Итак, мы точно едем на УАЗе, но вопрос, «куда» мы едем, все еще открыт. Ехать нужно интересно и недалеко, и туда, где мы давно не были. Недалеко, это Кавказ, Урал и Кольский. На Кольском мы не были шесть лет, наверное, это и определило выбор направления...
Запланированный график движения был рассчитан под уже привычный ритм форда, но УАЗ – это не форд, поэтому «шагнуть 1000 км» за первый день не получилось. С этого момента график был отправлен на помойку и мы начали просто наслаждаться путешествием.
Преимущество кемпера заключается в том, что тебе не нужно ничего делать. Всё уже готово и все уже сделано.
Если ты устал, то нужно просто съехать с трассы и встать более менее ровно. Ставить палатку, расстилать пенки, поддувать самонадувайки, доставать спальники не надо – это всё уже готово!
В своих повествованиях я буду не только рассказывать про нашу поездку, но и разрушать некоторые мифы.
Один из этих мифов заключается в том, что кемперовладельцы вообще не выходят из своей скорлупы.
У нас есть кемпинговые стулья и столы и, если погода хорошая, то ничто не заставит нас сидеть в железной коробке. Мы едем на природу не для того, чтобы от неё дистанцироваться.
Эта фотография не имеет отношения к отчету. Просто глядя на нее я вдруг понял, что не смог бы купить УАЗ, если бы у него были «старые фары» и «старая приборная панель».
Да, мне нравится рестайлинг и меня он очевидно зацепил.
Следующий миф про то, что в «алюминиевой коробке холодно».
Сам по себе алюминий не греет и не холодит. Он нейтрален (по ночам) и комфорт проживания в нём сейчас определяется цифрами, которые написаны на наших спальниках. Так как мы традиционно к этому вопросу готовы, то никаких проблем с этим не возникает.
Водопад Кивач. В 2009 году мы проехали мимо поворота на него по причине того, что «да что там может быть такого» и «мы только что, с таким трудом, обогнали несколько грузовиков».
За шесть лет мы научились путешествовать более размеренно и вдумчиво. Удачный обгон или запланированный график не должен служить причиной отказываться от бонусного поворота куда-либо. Чем медленнее протекает путешествие, тем оно интереснее и лучше – это закон!
Забегая вперед, скажу, что водопад Кивач – это не самое красивое место в Карелии, но одно из самых популярных.
Водопад Кивач – четвёртый по величине равнинный водопад Европы.
Звучит впечатляюще, но на деле всё не так восхитительно.
Вообще, надо сказать, что Карелия – это регион рек, озер, болот и лесов.
От средней полосы он отличается тем, что куда не плюнь, то обязательно попадёшь или в реку, или в озеро. Это, конечно, хорошо!
Раз план пошёл коту под хвост, то начинаем самодеятельность. Название Надвоицы на карте вызвало какие-то смутные воспоминания и я уверенно заявил, что там точно есть что-то интересное.
Мы свернули и не ошиблись, правда, потом выяснилось, что я вспомнил не Надвоицы, а Няндому, но это было уже не важно.
Воицкий падун хорош и душевен, хотя и не разу не Няндома :)
Ежедневные пробеги мы сократили до минимума и сейчас у нас по приезду на точку есть время погулять и поискать место для съёмки.
Поехать в сторону Карелии и Кольского полуострова и не взять спиннинг... мог только человек, который до полуночи клеил плёнку на стенки модуля и даже не успел сделать брызговики.
Вид на озеро Воицкое.
Место оказалось довольно людным и мы долго не ложились спать.
Развлекались съёмками водопада на длинной выдержке. Елена Викторовна почему-то воротит нос от таких фоток, а мне они кажутся вполне себе ничего.
Примерно здесь мы поняли, что наш автомобиль не оставляет людей равнодушными.
Пока мы фоткали водопад, сзади раздавались вспышки мобильников, на которые фотографировали наше транспортное средство абсолютно все мимо проходящие.
Особенно было забавно, когда мы уже легли спать и погасили свет, один человек подошёл и долго смотрел в окно.
Лена открыла створку и сказала: «Здравствуйте!». Он вздрогнул и после этого минут двадцать радостно донимал нас расспросами про «что и как»...
Фото страдания на тему отсутствия хорошего телеобъектива.
