сказал: короткий УАЗик без проблем пройдет, а длинный точно нет. Что значит короткий, а какой из УАЗиков длинный, я не понял, поэтому мы просто поехали вверх.


Первая часть дороги – это глиняно-каменные спуски и подъемы, фоток оттуда особо нет, потому как, во-первых, не передает, а во-вторых, мы слишком были увлечены преодолением.

Вышли на траверс по другой стороне горы, а отсюда уже совсем другие виды.


Если повернуть голову налево, то будет вид на Майкопский перевал.

Пешие туристы прекрасно знают это место, так как он входит в классический маршрут «тридцатку».


Ну а нам предстоит спуск вниз.

Я попробовал не отклонять камеру от оптической оси и надеюсь вы сможете в полной мере оценить крутизну спуска на основе данного фото.


Дракон оказался не настоящим, это просто скальный массив.


Виды отсюда чумовые.

Все, кто идут к Водопадистому от промоины, не видят всего этого, так как находятся в самом низу лощины, а мы же сейчас даже выше уровня водопада.


Начинается крутой спуск.

Он сложнее, так как тут попадаются особенно крупные камни и сам по себе он «сыпуха».


Проблема в том, что я не знаю в полной мере возможностей своего автомобиля.

Слишком мало чего мы с ним еще штурмовали, да и в комментариях мне плешь проели своим бессмысленным «кемпер не для бездорожья».


Тем временем дракон начал дымиться.

Помня то, как стремительно все произошло вчера с туманным облаком, мы призадумались.


Жена фотографирует мое преисполненное уверенности лицо.

Глядя на это фото я вдруг понял, что я имею опыт путешествия на DoubleCab, RapCab и Single. Похоже, я реально матерый «пикапер» :))


Водопадистый, также как и Майкопский перевал, находится на территории заповедника.

Товарищ Кожевников писал: «То, что чуждо народу, никогда не будет иметь настоящего успеха». Так вот, прелесть юридического положения этих мест в том, что билетов на их посещения тут купить нельзя, а вот штраф оплатить можно. Но об этом потом...


Мы с Еленой Викторовной само собой нарушители, но нарушаем в мелочах.

Машину мы бросили и идем в «зону» пешком, стараясь причинять природе как можно меньше ущерба, так как мы бесплатно.


Водопад совсем не тот, что в мае – одного вообще нет, второй изрядно пересох.


Но скальный массив по-прежнему великолепен.


Вид от водопада на дорогу в сторону промоины.


Водопад в контровом солнце.


Лена полна мыслей о том, сможет ли УАЗик забраться обратно на гору.


Это, чтобы соориентироваться, надо смотреть на правый склон от нее.


Итак, начинается подъем.

На самом деле, наиболее сложная часть – это последний подъем (он же был первый спуск по дороге от поляны к Водопадистому). Так что желающие повторить могут изначально оценить именно его и если это не вызовет сомнений и трудностей, то дальше все вообще не проблема. Хотя и сцыкотно местами :)



Облако начало скатываться с плато Лагонаки к нам.


Дорожка узкая, судя по следам шин в тех местах, где они пропечатались, тут в основном катаются квадроциклы.


Тот самый финальный подъем и мы наверху.


Крутовато, если честно, моих 4,625 + 1,9 хватило прям на грани, но УАЗик молодец!


Видите у подножья скалы конструкцию? Да, это горнолыжный подъемник – наверное, каталка недурная тут.


А это вид на дорогу к промоине.

Раньше к Водопадистому можно было подъехать даже на ладаседан-баклажан, но сейчас только для отличников.


Это буковая роща.

Именно из этих деревьев делают знаменитый зенитно-ракетный комплекс.


Туман опустился на землю и очертания всего получили сказочный вид.


Мы остаемся ночевать на границе леса и очень надеемся, что утром получится снять отсюда красивые кадры. Но действительность даже превзойдет наши ожидания, так как Лена утром увидит настоящего медведя...


Вечером на нас накатил туман и быть что-либо видно совсем перестало. Правда, иногда образовывалось окошко и тогда мы резко подрывались и бежали фотографировать.


