Основная цель при организации внедорожных экспедиций – с помощью полного привода показать людям красоту Кольского полуострова, рассказать о богатой истории этого удивительного края, древних легендах населяющих его людей, а так же пройти интересную, сложную (без фанатизма) и многовариантную трассу без «убийства» машин.
Участники
С 2003 года АМТК «Аллуайв» проводит внедорожные экспедиции туристического формата под названием «Лапландия» по Кольскому полуострову – от Баренцева до Белого моря. Проходя южную часть маршрута «Лапландии’2007», группа джиперов из Москвы и Великого Новгорода сдружилась и организовала Всероссийский внедорожный клуб «35 дюймов». Ребята провели несколько серьезных внедорожных экспедиций, что, однако, не мешало им каждый год участвовать в «Лапландии». По мере апгрейда машин и роста джиперского мастерства ребятам, уже изрядно насмотревшимся на красоты Севера во время обычных экспедиций «Лапландия», пришла в головы мысль усложнить трассу. Так в 2009 году родился проект «Лапландия – ЖЕСТЬ».
Куэльпорр. Холодный ветер, дождь, горы в снегу. Погода отрезвляет после московской жары.
В связи с небольшим количеством экипажей, а так же с тем, что на самом сложном этапе в Хибинах неизменная клубная техничка и эвакуатор, «гоночный» автобус ГАЗ-66, физически не смог бы взять Умбозерский перевал вместе с остальными участниками (слишком узкая скальная полка на берегу горного озера), решили снизить заявочные взносы и оставить ГАЗ-66 на боевом дежурстве в Кировске. В результате автор этих строк первые 4 дня экспедиции проехал штурманом в Nissan Patrol Алексея Савина, а последние 3 дня – в УАЗ Патриоте Алексея Лысенко.
Остановка у базы МЧС на Куэльпорре. Таблички, оставленные предыдущими туристами и экспедициями. Красиво, экологично и несоизмеримо лучше, чем метить места краской.
Маршрут
Маршрут разрабатывался с учетом пожелания не только усложнения трассы, но и прокладки его по красивым, знаковым местам. В целом маршрут проходил по центральной части Кольского полуострова, по старым геологическим и лесовозным дорогам в зоне приполярной тайги, четырем из пяти тысячников Ловозерского горного массива (Аллуайв – 1051 м, Кедыквырпахк – 1118,7 м, Ангвундасчорр, наивысшая вершина массива, – 1120,6 м, Сенгисчорр – 1113,5 м), по ущельям и перевалам Хибин (Кукисвумчоррский перевал – 479,7 м, Умбозерский перевал – 527,2 м) с выходом на побережье Белого моря.
Машины
TLC 80 (резина 35”, лифта кузова нет, лифт подвески – 6 дюймов, 2 лебедки); TLC 80 (резина 36”, лифта кузова нет, лифт подвески – 6 дюймов, лебедка); УАЗ Patriot (резина 35”, лифт кузова – 75 мм, подвески – 25 мм, лебедка); Nissan Patrol 2007 года (резина 35”, лифта подвески нет, лифт кузова – 80 мм, лебедка)
Высота воды в бродах озера Щучьего не предельная, бывало и намного больше. Если будет реализован проект строительства апатитового рудника на Партомчорре (Северо-Западная Фосфорная Компания), то в озеро Щучье пойдут промышленные стоки.
История
С исторической точки зрения – это места обитания саамов-оленеводов, в XX веке – места индустриализации (Кировск, Ревда, Оленегорск). Кольский полуостров после таяния ледника был заселен людьми сравнительно недавно. Наиболее ранние известные неолитические стоянки датируются II тысячелетием до н.э. Этим же периодом датируются неолитические лабиринты, располагающиеся на берегах морей в арктическом поясе Земли. Коренное население полуострова – саамы: оленеводы, рыбаки и охотники.
