Выставка «Вездеходер 2019»
В последние выходные октября мы посетили выставку «Мотозима», в рамках которой проводился показ внедорожной техники под названием «Вездеходер».
Из интересного именно для нас в мотоциклетной части экспозиции – мы просто мало в этом понимаем – стоит упомянуть стенд компании BRP с красивыми и нарядными, хотя и уже известными российским поклонникам преодоления бездорожья, моделями техники.
На вездеходной части выставки интересных для нас экспонентов также было меньше, чем хотелось бы, но кое-что интересное мы все-таки отметили.
Вездеходы Пелец моделей Транспортер и Мини.
Честь гусеничной техники защищали хорошо известные на просторах нашей родины череповецкие вездеходы Пелец моделей Транспортер и Мини.
Пелец Мини имеет не сильно распространенную в вездеходостроении самолетно-истребительную/квадроциклетную компоновку, что позволяет уверенно чувствовать себя в стесненных условиях леса, где узкой машине легче протискиваться между деревьями. Еще одним представителем семейства гусеничных на выставке стала
Терраника, о которой ORC уже писал ранее.
Остальные вездеходы выставки относились к активно развивающемуся направлению колесной техники на шинах низкого давления. Здесь были представлены несколько самодельных машин, собранных по уже устоявшимся канонам.
Прототип болотоход на базе Оки и Grand Cherokee.
Концепция у большинства строителей болотоходов одна, различаются только комплектующие – по бюджету и степени доступности.
Один из популярных вариантов – использование недорогих кузова, мотора и КПП от давно вышедшей в тираж Оки.
Кузов с двигателем ставится на раму, к ней же крепятся мосты и раздатка, в представленном на «Вездеходере» автомобиле – от Grand Cherokee.
Прототип болотоход типа «каракат».
Еще одна показанная на выставке конструкция в народе часто именуется «каракат», только здесь она была не трех-, а четырехколесной.
По сути это маленькая машинка для двоих, на которой можно отъехать недалеко от деревни, к примеру, пособирать клюкву на болоте. Конструктив предельно прост – пространственная рама, на которой закреплены агрегаты и колеса-«ободрыши».
Грубо говоря – все примерно как у «Оки», только вместо автомобильного кузова – некое подобие каркаса безопасности с крышей. Места для багажа практически нет, для дальнобоя не подходит, скорее для коротких вылазок.
Прототип болотоход по типу «Шерп».
Был здесь и прототип, смахивающий на модный нынче Шерп. И такой же схемы: расположенный в базе двигатель и бортовые цепные передачи на колеса.
Машина прошла немало километров. Хозяева ее продают, видимо, чтобы построить что-то новое.
Ну а гвоздем программы выставки, привлекавшим повышенное внимание, безусловно, был новый вездеход Алексей Гарагашьяна, который скоро пойдет в серию.
Не Шерп
Новый вездеход получил название AG 20 – это двадцатый по счету вездеход на шинах низкого давления, разработанный Алексеем Гарагашьяном.
Логично называть его «Не Шерп», хотя он имеет и имя собственное – AG 20.
Стоит отметить, что Гарагашьян – это уже не Шерп, а Шерп – уже не Гарагашьян. Ставить между этими именами нарицательными знак равенства теперь нельзя.
К сожалению, жизнь сложилась так, что партнеры разошлись и проект Шерп теперь существует автономно, а его создатель Алексей Гарагашьян продолжает свою любимую тему разработки новых вездеходов. В его голове масса интересных идей, которые он собирается реализовать в ближайшем будущем.
Алексей Гарагашьян у своего вездехода AG 20.
AG 20 – бортоповоротный вездеход с дизельным мотором Kubota.
Проект AG 20 – это продолжение и развитие прежней концепции: бортоповоротный вездеход оснащен все тем же исключительно надежным полуторалитровым дизельным мотором Kubota, который Алексей называет «вечным двигателем», коробкой передач от Лады Гранты и распределением крутящего момента по бортам через цепные передачи.
Поворот осуществляется за счет торможения колес одной стороны, благодаря чему и происходит изменение направления движения.
Новый вездеход больше Шерпа, особенно это заметно внутри. Он вполне подходит для путешествия четырех человек с изрядным багажом. В машине большое количество всевозможных девайсов, отвечающих за комфорт.
AG 20 больше Шерпа, особенно это заметно внутри. Объем грузо-пассажирского отсека составляет 5,5 кубометра.
Идеологически этот вездеход уже не просто утилитарное транспортное средство повышенной проходимости, имеющее обычную сидушку и рычаги управления – на все остальное в лесу, в грязи и на болоте можно не обращать внимания.
AG 20 остается одним из лучших в мире «проходимцев», но при этом предлагает относительно высокий уровень комфорта, если это понятие вообще применимо к условиям тотального бездорожья.
В зависимости от потребностей заказчика машина может стать комфортным домом для двоих, удобной машиной с возможностью ночевки четверых человек или чисто грузовым фургоном. Вариантов трансформации и отделки внутреннего помещения очень много.
