Карелия: В гости к шаманам

Карелия: В гости к шаманам

Карелия: В гости к шаманам

30.07.18
Поделиться:
Спорить о китайских квадроциклах и российских внедорожниках можно вечно, однако, каждый согласится с тем, что время от времени тех и других бывает необходимо подшаманить по мелочи.

Мы решили взять и то, и другое, отправившись в одно из самых мистических мест страны, на гору Воттоваара, где, по слухам, должен побывать каждый уважающий себя шаман.

Гора, конечно, условная, всего 417 метров над уровнем моря, но это никак не мешает ей оставаться высочайшей вершиной Карелии, куда мы, в составе пяти человек и отправились, загрузив два квадроцикла Yacota в УАЗ Пикап и прицеп свежего Хайлюкса.


Путешествие планировали очень компактно: на все про все трое суток, из которых два дня приходилось на дорогу от Москвы до поселка Гимолы, населенного пункта, расположенного недалеко от вожделенной горы.

На первый взгляд, кажется, что этого маловато для поездки в Карелию, так думал и я, однако, на месте оказалось, что этого времени более, чем достаточно, но обо всем по порядку.

Начинать рассказ лучше с автомобиля, на котором мы рванули из Москвы, которым стал новенький УАЗ Пикап. Его я выбирал с осторожностью – с одной стороны чудесная проходимость и неразрезной передний мост, с которым можно наваливать по карельским грейдерам на все деньги, с другой – короткий кузов, в который небольшой квадроцикл влезает лишь с открытым бортом.


Но, как говорится, размер не главное – скромная длина кузова с лихвой компенсировалась высоченным задним бортом, который в открытом положении, образует огромную платформу, куда влезет любой квадрик, да еще и остается место, чтобы вечерком посидеть у костра с подругой!

Вдобавок, пол кузова по мерками пикапов довольно низкий, от чего легкий квадр при желании можно закинуть вдвоем даже без трапов.


Одна беда – в Ульяновске почему-то решили закрепить номерной знак на борту. Пока он закрыт – все чудно, но стоит вам поехать с открытым кузовом, как для обеспечения необходимых 15 метров, с которых регистрационный знак должен быть читаем, придется долго махать лопатой, вырывая глубокую яму. И поди объясни гаишнику, что это штатное расположение номерного знака, предусмотренное заводом!

На мое счастье в машине, за задними креслами, нашелся еще один, третий номерной знак, который я на радостях и прикрутил к борту, так точно никакого состава преступления: на штатном месте с подсветкой один, на читаемом месте второй, комар носа не подточит.


В остальном же все как у людей и даже больше: круиз-контроль, климат, обогревы кресел, руля и лобового стекла, парковочная камера, жаль лишь, что вместо дизеля под капотом прожорливый ЗМЗ, но, пробег предстоял не такой уж и большой, оттого и разница с дизелем не должна была ударить по карману болезненно.

Одна беда – на заправки заезжать приходилось часто, что оказалось совершенно не кстати на новом участке платной Ленинградки, идущего от Твери аж до Великого Новгорода.


Освещенная трасса казалась настоящим праздником на фоне того, какие ужасы приходилось переживать раньше на старом шоссе, но из-за того, что дорогу построили совсем недавно и с чистого листа, никакой инфраструктуры, а местами даже связи, на ней пока нет. Спасают импровизированные АЗС «Лукойл» в морских контейнерах, расположенные на площадках для отдыха, да канистры, прихваченные с собой. И все же, дорога до Питера еще никогда не была такой легкой!

Вдобавок, лето это еще и полярный день, вернее, белые ночи, как его зовут в этой части севера, поэтому даже если вы выезжаете из Москвы в ночь, как это сделали мы, ехать по темноте придется от силы три часа. А дальше – сплошной рассвет, и яркий солнечный день, наступающий уже к семи утра.


Иными словами, с таким освещением дорога пролетает незаметно, никто из нашей команды не успел зевнуть, как мы, свернув после Петрозаводска в сторону Финляндии, сначала съехали на просто разбитый лесовозами асфальт, а затем и вышли на грейдер длинной в 160 километров.

Кажется, здесь УАЗу вообще нет равных, а с системой стабилизации, несколько раз отлавливавшей машину, можно ехать еще шустрее. Что еще нужно для счастья? Ночевка на берегу озера, костер, гречка с тушенкой и крепкий сон.


Каждый участник нашей импровизированной экспедиции захватил с собой палатку, каждый, кроме меня и подруги, как-то привыкли мы спать в машинах.

Зимой – нормально, все же по машинам, завел, включил печку и вперед, в страну дураков, в остальное время – спишь с заглушенным мотором, приоткрывая окна. Как-то не везло мне оказаться на севере при 30 градусах плюса, когда все существующие здесь насекомые вылетают на охоту одновременно.


Готовясь ко сну мы закрыли тканью единственную приоткрытую форточку, но это не спасло. Пришлось, жертвуя кислородом, закрывать окна, и, убив всех насекомых жужжавших и пищавших в кабине, снова завалиться спать. Проснулись будто в фильме ужасов – насекомых в машине было больше, чем снаружи, скажите, где они нашли вход?! Иными словами, жаркая погода в этих широтах вовсе не располагает к отдыху на природе, лучше уж гостиница.