Новгородцы начали освоение побережий Кольского полуострова в XI веке, занимаясь, в основном, рыболовством. В 60-х годах XIX века на Кольской земле поселилось несколько родов коми, спасающих свои оленьи стада от мора в Большеземельской тундре. Вместе с коми на Кольском полуострове поселилось немного ненцев.
Озеро Гольцовое.
К сожалению, летом нельзя познакомиться с бытом и работой оленеводов – это удел зимних снегоходных экспедиций в тундру. Летом олени на вольном выпасе. Спасаясь от гнуса и оводов, они уходят на труднодоступные участки побережий Баренцева и Белого морей, где пасутся, лижут на отливе соль и лакомятся ламинарией, которую штормами выбрасывает на берег.
Вся военная история сконцентрирована на северо- и юго-западе полуострова, где проходили кровопролитные бои по защите Мурманска и Кандалакши.
Основной особенностью климата на Кольском полуострове в летнее время являются резкие колебания температуры. При смене ветра с южного направления на северное температура воздуха за 6–8 часов может упасть на 20 градусов и снизиться от +25 градусов до +5, с сильным ветром, дождем, в горах – со снегом. Для джиперов это не всегда критично, но время от времени летом пешие туристы гибнут в Хибинах и Ловозерье от переохлаждения.
Воды в броде через Бассейную Куну в это время немного, а вот в конце июня, во время паводка, сюда не сунешься даже на ГАЗ-66. Смоет легко.
День первый
Кировск – Куэльпорр – брод через реку Куна – Кунское болото – река Печа.
Ребятам, одуревшим от московской жары, и в голову не пришло взять достаточно теплой одежды и обуви, а в Кировске с утра 18 августа было +6, бодрящий северо-западный ветерок, вершины Хибин украшал свежевыпавший снег. Пришлось ждать открытия магазинов и докупать снаряжение.
Этот этап еще в трофи-марафоне «Арктик Трофи’97» получил название «Затерянный мир». Трасса этапа начинается в Кировске и проходит через живописное ущелье Хибин (здесь снималась одна из сцен фильма «Кукушка»), Кукисвумчоррский перевал, мимо контрольно-спасательного пункта МЧС Куэльпорр, через броды озера Щучьего, по берегу озера Гольцового, по броду через реку Бассейная Куна, по старым лесовозным дорогам в предгорьях Хибин.
Озеро Куна. Ну и где здесь брод?
Недалеко от железнодорожной станции Имандра трасса сворачивает на север и идет под ЛЭП по болотам, полным крупных камней, до брода через реку Куна. Брод сложный, крупные камни на дне, сильное течение. Кунское болото практически ни одному экипажу с 1997 года не удавалось пройти без лебедки. Болото небольшое: метров 50 заболоченной лощины между двумя лесистыми возвышенностями, масса заросших колей, следы былых битв, лебедками выдернутые с корнями сосны. От Кунского болота до бивуака на реке Печа около 8 км каменистых и заболоченных дорог.
Склоны ущелья были почти скрыты низкими облаками. Куэльпорр встретил моросящим дождем. Воды в бродах Щучьего озера и в Куне было относительно немного, прошли без проблем. Дорога до ЛЭП с постепенно увеличивающимся количеством камней послужила хорошей тренировочной трассой. Под ЛЭП камни в болотах довольно большие, скрыты под водой, начались сложности: машины стали застревать, их приходилось выдергивать из трясины, но лебедки пока еще не разматываем. Долгое время мы с Алексеем на Nissan Patrol идем головной машиной. Вариантов прохождения болот каждый раз минимум два, но правильный вариант проясняется, когда ты успешно проехал болото или застрял в нем, а тебя объехали рядом. После очередного застревания оказываемся с Алексеем замыкающими. Голос в рации: «Нет тут никакого брода, на берег озера выехали, разворачиваемся!». Корректирую ситуацию: «Отставить разворот! Это и есть Кунский брод, в месте, где река Куна вытекает из озера!».