В этом году по причине затяжного строительства путешествий было не много, поэтому про эту поездку я буду рассказывать подробно и много :)
Подъём получился не ранним. Вообще, надо сказать, что житьё в кемпере сильно отличается не только от палатки на земле, но и от палатки на крыше. Главное отличие в том, что у тебя все под рукой. Проснулся – выпил воды, посмотрел на часы – вроде рано ещё, взял со стола книжечку полистать, да так с ней и задремал дальше... Короче, подъём получился совсем не ранним :)
Фотография иллюстрирует тот факт, что даже самые любопытные пейзажи не стоит фотографировать в полдень, когда хороший свет, наоборот, может сделать интересным даже самый простой сюжет. Исходя из этого мы сейчас и планируем свой график передвижения.
Пока позавтракали, пока выехали на трассу, пока неспешно заправили оба бака – время уже к обеду.
И вдруг мы увидели его!
Он просто стоял на парковке рядом с трассой и никого не трогал. Сначала, мы открыв рты от удивления проехали мимо, но потом быстро взяли себя в руки, выдернули ручник и рванули обратно к нему.
Сначала мы просто молча смотрели на него – сказать, что автомобиль прекрасен это не сказать ничего!
Владелец этого чуда оказался дядя Игорь (с). Он наш соотечественник, но уже много лет живет в Норвегии. Говорит, что помнит про Студебеккер ещё с рассказов отца – такие машины поставлялись в СССР во время войны по лендлизу. Когда появилась возможность, то он приобрел такой грузовик, восстановил его и переделал в кемпер. Теперь путешествует на нём с женой и собакой.
Говорит жена поначалу стеснялась их автодомика – говорила, что у всех знакомых сверкающие новые автодома, а у них циганская кибитка. Но в первый же выезд, глядя с каким восторгом люди на них реагируют, изменила своё мнение.
Любопытно, что автомобиль, – в первую очередь покраска кабины, – частично реставрировался на Украине. В общем, болтали с ним, наверное, больше часа. Очень позитивный и интересный дядька, даже приглашал нас на свой остров в Норвегию :)
Это, кстати, еще один огромный плюс одиночного путешествия – вряд ли у нас получилась бы такая душевная беседа, если бы мы подъехали к нему толпой из пяти машин, с флагами, клубными наклейками и в количестве 15–20 человек, одетых в непременный камуфляж, окружили бы его, чтобы полюбопытствовать.
В лучшем случае сфотографировались бы и перекинулись парой слов, да и то вряд ли, там же все сложно: «колонна замедляет движение», «колонна осуществляет разворот» – одних команд и согласований по рации на полчаса, а там уже и возвращаться поздно :)
Раз день всё равно потерян, то решили снова забить на график и сделать ещё одну бонусную срезку. На этот раз меня привлекла на карте точка с названием Поньгома. Название этого населенного пункта я хорошо помнил из отчетов Ивана, я помнил, что там:
а) красиво и б) совершенно жуткая разъёбдорога – ни с тем, ни с другим нас не обманули :)
Расстояние от Поньгомы до «мурманки» всего 44 километра, но на их преодоление ушло почти 2,5 часа. Дорога эта представляет из себя в некоторых местах грунтовый грейдер, а кое-где и вовсе подсыпанную гать с криво торчащими брёвнами. Доступна она любому автомобилю, но уж больно медленная и вытрясает душу.
Здесь я ещё немного расскажу об особенностях пилотирования кемпера. Начинаешь гораздо больше упражняться с давлением в шинах. Если бы на пикапе я бы ещё поленился стравливаться и может просто попробовал бы увеличить скорость, то тут как представишь какую «стиральную машину» устроят фикусы с собранием сочинений классиков марксизма-ленинизма в домике, так сразу лезешь выкручивать ниппеля. Короче, стравились мы до 1,6 и попыхтели к Белому морю.
Правда, не долго мы пыхтели, так как на часах пробило 14.00 и мы тормознулись у озера на обед.
Никаких комфортных ништяков, вроде раковины для мытья посуды и встроенных газовых плит у нас нет – это все будет, но чуть позже. Пока просто столешница и всё.
Приготовили еды, вскипятили чайник и заодно помылись в озере. Полный набор короче, благо никто не торопит и графиком перед носом не трясет – мы же одни :)
Дорога проложена прямо через болото. И справа и слева насколько видно глазу только вода и мох.
Из относительно нового на ней только мосты, так как старые в большинстве своём уже себя изжили.
А вот и Белое море.
