Загадочное и труднодоступное плато Кейвы манило меня с 90-х годов прошлого века. Легендарный амазонитовый карьер, месторождение кианита, точки выхода ставролита и хиастолита, кварцевые выходы на верхушках Песцовой Кейвы и Янаса Кейвы, красивые выходы древнейших магматических пород...
Предыстория
Есть мнение, что Кейвы намного старше Хибин. Было ясно, что ни на эндуро, ни на УАЗе, ни на ГАЗ-66 туда не пробраться. Повезло в 2000 году, когда организовал для норвежцев недельную минералогическую поездку в Кейвы на ГТС. Повезло относительно – всю неделю моросил дождик и низкие облака цеплялись за верхушки Кейв (высотой до 380 м). Минералогические точки увидел, красоту Кейв – увы...
Традиционное фото на входе в ущелье Кукисвум (по саамски – длинная долина).
В последние годы во время работы на снегоходных маршрутах неоднократно в Кейвах побывал, даже выкапывал для туристов из-под снега хиастолит на Длинном хребте, но желание побывать здесь летом не ослабевало.
Умбозерский перевал красив в любую погоду.
Еще одна достопримечательность этой местности – село Краснощелье, отделенное от ближайшей цивилизации 150 километрами болот, озер, тундры и перелесков. Зимой сюда можно добраться на снегоходе и вертолете, грузы доставляют санно-гусеничными поездами. Летом – практически только вертолетом.
Краснощелье основано в XIX веке оленеводами Коми, которые увели на Кольский свои стада, чтобы уберечь оленей от болезни, которая выкашивала стада в большеземельской тундре. Сегодня в Краснощелье живут около 300 человек. Достаточно много молодежи. Оленеводческое хозяйство, лес, река и озера, охота и рыбалка. Старые коми избы и новый детский сад по евростандартам. Приветливые и готовые помочь люди. Уютный гостевой дом с баней и этно программы. Встреча Нового года и Рождества и этнографические программы в Краснощелье год за годом набирают популярность у жителей мегаполисов.
Но в каждый приезд в Краснощелье зимой на снегоходе мысль добраться сюда летом всё крепчала и крепчала. Алексей Гарагашьян уже не первый год успешно колесит по Кольскому на своих вездеходах. Сначала по нашим снегоходным трекам, теперь его вездеходные треки покрыли Кольский гуще, чем почтовые тракты XIX века, когда почту возили на оленях.
Кадр напоминает фразу из известного анекдота: «И вот теперь со всей этой хренью мы попробуем взлететь». В нашем случае – поехать и временами плыть.
В экспедиции к Алексею присоединиться не получилось, но к этом году двое моих друзей построили колесные вездеходы, что подтолкнуло к мысли устроить этой технике тест драйв, пройдя маршрут по Кейвам и в Краснощелье.
Студенческий друг Алексей Кривонкин из Петрозаводска построил вездеход «Тритон-1», по схеме близкий к «ДИФ-4» Гарагашьяна. К сожалению, процесс доводки машины затянулся и на маршрут она не вышла. Самодельный вездеход Сергея Лунева из Балашихи построен добротно и в целом маршрут откатал успешно. «Трэкол» Андрея Петровского из Подмосковья показывал неплохие результаты, но конструктивная недоработка привела к прекращению движения по маршруту.
Традиционное фото у озера Длинного на Кукисвумчоррском перевале.
Забегая вперед, сразу скажу, что по мнению жителей Краснощелья нам крупно «повезло» – такой высокой воды в болотах не было уже несколько лет. Даже в июне, после паводка, воды было гораздо меньше.
День 1, 8.09. Старт в Кировске – Куэльпорр – Умбозерский перевал – ночевка в долине реки Каскаснюнйок парой километров ниже слияния Северного и Южного Каскасов. На входе в ущелье Кукисвум встретили колонну машин, ведомую Леней Немодным. Дождь и ветер к остановке и обмену приветствиями не располагали.
На встречных курсах расходимся с командой Лёни Немодного. Ветрено, холодно, мокро – не до приветствий, просто посигналили.
Сергей и Андрей привыкают к технике и её вождению в горах. В подъем перед Умбозерским перевалом вездеход Сергея вполз уверенно на всех блокировках. «Трэкол» из-за недостатка тяги на низах начал козлить с отрывом передних колес в воздух и в результате был вытянут в подъем на стропе. Реальных засад на маршруте пока нет.