Кунский брод. Патриота легко снесло течением на перекат.
Петина Toyota берет брод без проблем, Toyota Сергея в броде разувается, Лешу и Егорку на Patriot течение сносит на перекат, где глубоко, поэтому разъем патриотовских «мозгов» оказывается под водой. Петя извлекает Patriot из переката лебедкой. Сергею удается накачать колесо, внутри которого оказывается около 10 л воды (воду позже сливали в шиномонтаже, по асфальту больше 40 км/час ехать было невозможно). Patrol по крупным камням вытягивает на берег стропой Toyota Сергея. Андрея и Петю во время просмотра брода течение на скользких камнях сбивало с ног, полные телепузы воды, у Сергея отнюдь не теплая водичка хлюпает в болотниках. Стоящий на берегу рыбак не без интереса снимает нашу переправу на мобильный телефон.
Дорога до Кунского болота – как передышка. Взять болото (предварительно с полчаса топчемся по нему ногами) решаем в трех местах. Первым вязнет «Патриот», у которого после утопления начинают глючить датчики режимов работы двигателя, периодически оставалось только два режима работы – полный газ или полная остановка. Петя взял правее всех, первым перебрался на лебедке и начал протаскивать Сергея, на Toyota которого отказала передняя лебедка. Потом протаскивали «Патриот», потом – в 2 лебедки и через блок – тащили тяжелый Nissan. Итог штурма: вышли из строя передние лебедки на «Тойоте» Сергея и «Патруле» Алексея, у Пети лебедка мотает только в одну сторону – и это не считая нескольких не совсем нужных в оффроуде оторванных брызговиков.
Кунское болото. Лебедка на Патруле еще не умерла, но без помощи не справляется.
По дороге до бивуака уже в темноте еще несколько раз застревали и вытаскивали друг друга, пытались тащить машинами сухие деревья на дрова, но все эти «якоря» сначала благополучно засаживали машины в очередном болотце, лишая маневра, а потом отрывались. На место бивуака добрались в половине второго ночи, вымотанные до предела. Кемпинговый шатер и палатки ставили под проливным холодным дождем, перекусили и рухнули спать.
День второй
Печа – Оленегорск – Ревда.
Переменная облачность, сухо. Удалось просушить палатки. На берегу Печи поминаем Женю Ведерникова и Сергея Щербовича, погибших в броде во время разведки трассы «Арктик Трофи» 19 августа 1999 года. Воды мало, брод даже против течения берем на удивление легко. Пока Леша меняет масло в двигателе «Патриота», Алексей Савин и Егорка с увлечением ловят рыбу. От брода до выхода на асфальт в районе Оленегорска около 20 км. Вариантов маршрута два: с болотами на ровном месте или с болотами на подъеме. Выбираю первый вариант, т.к. дело к вечеру, а проехать сегодня надо еще много.
Погода налаживается, но обрывает сошку рулевого кулака на Тойоте Сергея.
Болота сухие, проходим без остановки, даже не достаем фотоаппараты. А во время «Лапландии’2007» всего пара из двадцати экипажей прошла в этих местах без лебедки. Как всегда – фотосессия на смотровой площадке Оленегорского карьера, по дну которого, как букашки, ползают 180-тонные самосвалы.
При выходе на асфальт обнаруживаем, что на «Тойоте» Сергея практически оторван от поворотного кулака поворотный рычаг. Из четырех шпилек одна вырвана полностью, на второй сорвана резьба. Подтягиваем, вовремя заметили. Ночуем недалеко от горняцкого поселка Ревда на берегу озера Форельего. Егорка и Алексей пытаются поймать рыбу, но, видать, не судьба. Перед отходом ко сну – массовая смена смазки в трансмиссии. У всех, за исключением «Патруля», полные мосты эмульсии.