Тут действительно красиво, ничего не скажешь, так что однозначно не зря мы сюда приехали.
Кругом полно черники и водяники.
А вот одна из ягод, которую опознать не удалось. Может, поможет кто?
На этом месте мы постояли полноценных полтора дня.
Самое интересное – было наблюдать за циклами прилив-отлив. Лично у меня было раньше довольно смутное представление о том, как часто и с какой периодичностью это происходит.
Я само-собой искупался – Белое море же!
Несмотря на то, что нам в плане парковки подходит любое место, нужно соблюдать разумную дистанцию от того места, до куда вынесло водоросли из моря.
Говорят, что случаев, когда прилив смывал незадачливых туристов вместе с автомобилями, довольно много.
Это, конечно, не петроглиф никакой, но очень похоже на гигантского комара.
Комаров, кстати, в Карелии очень много даже в августе.
На берегу довольно много мусора. Не туристического, а именно рыбацкого.
В поисках хорошего ракурса на наш домик ушёл далеко на каменную косу. Наступил на скользкий камень, поскользнулся и упал, больно ударив руку.
Хорошо, что камеру не разбил :)
В зоне отлива на дне растут вот такие цветы.
По несколько раз в день они уходят под воду, но это не мешает им цвести.
На некотором удалении от нас встали рыбаки. Мы их толком не видели, они сразу ушли на лодках в море.
Большая сеть, кстати, стояла и напротив нашей стоянки, но сеть настоящая, не китайская одноразовая, и стояла открыто, так что это, скорее всего, не браконьерство, а лицензионный промысел.
Елена Викторовна у меня теперь тоже фотограф. Бегает везде со своей микрозеркалкой с микрофиксом и видит гораздо больше меня.
Я грешным делом подсматривал у неё сюжеты и потом нагло копировал их на свой фулфрейм. Жалко, кстати, что она не страдает графоманией и не выкладывает свою версию отчёта о поездке. Даже мне было бы интересно :)
Нашли крупный и когтистый след рядом с нашей стоянкой. Следопыт из меня так себе, но для собаки однозначно крупноват, а для медведя мне кажется маловат.
В инстаграме выдвигали версию, что это росомаха, но я в жизни их не видел и ничего поэтому поводу сказать не могу.
Затянул небольшой дождь и мы попрятались в домик, совместив это с полдником и аперитивом.
В отлив берег моря очень интересно выглядит и очень интересно пахнет.
Виной этого запаха, я думаю, вот эти водоросли.
На берегу ржавый железный понтон, который совсем скоро море совсем уничтожит.
И останки деревянной лодки.
Говорят, что поморы не разбирают и не уничтожают сломанные лодки – их просто оставляют на берегу и они умирают сами.
Тем временем прогуливаться нам уже порядком поднадоело.
Вообще, надо подумать, как и чем развлекать себя на возможных многодневных дневках, потому как лично я, в силу своего характера, ровно через день уже начинаю скучать и ныть, про то, что уже фотографировать нечего.
Вода максимально отошла и мы отправились искать глупую рыбу, которая осталась в лужах за камнями и не смогла уйти вместе с морем.
Забавные пирамидки. Ими усеяно всё дно во время отлива. Я для приличия немного поковырял пальцем, но так и не понял, что это и к чему.
Похоже на следы жизнедеятельности, но вопрос только чей и почему в таком массовом количестве.
Позже нам объяснили, что нужно было проявить настойчивость и копать глубже.
Тогда можно было бы извлечь огромного двадцатисантиметрового червя-пескожила.
Глупой рыбы мы в итоге не нашли.
То ли рыба не так глупа, то ли мы не так искали.
Гигантские многотонные камни повсюду.
Красивое и удивительно зрелище для жителей средней полосы!
Ну а мы окончательно заскучав и видя, что перемены погоды уже не предвидится, после обеда стартовали в стороны «едем дальше».
Перекат на реке Поньгома.
Тут мы встретили сплавщиков, которые в этом месте обычно и заканчивают свой маршрут.
Где-то недалеко от Куземы.
Было бы странно, если бы тут не было лагеря и кладбища, массовость и разветвленность сети этих учреждений по территории нашей страны поражает.
И вот мы пересекаем Полярный круг.
Забавно, что в прошлый раз, мы точно также пересекали его в рамках обкатки нашего новенького Форд Ренджер. Прошло шесть лет и вот история в точности повторяется – забавно это всё!