В остальном же мы сидели в облаке и радовались, что видим хотя бы ложки с мисками.


К слову, это все происходит не так уж и поздно. Так как в 19.00 уже окончательно наступает темнота, то значит на этих фотографиях примерно начало седьмого.


Темнеет, кстати, очень стремительно. К этому нужно быть готовым, если нет желания получить экспириенс ночного оффроуда.

У нас такого желания нет, правда очень скоро, вне зависимости от нашего отношения, этот увлекательный процесс с нами случится.


На другой стороне от нашей опушки никакого тумана. Кстати, если кому-то нужно, то идеальная точка для лагеря вот по этой координате 43.986388, 39.867587


Подъем был сильно ранним – будильник прозвонил в 5.45, позже никак нельзя, так как световой день сильно сдвинут в силу определённых географически-политических обстоятельств.

И мы поперлись пешком до холма, откуда открывается вид во все стороны.


Кстати, в плане света это место не очень удачное.

Садится и восходит солнце за горой и сначала фотографу достаются скудные всполохи света, а потом солнце вдруг резко выпадает и фотографировать становиться уже невозможно.


Рассветный туман в горах похож на морской залив.


Верхушки гор начинают «зажигаться».


И тут Лена увидела медведя. Чтобы сфотографировать его самой она слишком растерялась, а привлечь мое внимание ей не хватило времени. В итоге, вместо косолапого я фотографировал изумленную Елену Викторовну :)

Медведь, кстати, долго не задержался – нырнул в какую-то складку рельефа и больше не показывался.


Предположу, что это метеостанция. Где-то напротив, где-то далеко.

Для понимания расстояния это снято на 200 мм + полный кадр + 50% кадрирование.


Тем временем солнце почти поднялось, а значит нам пора собираться.


Позавтракав, мы покидаем наш буковый лес.


А вот, кстати, еще одна загадка – часть деревьев в лесу пронумерована.


И даже есть вот такой реестр участников этого процесса.


В лесу, к слову, всегда тень и некоторые подъемы там жидко-грязные.


Та промоина, которая отгородила Водопадистый от пузотерного автомобильного движения.


А мы возвращаемся на дорогу и едем к Майкопскому перевалу. Вообще-то, дома смотря на спутниковые снимки я углядел прямую дорогу туда прямо от места нашего сегодняшнего лагеря, но в реальности накатанный след по траве шел только до памятника защитникам Кавказа (43.990340, 39.869271), а далее, как мы не смотрели, углядеть какого-то очевидного следа мы не смогли. Ну а рубиться просто по азимуту не решились и как оказалось правильно.

В действительности дорога есть, но она относится к заповеднику, хотя, если заезжать от нас, то табличек там не было бы. А вот от турбазы мы уперлись вот в такое объявление.


Ездить дальше нельзя, вернее можно, но только местным жителям. Но и пешком тоже нельзя, потому как пешком можно только тем, у кого куплен пропуск.

Пропуск можно приобрести в 130 км от этого места – на мой взгляд это довольно удобно, но если нет желания потратить целый день на поездку за пропуском и обратно, то можно прямо тут, на месте, получить штраф. Для этого здесь же имеются сотрудники оперативной группы заповедника.


При условии, что мы были сильно ограниченны во времени, ну и в принципе со здравым смыслом еще не раздружились, то мы выбрали второй вариант.

Оставив машину в тени, не доезжая запрещающего знака, мы направили свои кеды по накатанной грунтовке в сторону Майкопского перевала.


Кстати, внимательно рассмотрев этот снимок, можно увидеть тонкую линию, уходящую наверх – это он и есть.


С собой у нас была литровая бутылка воды, три объектива, два фотоаппарата и желание взглянуть на то, что там наверху и как оттуда смотрится вниз.

Более амбициозных целей перед собой мы не ставили.


Восхождение пришлось на самое «солнце в зените», мы выкручивали экспокоррекцию как могли и получали на фотках то, что получали.


Вот вид на ту дорогу, которая идет в сторону нашей вчерашней стоянки.

Синее пятно в самом далеке это Тойота рав4, которой пропуск или еще что-то позволяет.


Примерно час подъема и вот мы наверху.