Вершины Ловозерья плотно закрыты облаками, но горный этап никто не отменял.
День третий
Ревда – проход по четырем тысячникам Ловозерья – ручей Сенгисйок.
Дождя нет, и это уже радует. Алексей с утра съездил в Ревду и привез третьего члена нашего экипажа – Сергея, который выкроил от госслужбы пару дней для участия в экспедиции. В Ревде традиционно останавливаемся у памятника. На постаменте – лендлизовский «Харрикейн», не дотянувший до своего аэродрома в 1943 году. Его нашли в 1989 году в тундре, пилот лежал рядом с самолетом и до этого момента считался пропавшим без вести. Пилота идентифицировали, приезжали родственники, «Харрикейн» восстановили, и теперь это одна из достопримечательностей поселка.
От места, где в 50-е годы располагался сталинский лагерь «Аллуайвстрой», начинаем подъем в горы. В облака входим на высоте около 700 м, но прохождение четырех тысячников в этот раз решаю не отменять. В последний раз экипажи «Арктик Трофи» провел по этому маршруту в 2001 году, экипажи «Лапландии» – в 2003 году. Трека нет, в те годы еще не записывал маршрут, да и проходили его по вершинам только в хорошую погоду.
Перевал Геологов (998 м). Едем, как ежики в тумане почти по краю обрыва, вертикаль около 200 м.
Несколько раз плутаем, как ежики в тумане, сворачивая на тупиковые дорожки, к брошенным буровым. Дорожки – часто это просто насечка гусеничными тягачами на камнях, следы едва читаются в облаках, частично присыпанные свежим снегом. Температура за бортом +2 градуса, бодрящий северный ветерок. Идем траверсом вершин, между Ангвундасчорром и Сенгисчорром выходим из облаков, открывается изумительный вид на священное саамское Сейдозеро.
Вершины открылись, теперь осталось только подняться на Сенгисчорр, пройти по его плоской вершине и спуститься в глубокое ущелье ручья Тавайок. В этом ущелье 8 марта 2010 года погибли под снежной лавиной 4 из 6 участников лыжной группы из Белоруссии. Замысловатая старая геологическая дорожка круто спускается по отрогу, временами – по самому краю скальной стенки, метров сто вертикали вниз. Спуск не простой, даже в хорошую погоду. Во время «Арктик Трофи» здесь из машин высаживали всех пассажиров. ГАЗ-66 на первой понижайке и заблокированными тормозами временами просто стаскивало вниз по сыпухе, оттормаживался, упираясь передними колесами в борта колеи там, где это удавалось.
Спуститься с Сенгисчорра по хорошей погоде и посветлу удалось не всем. На середине спуска на «Тойоте» Сергея полностью отрывает рычаг от поворотного кулака. Совещаемся недолго. Кулак снят, экипажи двух Алексеев на «Патриоте» и «Патруле» уходят через Сенгисчорр в ущелье искать место для лагеря, забрав Настю и Андрея.
Срочный ремонт сошки поворотного кулака Тойоты в сервисе Владимира Цыпнятова в Ревде.
А мы втроем на «Тойоте» Пети возвращаемся в Ревду для ремонта. При подъеме на Ангвундасчорр «Тойота» на 36 колесах садится в глубоком свежем снежнике, который удается пробить только с третьей попытки. Ремонтируемся в дружественном сервисе у бывшего соседа по гаражу – с 1991 по 2007 годы я жил в Ревде, поэтому с друзьями проблем нет.