Запланированная по карте точка для ночевки не «выстрелила». Пришлось долго возвращаться на трассу и потом долго ехать в сторону Кандалакши по «мурманке» не имея даже простой возможности съехать с трассы. И вдруг мы видим указатель на поворот на кемпинг...
У нас же кемпер – поехали в кемпинг! Хоть подсоединять электричество и канализацию нам не надо, но будет забавно и опять же любопытный опыт :)
Кемпинг оказался банальными рубленными домиками сдающимися под аренду. Так, что мы проехали чуть дальше и встали просто у озера, без кемпинга и розеток.
В основном все рыбацкие места щедро приправлены мусором. Фишерманам видимо западло за собой вывозить, поэтому они весь мусор бросают в костровище, в надежде, что следующие фишерманы его сожгут, но его разносит ветром или растаскивает зверье.
Кстати, из того, что у нас пока не удобно – так это то, что во время ходового движения нет места под мусорный пакет и приходится класть его в модуль рядом с дверью. Это, конечно, эпик фейл и надо думать как что-то с этим сделать.
В Умбе обратили внимание на красивое деревянное здание.
Судя по всему, администрация – красиво отреставрирована дверная группа.
Мы едем на Терский берег Белого моря.
Еще один любопытный момент при эксплуатации супер легкого кемпера – он очень чувствителен к давлению в шинах. Шоссейное 2.2 атм совершенно не годится для движения по грейдеро-грунтовому покрытию. Стравливаю до 1,6 атм и после этого комфортно продолжаем движение.
Погода замечательная и нас это очень радует.
Прошлый наш визит на Кольский полуостров выпал на июнь и мы вообще не поняли, что тут бывает варианты без туманов и дождя.
Белый мох – это вроде ягель.
Я его на всякий случай пожевал и он вроде отозвался кислым привкусом – значит точно ягель!
Поездка тестовая и то и дело проверяю кастомные решения – в частности слежу за подушками крепления модуля.
Благо, конструктив позволяет просто обойти машину и проверить все шесть подушек на предмет того, что ничего не открутилось и не потерялось, а также то, что подушки не перетянуты, не деформированы и/или не разрушены.
Забавные цветы – растут только вдоль дороги.
Дальше в лес для них видимо слишком сыро, а тут у насыпи как раз нормально.
Аметистовый берег. Раньше мы тут никогда не были, так как шесть лет назад наша цель была исключительно маяк на полуострове Рыбачий и мы стремились туда не смотря по сторонам и не сворачивая вообще никуда.
Погода, кстати, резко переменила свой настрой к нам.
На часах пробило 14.00 и я, резко выдернув ручник, паркуюсь на обед.
Кушать надо обязательно по часам, иначе может получиться так, что в полночь вы рубитесь на лебедках и сендтраках, а в желудке только чай и конфетка от завтрака, так как вы думали что «сейчас быстренько доедем и уже там и поедим».
Еще пятиминутка «про проектирование кемпера». Дверь и люк открывается вот таким образом, потому что когда я определялся с этим вопросом, я совершенно правильно принял решение о том, что открытая дверь будет перекрывать окно, но не будет мешать открываться люку с кемпинговой мебелью.
В этом момент Елена Викторовна занята приготовлением пищи, а я достаю стулья и столик, чтобы организовать нам пикник на свежем воздухе.
Аметисты здесь добывали промышленным образом и берег во многих местах изрыт вот такими наклонными шурфами.
На Белом море отлив.
Скудная северная природа.
Буйства красок ожидать тут не стоит и я размышляю о судьбах людей, которые каждый год упорно ездят исключительно «на Кольский» потому как «север манит».
Просто очень красивый УАЗик.
Минутка самолюбования, простите, что вам пришлось это немного потерпеть :)
Абсолютно невзрачный камень на срез выглядит довольно интересно.
До исполинов Находки не дотягивает, но тем не менее большой камушек.
Очередные неизвестные нам ягоды.
Опять не едим, так как боимся сдохнуть от ядовитых «волчьих ягод».
Время есть, поэтому решили доехать до устья Варзуги.
Может там будет прям «огонь-огонь» и там и заночуем.
Елене Викторовне нравится УАЗик и она его хвалит, говорит, что он молодец, потому как везет, не ломается и довольно комфортный.
А кругом болотИны, кстати, употребление этого слова с таким ударением это исключительно сибирская манера, но я ее почему-то органично перенял.
