Есть ли смысл возить с собой съёмную лебёдку или это лишний вес в багажнике? Есть ли от нее польза или это впустую потраченные деньги?
Съёмные лебёдки вызывают столько же споров, сколько силовые бамперы и у каждой стороны свои доводы за и против. Мы же решили проверить на личном опыте и понять все преимущества и недостатки такого способа борьбы с бездорожьем. Поехали!
Для чистоты эксперимента берем два вида площадок под съёмные электрические лебёдки: одна крепится цепями к проушинам автомобиля, вторая устанавливается в квадрат для фаркопа. Обе площадки производства РИФ, обе лебедки Runva 9500lbs с обычным и с коротким барабаном.
Никаких механических лебедок и приспособлений для использования реечного домкрата в качестве лебёдки не будет. Это способы для разовой эвакуации при отсутствии других возможностей, да и затрат на них больше, чем эффективности. Что же до съёмной лебедки, то это именно альтернатива стационарной лебёдке.

При закреплении троса за дерево не забывайте пользоваться корозащитной стропой. Это убережет и кору деревьев, и трос от повреждения.
Скованные одной цепью
Идея закрепить лебёдку за автомобиль с помощью цепей или буксирной стропы не нова. Специальные площадки существуют в самых разных видах и каждый производитель старается найти оптимальное соотношение веса, прочности и удобства использования конструкции.
Преимущества такой схемы налицо: для вызволения автомобиля из лужи достаточно иметь одну, а для стабильности лебёдки две буксирные проушины. Даже провода к аккумулятору можно подключить напрямую, если не проведена предварительная подготовка и не установлены быстроразъёмные контакты.

В случае нахождения в грязной колее в момент подсоединения площадки её придется опустить в грязь.
Это означает, что одной лебёдки может быть достаточно для двух-трех экипажей, отправляющихся в путешествие. И в багаже место найдется, и в случае проблем получится использовать с любым застрявшим автомобилем. Впрочем, в этом случае лучше и быстрее использовать второй автомобиль и хорошую
динамическую стропу. Если есть такая возможность.
Недостаток «подвесной» съёмной лебёдки именно в форме её крепления. В хорошей грязи, ещё до начала использования, площадку придётся положить именно в эту грязь, пока будешь подключать провода и цеплять трос за дерево.

Больше всего переживаний было за целостность звеньев цепи и за шаклы, но все комплектующие выдержали вес УАЗ Патриот.
После использования придётся снова смотать трос, отсоединить провода, отсоединить площадку и убрать её в багажник. Ехать с подвешенной на цепях конструкцией не получится и если впереди лужа, то готовьтесь снова доставать площадку.
Основные плюсы и минусы подтверждаем, как и подтверждаем, что конструкция имеет право на существование и полностью соответствует своему назначению. На тесте подняли УАЗ в горку и безопасно спустили его с неё без криков «разбегайся, кажется я покатился».

С помощью съёмной лебёдки удалось и подняться в гору и безопасно спустить УАЗ Патриот с горы.
Самый большой ужас вызывали цепи. На первый взгляд кажется, что звенья цепи и небольшие шаклы не выдержат вес Патриота. На поверку оказалось, что опасения были напрасными – цепи выдержали, как и шаклы. Для серьезной эвакуации лучше стоит запастись шаклами побольше, но это не опыт, это подозрения и домыслы.
Готовим сани летом
Использование площадки для съёмной лебёдки, устанавливаемой в квадрат для фаркопа, связано с основным неудобством – на машине должен присутствовать тот самый квадрат для фаркопа.

Для монтажа площадки со съёмной лебёдкой в переднюю часть УАЗ Пикап под штатный бампер установили переходник РИФ под квадрат фаркопа.
Проще всего обладателям заднего силового бампера, который, скорее всего, уже оснащен квадратом под фаркоп.
Вам придётся позаботиться только о быстроразъёмном соединении с проводкой в багажнике или под бампером, или о длинных проводах, которые можно будет дотянуть под капот.

Переходник РИФ под квадрат фаркопа под штатный бампер крепится к раме автомобиля и на практике легко выдерживает подъём автомобиля лебёдкой в горку.
Сейчас уже имеются и специальные
переходники под штатный бампер. Например, РИФ выпускает такие переходники под стандартный квадрат в штатный бампер УАЗ Патриот (Пикап, Карго) и Toyota Hilux.
Перечень будет только расширяться. Естественно, что позаботиться об установке этого переходника надо будет до наступления оффроуда.

С помощью переходника РИФ под штатный задний бампер УАЗ Патриот автомобиль получил сзади квадрат под фаркоп или съёмную лебёдку без необходимости устанавливать силовой бампер.