Володя Цыпнятов, один из членов команды, в начале 90-х восстановившей «Харрикейн», вытачивает ремонтные шпильки, перерезает резьбы в поворотном кулаке, вместо утраченных конусов я снимаю со своего старого моста уазовские. В 22.30 выдвигаемся в горы. Облака, темно, идем без трека, т.к. глюкнул мой навигатор. Ориентируюсь по памяти и по свежим следам на снегу. В 23.30 ребята начинают сборку узла, я здесь не нужен, пытаюсь немного вздремнуть в быстро остывающей кабине. В 23.50 трогаемся. Видимость – метров десять перед капотом. Свет фар вязнет в облаках, и дорога на камнях практически не читается. Навигатор чертит острием стрелочки по самому краю скальной стенки. Сергей отстал метров на пятнадцать и потерял из виду наши фонари, просит по рации остановиться. Дороги не видно совсем. Приходится покинуть теплый салон и идти впереди машины, временами вставая на колени и читая на снегу, камнях и морене следы «Патриота», если это возможно. Идем почти по краю скальной стенки. Пронизывающий ветер; хорошо, что не идет снег, на заснеженном спуске машины просто не удержатся. Наконец-то выходим из облаков. Звонок по мобильному от Леши Лысенко – они не спят, слышат наши переговоры по рации, но до нас докричаться не могут.
Падение Петиной Тойоты в размытое русло ручья.
Горная тундра неожиданно сменяется чуть ли не джунглями. Ущелье глубокое, закрыто от ветров, дорога заросла молодым ивняком и березками. Судя по всему, с 2003 года здесь никто не ездил. Болота подсохли, но все же несколько раз вытаскиваем друг друга. Уставшим, при свете фар, нам не всегда удается выбрать правильную траекторию. Около 3-х часов утра обнаружили заросшую развилку, где ребята повесили указатель к лагерю, объявляю по рации трехминутную готовность перед прибытием в лагерь, продираемся через кусты и... летим вниз. Перед лобовым стеклом – земля. Загорается аварийная лампочка давления масла. Петя дает газ, машина дергается вперед и потихоньку принимает горизонтальное положение. Ручей подмыл берег, и мы рухнули в высохшее (радость-то какая!) русло. Сергей позже сказал, что наша «Тойота» немного покачалась, стоя на бампере, но не перевернулась вперед, а когда задние колеса коснулись обрыва и Петя дал газ – съехала вниз. Удалось развернуться, потом в две лебедки вытащили Петину «Тойоту» наверх. Процесс занял 40 минут, вся веселуха происходила в 50 метрах от лагеря, заросший поворот к которому мы проскочили в темноте. Ребята нас не слышали из-за шума ручья. Около 4-х часов утра перекусили и спать!
Патриот все же находит интересный затычок в броде через Куфтуай.
День четвертый
Ручей Сенгисйок – р.Пунча – р.Кица – берег Умброзера – п.Коашва – р.Тульок.
Встали не рано. Дневной маршрут изменили и укоротили, чтобы к вечеру доехать до предгорий Хибин. Частично прошли этап «1000 ручьев» по предгорьям Ловозерья. Воды немного, но «Патриоту» Алексея удается найти хорошую засаду в броде через ручей Куфтуай. Мост разрушен, многие джиперы предпочитают объезд по полотну разобранной железки, но это же не спортивно!
Участок р.Пунча – р.Кица. Глинистые лужи подсохли, камней не очень много. За рулем тестирую Nissan. Интересно. Возникают идеи по поводe лифта подвески. Обгоняем группу джипов, которые трясутся по шпалам.
Здесь снимали «Завещание Ленина».
В Октябрьском фотографируемся у дома, послужившего декорацией лагерной конторы в фильме «Завещание Ленина». Едем по берегу Умбозера в предгорьях Хибин, любуемся Ловозерским массивом, раскинувшимся за озером. Жаль, что облака закрывают вершины и ущелье Тавайока, героически пройденное вчера.
День пятый
Р.Тульок – р.Каскаснюнйок – пер.Умбозерский – Куэльпорр.