И вот она – знаменитая пустыня!
Началась внезапно, просто перейдя из соснового леса в бескрайние барханы.
Ясное дело, что ехать можно где угодно, но вдоль основной дороги есть вешки, которые как бы намекают, что тут пытаются что-то восстанавливать и менять в лучшую сторону.
Мгла окончательно сгустилась и все вокруг приобрело жутковатый вид.
Я так понял, что это заградительные сооружения, чтобы совсем не переметало песком.
Деревня Кузомень живая, но какая-то странная.
По центральной улице песка по ступицу и хотя бы «Ниву» надо иметь, чтобы там перемещаться. Но особенно чудно выглядит вот этот «носок» на окраине.
Когда-то, наверное, сюда и АН-2 мог прилететь, но сейчас вряд ли что-то кроме вертолета тут может приземлиться.
Север трудно представить себе без «заброшек» и металлолома.
Мгла сгущается, а мы пробираемся к устью реки.
Кажется, что мы остались одни в целом мире, а всех остальных поглотил туман.
Ездить по азимуту даже не хочется, кругом мусор, железяки и прочей техногенный мусор.
Прём по основной колее, благо она совпадает с OSM картой, правильным направлением и скаченным треком.
А вот и место, где река Варзуга впадает в Белое море. Место плотно захвачено рыбаками и совершенно очевидно, что мы тут не останемся.
Замечаем пару московских машин, одна из которых УАЗ Cargo. Так как я люблю говорить о том, что такая машина «только у меня и Майкла Джексона», то каждый раз, когда я вижу Карго, я громко кричу: «УРА! Майкл Джексон!!!!» и мчу с ним знакомится :) Позитивные парни, приехали рыбачить и притащили на «грузовичке» лодки. Нас узнали и смеются над неожиданной встречей :)
А мы уезжаем обратно на аметистовый берег.
Там примечено место, которое хотя бы наличием деревьев уже лучше, чем песчаная пустыня, а видов все равно нигде нет – туман опустился на землю и скрыл всё, что находится дальше чем вытянутая рука.
А мы замариновали и приготовили купленное в Кандалакше мясо.
Иногда приятно разнообразить свое походное питание даже банальным свиным шашлыком. Кстати, странно, что купить хорошую баранину всегда и везде большая проблема, но для этого похоже надо ехать в Азию.
Как только закончили с мангалом, сразу ливанул сильный дождь, а на полянку рядом с нами подъехал одинокий мототурист на отечественном мотоцикле, то ли Минск, то ли Ява.
Мы забрались в модуль и через окно смотрели как он грустно ставит палатку, натягивает тент и пытается согреть свое сырое и замерзшее тело в процессе приготовления пищи. В этот момент стало особенно очевидно, что автокемпер – это абсолютная вершина эволюции туризма...
За ночь дождь утомился поливать матерого мототуриста и наш алюминий и сошел на нет. По этому поводу было решено прогуляться после завтрака.
Плотный травяной ковер поверх камней на аметистовом берегу.
Странная конструкция, напоминающая одновременно и крест, и указатель.
Кругом одни ягоды – невозможно ходить по траве, чтобы не испачкать соком обувь.
Это лучшее время года для Карелии и Кольского полуострова. Лето здесь короткое и не каждый год выпадает на выходные :)
Часовня памяти безымянного инока терского.
Погода действительно хороша. Жаль тратить ее на перегон, поэтому решили сегодня не ехать дальше по плану. Немного перебазируемся и все. Мы же хозяева своего графика и расписания, а не оно властвует над нами.
На дороге неприятность. Прадик улетел с трассы и «ушанулся». Шишига поставила его на колеса, но после этого у нее сгорело сцепление и теперь он не может ни тронутся, ни распустить трос мехлебедки, который как струна натянут и не дает возможность его отцепить. От нас помощи немного – обе лебедки не подключены.
Пробую сдернуть ГАЗик тросом, но массы слишком не равны. А через некоторое время пришел второй «шестьдесят шестой» и всех спас.
Заброшенный мраморный карьер. Просто увидели отметку на OSM карте и зарулили.
Тут хорошо виден способ добычи камня.
Визуально камня еще много, но для промышленной добычи этого, видимо, недостаточно. Как и любая заброшка, карьер мгновенно превратился в свалку бытового и строительного мусора. Я старательно «кропнул» это все, чтобы не портить восприятие.
