#GeorgioArmaniTrip. Часть первая. Грузия
#GeorgioArmaniTrip. Часть первая. Грузия
Дорога куда угодно начинается с перегона, потому что это «куда-угодно» обычно или далеко или очень далеко. Нам, как жителям столичного мегаполиса, недоступны простые провинциальные радости красивого отдыха в 100 км от дома, потому что первые 200 км у нас плотно заняты дачами :) Итак, мы едем и ночуем вдоль дороги там, где устали и увидели съезд с дороги.
Забавно как за годы путешествий я прокачал свой скилл общения с другими людьми. Вот на этом фото мы стоим рядом с прудом платной рыбалки, откуда вечером нас хотел прогнать хозяин, собственно, этого платника. В итоге мы просто побеседовали и нас не только не выгнали, но и денег брать не стали. Очень правильно и хорошо уметь разговаривать с людьми — это непросто, но когда удаётся, то очень приятно.
А это хорошо знакомая вам собака Одри. Самый большой аргумент против собаки, который у нас был во время раздумий, это то что не все собаки хорошо переносят дорогу. Некоторых укачивает и их, соответственно, тошнит, и как следствие, они страдают в дороге и не могут долго ездить.
Если бы такое выявилось бы у нашей собаки, то это была бы трагедия, потому как не ездить мы не можем, а собаку уже никуда не деть. Но нам повезло. Одри ОЧЕНЬ любит ездить и больше всего она любит кемперочек, потому что только в нём она сидит в первом ряду и ровно посредине между хозяев.
Граница Россия-Грузия далась нам несложно. Очередь была небольшая, любителей очередь объехать сдерживал патруль ДПС, пограничники с обеих сторон были вежливы и быстры.
Ночевали мы в заранее забронированном нашими друзьями хостеле в Степанцминде. Этот посёлок, расположенный сразу после границы, и ранее носивший имя Казбеги избалован туристическим потоком — с одной стороны тут останавливаются все те, кто мучительно прорывался через границы, с другой стороны сюда едут из Тбилиси и других регионов, чтобы увидеть Казбек.
Тут всё дорого, тут всё всегда занято, тут по ночам пытаются обсчитать в обменнике, но так везде в сильно туристических местах, вне зависимости от названия страны.
В Грузии культ вина и это не возможно не заметить. У меня сложные отношения с грузинским виноделием и эта поездка не помогла его разрешить, но вино — это не единственное ради чего стоит ехать в Грузию.
Проживание в гостинице помимо прекрасной возможности принятия горячего душа и получения готового завтрака обладает одним огромным минусом — это круто пожирает время.
Не успел ты толком проснуться и поесть, как уже середина дня. В кемперочке день начинается гораздо раньше и поэтому длится дольше.
Вообще, если вы пересекли границу не в полной темноте и не обессилили вконец, то непременно нужно исключить Степанцминду и ехать сразу наверх, к Троицкой церкви. Тогда вы проснётесь с потрясающим видом и сможете погулять там в одиночестве, пока бесчисленные mitsubishi delica не привезли десятки туристов.
Если же вы сделаете как мы, то окажетесь тут в полдень и будете смотреть на всё сквозь призму вездесущей пыли, которую поднимут многочисленные автомобили. Тут красивая и довольно старая архитектура. Потом она немного приестся и будет казаться однообразной, но сейчас всё прям очень здорово.
В Грузии огромное количество туристов из самых разных стран и что самое неожиданное для нас — очень много из Израиля. Поэтому в Грузии везде говорят на английском, а кое где английский язык даже проще, чем русский.
«Импортные» туристы, кстати, другие нежели чем мы и на это интересно смотреть. То есть у них нет никаких комплексов, типа тех, что привила нам православная церковь — в храме снимать на фотоаппарат нельзя!(с). Это туристический объект, а значит можно и фотографировать, входить в брюках и без платка.
Не скажу что это плохо или хорошо, это просто по-другому, но у них это получается довольно естественно и никто им не делает за это замечания.
У нас создалось впечатление, что в Грузии сейчас всё непрерывно строится. Строятся дороги, придорожный сервис, гостиницы, горнолыжные склоны.
Со стороны это выглядит очень позитивно, по крайней мере не создаётся впечатление разрухи или бедности.
В Грузии вообще есть постоянное ощущение Европы — это прям настоящая Европейская страна и видимо поэтому сюда и едут туристы в таком количестве.
Вообще, этот рассказ будет под флагом того, как же прекрасен автотуризм в кемпере и как же плохи все остальные его варианты. Пусть на нас не обижаются наши попутчики, если они, конечно же, будут читать этот блог :) и вообще никто не обижается, но в этот раз мы очень много чего делали, как делали раньше и не делаем сейчас и поэтому будет так много сравнений.
Например, примерно от этого места очевидно, что мы не сможем приехать в Шатили засветло. Более того, очевидно, что мы большую часть дороги будем ехать в темноте, что не только дискомфортно, но и бессмысленно, если есть желание что-то посмотреть вокруг. Мы бы с Еленой Викторовной сами вот ни за чтобы не поехали, но во второй машине 4 человека и совершенно нет желания ночевать в палатках. Поэтому нам предстоит ночной горный прохват :)
Я немного подспустил шины, чтобы не трясти чашками в модуле и мы едем в сторону Шатили. Ехать туда 100 км, но это не час и не два езды, хотя хайлик на хорошей подвеске неплохо валит, оставляя нас позади, но как только стемнеет его скорость перемещения сильно упадёт и тогда уже «валить» будет Каргуша со своим мега Hella светом :)
Это та самая река Арагви. Все на неё посмотрели, а я искупался. Во-первых, я всегда купаюсь в знаковых водоёмах — это у меня что-то вроде фетиша, а во-вторых, ехать сегодня было жарко и долго и это отличный шанс принять «освежающий душ».
