Снегоболотоход Шатун. Еще один «везделаз»

Снегоболотоход Шатун. Еще один «везделаз»

Снегоболотоход Шатун. Еще один «везделаз»

20.03.20
Поделиться:
Самое обидное, когда ты почти доехал, но дальше только «на собаках».

В этот момент понимаешь, что наступило время настоящих вездеходов и мы уже не первый год ищем для себя варианты, чтобы и в огонь, и в воду, и в путешествие. Гусеничный вездеход мы уже попробовали и поняли, что этот вариант не для наших целей. Теперь пора попробовать колесную технику, но ведесущий «Шерп» слишком мал, поэтому отправились знакомиться со снегоболотоходом «Шатун».

Конструктив

Конструктивно Шатун является сочлененным вездеходом с переломной в одной плоскости рамой. На таких ездить не приходилось, поэтому не возьмусь давать оценку, плохо это или хорошо. Производитель уверяет, что конструкция лучше выдерживает преодоление заболоченной местности. Корпус состоит из двух половин «лодок», соединенных каналами для проводки и тяг управления. Именно поэтому Шатун не тонет, спускаясь на воду. В дополнение наполненные воздухом колеса дополняют запас плавучести.


Не внушает доверия низкое расположение решетки забора воздуха для двигателя, но спустившись на воду увидели, что уровень воды намного ниже. Примерно там же, в центре конструкции, но в задней части вездехода расположен и двигатель.

В салон можно попасть двумя способами: водитель и пассажир — через переднюю распашную дверь, похожую на дверь Шерпа. Задние пассажиры и груз загружаются через заднюю дверь, борт которой расположен достаточно высоко и залезть туда та еще задача.

Охотники и фотографы оценят верхние люки. Люк пассажирского отсека удобен, а вот люк над водителем какой-то бесполезный. Стоять в заднем люке во время движения или заплыва — отличное развлечение.


Задняя часть обустраивается по желанию заказчика, а в нашем случае в нем не было почти ничего. Ехать там было больно отдельным частям тела. Под заказ в кузове устанавливают кресла или ящики для снаряжения. Поперек встают два кресла, стол, а по бокам можно организовать багаж + спальные места.

Топливо распределено между баком в задней части и запасными «канистрами» в колесных дисках, где хранится резерв.

Техника и технологии

Дизельный двигатель Kubota устанавливается вместе с коробкой передач от Лады Гранты. Коробка развернута наоборот, поэтому переключение происходит нестандартно: первая передача — это вправо и назад.

Крутящий момент с коробки на колеса передается с помощью измененных мостов от УАЗа с установленными блокировками. В плане запчастей это хорошо, но мы же знаем, как узлы российского внедорожника переносят серьезные нагрузки, которых вездеходу не избежать. Полуоси тут не как у «семидесятой» Тойоты.

Стационарный компрессор отвечает за блокировки, а накачивание колес осуществляется за счет выхлопных газов, и происходит это очень быстро. Нет... невероятно быстро. Колеса накачиваются быстрее, чем стравливаются.

У производителя есть мысли внедрить АКПП, что сделает вездеход очень комфортным. По опыту езды переключаться не всегда удобно, так как из-за отсутствия «наката», за время переключения вездеход успевает почти остановиться.


Шатун едет по асфальту со скоростью 45–50 км/ч, но даже на этой скорости внутри уже довольно неуютно. Зато по пересеченной местности он ползет с завидным упорством, водителю приходится только выбирать траекторию, чтобы не перевернуться или не попасть на серьезное препятствие.

Управление

Управление вездеходом осуществляется обычным автомобильным рулем, который приводит в действие гидроприводы, переламывающие раму. Угол поворота при этом слишком мал для сложных маневров в тесном пространстве.

Улучшает маневренность бортоповоротная схема, реализованная путем подтормаживания колес с одной стороны. Для использования этого способа на Шатуне необходимо будет заранее разблокировать дифференциалы, если они были заблокированы на серьезном бездорожье. Это не всегда можно сделать быстро и безопасно.


По воде Шатун «ползет» вращением колес и управляется только подтормаживанием колес. При этом по бокам поднимаются такие столбы воды, что зрелище в зеркалах завораживающее.

Выход из воды уверенный, включая выход на твердую ступеньку под уклоном. Важно следить за геометрией, чтобы не перевернуть вездеход через крышу назад, поверив во всемогущество.

Тактика применения

Вездеходов становится все больше и больше, но они как были, так и остаются еще диковинным зверем и используются больше для развлечения, а не для дела: каталки на базах отдыха, небольшие проезды от охотничьей избушки и т.п.

Наши задачи: доставить четырех человек и экипировку в труднодоступные места в течение не одного ходового дня. Это значит, что кроме снаряжения и еды, необходим запас автономного хода и комфорт.


Внутри Шатуна шумно и сильные вибрации. Одной шумоизоляцией этот вопрос не решить, а за пару дней езды в таких условиях голова станет квадратной. Плюс придется ужиматься в объемах багажа и в организации спальных мест.

Шатун показался нам очень интересным вездеходом, и даже чем-то интереснее Шерпа, но с нашими задачами он не сопоставим, поэтому решение о приобретении так и не было принято.

Технические данные

Двигатель
Дизель Kubota, 1500 см3, 43 л.с.
Расход
3 литра в час
КПП
механическая, 5 ст., от Лада Гранта
Трансмиссия
4х4, с блокировкой межколесных дифференциалов
Длина / Ширина / Высота 4000 мм / 2520 мм / 2300 мм
Снаряженная масса
1850 кг
Полная масса 3 000 кг
Грузоподъемность
1000 кг
Скорость на суше
45 км/ч
Скорость на воде
около 5 км/ч
Топливный бак
70 литров + доп. баки в колеса


Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
Старт экспедиции «Россия 360»
Участники уникальной континентальной экспедиции проедут вдоль всех сухопутных границ нашей страны

Вездеход ARGO: Безумству храбрых поем мы песню...
С точки зрения здравого смысла эта конструкция должна была утонуть, но почему-то этого не произошло

Видео тест-драйва вездехода Terranica Dreamtrack
Видео с тест-драйва гусеничного вездехода Terranica Dreamtrack