Отлив и мы едем по берегу.
Кстати, по возможности, не стоит этим увлекаться – соленая вода, которая неизбежно попадает на автомобиль, ему не на пользу.
Мы едем в Тоню Тетрину. Место со странным названием, но теперь я хотя бы знаю, как ставить ударения и что это все означает :) Время обеденное, но экскурсии сегодня уже не будет. Можно или просто погулять по территории «живого музея», или ждать до завтра. Конечно, мы будем ждать!
Самое большое впечатление от поездки это то, что мы перестали торопиться. Шесть лет назад чуть меньше чем за 2 недели мы доехали до маяка на Рыбачем, а сейчас об этом и речи быть не может – хватило бы времени на Ловозеры :)
Бросаем машину и бежим на берег смотреть отлив.
Лена увлеклась фотосъемкой. Я рассказываю ей нюансы и передаю свой опыт, так что у нас почти что семейный фототур. Кстати, она снимает на зеркалку и фикс объектив.
Ходить по берегу и рассматривать отливный берег ужасно интересно.
Половину хочется потрогать и понюхать. Самые ароматные – это водоросли :)
Солнце светит, но крапает мелкий дождь. Сидеть внутри кемпера желания нет, поэтому ставим тент.
Холодильника пока у нас нет, поэтому шашлык нужно доедать. Холодильник, кстати, это обязательная вещь для кемпера. Его наличие позволяет уменьшить количество консервов в рационе в пользу свежих продуктов.
Это микропорции из остатков вчерашней роскоши :)
Похоже, хорошая погода заканчивается.
Льет по кругу, этот фронт движется прямиком на нас.
Завтрашняя экскурсия будет полностью под дождем и мы пожалеем, что не фотографировали экспонаты, пока было время и хорошая погода.
Это музей под открытым небом, где на месте старой тонИ воссоздан быт поморских рыбаков. Рассказ живой и интересный, многое из того, что мы уже видели раньше, становится понятным.
Можно задавать любые вопросы и все трогать.
Погода окончательно испортилась и мы решаем двигаться дальше – едем в сторону Ревды.
Смотровая у Кандалакши.
Дорога от смотровой до Кандалакши мне ужасно напомнила трассу от Магадана в сторону Олы. Кто был и там, и там, думаю, со мной согласятся :)
Ехать до упора смысла нет, до Ревды не так много километров. Поэтому не доезжая Оленегорска съезжаем по пунктиру на карте к Ламбине.
Карелия и Кольский полуостров – это целое собрание забавных названий – тут и финские, и лопарские языковые корни. На самом деле Ламбина – это озерцо, образованное старицей русла реки. Но звучит красиво :)
Обидно, что спиннинга нет. С большим удовольствием сделал бы тут пару безрезультативных забросов с проводочкой под берег.
Берем стулья и идем к воде. Погода просто супер и мы опять радуемся, что не стали тянуть до темноты, чтобы побольше проехать.
В награду за это нам достается шикарный свет. Забавно, что обычная техническая ночевка в километре от трассы может порадовать красивыми видами и отличным светом, а заранее запланированная точка может вообще «не выстрелить».
Комарья, правда, прилично. Ставим газовый «фумитокс», поджигаем спиральки и пшикаемся всеми спреями, что у нас есть.
Хотел искупаться, но потом решил, что вдруг вся эта вода вытекает из уранового рудника и не стал :)
И снова у меня идет внутренний отсыл к колымским пейзажам. Есть что-то похожее, а может быть я это просто придумываю уже.
Спали, как всегда, крепко и хорошо. Утро пришло с туманом, который, правда, довольно быстро рассеялся после выхода солнца.
Кстати, обратите внимание, какая стая комаров отделилась от леса, почувствовав мое появление!
Ну прям натуральная Колыма же! Низкие лысеватые сопки и сиреневатый отлив породы – очень похоже...
Обязательное фото у Мончегорска. В хорошую погоду даже он не выглядит жутко. Но вообще, страшнее Мончегорска может быть только статья про Мончегорск в википедии – почитайте на досуге!
Ну а мы дозаправляемся и двигаем в сторону перевала Геологов. Наверное это главная точка, за которой мы сюда приехали.
Дорога после Ревды уперлась в горно-обогатительный комбинат и трек повел нас резко вправо.