Предположу, что это гора Туба.


А это гора Пшеха-Су.

Кто в курсе сможет меня поправить в случае ошибки, а кто не в курсе просто примите мои слова на веру :)


Если пойти куда-то правее от этой горы, то километров через 4–5 будет озеро Пседо-Нах, а там уже рукой подать до Оштена, Каменного моря и КПП «Лагонаки».

Примерно этот маршрут будет длиной 30 км, что в целом не смертельно, если иметь запас еды, воды и палатку со спальниками. Думаю, что мы тут как-нибудь походим пешком с маршрутом на два-три дня.


Довольные собой мы спускаемся вниз.

«Пилим» на Ленин фотик уставшее селфи и само собой оплачиваем штраф за незаконное пребывание в заповеднике. Мы вообще в этом плане везунчики :)


Наша машина, благоразумно брошенная внизу на самой лучшей полянке в тени немногочисленных деревьев, забронировала нам хорошее место.

Пока мы гуляли, начал массово подтягиваться народ, в связи с наступившей второй половиной пятницы. Оставаться на ночевку мы не стали, не смотря на отличное расположение, так как отовсюду понеслось разудалое «ну по второй» и так далее. К тому же мы уже выяснили, что в этом месте ярких закатов и рассветов не добыть при всем желании.


Бросаем взгляд на плато и отчаливаем в сторону Гуамки.


На Гуамку было принято идти коротким путем. Во-первых, мне было лениво делать большой крюк по асфальту, а во-вторых, мне было еще ленивее качать для асфальта шины, при условии, что дальше мы все равно уходили наверх.

Короткий путь я заприметил еще два года назад, но тогда коалиция в составе семьи Бадаловых и по непонятной причине примкнувшей к ним моей супруги наложили вето на мои идеи. В этот раз я был непреклонен.


Местные на Ниве сказали, что дорога «так себе». Раньше они ездили на стоковом Рекстоне, а сейчас стали возить лес и лесовозы набили сильную колею. – Но ты пройдешь уверенно, – заявили они мне, – блокировки же есть?!


Дорога оказалась в действительности не простой. С фото тут правда засада, так как сначала фотографировать было нечего, а потом было уже не до фото :)

Вообще, сапоги, убранные в дальний отсек, и легкие кеды на ногах это +100 к проходимости автомобиля и -100 к эпичным фоткам. Так или иначе, но мы красиво вышли в Гуамку.


Гуамка это Лас-Вегас местного масштаба. Не знаю, остались ли тут жилые дома или уже абсолютно все перепрофилировано под турбизнес.

Мы купили дешевого красного вина и поперли вверх – «османд» говорил, что там есть смотровая площадка.


Дальше нам ехать смысла нет, так как завтра рано утром, мы должны были встретиться с Юрой из Краснодара и уже вместе попереть на Матукский тракт.

Юрий заранее консультировал меня касаемо этого маршрута и любезно предложил нас «проводить», мы были очень польщены и с нетерпением ожидали нового знакомства.


Османд, кстати, не обманул.


Так как место стоянки оборудовано, то мы не преминули этим воспользоваться – романтик!

Ночевали тут же – выровняв машину, подкладывая камни под правые колеса, так как ровного места тут не нашлось.

С утра, пока ждали приезда Юрия, даже немного поработали, поймав слабый 3G сигнал из поселка.

Кстати, наверное надо задуматься об установке спутниковой тарелки для интернета – говорят, что сейчас это перестало быть роскошью и вполне себе даже доступно. Разузнаю, благо место для нее есть и сверху модуля и сбоку.


А вот и Юрий. Его Хантер на военных мостах поведет нас короткой дорогой в «Альпики».

Юра сказал, что дорога не сложная, так как он тут сто раз был и даже водил за собой Патриот, так что Каргуша точно пройдет.


После этого Юра сделал вот так. А я вдруг понял, что день обещает быть веселым :))


По дороге на Матук должно было быть два сложных места: одно – это грязевая ванна, а второе – это каменная ступенька. Первое препятствие далось нам легко, а до второго мы еще не доехали...


