Всегда интересно поразбираться, откуда появились уже давно привычные нам вещи. Иногда можно натолкнуться на удивительные истории. Правда, в случае со шноркелем ничего прям уж сверхъестественного выяснить не удалось, но все равно любопытно.
Начнем с того, что само слово – немецкое, Schnorchel. И по языковым канонам читается «шнорхель», а такое произношение на русском встречается, хотя большинству привычней все же через «к». Если уж цепляться за правильность произношения, то там и в начале звучит более мягкое «ша» ближе к «ща», и посередине не просто «эр», а клокочуще-гроссирующее, немецое.
Впрочем, если брать английскую версию – snorkel – там фигурирует именно «кей», правда, и в начале стоит чистое «эс». В общем, не будем усложнять себе жизнь, говорим и пишем, как привыкли.
Слово обозначает дыхательную трубку для пловцов. Тут все просто. Но чтобы появиться на автомобилях, эта трубка проделала не такой уж простой путь.
Как часто бывает в промышленности, те или иные технологии приходят в гражданские сферы от военных. Вот и шноркели получили первичное распространение на подводных лодках. До их появления субмарины должны были всплывать для того, чтобы «дать подышать» как двигателям, так и людям. Но в момент всплытия, понятно, судно становится уязвимым для атаки противника.
А если на малой глубине вместе с перископом поднимать дыхательную трубку, не показываясь из воды, то лодка куда менее заметна, и может быстро погрузиться глубже.
Массово такие «трюки» стали выполнять именно немцы во время второй мировой войны. Поэтому встречается версия, что шноркель именно в качестве поставщика воздуха для ДВС в Германии и придумали. Но, видимо, появился он все же раньше.
Однозначных данных по этому поводу нет. Как будто бы официальной датой изобретения судового шноркеля считается 19 мая 1916 года, и в качестве автора указан инженер английской фирмы Scott's Shipbuilding & Engineering Co Джеймс Ричардсон.
Однако же есть информация, что ещё во время русско-японской войны (1904–05 гг.) с российской стороны в боевых действиях участвовала переделанная из обычной надводной полуподводная (они для скрытности передвижения ходили с частичным погружением) лодка «Кета», которую ее командир Сергей Янович оснастил ведущей к мотору длинной трубой над корпусом.
В 910-м году шноркель на своей подлодке «Скат» стал использовать другой русский военный мореплаватель Николай Гудим, и далее некоторые другие субмарины Российской Империи оснащались подобным устройством.
Повторимся, все это исторически зафиксировано весьма размыто, но, как видим, не обошлось без нас, и немцы, судя по всему, первыми тут не были.
А вот по поводу того, кто именно впервые начал ставить шноркели на автотранспорт, нет даже примерных данных. Но изначально внешний поднятый воздухозаборник появился не на внедорожниках или каком-то ином транспорте, а на сельскохозяйственной технике – тракторах, комбайнах и т. п.
Это объяснимо, ведь полевая работа ведется в условиях сильной пыли, а двигателям нужен воздух почище.
Собственно, и на внедорожниках изначально шноркели ставили не для преодоления бродов, а именно для борьбы за чистоту поступающего к мотору воздуха. И, кстати, на многих машинах под арабские рынки (те же Land Cruiser 70-х серий) даже в наши дни штатный шноркель не является герметичным, и фигурирует ровно для того, чтобы движок не наглотался в пустыне песка.
Это нужно учитывать, поскольку в нашей стране использование внедорожника почти гарантированно связано с преодолением бродов, поэтому заборник воздуха щелей иметь не должен.
В некотором роде история закольцевалась: шноркель был изобретен для защиты судовых двигателей от воды, и век спустя с той же целью ставится на автомобили. История этого изобретения не до конца очевидна, но польза очевидна безусловно.