Чтобы не трясти кишки и машину, остановились стравить шины. Пока сдувался, нас обогнала группа московских внедорожников и Дастер с местными номерами.
Забегая вперед, скажу, что наверху есть довольно крупные камни и некоторые даже наоборот подкачиваются, чтобы чуть выиграть в клиренсе, но у нас с этим полный порядок, поэтому лучше стравимся и будем иметь возможность комфортно и контролируемо ездить по куруму.
Погода прекрасная – светит солнце и мы в отличном настроении.
По памяти помню, что обратно можно не идти, а последовать примеру питерского комрада.
Первая часть подъема даже зачем-то отгрейдерована.
А вот и сам перевал Геологов.
Я немного путаюсь в терминологии, и всегда считал, что перевал – это высшая точка, там где переваливаются и уже едут вниз, но тут совсем иначе, после перевала сразу идет подъем.
Вообще, на перевале принято фотографироваться, ставя машину на самый край и всячески героически навесая над обрывом. Но я чо-то заочковал свой красивый кемперочек так раскорячивать. Был бы у меня обычный белый Патриотик, то я бы не задумываясь столкнул его вниз, а так – жалко, конечно.
Пешие туристы – сочувствую им всегда. Низшая цепь эволюции – неделями волочить ноги по камням, тащить на себе корм из расчета 42 грамма гречки в сутки на человека, ну и прочие унижения. БДСМ в чистом виде :)
Пока фоткали обрыв, группа московских джипо-туристов пошла обратно.
Я бегу к ним – ребята, вы чего вниз-то?! Там же самое интересное впереди!!!
Они давай надо мной смеяться – типа, Вася ты и Алёша – дальше не пройти, там токо один раз прошел Иван Петрович, из легендарного оффроуд клуба «Лысый гудрич» и то, потому что он мега гуру, а ты там на своем УАЗике погибнешь и пропадешь.
Я расстроился вконец и решил, что я при подготовке все напутал-перепутал и реально лошара, но на перевале был хороший 3G...
Короче, меньше слушайте умных московских экспедиционеров, которые с наклейками и прочими флагами передвигаются организованными колоннами. Дорожек дальше миллион и маленькая тележка, товарищ из Питера, в одно лицо на белой Эль-200 спокойно спустился в Тавайок и ушел в сторону Апатит.
Есть вполне нормальный вариант с горы Ангвундасчорр спуститься на дорогу 1000 ручьев. Мы протоптали ее ногами, но из-за того, что не были уверены в себе и машине, не решились туда идти. Сейчас, после Адыгеи, я в голос смеюсь над тем уклоном и рассказами про то, что обратно по нему подняться невозможно!!!
Короче, мы твердо решили оставаться тут на закатную и рассветную съемку, а значит ночевать.
Наши планы шокировали всех встреченных, так как первый стереотип, что на камнях спать не удобно. Но нам это вроде не грозит.
В этот момент нас догнал КлубЧерныхТойот.
Без всяких прелюдий и прочих реверансов они потребовали демонстрировать внутренности жилого модуля, так как в инстаграме они устали ждать подробностей :)
Бросили УАЗик и гуляем кругами.
Несмотря на «лето в разгаре» мы утеплены в соответствии с погодными условиями.
Вид на Хибины. Я, кстати, напутал и тогда не знал, что перевал Геологов – не Хибины, а Ловозерские Тундры, ну да ладно – это не так важно, как мне кажется :)
Жизнь бьет ключом! И это несмотря на то, что высота чуть более 1000 метров над уровнем моря.
К слову, в Киргизии даже на 4000+ метрах поживее будет в плане флоры и фауны.
Заехали на гору с невыговариваемым названием Ангвундасчорр – даже сейчас я тупо скопировал это слово из викимапии, хотя мог бы уже выучить, благо не исландский вулкан :)
Ровно, никого нет, значит будем тут ночевать. Тогда мы еще не знали всех особенностей кемпера и думали, что нам теперь сам черт не брат!
При постановке на ночь, нужно сделать так, чтобы был небольшой уклон от головы к ногам.
Небольшой дифферент на левый или правый борт не так критичен, просто будем скатываться немного друг на друга :)
Гуляем и ищем радиоактивные камни.
В таких местах я почему-то всегда напеваю: разбежавшись прыгну со скалы-ы-ы-ы (с)
День закончился, а мы улеглись спать.
Выяснилась пренеприятная особенность алюммодуля – он преобразовывает 3G в унылый Edge.