Эти вершины видно абсолютно отовсюду, но тогда мы еще не знали их названий :)


Говорят, что человек смотрящий в зеркало, видит себя на 30% симпатичнее, чем его оценивают другие – это особенности психики.

Мне кажется, что мои эмоции от своего автомобиля немного схожи с этой человеческой особенностью, по крайней мере мне он безумно нравится :)


Гора Буква. С местностью, по которой мы катаемся, нет однозначного понимания. Даже на местном форуме скиф4х4 есть огромная ветка, где люди пытаются понять, заповедник это или нет.

Недавно внизу у Гуамки поставили «пост», который, говорят, даже какое-то время брал деньги, но сейчас это просто домик и смотритель. Я подошел и тщательно его расспросил – с его слов это не заповедник, а зона покоя. Ездить можно, но нельзя стрелять, шуметь, жечь костры и бросать мусор. В принципе, ничего из этого мы и так делать не собирались :)


Встали на обед – солнце палит из самого зенита, но нам даже приятно впитывать это тепло.

Кстати, на этой фотографии и не кажется, что Каргуша сильно высокий.


Пока мы доедали и собирали лагерь, Лена бегала с телевиком за лошадками – кроп и 70-200 творят чудеса!


А вот и «ступенька». Подъем крутой, и я жду, пока Юра пройдет препятствие и даст сигнал мне.

Как оказалось, в этот момент он думал, как лучше меня лебедить наверх и хватит ли удлинителей, но мы с кемпером все испортили :)


После того как у Елены Викторовны появился фотоаппарат, она придумала новый финт, чтобы не проявлять себя как трусишка – теперь она не говорит: «Ой боюсь, можно мне выйти и пойти пешком?», теперь она говорит: «Я буду снимать сложный участок на фото!»


А мы снова на видовой точке – справа от нас верховья реки Цица, памятник природы если чо!


А это скала «двухэтажка» – там надо фоткаться поставив машину на край :)


Глядя на это фото я думаю о том, что скоро мне покупать зимние шины и о том, как будут странно смотреться два «гудрича» на крыше зимой :)


Где-то здесь мы начинаем выбирать место для ночевки и пока... не видим его.

Не видно, где будет самый эффектный свет, не понятно, где не будет дуть, вообще пока ничего не понятно.


Прошлись немного пешком, чтобы получить «более лучший» ракурс.


Мы хоть и полноприводные люди, но пешком ходить не чураемся, да :) Ну и собственно, две «сисечки» на заднем плане – это горы Матук и Мезмай.


У обрыва весело и уже стоит большая компания джиперов – на календаре выходные и было бы странно, если бы это было по-другому.

Самое удивительное, что наш УАЗик даже узнали :)


Лена делает вид что ей не страшно, но на самом деле это не так – она ужасная трусиха во всем, что касается высоты :)


А вот Юрец наоборот дерзкий!

Я хоть и люблю шутить над Лениными страхами, но так сделать не решился.


Подгонять машину к обрыву мы не стали, потому как тут и без того аншлаг.


В прямом смысле этого слова :)


Едем дальше, но пока плана о том, что делать дальше, у нас нет.


А тем временем начал появляться первый свет. Фотографировать в горах, кстати, трудно, так как тут нет обычной зависимости вечер/утро.

Тут важен еще и рельеф. Если солнце упало за гору, то свет просто «ушел» и никакого тебе волшебства.


Тхачи прямо как на ладони.


Юра и его УАЗик на «вояках». Забавно, что при всей своей социофобии, я ужасно дорожу такими встречами – большая удача, когда жизнь случайно сводит тебя с человеком, который тебе интуитивно близок и понятен.

Наверное, есть какое-то притяжение у схожих по мышлению людей.


Кстати, если поехать по одной из этих дорог, то можно доехать до Оштена.

Ну, скорее всего ничего не получится, так как рано или поздно упрешься в запрещающий знак. Но направление это точно верное, дороги туда есть.


А мы принимаем решение спускаться вниз. Юра должен ехать домой, а его трек ну никак не хочет грузиться в наш планшет. Желание проехать «другой» дорогой велико и мы идем на риск ночного оффроуда.

