Александр Трушников об истории внедорожного движения в России

Александр Трушников об истории внедорожного движения в России

Сегодня к поклонникам офф-роуда себя причисляют миллионы людей от Калининграда до Владивостока, объезжены и изъезжены несчадное количество болот и топей, покорены самые потаенные уголки родного края. И вроде бы все хорошо и всегда есть, что вспомнить. Но интересно знать, «откуда ноги растут». Началось все несколько десятков лет назад, в числе первых и главных стоял известный Сан Саныч Трушников. С ним о судьбе российского внедорожного движения и просто о «Ладоге» мы и ведем речь.


— История — предмет, наверно, самый спорный и местами крайне забывчивый. Современные поклонники офф-роуда могут не знать прародителей этого движения в России. Когда и с чего для вас все началось?

— Я сам на вседорожном фронте от момента рождения, родители геологи и родился я в геологоразведочной партии, вместо пионерлагерей — летние полевые сезоны… После школы — работа на УРАЛАЗе. Потом институт и стройотряды — проводили свет в глухих деревнях Пермской области, куда машины затаскивали тракторами. Там и сел впервые за руль — когда у нас кончился одеколон, водители разбежались; еще производственные практики в районе Самотлора с колоритом бездорожья, а потом 17 лет в Спецэлектромонтаже без отпусков и выходных — служебные машины: УАЗ, ГАЗ 66, Уралы и ЗИЛы131…

Первые публикации и рекламная компания Camel Trophy, потом меня не приняли с «Нивой» в появившийся первым клуб 4х4, потом рыбалки в Карелии и на Ахтубе, потом… увидел Range Rover, полузакрытый московский Land Rover Club, гордое наблюдение «свысока» на покатушки в Крылатском, первые знакомства с внешним миром, а потом… Первая «Ладога», Школа Land Rover в UK, Арктик-Трофи, завязывание с постоянной работой и переход в следующую жизнь — объединение клубов и создание правил игры в трофи-рейдах…


— Опять же бывалые часто любят повторять, что, мол, и трофи уже не то, и соревнования не такие… А как оно было в ваше время и чем существенно отличается от времени нынешнего?

— Не надо путать трофи, как образ жизни, и трофи, как спорт. Это совсем разные понятия, ибо амбиции там разные. Я специально изначально уделил несколько лет жизни, чтобы амбиции спорта не мешали мне спокойно созерцать то, что я хочу и где я хочу. Что до соревнований, трофи-рейдов, так это естественный процесс развития дисциплины спорта и как в любом развитии неизбежны ошибки, особенно когда цели и задачи управляющих процессами отсутствуют и/или носят частный характер…

В трофи, как образе жизни ничего не изменилось, кроме носителей, техники и разных «приблуд» — аксессуаров и дополнительного оборудования. Причем по-прежнему можно и минимизировать затраты: у меня одной машине 14 лет, а другой 23, надо уметь содержать машину и вовремя отсеивать спортивные амбиции — в трофи-туризме нет места для «я», но есть понятие доставшееся нам от Camel Trophy: «Мы сделали это».


— Движение — жизнь. И если бы трофи не изменялось, в него не приходили новые люди, оно со временем бы зачахло… Если уйти в другую сторону, смирившись, что все не так и так уже не будет, чего бы вы еще нового добавили в это движение?

— Зачахнуть ничего не может просто так, также как и возникнуть. Есть предпосылки — развивается, уходит необходимость — искусственно уже не удержать.

Сейчас в спорте, еще раз повторюсь, нет главного — цели развития, поэтому все задачи ставятся сиюминутные, а значит, нет достойных, долговременных и основополагающих решений…

Созданная в 2000 Ассоциация Трофи Клубов выполнила главную задачу и достигла свои целей: за 4 года была создана новая дисциплина в автомобильном спорте. Было определено пространство общения, выработаны общие термины, написаны основные правила игры. Все создано на энтузиазме актива первых клубов страны.