На «Трэколе» сорвало крепления багажника и он по желобкам крыши выехал вперед. Устранили. Оценив «надежность» креплений багажника пришли к выводу, что тем, кто готовил в сервисе машину к путешествию за такую «подготовку» руки надо обрывать по самые коленки.
После обеда пару часов провел за рулем «Трэкола». Масса новых ощущений. Вечером Сергей выставил на стол настойку на струе бобра, озвучил ее волшебные свойства. Продегустировали. Насчет основных свойств комментировать не буду – не было возможности проверить, но вот такие девчонки, как в эту ночь, снились крайний раз, реально, лет в 16 :) За день пройдено 42 км.
За перевалом на Трэколе поехала крыша, в смысле багажник по крыше уехал вперед.
В Ревде в дружественном сервисе Володи Цыпнятова снимаем, а затем намертво привариваем багажник на «Трэколе», а на вездеходе Сергея подтягиваем пружины всех четырех амортизаторов подвески – слабовато настроена была подвеска. Паримся в сауне, ночуем в местной гостиничке.
За день прошли 68 км.
День 2, 9.09. р.Каскаснюнйок – залив Тульилухт – р.Майвальтайок – г.Намуайв – Волга-речка – р.Сура – п.Ревда. Болотную зону в низовьях Каскаса прошли легко. Сергей пару раз выстрелил по куропаткам (разрешение на охоту я оформил), но птичкам повезло. На спуске с г.Намуайв Андрей прошел вперед и изрядно нас напугал, когда превысил скорость спуска, машину раскачало и оба правых колеса хорошо оторвало от грунта. Закон гор – на спуске торможение только двигателем на низшей передаче с подтормаживанием тормозами.
Броды через реки Майвальтайок (Бобровая река), Волгу-речку и Суру прошли без проблем. Еще перед Волгой-речкой сел за руль «Трэкола». Едется однозначно мягче, чем здесь ехал в Арктик Трофи 2000 и 2001 на ГАЗ-66.
В Ревде у нас традиция – в сервис к Владимиру Цыпнятову попадаем исключительно в пятницу к вечеру уже не в первый раз. Багажник снят, разгружен и приварен к крыше намертво.
День 3, 10.09. Ревда – Сталинский лагерь – вершины – 1000 ручьев – вышка. Ранний подъем, завтрак, заправка, старт. Погода не особо радует, горы закрыты облаками, но горный проход никто не отменял. Для начала заглядываем на руины лагеря «Аллуайвстрой», поднимаемся в горы – и выходим выше облаков.
Ветром не успело сбить пушистый иней с травы и камней – зрелище просто фантастическое! Ловозёры, Сейдозеро, Хибины, Кейвы на горизонте на юго-востоке – всё открылось выше облаков в какой-то нереальной сияющей красоте... и холоде. Температура -3 при бодром северо-западном ветерке.
Традиционно спуск по отрогу г.Сенгисчорр в долину р.Тавайок добавил адреналина в кровь. Андрей сегодня был осторожен и колеса в воздух не отрывал. Болотная зона в долине ручья заставила размотать лебедку на «Трэколе» – практически любой выход из болота вывешивал машину на диагональ и без колесных блокировок выбираться было проблематично.
На спуске Андрей превышает скорость и предпринимает попытку переворота машины. Попытка не удалась.
1000 ручьев прошли ходом. Снова тестировал «Трэкол», по своему интересная машина, особенно там, где на ГАЗ-66 и УАЗе изрядно трясет.
Заночевали у завалившейся несколько лет назад геодезической вышки. За день прошли 62 км.
Как раз планировали вставать на обед – и тут перестал ехать «Трэкол». Быстро определились, что проблема с передним мостом. Вывесили передок лебедкой за дерево. Поломка несколько необычная – кольцо с колесными шпильками и колесом отделилось от ступицы. Необходима замена ступицы в сборе. Оставляем Андрея у вездехода с напутствием не пугать медведей и едем с Сергеем в Октябрьский, куда нам доставляют из Кировска необходимое железо и топливо.
Первая попытка подтянуть пружины подвески успехом не увенчалась – мелкая резьба на амортизаторах забита песком и грязь.
В магазинах нужных запчастей не нашлось, ступицы ребята взяли у меня в гараже. За день прошли 37 км маршрута плюс мы с Сергеем намотали 100 км до Октябрьского и обратно. В темноте с подсветкой фарами собрали «Трэкол», поставили палатку, поужинали и завалились спать.