Само собой попадаем в пробку :) Нетерпеливые квадроциклисты начинают нас обгонять, но при этом полностью блокируют нам дорогу и причем надолго.


У Юры в канале есть видео о том, что не все так быстро, как на квадроцикле кажется.

Пока суть да дело наступила ночь. В очередной раз пригодилась наша иллюминация – забавно, что даже если ты совсем не собираешься ей пользоваться, то скорее всего придется.


У Юры УКВ, а у меня СиБи. Чтобы что-то обсудить нужно посигналить, поморгать, передать телепатический сигнал.


На этом день в общем-то и закончился. Примерно к 20.00 мы вышли к Гуамке и потом еще до полуночи втроем болтали о какой-то ерунде под макароны с тушенкой, сидя в нашем модуле. Кстати, по теоретическим оценкам, при большом желании в нем можно тусить в количестве 5 человек одновременно, а если эти люди близки друг другу и не скованны условностями, то возможно даже и 6 человек поместятся :)

В районе Мезмая есть скальные полки. Трека туда нет, но доехать хочется. На этом фото не очень видно, но УАЗик «застрял» – как ни крути рулем, но наезжаешь на корень и в этот момент машина ложится модулем на второе дерево. Потыркавшись по деревцам мы принимаем решение ехать по грузовой колее, которая идет прямо и довольно бесхитростно.


В этот момент происходит эпохальное событие – провалившись левой стороной в невзрачную яму УАЗик вдруг застрял. Я уж было решил, что это в принципе невозможно :) Капот, размыкатель, трос – тут, кстати, видно почему разъем пульта у меня на бампере.

Во время лебежения я не сижу внутри и не помогаю, мощность 12 500 лебедки этого не требует, а вот контролировать намотку троса и следить за кренами УАЗика надо внимательно.


Передняя лебедка боевое крещение прошла успешно. Теперь очередь за задней :)


Согласитесь же, что ничто не выдавало в этой микролуже «вход в метро»!


Фотография превосходства синтетического троса над остальными видами лебедочных тросов.


Пока мы лебедились, подъехал эндурист. Высказал недоумение от нашего «секса» с лужей и велел нам ехать верхней дорогой, где все сухо и можно проехать до самой «полки» – ну мы и поехали :)

К этому моменту нам немного надоело колесить в объезд деревьев и мы уже были согласны на пеший вояж.


Спрятав УАЗик в кустах, мы двинулись в сторону «полок». Сначала решили посетить Орлиную полку.


Несмотря на то, что мы идем в лесной тени, жара невообразимая.

Запас взятой с собой воды тает на глазах, а усталость подтачивает чувство, что «может ну его нафиг, раз на машине доехать нельзя».


Хотя Елена Викторовна непреклонна и гонит меня вперед :)


Полки тут, кстати, похоже везде – просто геология такая.


Орлиная полка нас не сильно впечатлила, а вот обычная ничего так.


На этой фото виден спуск с Матукского тракта в Мезмай, мы там не спускались в этот раз, но пытались там подняться в 2013-м.


А мы спускаемся вниз и уходим короткой дорогой вдоль Курджипского ущелья через Камышовую поляну в сторону Азиш-Тау, чтобы попасть на Лаго-Наки через кордон.


По времени мы не успеваем и свет в этот день мы не застанем. Это фото с дороги, недалеко от Азишской пещеры.


Оплатив все пропуска, мы доезжаем до второго шлагбаума, дальше ехать нельзя и тут будет наш базовый лагерь на ближайшие два с половиной дня.


Проблема в том, что снаружи ходит алабай и Лена в ужасе отказывается выходить из машины. Глупо ночевать в двухдверной кабине имея жилой модуль и я выхожу, чтобы выяснить отношения с ним. Ирония судьбы в том, что если ты очень большой и грозный пёс бойцовской породы, то тебе очень трудно вызывать жалость и попрошайничать. Вместо мимимишек ты вызываешь только страх и это никак не помогает.

Мне стало его безумно жалко, когда я это понял – банку тушенки он сожрал просто у меня из рук. Он бы и еще остался, но мое укоризненное: «Хватит уже – иди к себе, потому, что моя Елена Викторовна тебя боится!», – его засмущало и он удалился.