Утром прощаемся с Nissan Patrol, Алексеем Савиным и Сергеем Мирошниковым – госслужба зовет. Пересаживаюсь штурманом в «Патриот» Алексея Лысенко. Дневной перегон небольшой, немногим более 40 км, но совершенно непонятно в каком состоянии болота и сколько времени займет штурм перевала. На навигаторе открываю трек зимних снегоходных маршрутов: Куэльпорр – Умбозерский перевал – р.Тульок. Это основной маршрут, по которому уходим из Хибин в многодневные снегоходные экспедиции и по которому возвращаемся обратно. Перевал проходится (по треку, естественно) практически в любую погоду (включая туман, сильную метель) и даже ночью.
Ну ЖЕСТЬ, никто и не обещал, что будет легко.
Болота подсохли, но лебедку каждый экипаж разматывал раз по 5 минимум, не считая выдергиваний машин вперед или назад. Датчик положения дроссельной заслонки на «Патриоте» скис окончательно, несмотря на то, что разъем «мозгов» уже пару раз сушили спиртом, просушивали компрессором и пытались подчистить от окислов контакты. Режим работы двигателя on–off присутствует все чаще, и это по камням и болотам.
Болота в долине реки Каскаснюнйок.
Через болота пробились в зону приполярной тайги. Сегодняшний трек практически не отличается от снегоходного. В зоне лесотундры местами есть старая геологическая дорога, по которой и двигаемся, местами – поднимаемся по руслу ручья. Следы былых подвигов: вот на обочине изорванный в клочья о камни мудовый 35 «Гудрич», вот вырванные вместе с креплениями амортизаторы. В зоне горной тундры, из-за поворота каньона ручья наконец-то открывается вид на перевал. По камням, покрытым только лишайниками, следы предыдущих джип-экспедиций не столько читаются, сколько угадываются.
Перед Умбозерским перевалом входим зону горной тундры.
Незадолго до перевала обгоняем группу пеших туристов. Невольно вспоминаю, как пару лет назад аналогичная встреча произошла на другой стороне перевала. Парковали машины, чтобы на перевал идти пешком. Подходят пешеходники и спрашивают:
– Вы кто?
– Туристы, – отвечаем.
– А мы тогда кто?
Подбираемся к перевалу по россыпям крупных камней, боковые крены близки к предельным. Леша старается не раскачать «Патриот» на боковых уклонах, насколько это удается в режиме on–off. Адреналин у всех членов экипажа «Патриота» стекает в ботинки вместе с холодным потом. Экипажам обеих «Тойот» тоже было особо не до расслабухи.
Самый адреналиновый участок.
Узкая скальная полка на берегу озера, на перевале. Слева – скала, справа – озеро. Правые колеса уходят под воду по краю импровизированной насыпи из камней, набросанных участниками предыдущих экспедиций, водитель через пассажирское окно видит голубую бездну – цвет воды просто нереальный. Штурманы по одной проводят машины, кое-где приходится открениваться. Фото на память на перевале. За неимением флага клеим на шест наклейку «Школа Арктического Бездорожья».
Перед Умбозерским перевалом входим зону горной тундры.
На Куэльпорре неожиданно нас ожидает облом с баней. Баня в гостинице не работает, а баню МЧС на весь вечер оккупировали украинские джиперы. По причине усталости свою полевую баньку растапливать не стали, помылись в душе в гостинице, поужинали у камина в изумительной беседке на высоком берегу реки Кунийок (в народе – «Павильон прозрения») и завалились спать на кроватях с чистым бельем в уютной гостинице.
1/13
Болота в долине реки Каскаснюнйок.
2/13
Болота в долине реки Каскаснюнйок.
3/13
Болота в долине реки Каскаснюнйок.
4/13
Болота в долине реки Каскаснюнйок.
5/13
Болота в долине реки Каскаснюнйок.
6/13
Лобовое в грязи, ничего не видно, идем по приборам.
7/13
Из зоны приполярной тайги выходим в зону лесотундры.
8/13
Верной дорогой идете, товарищи.
9/13
К перевалу подходим точно по зимнему снегоходному треку.