День 4, 11.09. Утром палатка покрыта слоем инея, в котелке плавает ледышка. Спальники не подвели, внутри палатки ночного заморозка мы не почувствовали. Погода радует – переменная облачность, сухо. Старт от вышки – лагерь «72 км» на строительстве железной дороги №509 – район 90 км – поломка «Трэкола».
В лесу у дороги обнаружили брошенный сломанный самодельный вездеходик, предок наших монстров.
Вблизи дороги нашли весьма интересный пепелац со сломанной поперечной рулевой тягой.
День 5, 12.09. Старт из района 90 км – Марьйокское болото – Дёмкино. С утра и до вечера серо, моросит мелкий дождик, ветер не знойный. Начинаем приобретать болотный опыт. Для начала мы с Сергеем садимся в Марьйокском болоте плотно. Пробуем лебедиться вперед, за гнилые столбы неработающей телефонной линии – выдергиваем столб, пробуем лебедиться назад, за «Трэкол» – лопается один из болтов крепления задней лебедки.
Потом все дружно входим в состояние какого-то транса с пошаговым осмыслением проблем и нахождением их решений. Короткие участки твердой дороги по перелескам и длинные участки болот тянутся просто бесконечной чередой. Пытаемся понять визуально, участки с травой какого цвета проходимы, а какие нет, хватит ли удлинителей в вездеходе вон до той чахлой сосенки на кочке или придется брать еще пару 20 м удлинителей в «Трэколе». И постоянная работа лебедками.
Фрагмент лагеря «Аллуайвстрой».
Андрей едет один, поэтому периодически штурманю на оба вездехода. Одежда и сапоги мокрые насквозь. К вечеру дотягиваем до бараков Кульйок (Дёмкино – много лет здесь жил связист по фамилии Дёмкин), топим печку, обсушиваемся, ужинаем. Не 5 звезд, конечно, но в нашей ситуации на 3 звезды этот ночлег вполне тянет. За день прошли 55 км.
День 6, 13.09. Утром под легким дождиком стартуем из Дёмкино. Держим курс на амазонитовый карьер на горе Плоской. Характер движения аналогичен вчерашнему – короткие участки твердой дороги по перелескам и длинные участки болот. Лебедки разматываем и сматываем уже на автомате, как только прекращается поступательное движение вездехода вперед.
Легендарная гора Плоская. Несколько десятилетий в ХХ веке здесь был вахтовый поселок «Союзкварцсамоцветов», потом «Северкварцсамоцветов». Сейчас периодически здесь добывают амазонит старательские группы.
Традиционное фото на краю 200 м скальной стенки на перевале Геологов (998 м).
Сделали снимки на память в карьере и попытались продолжить движение по треку, который взяли у ребят, прошедших в июне этого года данный маршрут на двух квадрах и «котлете» на больших катках. С Плоской трек уводил в сторону Краснощелья напрямую, через достаточно густой лес.
Валить лес, как танками – не наш метод, к тому же вырвать поперечную рулевую тягу на «Трэколе» – просто на раз-два. Приняли решение вернуться на пару десятков километров назад и идти на Краснощелье по верхушкам Кейв, по старой вездеходке. Тем более, что пройти по Кейвам в наши планы входило изначально.
Заночевали на развилке дорог в верховьях р.Узкой. Палатку и шатер ставили уже в свете фар. За день прошли 61 км.
На спуске в долину р.Тавайок климат изрядно теплеет – отрог прикрыл от бодрящего северо-западного ветра.
День 7, 14.09. Старт от р.Узкая. Посветлу легко прошли болото, которое вечером и с устатку показалось непроходимым. Чем выше подымаемся в Кейвы – тем красивее, больше твердых участков дорог, но и болота в крутых распадках гораздо заковыристей.
Редкий распадок удавалось пройти без лебедки. Выручало то, что одному из вездеходов всегда удавалось самостоятельно выбраться из распадка и помочь другому. За растительность в виде чахлых кустиков в зоне горной тундры лебедиться практически бесполезно.
Проход по верхушкам Кейв – г.Слюдяная, г.Серповидная, Песцовая Кейва, Янаса Кейва – это был сплошной полет эмоций! В лучах солнца сверкали кварцевые выходы, чешуйки слюды отражали свет и покрывали все вокруг легкой позолотой. На северо-западе отчетливо были видны Ловозёры. От горно-тундрового пейзажа просто захватывало дух.
В заболоченных складках местности Трэкол постоянно вывешивает на диагональ. Без стропы или лебедки не обойтись.