Ну а мы расположились на ночевку. Так-то место каменистое и не особо ровное, но у нас к этим неудобствам есть иммунитет в виде «домика» :)


Тихо так, что если где-то далеко-далеко в горах медведь будет кушать туриста, то слышно будет на 100 километров вокруг.


Рассветная съемка – это, я скажу вам, то еще испытание – будильник на 5,45 в отпуск – это вам не просто так!


Мы отдохнули и выспались – сегодня мы идем пешком.

Цель – как можно ближе подойти к Оштену.


Хотя сами мы понимаем, что 22 запланированных километра без ночевки – это много, но мы попробуем пройти хоть сколько-нибудь.

Правда, взять фонарик, при условии что полностью темнеет в 19.00, мы забыли...


Утром зазвонил будильник... Ну как утром, в 5.45 он зазвонил, я лениво выглянул в окно и понял, что выспаться, несмотря на отпуск, не удастся...


Мы находимся в самой крайней точке, куда можно доехать в заповедник на машине. Тут мы бросим автомобиль и уйдем на целый день пешком гулять. Раньше это было очень нервозно для нас, но потом привыкли...


День обещает быть хорошим, хотя дождевики мы все-таки с собой берем.


Солнце встает из-за гор, названия которых мы пока не знаем.


Вглядитесь в эти силуэты и запомните их, потом мы к ним вернемся.


Идти надо с самого утра, так как запланированный пеший поход с возвращением у нас на 20 с небольшим километров.

Для нас это много, мы идем с едой и водой, хотя по-хорошему нужно было взять еще и фонарик.


Рядом с площадкой можно найти информационные щиты с подписями.

Так мы выяснили, что это за красивые зубья у хребта напротив нас :)


Как только отошли от парковки, стало видно кусочек горы, но пока мы еще не поняли какой :)


Наше пешее путешествие начинается с хребта Каменное море.

Снег тут не тает похоже никогда, потому как и в мае, и в сентябре мы его тут видели.


Предположу, что это Абадзеш.

Дело в том, что места эти популярные и меня часто стали уличать в неточностях описания – так что больше никаких категоричных высказываний, только оценочные суждения (с).


Правила заповедника предписывают пользоваться имеющимися тропинками и ни в коем случае не топтать по азимуту, дабы не уничтожать уникальную природу.

Это разумно, поэтому мы идем по пробитой грузовой колее.


Елена Викторовна любит пешие радиалки и она очевидно довольна.


Запомните этот ракурс, если собираетесь идти также как мы и точно также не уверены в своих силах.

Горы хорошо видно издалека и чем ближе к вершине, тем хуже ракурс. Этот, если идти от кордона, самый лучший или нужно идти совсем далеко.


Несмотря на середину сентября и довольно приличную высоту над уровнем моря идти ОЧЕНЬ жарко.


Я не большой специалист по заповедному делу, но заповедник тут довольно странный.

Во-первых, тут есть хозяйственная деятельность, например в виде выпаса скота и постоянных построек местных жителей, во-вторых, тут можно гонять на грузовике. Зачем и кому именно не знаю, но тем не менее «гонять» можно.

Сотрудник заповедника, который выписывает билеты на входе, не смог мне ответить на вопрос «Относится ли гора Мезмай к их заповеднику?». Он задумчиво спросил где это, потом долго смотрел на карту на стене и в итоге промычал, что-то нечленораздельное в стиле обычного ЧОПовца.


А мы идем дальше, идем мы «до 13 часов», потому как это примерно соответствует середине светового дня, чтобы мы успели вернутся засветло.


Это, кстати, гора Оштен.

По мере приближения к ней, она скрылась за холмом и теперь мы идем с удвоенной скоростью, чтобы она снова показалась.


А вот и наш финиш. К нему мы пришли уже на морально волевых или как еще говорят «на зубах».

Тут мы решили обедать, так как во-первых, уже проголодались, а во-вторых, тут это делать удобнее чем где-либо.


Согласно OSM картам это место называется урочище Лаго-Наки.

Это импровизированный «перекресток», так как отсюда расходится множество троп во все стороны.