10/13
Мы на перевале.
11/13
Мы на перевале.
12/13
Спуск с перевала тоже не прост.
13/13
Каскадный водопад под перевалом.
День шестой
Куэльпорр – Кировск – Октябрьский – заброшенный аэродром – район Ингозера.
Погода с утра не радует, но часам к десяти облака покидают ущелье. «Патриот» совсем не едет, предпринимаем попытку реанимации датчика дроссельной заслонки. Реанимация с помощью отвертки, правильного камня (молоток был надежно погребен под снарягой) и WD40 на некоторое время принесла «Патриоту» облегчение: он сумел доехать до уазовского магазина в Апатитах, где искомый датчик был куплен и заменен.
Рулевое у Патриота кончилось как раз на аэродроме.
До заброшенного аэродрома добираемся без проблем. Ребята здесь впервые, после предыдущих 30 км лесовозного мозготряса легко можно понять их восторг при виде асфальтовой взлетки длиной 2,3 км и такой же длины рулежки со стоянками. На асфальте рулежки надпись белой краской:
www.VSE-4x4.ru. Такая же надпись была пару лет назад сделана на скалах мыса Кекурского на берегу Баренцева моря. Фото с надписью выложили в интернете, произошло достаточно бурное обсуждение, в результате автор съездил на Рыбачий и надпись убрал. Этим летом был на Кекурском мысу и убедился в этом сам. Очень жаль, что еще долго не переведутся экологические уроды, с помощью баллончиков с краской метящие, как собаки, все места, которые им понравились. Эта краска на десятилетия природу обезображивает.
После нескольких попыток пойти на взлет остановились, чтобы перевести дух. Леша на месте поворачивает руль «Патриота», раздается короткое «звяк» и на асфальт падает обломок болта крепления рулевого механизма. Второго болта, первый вырвало раньше. Утрачена гайка крепления тяги Панара, на болту слизана резьба, по креплению тяги Панара идет изрядная трещина.
Вскрытие показало, что смерть произошла от вскрытия. Все нормально, через час поедем дальше.
Вот он – результат езды на полном газу по буеракам. На поиски подходящих болтов, снятие и постановку рулевого механизма ушло больше двух часов. Пока мужчины приводили в чувство «Патриот», Настя вышивала крестиком подарок Сергею ко дню рождения, а Егорка за неимением мячика задумчиво пинал по асфальту рулежки небольшой круглый камень.
На ночевку вставали уже в темноте на берегу озера, рядом с дорогой, прибрав от мусора рыбацкую стоянку.
День седьмой
Ингозеро – Инга – Муна – Умба – Кандалакшский лабиринт.
Утро пасмурное, но палатки собрали по сухому. Идем по старым лесовозным дорогам, которых частично нет даже на крупномасштабной карте. На дороге почти нет следов машин, зато медвежьих – полно. Интрига дня – прохождение участка между давно заброшенными лесопунктами. Дорога все хуже, сильно заросла. На берегу реки, где находим угли старого рыбацкого костра, еще читаются следы уазика. После брода и разрушенного моста следов машин вообще нет. Судя по размерам деревьев, проросших в колее, последний раз по этой дороге ездили лет 40 назад. За пару часов проходим около 5 км, постоянно увязая в болотах. Уже 5 часов вечера, до места финального костра на берегу Белого моря остается больше 60 км лесовозных дорог и 100 км асфальта. Приходит понимание того, что на прохождение этого участка времени оставили явно недостаточно. Окончательное решение – пробиться здесь на следующий год. Мысль о том, что «Лапландия-ЖЕСТЬ’2011» состоится, уже ни у кого сомнений не вызывает.
На ночевку на берегу моря встали в темноте. Финальный костер, обсуждение вариантов маршрута экспедиции следующего года. Прохладные вечер и утро к купанию в Белом море не располагали. Внезапно брызнувший дождь успел промочить палатки, собираемся по мокрому, теперь еще и палатку надо сушить при случае. Осматриваем неолитический лабиринт, которому почти 4000 лет. Собираем лагерь и прощаемся.