Любуясь красотами Сергей и Андрей на упустили случая на вершине Песцовой Кейвы подстрелить пару куропаток, которых вечером ощипали и сварили. Вездеходная дорога на Краснощелье свернула в сторону оленеводческой базы Семиостровье не доходя до Длинного хребта, поэтому про минерал хиастолит рассказал ребятам вечером у костра без демонстрации образцов.
Пройдя под вечер еще одно сложное болото заночевали в районе среднего течения р.Парусная. К ночи разыгралось шикарное Полярное сияние. За день прошли 60 км.
Переломили впереди гнилой столб телефонки, при попытке лебедиться назад за Трэкол рвет один из болтов крепления задней лебедки.
День 8, 15.09. Утром бодро стартуем, но счастье длилось недолго. На вездеходе Сергея стоит дизель от 123 Мерседеса со штатным гидронасосом. Рулевой механизм – от УАЗ Патриот. На болотах при включенных блокировках гидросистема начала прегреваться и сегодня с утра перестал работать обратный клапан. На разборку и диагностирование системы ушло 4 часа.
Для ремонта нет запчастей, принято решение закольцевать вход-выход гидронасоса, чтобы не убить насос, через шкив которого ремень приводит в действие много чего полезного. В результате вездеход поехал без гидроусилителя руля, не просто (для водителя), но поехал. На ночевку под дождиком встали в перелеске рядом с болотом, вдоль которого идет вездеходка. За день прошли 23 км.
День 9, 16.09. Как говорилось ранее – по мнению жителей Краснощелья нам крупно «повезло»: такой высокой воды в болотах не было уже несколько лет. В июне, после паводка, воды было гораздо меньше.
Короткие перелески и длинные болотистые участки – и так до бесконечности.
В 9-й день пришло понимание, что весь наработанный нами ранее опыт прохождения болот – просто ни о чем. Вернее – это болото просто сказочное, раньше таких еще не было. По берегу реки Ельйок растут толстенные березы, а в паре шагов влево от них идем прямо по кустам и проваливаемся в жижу без дна, время от времени прорывая слой верхового дерна (на карте – «болото глубже 2 м»).
Ода лебедкам! Выдержали, вытащили, выжили! На «Трэколе» сосенкой вырывает шланг маслорадиатора и выгоняет остатки масла из двигателя. Хорошо, что мы уже в зоне связи. Звоню в Краснощелье и прошу владельца гостевого дома Алексея, к которому мы едем, привезти моторного масла.
Выдвигаемся с Сергеем на вездеходе навстречу (на целых 3 км :)). Привезти – это громко сказано. Алексей отъехал на мотороллере от села максимум пару километров и застрял, пошел несколько километров по лесу. Встретились мы с ним на середине болота, когда нас разделяло не более 15 метров – Алексей проваливается в болото по пояс, но успевает выбраться сам.
С Алексеем, который несет нам моторное масло для Трэкола, встречаемся по центру болота. Нас разделяет максимум метров 15, когда Алексей проваливается в болото по грудь, это он уже почти выбрался.
Забираю масло и возвращаюсь к Андрею оживлять «Трэкол», а Алексей идет к Сергею, чтобы вместе с ним на вездеходе выдвигаться в Краснощелье.
«Трэкол» оживляем, и какое-то время до темноты движемся на лебедке. Сергею удается проехать около 4 километров в сторону села по болоту, после чего он садится плотно и не дотягивается 150 метрами удлинителя до деревьев на берегу. В результате Алексей пешком уходит по болоту в село, а Сергей ближе к полуночи под дождем по болоту возвращается пешком в наш лагерь.
Заночевали на краю болота в районе урочища Ежгуран (так на карте). За полный ходовой с учетом нескольких перелесков с твердым грунтом прошли целых 12 км.
Трэкол дальше может ехать сам, ГТТ выдергивает из топи вездеход Сергея.
День 10, 17.09. Утро туманное, утро седое. Ночевали недалеко от р.Ельйок. Попытка Алексея закинуть нам свежий аккумулятор (на «Трэколе» сел) моторной лодкой не удалась. Договариваемся по телефону насчет гусеницы, собираем лагерь. ГТТ сначала выдергивает из самой засадной части болота «Трэкол» и дотаскивает его до вездехода Сергея.
«Трэкол» дальше едет сам, а ГТТ выдергивает до более сухого места вездеход Сергея.
Краснощелье!!! Уютный гостевой дом, накрытый стол, натоплена баня, застелены постели. Если в жизни есть счастье – то вот оно :) За день прошли 7 км, из них около 4 на буксире за ГТТ.