Она, единственная на весь поселок Гимолы, оказалась свободной, поэтому следующим же утром мы загрузили машины и рванули туда, где разгрузившись, сели на квадроциклы и отправились на гору.


Насекомые, к слову, не отставали и здесь – стоило остановится или снизить скорость, как тебя тут же окружал рой жужжащих и кусающихся слепней вперемешку с комарами, которые, кажется совершенно отрицали сразу несколько средств от насекомых, которыми здесь залили все пару минут назад.

Что же до квадроциклов, то для покатушек по летней Карелии, показалось достаточно заднеприводных аппаратов, достаточно крупных, чтобы на каждый из них можно было взгромоздиться вдвоем. Первый, Yacota Cabo 200, классика жанра – одноцилиндровый 4-таткный моторчик с вариатором, цепь, маятник и неразрезная задняя ось, а вот второй подопытный с инженерной точки зрения куда интересней. Yacota 250, помимо размера, сопоставимого с японским 600-кубовым квадриком, мог похвастаться полноценной механической КПП с автоматическим сцеплением, карданом и редуктором.


Сзади все та же неразрезная ось, а спереди – независимая подвеска типа «Макферсон», с одним рычагом и поворотной стойкой. Такое решение не часто можно встретить на квадроциклах, практически все производители, за исключением американского Polaris, культивируют «двухрычажки».

Именно поэтому ощущения от «двестипятидесятки» оказались самыми странными. С одной стороны – «механика» позволяет ехать довольно быстро для такого класса, порой я разгонялся аж до 80 км/ч, с другой – аппарат на этой скорости стабильностью похвастаться не может.


Впрочем, дорога от поселка до горы быстрыми участками не изобиловала, а вот бродами, напротив. «Буханки», развозящие туристов, их берут играючи, а вот незадачливые путешественники, сующиеся сюда на кроссоверах, не редко в этих лужах остаются. С квадроциклами все проще – гидроударов одноцилиндровый мотор не боится, поэтому даже налив в него воды, после пары часов плясок с бубнами, можно ехать дальше. Одна беда – на заднем приводе с первого раза вылезти получается не из каждого водоема.

Проблемы возникали с обоими аппаратами – двухсотка буксовала из-за воды, попадавшей в вариатор, а двухсотпятидесятка, лишенная этого слабого места, долго держалась молодцом, пока после очередного брода, самого глубокого на всем пути, просто не заглохла.


Утопили? Головка цилиндра и проводка под воду не ушли. Может фильтр? И он, с забором из под бака, остался абсолютно сухим. Больше того, мотор заводится, но стоит поддать оборотов, глохнет. Мистическое место. Стоило потратить 20 минут на оживление живого аппарата, чтобы найти причину – резонатор глушителя, наполнившийся водой, просто не давал выхлопным газам нормально уходить наружу. Ожили!

Сама гора Воттаваара имеет два склона, по которым на нее можно подняться, Южный и Северный. Начали с Южного, который оказался не только самым крутым, это, для квадроцикла не стало большой проблемой, но и самым заросшим – протиснуться между деревьев получилось не везде. Пришлось спускаться и ехать вниз, после чего искать северный склон. Дорога туда оказалась намного дольше, зато подъехать удалось куда ближе, к импровизированному лагерю, где постоянно тусуются приезжающие паломники и колдуны.


По пути встретился мужик, вместе с подругой обнимавший какой-то огромный камень. Уточнили дорогу и поинтересовались его недавним делом. Этот камень какой-то особенный? Невозмутимый хиппи, как ни в чем небывало ответил, что здесь все камни особенные, и исчез в лесу. Вот уж и правда странное место.

Увы, до самой вершины добраться на колесах не удалось – последние 500 метров до вершины сочетали в себе и почти отвесные подъемы по камням, и болота с ручьями, и плотный лес, полный черники.


Признаться, плотная завеса из насекомых и подкрадывавшаяся усталость не располагали к пешим прогулкам, но мы все же забрались туда и не пожалели – сверху дул легкий ветерок, отчего было легче дышать, да и насекомых поубавилось, а значит появилась возможность, впервые за долгое время, расслабиться и полюбоваться открывающимися с вершины видами.


Красота, ради которой определенно стоило проделать такой путь и кормить насекомых, долго не отпускала, однако, дело шло к вечеру. Передохнув, мы отправились назад, чтобы на следующий день загрузить квадроциклы и отправиться домой.

Текст и фото: Дмитрий Федотов


Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
Живая жизнь Форреста Манкинса
Отправиться в путешествие без планов, без сроков, предоставив всё судьбе и здравому авантюризму

В горах Кабардино-Балкарии
За каждым поворотом, за каждым перевалом открываются все новые умопомрачительные виды

Разведка боем: Болотный прорыв
Мы ловили себя на мысли, что всё это происходит не с нами, но у парней открывалось второе дыхание

Заброшенный аэропорт Бийска с дрона
Полет над заброшенным аэродромом Бийска.