Следующий необходимый этап — это создание объединения оффроуд-бизнеса, который, по моему мнению, и должен корректировать правила развития в рамках ему выгодных, соответственно стимулируя это развитие средствами… пока этого не будет — все будет криво. Это первый постулат. А второй – это законопослушность. Уже давно пора привести ППС к законодательству нашей страны. Рыбу такой классификации, как машин, так и трасс я написал в 2010 году и задекларировал ее на АБТ 2010 — но до этого надо, чтобы сознание участников и оргов выросло из штанишек личных амбиций…

Сегодня руководство трофи-рейдами как спортом происходит «через задницу», то есть с точки зрения вчерашнего обеда, а так можно только диагностировать заболевания, но никак не получать рекомендаций по долгосрочным перспективам.

Трофи, как туризм, вовсе не имеет никаких преград на своем пути и в дальнейшем продолжит увеличивать скорость развития и количество участников, ибо это движение имеет четкую цель, определенную самой жизнью — познание себя и мира. Что касается ограничений со стороны государства, так по территориям, так и по изменению облика машины — это лишь вопросы этики и морали общества. Я нашел свой баланс, в частности моя машина удовлетворяет требованиям ПДД всех стран мира. Проехав больше половины азиатского континента, понял, что для трофи «целого мира мало»…


— Первое всегда помнится лучше всех последующих. Расскажите подробнее про свою первую «Ладогу»? С чего для вас началась «Ладога»?

— Рассказывать о Первой «Ладоге» — это все равно, что рассказывать о Первой Любви. У каждого в жизни должна быть Первая «Ладога». Но об этом лучше не вслух и сдержанно. На первую в стране «Ладогу» мне в моем клубе не рекомендовали ехать, это нарушало устои «элитарного» Land Rover Club, мы уже тогда собирали на свои внутренние покатушки десятки машин одной марки. Но в последний момент мне «разрешили» ехать под флагом клуба и дали в дорогу аксессуаров.

Доехали до Питера, зашли с моим штурманом в коммуналку к Юре Овчинникову, познакомились и отдали стартовые взносы, за что… не понимали вовсе, тем более пачки из-под чая на стене не давали повода думать о хорошей участи. Надо понимать, что машинка была блестящим Range Rover «в коже-роже»… Проверили авто в питерском Бош-сервисе, переночевали в гостинице на Ваське и поехали на трассу пролога.

Обилие разноколиберных машин ошеломило. С трудом сдерживались, чтобы не «впасть в блуд» и не зажечь на все деньги. Потом привычный по покатушкам с родным клубом конвой и атмосфера полного единения с природой и людьми на нее выехавшими. Первая серьезная травма на дюнной гонке и поиск в перестроечном пространстве Карелии больницы и материалов для гипса.

Дальше место, которое сейчас называется Малое Оффроудное кольцо, перед которым на брифинге Юра сказал, что не уверен, что мы там поедем в принципе; совместное строительство международного автобана, порванный в ямах от неустановленных надолб кардан — помощь братьев Александровых в ремонте, падение и доставание машины Саши Дерюгина, ярость латышей, ночной повтор кольца… водопад, почти суточное движение в никуда во главе конвоя, и друзья… не буду их перечислять — практически все они и сейчас в строю — посмотрите списки Первой «Ладоги», за исключением тех, кто ушел далеко…

О, еще итоги, второе место в ТимСпирите (первое у Жени Ведерникова), призы — куртка от РедФокса до сих жива…И эмоции через край, и чувства единения, и… короче, до сих пор торкает.


— Как один из отцов офф-роуда и самых частых людей на «Ладоге», дайте советы новичкам. На чтобы при подготовке к соревнованию вы рекомендовали им обратить внимание? И с какими неожиданностями они могут столкнуться на соревновании?

