А мы по-прежнему продолжаем изучать историю появления различных полезных на бездорожье девайсов. И на этот раз в наше поле зрения попала такая важная в офф-роуде вещь, как лебедка. Пробуем выяснить, откуда она взялась.
Вновь необходимо признать, что конкретного изобретателя назвать нельзя. Лебедка как простейший механизм, состоящий из барабана с приводной ручкой, известна с древнейших времен. Для поднятия парусов ее использовали мореплаватели, а на Руси, к примеру, испокон веку служит колодезный ворот – та же ручная лебедка, поднимающая ведро с водой.
Самым ранним литературным упоминанием об интересующих нас тяговых механизмах считается описание греческим историком Геродотом того, что во время Персидских войн (ряд конфликтов между греками и персами в 499–449 гг. до н. э.) деревянные лебёдки использовались для натягивания канатов понтонного моста через Геллеспонт (сейчас известен как Дарданельский пролив).
Но очевидно, что эта технология могла и должна была использоваться и раньше.
Древнегреческий философ и ученый Аристотель в своих работах указывал, что к IV веку до н. э. лебедка и блок (тот самый хорошо нам знакомый полиспаст) были очень распространенными в хозяйстве и строительстве механизмами.
Вообще, греки знали толк во всем, что касается поднятия и перемещения чего бы то ни было, В частности, изобретателю Архимеду, жившему в III веке до н. э., приписывают разработку винтового механизма для подъема воды, который в дальнейшем получил название «винт Архимеда». По одной из версий, это тоже некоторый прообраз будущих лебедок.
Так или иначе, понятно, что ранние цивилизации, греческие, римские и т. п., давно и успешно применяли лебедки в хозяйстве, строительстве, военном деле.
Яркий представитель средневековой науки Леонардо да Винчи много экспериментировал с зубчатыми передачами, которые мы сегодня называем «редуктор». По его чертежам с системами шестерен создавались тяговые механизмы, способные перемещать различные тяжести.
Лебедки в их современном виде – с электроприводом – появились на рубеже 19–20-го веков. Но и тут по поводу точного авторства ясности нет.
Американцы утверждают, что именно у них в 1903-м году в Кубке Америки участвовала яхта Reliance с подпалубными лебедками того вида, который знаем теперь мы. Конкуренты проиграли, поскольку использовали мускульное управление парусами.
Но немцы возразят, что в 1880 г. как раз в Германии ставший одним из главных изобретений 19-го века электропривод был сагрегатирован с вращающимся барабаном.
Можно предположить, что ни одну из сторон нельзя обвинить во лжи. Научно-технический прогресс в то время, как принято говорить, шел семимильными шагами. Также как в создании самого электродвигателя приняли участие десятки ученых, так и его применением в различных отраслях занимался далеко не один человек.
Если брать ту же индустрию судоходства, то именно в начале 20-го века кабестаны (вертикальный барабан) и классические ручные лебедки стали массово заменяться на электрику. Очень возможно, что пример Reliance тут сыграл важную роль.
В наши дни лебедки с электрическим, механическим, гидравлическим приводом используются в самых разных сферах, как стандартных, вроде той же стройки, так и довольно экзотических. Например, привод занавеса и декораций в театре осуществляется чаще всего лебедками.
Ну а мы, автомобилисты, ценим тяговые механизмы за прекрасную возможность путешествовать вдали от цивилизации без боязни застрять наглухо.
Фото: Михаил Ласточкин, wikipedia.org