По пути туда нам встретились останки странного сооружения и система тоннелей. Мы не придали этому большого значения, но потом прочитали о нём на OSM карте и были впечатлены, но об этом позже.
Итак, осенью в горах стемнело быстро. Штатный головной свет автомобиля светит только вперед, а этого недостаточно, чтобы комфортно ездить по горным серпантинам, потому что тебе нужно поворачивать на 180 градусов, а фары зачем-то светят прямо.
Скорость хайлюкса упала до минимума, а когда я увидел, что штурман в поворотах светит в боковые окна фонариком, чтобы пилоту было видно, куда ехать и куда поворачивать, то мы решили поменяться местами.
Мои олдскульные галогеновые лампочки на крыше дают мне почти 180 градусов обзора очень комфротного и удобного света. Нет пересвета вблизи машины, всё вокруг равномерно залито с плавными границами света/тени.
До Шатили мы-таки доехали и заночевали в одном из многочисленных гест-хаусов. Тут их почти каждый дом, так как место это очень туристическое. Башни Шатили претендуют на включение их в список памятников Всемирного наследия.
Видимо от этой мысли я вдруг не выдержал и запилил себе неловкую себяшечку. Не знаю как все эти инста-дивы умудряются делать такие стильные селфи, но у меня всегда получаются такие сложные щи, что прям сам себе бы с удовольствием врезал лопатой.
Очень красивые башни с очень красивой историей.
Соберётесь ехать — обязательно почитайте википедию и не поленитесь заехать.
А это Аргун — тот самый, да. Тут вообще очень рядом Чечня, но погранпереход между Россией и Грузией только один и это Верхний Ларс.
В этом месте согласно легенде расположены склепы, куда добровольно приходили заболевшие то ли холерой, то ли чумой, чтобы не заразить своих близких и тихо тут умереть. Легенды на то и легенды, чтобы в них всё было непонятно. Как они сюда приходили, как попадали внутрь, зачем на окнах решетки, если они делали это добровольно.
Башню охраняют коровы, у которых во главе бык-панда. Одри не любит коров и всячески на них «брешет».
Грузинские коровы полны достоинства и не обращают на мелкую собачонку никакого внимания.
Я в шутку говорил, что мы и обратно эту дорогу поедем в темноте, но мой скепсис не оправдался. Дорога очень красивая и сюда стоит ехать уже хотя бы ради неё самой. Я люблю горные дороги и перестал их боятся. Первый раз я ехал по узкой скальной полке при подъеме на Теплый Ключ на Алтае и я прям почти в слух молился, чтобы нам не попалась встречная машина.
Мне казалось, что тогда нам придётся разъезжаться в самом узком месте, кто-то будет ехать по краю и рисковать упасть в пропасть, а кто-то карабкаться на склон и рисковать столкнуть вторую машину в пропасть. Лена, правда, боится до сих пор, но а я вот расслабился — проще сдать назад и разъехаться, чем делать что-то из выше сказанного. Собственно, все так и делают. Поэтому горные дороги — это просто красиво и ничего больше. Лишь бы не было боковых уклонов :)))
Ну вот скажите — можно ли тут ездить в темноте?! Решительно нельзя! :) Я бы, кстати, зная на перед на самом перевале бы и встал ночевать. Место там отличное, а утром виды наверняка чумовые. Но это, правда, если есть удобства в виде кемперочка, например :)
Текст и фото: Алексей Климов для журнала OffRoadClub.Ru
За поездку, конечно же, огромное спасибо тем, кто помог и продолжает помогать строить нам наш автодом!
Напоминаю, что Проект «Я строю внедорожный дом» строится и развивается при многочисленной и очень дружной поддержке:
- Жилой модуль полностью сварен из алюминия специалистами Triffid Trucks
- Строительство, обслуживание, тюнинг и дороботки лежат на плечах команды PickupService
- Лебедки, синтетические троса, шноркель, тент-маркиза и многое другое полезное оборудование установленное на автомобиле носит марку СТОКРАТ
- Силовой обвес, багажник, хабы, подвеска и многое другое фирмы РИФ предоставлено Автовентури
- Весь дополнительный свет которым оснащен наш кемпер тщательно подобран и настоен профессионалами команды Off-Road-Light
- Тепло в нашем внедорожном кемпере вырабатывается при помощи отопителя Webasto, грамотно установленного в техцентре Termo-PRO
- Великолепные зимние шины от Nokian Tyres Россия
- Кастомный задний бампер для автомобиля спроектирован и полностью реализован замечательным коллективом BigBender
- Раздвижные окна жилого отсека специально для меня сделаны силами «Внедорожные Оконные Решения»
- Поворотные кулаки с бронзовыми вкладышами и кастором +8 от барнаульского СТО Ваксойл-Сервис
- Потолочная консоль от roof-console.ru
- Расширители колесных арок, которые совсем скоро будут установлены, от Lapter
- GPS/GSM трекер отвечающий за запись трека и онлайн слежение за автомобилем от Locme
- Великолепная мебель от Александра Зодчего
- Солнечная энергетика в кемпере MicroArt — разработчика и производителя с большим стажем
- Отопление кемпера от профессиональной команды, специализирующейся на установке и обслуживании автономных отопителей termo-pro.net
- Принудительная блокировка заднего моста предоставлена ИЖ-ТЕХНО
Огромное вам всем спасибо за помощь и поддержку!!