Хорошая идея, вырваться на свежий воздух, у определенных групп населения заканчивается всегда одинаково и начало отчетов звучит так: «Вышли из лесов грязные, уставшие, но довольные». Впрочем, именно так и стоит жить, чтобы потом... ну, вы поняли.
Ранним субботним утром вырвались из Москвы. Боевая колесница TLC73 вывезла нас в объезд пробок, но не по обочине, как поступают любители дешевых эффектов, а по полям, как и положено джиперам. Задача категории «лайт» – прохватить по паре дорог, обозначенных на генштабовской карте 20-летней давности.

Навигаторы решают, по какой дороге стартуем.
В городке Любим выгнали из стойбища УАЗ-469, тем самым разделившись на два экипажа, заправились под завязку и покинули обитаемые земли.
Едва заехав в Костромскую область, нашли заброшенную деревеньку с такой же заброшенной церквушкой. Прокатанная лесовозами дорога проходила около церкви, а к заброшенным домам пробиться на автомобиле представлялось рубиловом вброд, которое на сегодня запланировано не было.
Дома оказались разрушенными и разграбленными. Найти что-то рассказывающее о быте их обитателей уже невозможно. Разве что пара сапог и книг. А вот протекающая рядом река оказалась очень живописна и почти забыла о существовании людей.

Судя по размеру храма, это была большая деревня.
В церкви сохранились некоторые остатки росписи, а в остальном зрелище представляло собой классическую картину разрухи, обрушившейся штукатурки и слежавшегося с годами мусора.
Посреди главного зала валялся какой-то странный механический агрегат, явно не принадлежащий ни к одной из религий.
На дверях красовалась свежая надпись мелом: «Н.П.Любимов 1875–1930. Здесь были потомки Любимовых». Скорее всего эта надпись, короткая история священника, который не пережил 30-е годы.

К сохранившимся домам дороги нет. Доезжаем до реки, а дальше пешком.

Живописная речушка когда-то протекала прямо под окнами домов.
Рассказывать о том, что большинство обозначенных на карте дорог перестали существовать уже много лет назад и найти их было небольшой проблемой, думаю, не стоит.
Пытаясь пройти по лесовозной просеке, уперлись в пару брошенных «на выходные» трелевщиков, за которыми стоял дремучий лес. Возвращаемся на исходную...
Если бы не хорошо привязанная генштабовская карта, некоторые дороги так и остались бы в истории. Пробиваться приходилось по целине или сквозь заросли молодняка, который успел подняться на всем протяжении «дорог».

Недавно окна и двери были забиты щитами, но вандалы доломали и их.
Через урочище Бабкино ушли на Обиженово – такая же заброшенная деревня.
Единственной добычей стал старый журнал «Огонек» 1982 года, который мы аккуратно очистили от пыли и забрали с собой. Еще бы, в журнале публиковался рассказ о десятилетии, в котором увидел свет первый КамАЗ.
Собственно на этом и закончился первый день. Недалеко от Обиженово встали на ночевку на поляне. Где-то далеко слышали проходящие железнодорожные составы, поляну накрывал туман, а дрова предательски не хотели разгораться, промокнув от постоянных дождей.

Здесь когда-то проходила обозначенная на карте дорога.
Утром следующего дня двинулись в сторону Шушкодома. Едва покинув гостеприимную поляну, пришлось рубиться через ковровое болото, густые заросли кустарника, а штурмуя бревенчатый накат через реку, в первый раз размотали лебедку. Кто бы знал, что вскоре она станет нам нужна все чаще и чаще.
Шушкодом – обитаемое место. Сняли надставки, предпочитая легкую дождевую влажность духоте. Попытались разузнать дорогу на Вохтогу. Перспективы открывались довольно заманчивые для полноценного отдыха на свежем отдыхе с лопатой, бензопилой и тросом лебедки.

Сегодня у лесорубов выходной.
Приняли решение ехать через Курилово, искать переход через железнодорожные пути в сторону Вохтоги, что уже в Вологодской области. Взятый в Курилово «язык», поведал о старых лесовозных дорогах, по которым он ездил много лет назад. Отправляемся на поиски...
И снова заброшенные деревни. В Лытавино нашли дом со старыми фотографиями и памятными надписями на них. Как давно это было: «На память дедушке и бабушке от внучки Клавы и ее семьи. 30 мая 1955 г. Скидель». На фото родители с ребенком, а портрет колоритного дедушки за ним.

Весело жили тут...
Другая фотография солдата в самодельной металической рамке. И тоже подпись: «Напамять от Медведевой Надежды» (орфография сохранена). Молчаливые слова истории, рассказать которую вероятно уже никто не сможет.
Найти те самые старые дороги было довольно трудно, а прорваться по ним еще сложнее. Места болотистые и двигаться на лебедке стало привычным делом. Сто метров ходом, десять на лебедке и так далее.