Повышенное внимание в AG 20 уделено комфорту и вместительности – внутри по ходу движения могут удобно разместиться 4–5 человек, а максимально – до 11 человек.
Главная изюминка «Не Шерпа» в области удобства для путешествующих – подъемная крыша.
На представленной на «Вездеходере» машине это пока не реализовано, но идея находится в стадии разработки и, будем надеяться, пойдет в серию.
Это будет уникальное сочетание комфортного жилого модуля и мощного по проходимости вездехода – кемпер на базе болотохода.
AG 20 может эксплуатироваться и при температуре –60 градусов.
Материалы внутренней обивки кузова сочетают в себе шумоизоляцию, вибропоглащение и способность сохранять тепло.
Машина обещает быть очень теплой – здесь отличная термоизоляция, двойное остекление качественным поликарбонатом, автономный отопитель с двумя датчиками для поддержания заданной температуры в салоне.
Также в машине установлены шторки, перенаправляющие забор воздуха изнутри салона: подразумевается, что вездеход может спокойно эксплуатироваться и при температуре –60 градусов.
1/6
В AG 20 посадка водителя хорошо просчитана.
2/6
Управление осуществляется штурвалом, на который выведены основные переключатели систем вездехода.
3/6
Управление осуществляется штурвалом, на который выведены основные переключатели систем вездехода.
4/6
Управление нового AG 20 осуществляется штурвалом, на который выведены основные переключатели систем вездехода.
5/6
Управление нового AG 20 осуществляется штурвалом, на который выведены основные переключатели систем вездехода.
6/6
Выставка «Вездеходер 2019» и новый вездеход Гарагашьяна «Не Шерп».
Управление вездеходом также изменилось и соответствует веяниям времени. Перед водителем огромный монитор с навигацией и штурвал, на который выведено управление основными системами машины, все, что должно быть под руками, находится на рычагах.
В салоне теперь не тесно, посадка водителя хорошо просчитана, установлены удобные автомобильные кресла, есть подлокотники, тянуться до не попавших на рычаги кнопочек не нужно.
В машине много электроники, никоим образом не влияющей на живучесть вездехода, но делающее его удобнее, чуть ближе к современному автомобилю и комфортнее: раздельные датчики температуры в передней и задней частях отсека, высокоточные датчики давления в шинах, вольтметры на каждый из трех аккумуляторов. Все для понимания состояния вездехода и удобного управления им, и ничего лишнего.
Запас хода AG 20 достигает 1000 километров.
Вездеход при своих приличных габаритах получился не очень тяжелым, вес представленного на выставке прототипа 1800 килограмм.
Что еще стоит отметить в новой разработке, так это два больших топливных бака по 200 литров каждый. Могут ли другие вездеходы похвастаться таким большим штатным запасом топлива на борту? И для того, чтобы воспользоваться этим запасом не нужно ничего перекачивать и вообще выходить из вездехода – достаточно нажать клавишу.
Учитывая хорошую экономичность дизеля Kubota, запас хода автомобиля огромен – совершенно спокойно можно уходить в серьезное автономное путешествие. Существует возможность установить и дополнительные баки-канистры в колеса, но и без них запас хода достигает 1000 километров!
На AG 20 установлены шины ТРОМ максимального размера.
Пока прототип ездит на шинах ТРОМ максимального размера и тестовые испытания будут проходить на них же. Останутся ли они на серийных образцах пока не известно, поскольку рассматривается возможность создания собственных покрышек.
Остались три главных вопроса. Первый – что с Шерпом? Понятно, что без поддержки Гарагашьяна Шерп уже не тот, кто им будет заниматься и какое конструкторское развитие будет у этой машины, сказать пока нельзя. В любом случае, это уже не авторский проект Алексея Гарагашьяна, и следить за ним будет менее интересно, чем за новыми разработками знаменитого вездеходостроителя.
Когда «Не Шерп» пойдет в серию? Пока говорить рано, потому что на данный момент создан только первый прототип машины, проходящий этап доводки. Впереди еще ходовые испытания, обещающие быть длительными, серьезными и сложными – предполагается, что машина должна пройти около 5000 километров в условиях серьезного бездорожья. И только после этого вездеход сможет пойти в серию.
AG 20 – первый прототип машины, проходящий этап доводки.
И самое интересное – сколько стоит? Вопрос пока открыт, идет экономический обсчет производства вездехода, и цена пока не сформирована. Можно предположить, что он вряд ли окажется дороже Шерпа, цена на который и так задрана.
В то же время, он не будет и сильно дешевле – машина сложна технически, к тому же Гарагашьян не склонен экономить на комплектующих. В отделке и оборудовании машины используются только качественные, а значит – недешевые материалы. А поскольку проект коммерческий, он должен и прибыль приносить. Предполагается, что цена будет примерно равна стоимости Шерпа или немногим ниже.
Мы с нетерпением ждем ходовых испытаний вездехода, Алексей любезно обещал предоставить нам такую возможность, как только машина будет доведена до такой степени, когда на ней можно будет спокойно и уверенно путешествовать по лесам и болотам.
Предполагается, что цена AG 20 будет примерно равна стоимости Шерпа.