Экспедиция «Лапландия-ЖЕСТЬ» успешно завершена. Запланированный маршрут полностью пройти не удалось, было не легко. Я это предполагал и скомпоновал маршрут таким образом, чтобы при необходимости можно было сократить только связки между знаковыми участками маршрута. Все основные участки – «Затерянный мир», «Вершины Ловозерья» и «Умбозерский перевал» – пройдены. Прохождение старых лесовозных дорог в районе Умбы оставлено на следующий год.
Пока крутые джиперы крутят гайки – Настя ко дню рождения Сергея вышивает крестиком львов в саванне.
P.S.
Экспедиция:
1. Распорядок дня экспедиции. Пытались стартовать каждый день часов в 10 утра, но не получилось ни разу. Особо по этому поводу не напрягались – люди в отпуске, отдыхают.
2. Условия ночлега: за исключением одной ночи в гостинице спали в палатках. Экипаж Луневых – на «лежбище» в «Тойоте». Дождь различной степени интенсивности шел каждую ночь.
3. Быт участников экспедиции: в качестве кают-компании почти каждый вечер ставили большой кемпинговый шатер, в котором на газу (либо на костре) готовили пищу. На развлечения и прогулки времени не оставалось.
Трасса:
1. Описание трассы (качество дорог, степень бездорожности): для водителей, не знакомых с Кольским бездорожьем, основная часть трассы – это экстрим. Наиболее серьезный фактор – большое количество камней, больших камней, особенно в болотах, когда зрительно трасса не читается. Дороги – старые лесовозные и геологические, разрушенные мосты, глубокие, каменистые броды.
2. Случаи на трассе (часто ли застревали машины, с какими препятствиями сталкивались): все случаи застревания – в болотах и бродах.
3. Поведение техники в условиях трассы и климата: техника участниками была подготовлена хорошо, с учетом реального опыта предыдущих экспедиций на Кольском полуострове, в Новгородской, Московской, Архангельской областях и в Коми. Климат в конце лета на Кольском для джипов бывает критичен только в связи с дождями и очень высокой водой в бродах, либо с ранним снегом на вершинах гор.
Неолитический лабиринт под Кандалакшей.
Итоги:
«Потери»: кто-то отказался от последних этапов, кто-то сломался и т.п. Финишировали без потерь по техническим причинам, все неисправности незамедлительно устранялись либо на месте, либо в ближайшем дружественном сервисе (что немаловажно, если ты обратился за помощью вечером в пятницу, и ремонт выполнялся почти до полуночи). В этом и есть одна из основных фишек, когда экспедицию организуют местные.
Текст: Константин Кушнир
Фото: Константин Кушнир, Андрей Тахтаулов
1/99
2/99
3/99
4/99
5/99
6/99
7/99
8/99
9/99
10/99
11/99
12/99
13/99
14/99
15/99
16/99
17/99
18/99
19/99
20/99
21/99
22/99
23/99
24/99
25/99
26/99
27/99
28/99
29/99
30/99
31/99
32/99
33/99
34/99
35/99
36/99
37/99
38/99
39/99
40/99
41/99
42/99
43/99
44/99
45/99
46/99
47/99
48/99
49/99
50/99
51/99
52/99
53/99
54/99
55/99
56/99
57/99
58/99
59/99
60/99
61/99
62/99
63/99
64/99
65/99
66/99
67/99
68/99
69/99
70/99
71/99
72/99
73/99
74/99
75/99
76/99
77/99
78/99
79/99
80/99
81/99
82/99
83/99
84/99
85/99
86/99
87/99
88/99
89/99
90/99
91/99
92/99
93/99
94/99
95/99
96/99
97/99
98/99
99/99