Пневмоинструмент: удобно, надежно и люди не гибнут
Пневмоинструмент: удобно, надежно и люди не гибнут
И вновь решили порадовать (очень надеемся, что именно так) своих читателей материалом из импровизированной рубрики о происхождении разных полезных приспособлений, применяемых в нашей полноприводной автожизни. Сегодня речь о применяемом как любителями, так и профессионалами пневмоинструменте.
На всякий случай оговоримся, что пневматический – это инструмент, генерирующий либо использующий для своей работы воздух. И прародителями такого инструмента являются известные со стародавних времен кузнечные меха, эдакий протокомпрессор с ручным или ножным приводом.
Серьезный импульс движению от примитивного использования воздуха к более серьезным вещам придал немецкий физик и инженер Отто фон Герике. В 1650 году Герике изобрел первый воздушный насос, благодаря которому создавался вакуум.
Одним из экспериментов в данном ключе был памятный многим из нас по школьной программе фокус с так называемыми «Магдебургскими полушариями»: две медные полусферы соединялись между собой, из получившегося шара откачивался воздух, а к полушариям с каждой стороны привязывались по 8 лошадей, которые тащили изо всех сил, но не могли разъединить конструкцию.
Это была по большей части просто потеха для публики, однако Герике проводил и серьезные работы по изучению феномена вакуума и роли воздуха в горении.
Толчком к прикладному использованию пневматики послужило появление пневматической трубы, а точнее самой идеи, что сжатый воздух в трубе может быть движущей силой. Кто именно был в данном вопросе первопроходцем, сказать сложно. Первый документальный патент на пневмотрубу был выдан в США лишь в 1940 году.
Но еще в 18 веке с насосами, сжатым воздухом и трубками экспериментировал англичанин Джордж Медхерст, которому приписывают изобретение пневмопочты.
Медхерст, как бы сейчас сказали, эту тему не дожал, практическое применение его открытиям было найдено уже после смерти ученого.
Однако, как мы знаем, в конце 19-го – начале 20-го веков перемещение документов и предметов по пневмотрубам в больших зданиях было распространено весьма широко. А некоторые американские крупные универмаги в те годы использовали пневмокассы: по небольшим трубочкам для размена пересылались деньги.
В Америке же, в Нью-Йорке, изобретатель и бизнесмен Альфред Бич построил пневматическое метро (!). Точнее, построить из планируемых восьми километров магистрали получилось лишь один маленький демонстрационный участок, некоторое время проработавший в 1870-м году.
Единственный вагон отправлялся с единственной же подземной станции, доходил до тупика и возвращался назад. Проект получился сложным и неокупаемым, однако тот самый «демотоннель» со временем вошел в систему современного Нью-Йоркского метро.
Но нас все же интересует более «приземленное» использование воздуха для облегчения жизни человека, а именно в качестве привода для различных инструментов.
И первым его образцом стала изобретенная в 1871-м году американцем Саймоном Ингерсоллом пневматическая бурилка. Инструментальная компания Ingersoll Rand, у истоков которой он стоял, существует и сейчас.

К концу 19-го века также американец Георг Лейнер изобрёл хорошо нам знакомый отбойный молоток, работающий на сжатом воздухе.
Примерно в те же годы еще один инженер из США – Чарльз Бреди Кинг – запатентовал пневматический клепочник.
Эти придумки изначально предназначались для использования в горнодобывающей промышленности. И хотя работать с паровой техникой, которая была повсеместно задействована до того, было неудобно и опасно, горняки новшества не приветствовали и применять их отказывались.
Для того, чтобы ситуация изменилась, к сожалению, понадобилась трагедия. В 1872 году, во время строительства длинного тоннеля в Швейцарии, от перегрузок взорвался паровой двигатель, что повлекло гибель шестерых рабочих.
С тех пор вся отрасль стала стремительно переходить на более безопасную и производительную пневматику, которая сейчас применяется повсеместно.
Да, электрические девайсы теснят и развиваются, но преимущества у инструмента, работающего на сжатом воздухе, все те же: он компактен и эргономичен, одновременно очень производителен и долговечен. Принцип его работы не меняется столетиями, но 20-й и 21-й век, конечно, привнесли цифровую логику управления.
Ну а нам, автомобилистам, пневматика дала огромное количество всего: компрессоры, блокировки, гайковерты, всего и не перечислить. Наслаждаемся мы этим изобретением по полной программе.
Фото: Михаил Ласточкин, фирма-производитель, wikipedia.org
Шноркель, что ты такое?
Чтобы появиться на автомобилях, шноркель проделал не такой уж простой путь – разбираемся в истории
Лебедка строить и жить помогает!
К примеру, еще с древнейших времен ее использовали мореплаватели для поднятия парусов, а на Руси испокон веку служит колодезный ворот