А ночью пришел ветер. Причем не просто ветер, а ВЕТЕР!!!! Да, мы не в палатке, но даже автомобиль раскачивало так, что я думал, его перевернет.
Я вышел в туалет, как говорят в древнерусской литературе «до ветру», и чуть не улетел в Апатиты.
Спать так было решительно невозможно и мы решили ретироваться вниз.
Примерно так, мог бы выглядеть последний в жизни планеты Земля ядерный постапокалиптический закат. Красиво и очень печально, кстати, реально не хватает зомби в этом пейзаже.
Нет худа без добра, я бы точно не встал по доброй воле в такую рань на предрассветные краски.
Каргуша легко и непринужденно переваливается с камня на камень, позволяя контролировать усилие и натяг на уровне «вот-вот заглохну», ну и запас под днищем у УАЗика безумный – если провел корпус редуктора, то об остальном можно уже не думать. На Форде с такими же колесами я бы обдолбил защитой все камни до единого.
Не это ли называют лентикулярными облаками?! Но даже если нет, то все равно клево!
Самый красивый и самый внедорожный кемпер из всех на свете :)))
Вот такой перевал Геологов мне нравится, это прямо ух и ах!
ОБлачкО.
Ну и самое удивительное во всем этом – такая надпись, полная невероятного трагизма, внутренней боли и предупредительного посыла к остальному обществу.
Прогноз погоды неумолим – в Хибинах будет 4 дня дождей.
Смысла нет отсыревать в этих условиях, и мы мчим в сторону Карелии, потому как лучше солнечная Карелия, чем дождливый kola peninsula.
Решили заскочить на Соловки и хер угадали! Билетов на пароход нет и не будет, заказывать и бронировать надо было СИЛЬНО заранее!
Сам поселок Кемь удивительно убог и омерзителен, большей дыры я еще не встречал, хотя побывал я очень много где.
Пузотерчик рядом для масштаба. Калужане, кстати, были диковаты и неприветливы, видимо тоже не любят москвичей, как и все остальные в России.
Не знаю, почему символом России считают белые березки, я бы, например, выбрал вот такой деревянный барак для этих целей.
Они есть в огромном количестве и абсолютно во всех регионах и везде примерно в одинаковом состоянии. Удивительно показательно, для понимая масштабов «вставания с колен».
Покидаем зомбилэнд с целью заночевать где-нибудь подальше от города.
В кустах на окраине были обнаружены немцы на двух кемперах на базе Дефендеров. Мило побеседовали с ними – у этих фашистов билеты есть, они купили их заранее.
Моего английского не хватило, что бы простебать их на тему, чо ж вы на английских ведрах, а не на своих легендарных G-классах, а Елена Викторовна в хулиганствах участвовать отказалась, опасаясь международного скандала.
Утро было отмечено двумя вещами – я, забыв с вечера выключить свет, как олень ехал по «мурманке» с полной иллюминацией и еще встретили вот такой вот прибалтийский ретро микроавтобус в кемперном исполнении.
Аэропорт Гирвас. Мнения разделились – Лена считает, что это грузинское название, а я – что прибалтийское.
В Гирвасе есть водопад.
И палеовулкан.
Встали на ночевку. Местный дедок посоветовал съездить утром «на косу». Там все джиперы бухают, когда у них тут соревнования, заверил нас пенсионер.
Уподобляясь Елене Викторовне, фотографирую разную концептуальную хрень.
Песчаная коса реально оказалась хороша.
Использовал возможность для натурального озерного помыва уставшего экспедиционного тела.
В Петрозаводске приятная встреча с виртуальным знакомым по Драйв2. Бухлобус на таких же колесах как у меня, но высокий, конечно, очень.
Музей «Полярный Одиссей».
Эргономика кораблей даже более аскетичная, чем у нас в кемпере. Так что наша «узкая дверь» совсем даже не узкая :)
Ну а Лена попутно изучала, как у них все на камбузе организовано.
Ну а потом была долгая дорога домой. Просто перегон, от которых, я надеюсь, в скором времени удастся избавиться в силу реализации нашей логистической придумки с «невозвратом» кемпера домой.
На этом «кольско-карельская история» заканчивается и можно перейти к повествованию о горах Адыгеи.
Надеюсь всем все понравилось, было не скучно и не затянуто. Спасибо за внимание и оставайтесь с нами :)
Текст и фото: Алексей Климов