Прибалтийский экспресс: Гауптвахта Кароста

Прибалтийский экспресс: Гауптвахта Кароста

05.01.14
Поделиться:
Забудьте о том, что вы читали в путеводителях о тюрьме в Karosta, что в районе Лиепая (Латвия).

Во-первых, это не тюрьма, а гарнизонная гауптвахта и, соответственно, ждать всех прелестей тюремной жизни попросту бессмысленно.


Во-вторых, посетить гауптвахту городка Кароста однозначно стоит, хотя бы для того, чтобы услышать зажигательный рассказ бывшего «коменданта», а нынче хранителя музея и экскурсовода.


Хотите больше? Пожалуйста! Побольше улыбайтесь и острите в общении с комендантом и вам гарантированы «острые уколы» вполне себе остроумного и юморного персонажа, а также физические упражнения по «чистке оружия» и прочих прелестях внутреннего распорядка губы, а ныне музея.


Кароста начинает свою историю в 1904 году, когда было принято решение о строительстве военно-морской базы. Несколько корпусов из красного кирпича были построены для нужд военного госпиталя.

О принадлежности к медицине под крышами зданий символизируют кресты и здания использовались по назначению. Все, кроме одного. Как вы понимаете, именно того, про который я собираюсь вам рассказать.


Если сегодня у наших «горячих голов» во всем виноваты американцы, то в начале 900-х, по словам Товарища Теоретика – нашего главного москвича Владимира Ильича, во всем были виноваты японцы.

Так вот, благодаря японцам произошел «бунт на корабле» и в 1905 году появилась острая необходимость куда-то «поселить» неблагонадежные личности под усиленную охрану. Именно для этих целей и было выбрано недостроенное здание – крайнее в череде близнецов. Недостроенное строение оказалось легче всего переоборудовать под дом отдыха для военных заключенных с усиленной охраной отдыхающих.


Начиная с 1905 года здание так и использовалось в качестве исправительного учреждения для лиц в погонах, но без ремней. Почему без ремней? Совсем не для того, чтобы не повесились, а только ради отличия тех, кто охраняет от тех, кого охраняют.

Белый кафельный пол – единственное, если не считать крестов, что напоминает о «больничном» назначении.

За все время сменилось семь правительств и за это время помещения гауптвахты использовались исключительно по своему назначению. После того, как немецкие войска захватили Латвию, здание продолжало использоваться в качестве гауптвахты для провинившихся солдат Вермахта.


Только в полугодовой период 1944–1945 годов в кабинетах осели офицеры СД, которые организовали здесь «перевалочный» пункт для нашкодивших солдат – в то время это были в основном дезертиры. Здесь проходил «суд», после которого часть отправлялась на исправительные работы, часть в штрафные подразделения и часть растреливалась в близлежащем лесочке.

Гауптвахта просуществовала в своем первозданном виде вплоть до 1997 года и обслуживала до 30 воинских частей гарнизона. В качестве музея открыла свои двери туристам только в 2002 году и с тех пор стала «точкой интереса» не только для путешественников из стран бывшего СССР, но и для туристов из Европы, Америки и Азии.


Жизнь на гауптвахте происходит строго по уставу. Если кто-то не служил в армии, то очень смутно сможет это представить. Для начала камеры без кроватей – оные, в виде жестких шконок, выдаются или опускаются только для сна с 22.00 до 5.00, причем подъем и отбой производятся строго по команде. В противном случае тот, кого мучает бессонница будет назначен добровольцем на помывку туалетной комнаты, например.


Туалет расположен как и положено «на дальняке». В камерах туалетов не предусмотрено, как и выходов по нужде при необходимости. Если положено утром и вечером, значит будет выход только утром и вечером.


В свободное от сна и туалета время запланированы и исполняются: строевая подготовка – не мене 4 часов в день; различные занятия по боевой подготовке, например, отработка действий в случае газовой атаки или ядерной опасности; обязательная политинформация и работы на свежем воздухе.


Вопросы будут? Во время нашего посещения был вопрос: «Почему стены черные?». Ответ прозвучал примерно так: «Если бы у меня была зеленая краска, то я ей покрасил бы свой забор на даче, а черные потому, что рядом была рембаза подводных лодок, которые красили в черный цвет и при необходимости всегда можно было договориться о бочке-другой краски».


Будете в Лиепая? Настоятельно рекомендую! Главное помнить, что в зимнее время с октября по май, посещение может обломаться и лучше заранее написать на мыло или позвонить по вопросу посещения. Мы заранее написали, но в субботний день 4 января музей был открыт и экскурсии проходили и до нас, и после нас. Летом музей проводит экскурсии каждый час в течение дня.

Приятных путешествий!



Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
Соезерская пустынь
Её пока не встретишь в отчетах блогеров-автотуристов, но это не значит, что место это неинтересно

RideThePlanet: Бурятия. Горы Байкала
На этот раз съемки нового фильма, посвященного фрирайду и бэккантри, прошли в Бурятии, в горных массивах южной части Байкала

Toyota Land Cruiser 76: 4000 километров на классике
Отправляемся на Север, продолжаем открывать Коми-край для себя и для тех, кто поедет по нашим следам

Как Дастеры прокатывали маршрут для УАЗ
Внедорожная жизнь «Лиса» началась с прокатки маршрута для проекта «Выходной с УАЗ». Проверка возможностей сразу по «бразильской системе», если кто помнит такой выпуск Ералаша...