— Главное в любой поездке, как и в жизни: «не грузи ближнего, тогда есть шанс, что и он не нагрузит тебя». Поэтому, собираясь на «Ладогу», постарайтесь, как минимум, прочесть документы и требования организаторов, как максимум — понять их, чтобы при случае напоминать о них оргам — им правила некогда читать, да и «недосук», но… Напоминать им об их правилах надо ненавязчиво, чтобы не обиделись и не отошли от управления вовсе.

Сдержанность надо проявлять и на трассе, стараться давить эмоции азарта и чувствовать разницу терминов «чувство локтя» и «чувство толпы».

Будь вежлив и предупредителен: «Прежде чем утонуть самому — посмотри, как тонет товарищ». Следуй правилу: «Все легенды врут, ибо их составляют люди, поэтому по легендам не ездят — их читают… как сказки, ища намек».

Следующее правило: «Не надо помогать, лучше не мешать — это относится как к непрошенной помощи, так и к поведению машины».

Характерной особенностью «Ладоги» является естественное желание организаторов убрать как можно большее количество народа в первые дни, «баба с возу — коню легче», но не стоит облегчать участь оргов (они «козлы» по определению) — это оплаченная услуга, поэтому старайтесь не заводиться в первые дни и появятся гарантии, что сможете «сидеть на шее» оргов до финиша, после которого вы поймете, что на этой шее «где сядешь, там и слезешь».

Главная традиция Ладоги — это дух товарищества и взаимопомощи, замечу при этом, что «гусь свинье не товарищ», а «участник не умеет летать» — сделаете правильные выводы — пройдете Ладогу…

Короче, как говорил мне в школе, не годам мудрый друг: «Дави в себе гада и все будет хорошо».


— А какой у вас любимый спецучасток или место на «Ладоге»?

— «Малое оффроудное кольцо», «пляжи Видлицы», «Водопад», «грейдер после Лахдепохья», шхеры… да практически, все участки без исключения — ребята умеют показывать местность.


— «Ладога» — это, как известно, прежде всего люди. Какие люди для вас в первую очередь символизируют «Ладогу»?

— Сейчас начну умничать, бойтесь…

Любое общество, а тем более сообщества могут поддерживаться внутренний порядок и покой только за счет наличия особой группы людей. В цивилизованном обществе эти группы определяются термином «Элита»… Вот почему на территории Советского Союза элита уничтожалась прежде всего: в управлении государством, армией, наукой и т.д… Основной характеристикой элиты является ее независимость, как в суждениях, так и поступках. При этом эта независимость не наносит ущерба окружающим, она самодостаточна.

Наличие в сообществах элит — это основа стабильности общества, ибо не управляет напрямую, само присутствие элиты корректирует мораль, появляется способность общества остужать «революционеров-реформистов» и/или отпускать их к богу или к стенке навстречу… Так вот, люди, организующие и участвующие в Ладоге, сегодня составляют костяк незримой элиты оффроуд сообщества (пусть пока слабой, но зато молодой), причем не только в нашей стране, но и в странах Балтии. У них м.б. различные жизненные ситуации и собственные позиции (поэтому я не буду называть фамилий), но практически вся сегодняшняя и будущая «элита» оффроуда России прошла или пройдет через «сито Ладоги».


— Увидим ли мы вас на «Ладоге 2012»?

— Я давно не живу по плану, я «его курю», а еще точнее — живу по пословице из Азии: «Надо иметь планы и не иметь их», поэтому доживем-увидим, но… каждый год в день старта Ладоги внутри происходит маленький переворот…, а если не поехал, то внутренний голос говорит: «Какой же ты козел»…

Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
ГАЗ–М72 «Круче Победы»
Не поверите, но на этот автомобиль впервые в СССР поставили омыватель лобового стекла...
Реклама как и проституция: древняя и вечная тема
Если вам кажется, что реклама на автомобилях это символ современности, то вы сильно ошибаетесь...
Mickey Thompson (Мэрион Ли «Микки» Томсон) 1928–1988
Mickey Thompson – не просто марка резины, а имя реального человека, легендарной и знаковой личности в мире автоспорта.