Странствия в полярной ночи на Соболе 4х4

Странствия в полярной ночи на Соболе 4х4

Странствия в полярной ночи на Соболе 4х4

25.09.21
Поделиться:
Решение поехать по Северу Норвегии и Финляндии зимой было не самым удачным. Причем опыт подсказывал, что зимние путешествия лишены серьезной составляющей любого путешествия - зрелищности, потому что в полярной ночи светлое время суток слишком мало, а за него надо успеть доехать до следующей "контрольной точки". Это означает, что большую часть "дня" ты едешь, а знакомишься с новыми местами в сумраке или в полной темноте.

Если спросите, стоит ли ехать в Арктику зимой, отвечу: стоит, но лучше сделать это поздней весной. Исключением будут регионы, в которых предстоит передвигаться по зимникам и ледовым переправам - они, как правило, в апреле приходят в плохое состояние. Что же до Норвегии, то здесь история немного другая, потому что в Норвегию едут для того, чтобы побывать зимой на мысе Норд Кап или увидеть незамерзающие фьорды.


Все дело в том, что подъехать к фьордам зимой практически невозможно - дороги прочищены только до жилья, а проехать по грунтовым дорогам невозможно. Дороги в большей части не предусмотрены для автотуризма, а это означает отсутствие парковок и смотровых площадок. Максимум можно встать на обочине в широкой части и попытаться увидеть и сфотографировать вид на фьорд через высокие брустверы снега, созданные тяжелой техникой при расчистке дорог.


В итоге то, ради чего мы отправились в Норвегию осталось где-то за бруствером, а сама заполярная Норвегия зимой - это довольно унылый образ Севера. Нет, не плохой, но серый и пасмурный, несмотря на то, что норвеги всячески стараются его украсить яркими цветами домов, включенной в окнах иллюминации и подсветкой улиц.


Отдельно стоит упомянуть дорожное движение:

Во-первых, до некоторых мест можно просто не доехать, потому что банально закроют дорогу из-за метели, которая даже в слабом своем виде может устроить сильные переметы и сделать дороги непроходимыми. Это примерно как дорога на Териберку. Нам не повезло доехать до Норд Капа, потому что дорогу закрыли именно из-за метели, и она нас еще настигнет впереди.

Во-вторых, несмотря на зиму на севере Финляндии многие дороги имеют ограничение скорости в 100 километров в час. Может быть сейчас что-то изменилось, но пару лет назад было именно так: на юге страны зимой 80 км/ч, а на севере - 100 км/ч. Ехать по хорошо очищенным дорогам на хороших шипованных шинах (в нашем случае это были шины Nokian Hakkapeliitta 8 SUV) приятно и безопасно. Самое страшное только когда рядом проезжает фура, а за ней в течение пяти секунд ты едешь просто в молоке.


Кстати, при пересечении границы между Финляндией и Норвегией вас могут остановить таможенники. Границы между этими странами, входящими в Шенген, нет, но с перевозкой через границу сигарет и алкоголя в большом количестве могут возникнуть проблемы. Традиционно в Финляндии, Норвегии или, например, в Исландии, очень высокие таможенные сборы за импорт алкоголя, что накладывает ряд ограничений на его перевозку даже внутри Шенгена.


Если думаете, что я пошутил по поводу легкой метели и ее значимости для дорожного движения, то это вы зря. Даже имея опыт езды по Русскому Северу, двигаясь на юг, уже перейдя границу Финляндии, уехав от горных перевалов, я не придал значение усиливающемуся ветру, не зная коварности этих мест. Как итог, даже при всей проходимости Соболя 4х4, наличии сенд-траков, блокировки и даже лебедки, я оказался в снежном плену. Сначала не увидел вешек по краям дороги и уехал с нее, потом меня начало заносить снегом, с чем я боролся постоянным обкапыванием автомобиля.

Когда пурга стихла ко мне не смог подъехать даже обутый в цепи грузовик спасателей с формулой 6х6. Он рвал цепи и спрашивал: "русский, как ты сюда проехал!?". Не смог меня вытащить и трактор, сам еле доехавший до меня, расчищая снег ковшом. Пока финны уехали за большим трактором я обкопался, подложил траки и почти вылез обратно на асфальт. Оставалось чуть-чуть и сцепления колес катастрофически не хватало - помог проезжавший мимо грузовик с русскоговорящим парнем из Прибалтики, за что ему огромное спасибо и мы до сих пор дружим.


Наш Соболь спасло то, что впереди стоял силовой бампер от РИФ, который защитил морду и радиатор от столкновения с плотным снегом на обочине дороги. Заметенный свежим снежком бруствер, также оставленный снегоуборочной техникой, без силового бампера мог просто снести половину передней части Соболя, поломать нежный радиатор и оставить нас без возможности дальнейшего движения своим ходом. Так что, чтобы там не говорили про силовики, я знаю уже несколько случаев, когда они становились палочкой-выручалочкой в дальних путешествиях.


Еще одним недостатком зимнего автотуризма по Скандинавии является отсутствие инфраструктуры. То есть, вы видите у дороги туристический центр или кафе, думаете, что сейчас выпьете горячего какао, прикупите сувениры, а оказывается, что кафе или центр не работает в зимнее время, потому что почти нет туристов. И так во многих местах, если это не горнолыжные курорты.

Зато, именно зимой одно из самых "крутых" мест Финляндии выглядит так, как никогда не будет выглядеть летом - это, так называемое, поле "тихих людей". Если попасть сюда в темноте или в сумраке, то не ровен час можно лишиться здравого рассудка или вспомнить, что не приобрел с собой памперсы. Зачем такое поле сделано не знаю, летом тут собираются какие-то фестивали, а зимой оно выглядит жутко, но жутко интересно.


Сказать, что мы зря потратили деньги и время на это путешествие я не могу. Я приобрел бесценный опыт, увидел то, от чего теперь оговариваю других, хотя сам с удовольствием продолжаю путешествовать зимой, в том числе за Полярным Кругом или просто по северным территориям. Скоро наступит следующая зима, а значит можно уже готовиться к следующим приключениям. Пусть пока и будем исследовать только российский Север, что тоже очень неплохо, так как в нашей стране есть множество мест, в которые можно попасть только зимой.


Следите за публикациями портала OffRoadClub.Ru, который теперь представлен в новом облике и потихоньку будет наполняться нашими обзорами и тестами автомобилей, снаряжения и тюнинга, а также рассказами о путешествиях на автомобилях и другой технике.
Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
#GeorgioArmaniTrip. Часть вторая. Армения
Вторая часть рассказа Алексея Климова о путешествии в Грузию и Армению.
В Африку и назад: Не новогоднее путешествие
Можно ли проехать 14 стран, больше 13 тысяч километров, меньше, чем за три недели и по цене отдыха в Сочи?