Странствия в полярной ночи на Соболе 4х4

Странствия в полярной ночи на Соболе 4х4

Странствия в полярной ночи на Соболе 4х4

25 сентября
Поделиться:
Решение поехать по Северу Норвегии и Финляндии зимой было не самым удачным. Причем опыт подсказывал, что зимние путешествия лишены серьезной составляющей любого путешествия - зрелищности, потому что в полярной ночи светлое время суток слишком мало, а за него надо успеть доехать до следующей "контрольной точки". Это означает, что большую часть "дня" ты едешь, а знакомишься с новыми местами в сумраке или в полной темноте.

Если спросите, стоит ли ехать в Арктику зимой, отвечу: стоит, но лучше сделать это поздней весной. Исключением будут регионы, в которых предстоит передвигаться по зимникам и ледовым переправам - они, как правило, в апреле приходят в плохое состояние. Что же до Норвегии, то здесь история немного другая, потому что в Норвегию едут для того, чтобы побывать зимой на мысе Норд Кап или увидеть незамерзающие фьорды.


Все дело в том, что подъехать к фьордам зимой практически невозможно - дороги прочищены только до жилья, а проехать по грунтовым дорогам невозможно. Дороги в большей части не предусмотрены для автотуризма, а это означает отсутствие парковок и смотровых площадок. Максимум можно встать на обочине в широкой части и попытаться увидеть и сфотографировать вид на фьорд через высокие брустверы снега, созданные тяжелой техникой при расчистке дорог.


В итоге то, ради чего мы отправились в Норвегию осталось где-то за бруствером, а сама заполярная Норвегия зимой - это довольно унылый образ Севера. Нет, не плохой, но серый и пасмурный, несмотря на то, что норвеги всячески стараются его украсить яркими цветами домов, включенной в окнах иллюминации и подсветкой улиц.


Отдельно стоит упомянуть дорожное движение:

Во-первых, до некоторых мест можно просто не доехать, потому что банально закроют дорогу из-за метели, которая даже в слабом своем виде может устроить сильные переметы и сделать дороги непроходимыми. Это примерно как дорога на Териберку. Нам не повезло доехать до Норд Капа, потому что дорогу закрыли именно из-за метели, и она нас еще настигнет впереди.

Во-вторых, несмотря на зиму на севере Финляндии многие дороги имеют ограничение скорости в 100 километров в час. Может быть сейчас что-то изменилось, но пару лет назад было именно так: на юге страны зимой 80 км/ч, а на севере - 100 км/ч. Ехать по хорошо очищенным дорогам на хороших шипованных шинах (в нашем случае это были шины Nokian Hakkapeliitta 8 SUV) приятно и безопасно. Самое страшное только когда рядом проезжает фура, а за ней в течение пяти секунд ты едешь просто в молоке.


Кстати, при пересечении границы между Финляндией и Норвегией вас могут остановить таможенники. Границы между этими странами, входящими в Шенген, нет, но с перевозкой через границу сигарет и алкоголя в большом количестве могут возникнуть проблемы. Традиционно в Финляндии, Норвегии или, например, в Исландии, очень высокие таможенные сборы за импорт алкоголя, что накладывает ряд ограничений на его перевозку даже внутри Шенгена.


Если думаете, что я пошутил по поводу легкой метели и ее значимости для дорожного движения, то это вы зря. Даже имея опыт езды по Русскому Северу, двигаясь на юг, уже перейдя границу Финляндии, уехав от горных перевалов, я не придал значение усиливающемуся ветру, не зная коварности этих мест. Как итог, даже при всей проходимости Соболя 4х4, наличии сенд-траков, блокировки и даже лебедки, я оказался в снежном плену. Сначала не увидел вешек по краям дороги и уехал с нее, потом меня начало заносить снегом, с чем я боролся постоянным обкапыванием автомобиля.

Когда пурга стихла ко мне не смог подъехать даже обутый в цепи грузовик спасателей с формулой 6х6. Он рвал цепи и спрашивал: "русский, как ты сюда проехал!?". Не смог меня вытащить и трактор, сам еле доехавший до меня, расчищая снег ковшом. Пока финны уехали за большим трактором я обкопался, подложил траки и почти вылез обратно на асфальт. Оставалось чуть-чуть и сцепления колес катастрофически не хватало - помог проезжавший мимо грузовик с русскоговорящим парнем из Прибалтики, за что ему огромное спасибо и мы до сих пор дружим.


Наш Соболь спасло то, что впереди стоял силовой бампер от РИФ, который защитил морду и радиатор от столкновения с плотным снегом на обочине дороги. Заметенный свежим снежком бруствер, также оставленный снегоуборочной техникой, без силового бампера мог просто снести половину передней части Соболя, поломать нежный радиатор и оставить нас без возможности дальнейшего движения своим ходом. Так что, чтобы там не говорили про силовики, я знаю уже несколько случаев, когда они становились палочкой-выручалочкой в дальних путешествиях.


Еще одним недостатком зимнего автотуризма по Скандинавии является отсутствие инфраструктуры. То есть, вы видите у дороги туристический центр или кафе, думаете, что сейчас выпьете горячего какао, прикупите сувениры, а оказывается, что кафе или центр не работает в зимнее время, потому что почти нет туристов. И так во многих местах, если это не горнолыжные курорты.

Зато, именно зимой одно из самых "крутых" мест Финляндии выглядит так, как никогда не будет выглядеть летом - это, так называемое, поле "тихих людей". Если попасть сюда в темноте или в сумраке, то не ровен час можно лишиться здравого рассудка или вспомнить, что не приобрел с собой памперсы. Зачем такое поле сделано не знаю, летом тут собираются какие-то фестивали, а зимой оно выглядит жутко, но жутко интересно.


Сказать, что мы зря потратили деньги и время на это путешествие я не могу. Я приобрел бесценный опыт, увидел то, от чего теперь оговариваю других, хотя сам с удовольствием продолжаю путешествовать зимой, в том числе за Полярным Кругом или просто по северным территориям. Скоро наступит следующая зима, а значит можно уже готовиться к следующим приключениям. Пусть пока и будем исследовать только российский Север, что тоже очень неплохо, так как в нашей стране есть множество мест, в которые можно попасть только зимой.


Следите за публикациями портала OffRoadClub.Ru, который теперь представлен в новом облике и потихоньку будет наполняться нашими обзорами и тестами автомобилей, снаряжения и тюнинга, а также рассказами о путешествиях на автомобилях и другой технике.
Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
Путешествие в Исакову пустынь
В компании двух Prado и Pajero Sport, обновленный Fortuner отправился с нами в Ярославскую область для поиска проезда к Исаковой пустыни.
12 января
На "Спайдерах" к линии Маннергейма
BRP Spyder малопригоден для езды в городе, но для путешествий он оказался отличным вариантом для тех, кому хочется чуть больше, чем два колеса.
16 июня
На УАЗе по высокогорной дороге Timmelsjoch
Проехать на классическом УАЗ Хантер по одной из красивейших горных дорог Европы - особое удовольствие.
2 сентября