Самая большая проблема подключения съёмной лебёдки сзади – это проводка. Необходимо тянуть силовые кабели по салону или запастись длинными проводами на самой лебёдке.
В плюсах площадки в квадрате – возможность ехать с установленной и подключённой лебёдкой вне дорог. За исключением чуть увеличившегося свеса, это будет почти как с установленной стационарной лебедкой. Застрял – зацепил трос и вытащился. Смотал трос и поехал дальше.
В минусах то, что автомобили не оснащенные квадратом для фаркопа останутся с носом. Точнее – без лебёдки. Использовать её другим способом не получится, если только не приварить ушки для цепей, но тогда придётся пересмотреть и конструкцию.

Преимущество площадки в квадрат фаркопа – в возможности ехать с установленным устройством, но для этого должна быть проведена подготовка и установлен сам квадрат.
Площадки для съёмной лебёдки в квадрат фаркопа выпускаются уже давно. Мы больше испытывали тот самый переходник в штатный бампер УАЗ Патриот и Пикап. Выдержит ли конструкция установленную лебёдку. К тому же, ещё и работающую под неправильным углом, создающим большое усилие на излом.
Кстати, работа под «экстремальными» углами для площадки в квадрате более опасны перегрузками конструкции, чем для подвешенной на цепях. Цепи выровняют любой угол и не будут создавать перегрузки в отдельно взятых местах.

Больше всего переживаний было за прочность переходника РИФ, установленного под штатный бампер. Его по сути и испытывали, и переходник показал свою абсолютную профпригодность.
На практике конструкция выполнила своё предназначение на ура. Подозрения, что при большом угле «атаки» шейка квадрата или крепление переходника может не выдержать не оправдалось.
Лебёдка вытащила Пикап на вершину горы и также спустила его вниз. Работать с лебёдкой со стандартным барабаном было проще за счет более длинного троса, но меньшее количество троса означает меньший вес, что для съёмной лебёдки немаловажно. Длину может компенсировать удлинитель троса.
Советы и рекомендации по выбору
Для использования в качестве съёмной лебёдку лучше выбирать с синтетическим тросом. Когда понесёте её в одно лицо, то скажете спасибо за этот совет.
В идеале в этом качестве отлично будет использовать лебёдку Runva 9.5Xs с укороченным барабаном, синтетическим тросом и дополнительно взять с собой удлинитель троса.

1/2
Малая площадка для небольших лебёдок может использоваться для эвакуации лёгких кроссоверов и легковых автомобилей. Можно использовать для мотовездеходов и другой малой техники.

2/2
Снизу площадки под съёмную лебёдку на цепях предусмотрены резиновые подножки для более комфортной перевозки и хранения.
Для быстрого подключения съёмной лебёдки лучше обзавестись быстроразъёмными соединениями, чтобы каждый раз не подсоединять провода к клеммам. Для подключения к заднему квадрату придётся провести провода назад или заранее предусмотреть более длинные провода лебёдки, чтобы дотянулись до капота.
Для хранения площадки с лебёдкой лучше предусмотреть специальный поддон: из щелей после помывки в багажник будет стекать грязная вода. В идеале перевозить лебёдку в кузове пикапа.

1/2
Площадка для съёмной лебёдки в квадрат фаркопа выполнена в узнаваемом форм-факторе с двумя ручками для переноски.

2/2
Асимметричные ручки предусмотрены из-за несимметричной формы лебёдки, чтобы обеспечить комфортную переноску площадки и работу с ней.
Выводы
С высоты положения человека, который имеет автомобиль с установленной стационарной лебёдкой и привык ей пользоваться, съёмная лебёдка требует слишком много затрат по времени установки, месту хранения и перевозке и т.п.
Намного проще размотать трос стационарной и не задумываться о подключениях и монтаже.

Площадку со съёмной лебёдкой в квадрат фаркопа спокойно можно перевозить сзади в боевом положении. Площадки на цепях придется убирать в багажник.
Работоспособность обоих решений подтверждена опытным путём. Каждое имеет право на существование, свои плюсы и недостатки.
Решение о выборе того или иного варианта следует принимать исходя из формата ваших путешествий и личных предпочтений.

Площадка под съёмную лебёдку РИФ пригодна для установки стандартных лебёдок и лебёдок с коротким барабаном. Направляющие ролики могут устанавливаться двух размеров, с двух сторон.

Для направляющих роликов стандартной лебёдки на 8000 или 9500lbs предусмотрено посадочное место с другой стороны площадки.
Кстати, для многих кроссоверов и даже легковых автомобилей на легком бездорожье будет достаточно иметь маленькую площадку с маленькой лебедкой, а использовать ее по схеме с блоками усиления.
И никто ещё не отменял главного правила преодоления бездорожья: чем больше протопаешь ногами и продумаешь траекторию движения, тем дальше проедешь не прибегая к помощи лебёдки или троса с тягачом.

1/3
Поднять в горку и спустить с нее УАЗ Пикап с помощью съемной лебёдки в квадрат фаркопа получилось без проблем и замечаний.

2/3
Современные лебёдки Runva оснащены беспроводным пультом управления, что очень удобно для съёмной лебёдки.

3/3
Лайфхак по сокрытию госномера, но не рекомендуем это повторять на дорогах общего пользования, что является противозаконным. На оффроуде можно.