Не успели поесть, как подоспела проверка билетов.

Надо отметить, что этот процесс тут отлажен довольно хорошо.


Ну а мы, совершив марш-бросок на ближайшую микросопку, фоткаем Оштен и выдвигаемся обратно.


Лена не уступает мне в одержимости фотографией, но правда дальше жесткого диска ее творчество никуда не простирается.

Не знаю, что с этим делать, так как «укусить» ее вирусом графоманства или хотя бы просто блогерства мне не удается.


Обратно я иду «одноруким», так как несу мусор. Классические пешие туристы этим не заморачиваются, потому как идут слишком далеко и не могут позволить себе такую «роскошь».


Консервные банки в значительном количестве лежат рядом со столиком, некоторые из них кокетливо вдавлены в землю, видимо с мыслью о том, что так они быстрее проржавеют и аннигилируются.



Заблудится сложно, так как везде есть недвусмысленные знаки.


Где-то тут нас даже прибрызнуло дождиком, но так как куртки у нас были и мы их оперативно извлекли, то погода смирилась и отступила.


В горах вся вода само собой чистая, правда никто не гарантирует, что где-то выше по течению, у ручья, неделю назад не сдохла какая-то скотина, но думать об этом не хочется :)


Привал. Я устал как животное и валяюсь прямо на холодной земле, не щадя почек и прочей простаты.


Обратный путь оказался сильно быстрее, видимо дело в том, что меньше тратили время на щелчки затворами.


Пришли на точку, где ловится интернет.

У машины даже связи нет, а тут с переменным успехом то Е, то 3G. Лена инстаграмит, а мне надо немного «поработать».


На сегодня это последняя фотография.

Темнеет в 19 с небольшим, а в восемь вечера уже темно как «ночью негры грузят уголь».


У меня пока не совсем удобно запитано электрооборудование кабины и чтобы воспользоваться инвертором для зарядки камеры, нужно «включать зажигание». Одновременно с этим у меня светятся супер яркие ходовые огни в передних рестайлинговых фарах УАЗа.

И вот мы пьем вино из стеклянных бокалов и вдруг из полной темноты на нас выходят трое «пешиков».

Как оказалось, наши огоньки в ночи было видно километров за пять и они были очень нам за это благодарны, так как, при полном отсутствии навигации и даже маломальского фонарика, мы были единственным их ориентиром.

Утром мы бежим обратно на точку с интернетом. Отпуск закончился и в обед Лена улетает домой – нужно зарегистрироваться на рейс и заодно немного пофоткать красивых горных силуэтов.


Дурачимся с контровыми силуэтами – Лена всегда в полете.


А я всегда в интернете :)))


Ну а нам, тем временем, пора.


Заехали в Большую Азишскую пещеру. Она оборудована для посещения и по ней проводят экскурсии.

Если взять с собой штатив и набраться терпения в отношении других людей со вспышечным мобилофото, то можно даже чего-то попробовать заснять.


Пещера находится под присмотром относительно недавно, а до этого она изрядно пострадала от «выноса кусочков сталактитов» на память.


Всего тут 640, но для просмотра оборудовано только 220 метров её длины.


Ну, а потом Лена улетает, а я отправляюсь в обратный путь.

Больше 1000 км за световой день на УАЗе ехать тяжеловато, да и цели работать на износ нет, так что полтора дня и я буду дома.


Ночевал где-то за Ростовом.

Сон был чуток и тревожен, всего в паре километров от меня горела трава и я периодически просыпался и проверял, чтобы огонь не добрался до меня.


Ну и этой красивой картинкой экспедиционного УАЗа я заканчиваю рассказ о нашей поездке по горам Адыгеи.

Спасибо, что читали, рад, если вам было интересно.

Текст и фото: Алексей Климов


Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
Каппадокия: Дневник экспедиции
В рамках проекта «Территория УАЗ» ранним утром мы выдвинулись авангардом через Грузию в Каппадокию

Старт экспедиции «Россия 360»
Участники уникальной континентальной экспедиции проедут вдоль всех сухопутных границ нашей страны

Кимры
Уникальное место, таких необычных деревянных домов вы не встретите больше нигде