День 11, 18.09. Краснощелье. Отдыхаем. Сергея и Андрея Алексей увозит на моторке на рыбалку, мы с Верой остаемся на хозяйстве, плюс обсуждаем кое-какие задумки на будущее. Вечером ребята, которых покорили тишина и покой Краснощелья, как бы в шутку интересуются – а сколько стоит перезимовать? Вечером снова в баню!
Наконец-то мы в Краснощелье! Стол накрыт, постели застелены, баня истоплена.
Да это просто какой-то гастрономический тур.
День 12, 19.09. С утра еще одна безуспешная попытка реанимации гидроусилителя и понимание того, что доставка деталей сначала из Москвы в Ловозеро, а затем сюда вертолетом – это дорого, а главное – долго. Готовимся к переправе через великую северную реку Поной, переправляемся с помощью местной моторки.
«Трэкол» чуть не переворачивается – хорошо, что Андрея убедили снять с багажника хай джек и кое-какое железо. Вездеход Сергея с помощью 3 камер держался на плаву вполне уверенно. Пройдя через несколько болот заночевали в районе г. Медвежьей. За день прошли 18 км.
Еще одна неудачная попытка реанимации гидроусилителя руля.
День 13, 20.09. Утро серое, но сухое, это радует, т.к. шатер вечером не ставили. Ночью неприятно шумело какое-то животное, по нему стреляли пару раз. Утром оказалось, что это собака, которая увязалась за нами из Краснощелья. Покормили ее остатками завтрака, но за нами дальше не побежала.
Прошли несколько болот, в том числе и на лебедке. В районе обеда встал «Трекол». Вскрытие и диагностика левого переднего редуктора и дальнейшая перепаковка вещей заняли 4 часа. Начало отрывать цапфу, а затем выломало ее с частью крышки редуктора. Вездеход встал, нужны запчасти.
Резко ограничиваем вещи, консервируем «Трэкол» и едем втроем дальше на вездеходе Сергея. В сырых туманных сумерках изба у Рыбьей реки – как подарок. Изба не ухожена, сильно замусорена, крыша без конька, течет. Но печка в порядке, дров в избытке. Минут за 15 наводим порядок и уют.
Вездеход Сергея прекрасно держался на плаву самостоятельно.
Сергей на ужин приготовил тушеную оленину, плюс вечер скрасила подсоленная икра сига, из литровой банки, столовой ложкой. За день прошли 37 км.
День 14, 21.09. «С голубого ручейка начинается река, ну а утро начинается... с лебедки» :) Разматываем лебедку через 3 минуты после старта в заболоченной пойме реки. Проходим несколько болот, в том числе и на лебедке.
Местные говорили, что выезд из реки Кислой не простой, на выходе гусеничными тягачами вырыта яма. Договорились, что рисковать не будем и кто-то из штурманов разденется и проверит брод. Подъезжаем к реке Кукше – широко и сложный выезд на берег. Переезжаем или переплываем – не совсем было понятно, но воды на борт не взяли. На всех блокировках выбрались на берег.
Вторая поломка Трэкола, не совместимая с дальнейшим движением.
Сдвигается картинка 500 метровой карты на навигаторе и читаем: «р.Кукша (Кислая)». Дела, опасную яму проскочили по факту без разведки, повезло. Еще несколько болот и выходим на убитую, но твердую геологическую дорогу. Оставляем восточнее Чурозеро, выходим на недострой дороги №509.
Дальше по убитой лесовозной грунтовке и чуть менее убитой недостроенной ж/д насыпи в Октябрьский, оттуда 45 км асфальта и бетонки до Кировска. За день прошли 166 км.
Всего по маршруту пройдено 650 км, плюс сотню мы с Сергеем намотали за запчастями. По мнению Сергея и Андрея – маршрут высшей категории сложности для вездеходов подобного типа. Периодически, после перенапрягов, мы дружно ловили себя на мысли, что всё это происходит не с нами, так как наши силы, по впечатлению, уже давно закончились. Второе дыхание у парней в болотах открылось, однако :)
После серии болот, которые прошли частично на лебедке, выбираемся на старую геологическую дорогу. Сюда уже можно (не легко) добраться на ГАЗ-66.
Итоги этого похода до конца еще не подведены, но уже есть планы на продолжение вездеходных походов по Кольскому с учетом недоработок и опыта прошедшего. Про сравнительные характеристики вездеходов и эвакуацию «Трэкола» из тундры и болот напишу после завершения эвакуации.
Текст и фото: Константин Кушнир