Большинство рассказов начинается со слов: «Звонят друзья и говорят, а почему бы не проехать вооон той дорожкой?». Так же и в этот раз, но поехать по рязанским землям я не мог в силу обстоятельств, а друзья не унимались: «Тебе же все равно надо выгуливать новый УАЗ! Давай, подтягивайся 23-го в музей автомобильной техники!».
А где ещё провести 23-е февраля, как не в Рязани? Здесь почти моя альма-матер только армейского разлива – РВВДКУ – высшее воздушно-десантное училище. Значит, едем в Рязань.
Нашему коллективу разрешили въехать прямо на территорию музея, где УАЗик выглядел белой вороной в прямом и переносном смысле. Военные корни Пикапа остались только в конструктиве, а дизайн уже далек от милитаристского конструктивизма.
В УАЗ Пикап ещё ничего не готово к путешествиям, но для вылазки выходного дня много не надо: портативный компрессор, буксирная стропа, динамическая стропа с парой шаклов, фотоаппарат, навигатор и компания друзей.
Целью нашего трипа было посещение музея военной автомобильной техники (ВАТ). Туда же должны были приехать и участники основного заезда. И, кстати, на 23 февраля музей был открыт бесплатно в честь праздника.
Легковые автомобили
На входе нас встречал самый первый УАЗ, точнее последний ГАЗ с которого начался УАЗ. Это ГАЗ-69. Легендарный «Козлик».
ГАЗ-69 стоит в компании с двумя более современными УАЗами. Один из них УАЗ-3152 «Гусар», а второй – обычный армейский УАЗ с необычной судьбой.
УАЗ-3152 «Гусар» представляет собой автомобиль для выполнения различных функций: перевозка личного состава, грузов, буксировка прицепов, а также выполнение оперативных задач, для чего на турель может устанавливаться пулемет или автоматический гранатомет.
«Гусар» – не бронированный автомобиль, однако его силовой агрегат защищен легкой броней. Сам двигатель и трансмиссия с завода устанавливались от а/м Toyota.
Этот УАЗ-3151 в 1998 году в составе автоколонны из двух УАЗ и одного ГАЗ-66 в районе перевала Хурикау (южнее Моздока) попал под обстрел боевиков. Раненые водители УАЗ и ГАЗ-66 смогли выйти из-под обстрела, а второй УАЗ был расстрелян со всеми находящимися
Этот странный автомобиль ЛуАЗ-967М предназначался для работы на переднем крае и мог выполнять различные функции: подвоз боеприпасов и личного состава, вывоз раненых с поля боя. При необходимости мог преодолевать небольшие водные преграды.
Центральное расположение водительского места в ЛуАЗ-967М обусловлено его целевым назначением и развесовкой при преодолении водных преград. По бокам на откидных площадках могли укладываться носилки с ранеными, а все пространство кузова использоваться для п
Грузовые автомобили
Рядом с трудягой ГАЗ-51 стоит стилизованный под ЗИС-5В, созданный к 60-летию победы в Великой Отечественной Войне. В кузове расположены 20 мягких сидений и на параде победы на этом автомобиле ехали ветераны войны.
Спартанский, но не лишенный лаконичного обаяния салон ГАЗ-51.
Редкий ГАЗ-3301 – опытный образец автомобиля предназначенного сменить на посту ГАЗ-66. Таких автомобилей, по-моему всего три экземпляра и один в музее ВАТ в Рязани.
Интересная особенность ГАЗ-3301 кроется под капотом. Точнее, под кабиной и для нас ее согласились поднять.
ГАЗ-3301 должен был комплектоваться 6-цилиндровым рядным дизелем ГАЗ-542 с !воздушным! охлаждением. Обратите внимание на просматривающиеся ребра охлаждения цилиндров.
Это не кемпер с альковой, а созданная на базе знаменитой «Полуторки» ремонтная мастерская. Рядом автомастерская на базе ГАЗ-66. Низкий кунг предназначен для аэромобильного применения.
Вот в такой мастерской наши деды и прадеды в жару и в мороз осуществляли ремонт военной техники в годы войны. Комфорт уходил далеко на второй план.
Любые механизмы в разрезе представляют интерес не только для детей, но и для врослых «детей». Роман осматривает проходной грузовой мост на предмет возможной инсталляции на пикап Toyota.
Двигатели
8-цилиндровый двигатель ГАЗ-66 на стенде. Наглядное пособие для курсантов военного автомобильного института.
Газотурбинный танковый двигатель ГТД-100ТФ. В своей журналистской практике мне довелось поучиться и водить танк Т-80Б оснащенный такой силовой установкой.
А это уже мой «родной» дизель 5Д20Б устанавливаемый на десантные БМД. Отличается развалом цилиндров на 120 градусов, что позволило уменьшить высоту двигателя и корпуса боевой машины.
Десантируемая военная техника
Боевая машина БМД-1, закрепленная на платформе и подготовленная к выброске с самолета с использованием многокупольной парашютной системы.
Автомобиль ГАЗ-66 также может быть доставлен к месту назначения с помощью военно-транспортного самолета и парашютной системы.
Бронетранспортеры
А это самое интересное – подготовленный к доставке в труднодоступные места планеты автомобиль УАЗ (шутка, не лишенная смысла).
Бронетранспортер ГАЗ-3937 «Водник». Предназначен для мобильных групп особого назначения.
Особенностью ГАЗ-3937 «Водник» являются два съемных независимых отделения: переднее – с местом командира, водителя, силовой установкой и заднее – предназначенное для транспортировки грузов, личного состава, установки легкого вооружения.
К сожалению, множество экспонатов «ушло» из музея с помощью некоторых чиновников Министерства Обороны РФ, в отношении которых сейчас происходят следственные действие. Среди них и уникальные опытные образцы автомобилей УАЗ.
Может быть, мы увидим их снова в стенах рязанского музей военной автомобильной техники, который не просто стоит посетить, а обязательно и крайне необходимо включить в свои планы, путешествуя по Рязанской области.
Справка OffRoadClub.Ru
Музей военной автомобильной техники основан при Рязанском Военном автомобильном институте имени генерала армии В.П.Дубынина 1 июня 1994 г. Открыт для посещения в год 50-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 9 мая 1995 г.
Музей имеет три постоянных экспозиции. Первая посвящена этапам развития автомобильной техники в СССР до 1970-х гг., вторая – с 1970-х гг. до нашего времени и третья (посвящена подвижным средствам ремонта и эвакуации) – с 1911 г. и до нашего времени.
В трёх залах площадью более 4-х тысяч кв. метров и на открытых площадках представлено 147 единиц автомобильной техники, боевые знамёна, наградные знаки, предметы военной формы, архивные документы, фотоматериалы.
Музей располагается по адресу: Рязань, Октябрьский военный городок, Военный автомобильный институт, ул.Военных автомобилистов, д.12
Телефон: +7 4912 93 94 74, 98-80-90, +7 920 952 40 22
Сайта у музея в настоящий момент нет.
Часы работы: пн.-пт. 9.30 – 16 (13–14 – перерыв), сб. – по предварительной записи. Проводятся обзорные, тематические и учебные экскурсии по истории зарождения и развития автомобилестроения, о работе воинов-автомобилистов в годы войны и в мирное время.