Объезжаем ту самую небобровую дамбу.
В общем, с этого места начался участок для любителей активного отдыха. Стандартный набор заболоченных лесовозных дорог, ручейков и речек, лесных завалов и миллионов летающих паразитов различного калибра и тактического назначения.
Бензопилу далеко уже не убирали, а трос лебедок практически не сматывали.
Первой потерей стал срезанный болт крепления троса лебедки на УАЗе. Пришлось подручными средствами восстанавливать работоспособность устройства путем обычных пластиковых стяжек. Даже имея три лебедки, неисправность одной из них внесла бы серьезные изменения в планы.

На «дороге» все больше препятствий, а ночь все ближе. Начинаем думать о возвращении.
Расстроило и то, что пробиваясь по той самой старой лесовозной дороге, которая почти превратилась в болото, пришлось возвращаться назад и искать другие пути. Можно было попробовать пройти пятерку по заросшей лесом территории, где в высокой траве валялись добрые бревнышки и другой мусор, но геройство было бы лишним.
Тем более, что времени до темноты оставалось совсем мало.

Найти брод оказалось не так просто.
Впрочем, если бы мы не вернулись, то не смогли бы найти замечательных и почти не тронутых цивилизацией мест вдоль реки Монза.
Дорожка вдоль реки похожа на обитаемую, но из следов нашли только недавний проезд небольшой МТ-шной резины. Вероятнее всего рыбаки. В воде видели брошенную старую сеть.

Полевой ремонт лебедки. Скобы удержали трос и лебедка еще не один раз понадобилась. Все-таки Runva неплоха, что ни говори.

Дожди, глина – отличный коктейль.
Ночевали на берегу реки. По нанесенному в половодье мусору на ветках можно сделать вывод, что в этих местах временами вода поднимается на 3–4 метра. Определенно стоит добраться сюда осенью.
До Вохтоги добрались без приключений и легли на обратный курс по шоссе. Поздно ночью в понедельник были в Москве.
Грязные, уставшие, но довольные...

1/35
Монза начинается...

2/35
Выбрали «правильную» дорогу. Едва тронулись – брод.

3/35
Сразу же нашли заброшенную церковь.

4/35
Некоторые дома сохранились довольно сносно. Но покинуты они были давно.

5/35
Книга про пингвинов. Вот этих птиц здесь точно никогда не будет. Если только не наступит вечная зима.

6/35
Собираемся в дорогу? Сапоги самая нужная вещь для джипера.

7/35
Хозяйственная часть дома со свинарником внизу.

8/35
Потомки Любимовых были тут...

9/35
Странное механическое устройство.

10/35
Сохранившаяся роспись на стенах.

11/35
Вход в Иерусалим. Самое сохранившееся украшение церкви.

12/35
Над входом еще одна сохранившаяся роспись.

13/35
Старый замОк. Слабо взломать такой?

14/35
Двигаемся дальше. Впереди много интересного...

15/35
Ищем дорогу дальше.

16/35
Низкая трава попадалась нам довольно редко.

17/35
Дальше только через кусты.

18/35
Генштаб не может ошибаться. Дорога здесь!

19/35
Маскировка не особо помогала скрыть красные автомобили.

20/35
По правому краю идет дамба. Кем, когда и зачем она построена уже никто не скажет. Бобровую хатку нашли, но скорее всего строил дамбу не он.

21/35
Остатки деревни Обиженово.

22/35
Забора не осталось, но калитка закрыта.

23/35
Журнал «Огонек» 1982 года. Единственная добыча в Обиженово.

24/35
Бревенчатый накат через реку проходили на лебедке. Вокруг размытый грунт.

25/35
Шушкодом. Облегчаем жизнь жителям УАЗа.

26/35
Церковь в Курилово.

27/35
«Генштаб» ищет ту самую старую лесовозную дорогу.

28/35
Расписной сундук. Раритет, однако.

29/35
Студийное фото ребенка. Сейчас таких уже не делают.

30/35
Тот самый колоритный дедушка с фотографией семьи Клавы.

31/35
Среди прочего барахла нашли старую военную фотографию с подписью «Напамять от Надежды Медведевой».

32/35
Старая лесовозная дорога. Колеи уже не осталось. Пробиваем новые.

33/35
Дожди размыли склоны так, что наверх можно было подниматься только на лебедке. Без альтернативы.

34/35
Возвращались по своим следам. УАЗ то и дело садился.

35/35
Круизер мог ползти без лебедки на стравленных до 0,3 атм шинах – таирлоки делали свое дело.