Земли Мещерского заповедника и окружающих его территорий изъезженны туристами, грибниками и рыбаками вдоль и поперек, что не отменяет их привлекательности для активного отдыха в стиле off-road.
Как всегда, начиналось все полной лайт-версией «путешествия за город». Вошли в лес где-то неподалеку от Спас-Клепиков Рязанской области. Просто залезть в лужу не наш формат, так что в планах было поискать интересные дорожки и попробовать найти пару точек, где нога туриста ступала редко и осторожно, не оставляя следов и мусора.

Ради только этой красоты сюда стоило приехать.
В качестве лирического отступления, в Спас-Клепиках попробовали заехать перекусить. Все это в пятницу вечером! Нарвались только на закрытые двери всех найденных мест, где можно было заполнить голодающие желудки взрослых мужчин. Решили, что сами готовим лучше и покинули цивилизацию.
За навигацию отвечали два 276-х Garmin и тестовый планшет Wexler.Tab 7t с закачанным софтом Androzic и Яндекс-спутником. Если с Гарминами все понятно, то планшет планировали потестить в боевом применении, в качестве дублирующего устройства.

Тестируем навигацию на планшете Wexler.Tab 7t.
Яндекс-карты на планшете работали с мобильным интернетом, но спутниковые карты по маршруту кешировали заранее, так как надежда на постоянный прием сети отсутствовала. С Androzic проще – бесплатная программа для Android читает карты в формате Ozi (как оказалось не все), а также подкачивает онлайн карту (абсолютно бестолковую и негодную вне дорог).
Свобода передвижения гарантировалась четырьмя лебедками, одна из которых неубиваемый механический монстр 73-го Крузака. В дополнение якорь, пара сенд-траков и сплоченный коллектив любителей приключений.
До первой ночевки добирались скучно. Разве что посмотрели, что наделали с красивейшим местом недавние лесные пожары. После клюнувшего в одно место петуха, весь лес изрыт противопожарными траншеями, везде красуются знаки и предупреждения о запрете костров и въезда на территорию заповедника. Нормальное явление – проще все запретить. Представляю, если бы одна сверхдержава тоже запретила бы любое посещение нацпарков...

Разбиваем лагерь на озере Негарь.
Предполагается, что Мещера – сохранившаяся часть хвойного лесного пояса. Влияние человека здесь не просто заметно, оно зримо присутствует за каждым поворотом лесных дорог. Лесные вырубки и ирригационные каналы заняли свое место, серьезно потеснив нетронутые уголки. Если таковые вообще остались...
Стоянку разбили на берегу озера Негарь. В одном месте зачем-то отсыпана гравием часть берега и уложены железобетонные плиты. Возможно был организован подъезд пожарной техники «на водопой». Место обжитое. Туристы собрали мусор в пакетик и уложили его в сторонке. Вывезти сил не хватило...

Вид на черное, торфяное озеро Негарь.
На следующий день вернулись к Спас-Клепикам, встретились с третьим экипажем на НАТО-вской «восьмидесятке» и снова ушли в леса по направлению к Владимирской области.
Углубившись в лес нашли нетронутую туристами и грибниками дорожку, порядком заросшую молодняком и кустами. О том, что сюда не добрались местные жители и туристы, говорили огромные запасы грибов, буквально заставлявшие нас останавливаться каждые сто метров. Выбирали только лучшие.

Сегодня будет вкусный ужин.
Шумные передвижения трех экипажей по заброшенной дороге спугнули диверсионную группу бобров. Следы грызунов уходили в неизвестном направлении, но замаскировать плоды своей подрывной деятельности они не успели.

Бобры трусливо сбежали, но они вернутся. Вряд ли мы сумели спасти дерево надолго.
Впрочем, далеко уехать не получилось, так как отступая, бобры приготовили нам небольшую ловушку – в виде уложенного поперек дороги дерева. Пришлось расчехлять бензопилу и заниматься расчисткой завалов.

Разбираем завал. Бобры за нами следят со стороны и завидуют хорошей бензопиле, с которой они бы...
Дальше – интереснее. Все те же ластохвостые устроили небольшое болото прямо по пути следования старой дороги. Искать плотину не стали, приняли решение штурмовать и... пришлось доставать стропы для вызволения застрявшего экипажа.

TLC80 на самой маленькой (33-й) резине готовится к преодолению.
Выйдя к цивилизации, решили попробовать пробиться к озеру Дубовое. Оказалось не так просто. Все найденные дорожки требовали времени на проход и были оставлены до лучших времен, которые обязательно наступят. Уходим на север, в сторону озера Святое.
Озеро Святое оказалось вполне освоенным местными жителями местом. Есть возможность проехать на легковом автомобиле, если позволит погода и здравый разум. Мы же легких путей не ищем и пробуем проехать другой дорожкой. «Дачник» на УАЗ Патриот подсказал, как лучше ехать и сообщил, что в этом году никто по ней не ездит. В правоте его слов убедились едва выехав за поселок – в разбитой ямке умудрилась сесть самая короткая «семидесятка».

Трос взял?
Можно было пройти краем, но в этом случае был бы выбор опасного крена или расчистки зарослей. Выбрали более интересный способ – стропу, шаклы и поддержку друга.
В советские времена в этих краях велись не только лесозаготовки, но и активно добывался торф для первой в советской стране электростанции, работающей на торфе. Кругом протянулись остатки железных дорог, из которых действуют по настоящее время единицы, а также ирригационные каналы, которые служили для осушения болот.
С развалом СССР ирригационная система пришла в негодность – перепускные клапаны заржавели и не действуют, что привело к еще большему застою воды и еще большему заболачиванию местности.

Перепускные шлюзы пришли в полную негодность.
Почти у всех озер присутствуют места дислокации рыбаков, о чем говорят пробитые в зарослях подходы к воде.
На озере Святое оказалось обустроенное по всем канонам место для разбивки лагеря, куда чуть позже приехала целая партия местной молодежи. Стоянку покидаем без сожаления, так как мы приехали за природой и тишиной, а не наблюдениями за игрищами и возлияниями молодого поколения.

Обустроенный лагерь рыбаков и отдыхающих.
Вокруг оз.Святое мест для стоянки большое количество. Не только пригодных для остановки, но и имеющими выход к воде, пригодный для купания берег и старые кострища, чтобы избежать появления новых.
Минусом таких стоянок является то, что рыбаки выпилили весь сухой лес в ближайшем радиусе и за сухостоем приходится отправляться все дальше. С другой стороны, есть польза и лесу – нечего мертвым деревьям место занимать.
Чего не поняли, так это «обгрызанных» топорами сосен. Странным образом с одного края снимается стружка, то ли для росжига, то ли еще для каких целей. Все это делалось на живом дереве и за такое отношение к природе стоило бы сделать а-та-та. А кто-то еще ругает джиперов за поездки по лесам забывая, что джиперы одни из самых цивилизованных туристов в лесу. По крайней мере, большая их часть.

Стоянка на Святом. Место чистое, но некоторый мусор предшественники оставили. С этим свинством бороться сложно...
На следующий день, как нам показалось, нашли почти нетронутую цивилизацией дорожку. Путь преграждала река и пройти ее вброд могла только подготовленная техника, а это значит, что мы приближаемся к заветной цели путешествия.

Ловим рыбу контактным способом.
Но, нам снова не повезло. Дорожка за рекой в одну сторону уходила в тупик с домиком на другом берегу и хламом из старых дверей, непонятно зачем привезенных в эту глушь. А с другой полностью заросла лесом и травой, тем самым потерявшись окончательно.
Возвращаемся к цивилизации и берем курс домой...

Палата №51. Зачем они тут?!
Как вы понимаете, приключения просто так не кончаются и принятое решение «срезать» путь и выйти в Московскую область «вон той дорожкой», закончилось отличным офф-роудом.

Восьмидесятка на 33-х оказалась очень даже живучей в компании 36-х.
Чем ближе подступала ночь, тем тяжелее становилось двигаться своим ходом и чаще приходилось разматывать лебедки. Первой умерла лебедка на TLC80 и вытащить ее из плена получилось только с помощью двух удлинителей и блока.
Дальше – веселее... Последняя вечерняя фотография была сделана еще до известия о минусе в составе средств эвакуации, после чего последовал проливной дождь и занятия акробатикой с применением автомобилей.

Вечерело. Дальше фотоаппарат уже не доставался до асфальта. Впереди были игрища взрослых дядек с лебедками, тросами и другими приспособлениями...
До Черустей оставалось несколько сот метров, когда в чистом поле, изуродованном каким-то безумным трактористом, встали все три автомобиля. Попытка несколько раз лебедиться за якорь полностью провалилась – под слоем грязи начинался песок и якорь не держался. Вторым минусом стала задняя лебедка на «семидесятке»...
Как всегда в формате «лайт» все вышли на асфальт и продавать TLC по ориентиру в болоте не пришлось. До суши добрались почти под утро. Накачали стравленные шины и отправились домой, рассказывать друзьям об очередном выезде «на шашлык».

Ночные забавы с компрессорами.
Возвращаясь к тестовому планшету Wexler.Tab и навигации: планшет для навигации использовать можно, но кешированные спутниковые карты оказались абсолютно бесполезными в лесном массиве и признаны негодным опытом.
Единственный способ навигации с помощью планшета – растровые карты в соответствующих программах и внешний GPS-приемник, благо для этого в нашем планшете есть полностью рабочий USB-порт. Но об этом мы напишем отдельно, когда закончим все эксперименты...

1/21
70-й коротыш проходит «бобриную засаду» без проблем.

2/21
Инструкция, как правильно помогать раздувать костер с помощью подручных средств.

3/21
Отправляясь спать в лесу, не забудьте потушить костер или обеспечить невозможность его распространения.

4/21
Грибной день. Выбираем только лучшие.

5/21
Проехать можно.

6/21
Нетронутые дачной застройкой красоты.

7/21
В деревнях можно найти интересные руины.

8/21
В этом году этой дорогой не ездили. Понятно почему...

9/21
Тишина и природа. Мы ехали именно за этим.

10/21
Есть тут одна дорожка... попробуем?

11/21
Кто бы знал, что придется этим же бродом ехать назад. И очень скоро...

12/21
Здесь точно была дорога?

13/21
Сельская школа когда-то была украшена самой настоящей мозаикой. Сохранилась плохо.

14/21
Будем считать, что ехали именно для того, чтобы увидеть этого монстра.

15/21
Колея пробита явно не Уралом. После лесовозов мы спокойно передвигались, а тут...

16/21
Мещера: Незатеряный край

17/21
Так почти везде...

18/21
Вечерние упражнения со снарядом.

19/21
Светодиодный прожектор нам очень скоро понадобится.

20/21
Накачиваем колеса, значит домой.

21/21
Осталось навести порядок.