Авантюрной и безумной затеей называли экспедицию новосибирских авто-экстремалов большинство слышавших о ней. Суть приключения заключалась в попытке проехать через неприступные Саянские горы с севера (Иркутская область) на юг (республика Тыва).
Назло всем скептикам горы Саян под напором настойчивости, терпения и мужества фанатов бездорожья были преодолены. Попытка первопрохождения маршрута на автомобилях – удалась!
Одиннадцать человек на трех автомобилях Merсedes-Benz Unimog преодолели 700 км категорийного (абсолютное бездорожье) участка, совершив первопрохождение Хонда-Джыгулымского хребта. Как сообщили в Клубе, маршрут оценивается на VI-высшую категорию сложности.
Официальный старт уникальному автоприключению – трофи-экспедиции «Большой Саян» был дан в Новосибирске 12 июля. Из Новосибирска в путешествие отправилось шесть автомобилей: три новосибирских и три украинских экипажа из Одесского клуба экстремального автотуризма «Направление».
Для Новосибирского клуба Off Road Master это была уже вторая попытка преодолеть Саянские горы. Первая была совершена в 2008 году. Однако из-за серьезной поломки одного из автомобилей и упущенного времени на её устранение от дальнейшего пути пришлось отказаться.
Но сама идея осталась жизнеспособной: подготовка к «покорению» Саян продолжалась. Так в район предполагаемого маршрута были совершены несколько зимних трофи-путешествий «Метель». Произведена заброска топлива и консервированных продуктов. Опрошены люди, хорошо знающие места.
Подготовлены карты и автомобили. Из первоначального неудачного опыта были сделаны определенные выводы: необходимы однотипность всех участвующих в путешествии автомобилей, спутниковая связь, закладка горючего и продуктов.
Первоначальный план «покорения» Саян заключался в следующем: новосибирские автоэкстремалы должны были зайти на планируемый маршрут с севера (Нижнеудинск, Иркутская область), а украинская команда с юга (Республика Тыва), и двигаться друг другу навстречу. Таким образом, обе команды подготовили бы «выходы с маршрута» своим коллегам.
Для определения и уточнения деталей «дороги» была заблаговременно проведена пешая разведка, которая, пройдя предполагаемым маршрутом, определила наиболее сложные и трудные участки пути. Полученный ценный материал был передан штурмующей группе.
В ходе штурма одесская команда, встретив серьезнейшие трудности при прохождении горного участка и в связи с поломкой одного из автомобилей, вынуждена была повернуть назад.
Новосибирцы же приняли решение идти до конца намеченного маршрута! Буквально за каждый километр пути приходилось бороться – ворочать камни, пилить завалы, проводить разведку. Отнимала силы и погода: непрекращающиеся дожди, заснеженные горные перевалы, сильные ветры, холод.
Разведка сообщала, что многие участки в «общем понимании» непреодолимы, однако группа прорыва решила двигаться вперед, надеясь на технику, опыт и сплоченность команды.
У пеших туристов, знающих эти места, одно только их упоминание вызывает трепет! Новосибирские автоэкстремалы преодолели их на автомобилях: ущелье Чело-Монго, перевал Мус-Даг-Дабан (через хребет Большого Саяна), перевал Салтысты (через Даштыг-Хемский хребет), Демир-Тайга, а также броды рек Уды, Кижи-Хема, Хамсары.
Так перевал Мус-Даг-Дабан (перевал у Ледяной Горы (1992 м), являющийся перевалом хребта Большой Саян, служащий границей Иркутской области и Республика Тыва, группа «преодолевала» пять (!!!) дней! Машины двигались по уклону 45-градусов, через камни и снег, а на «абсолютно непроходимом» перевале Саласты – по конной тропе.
Что касается реки Хамсара, то ее форсировали на плотах, собранных из бревен и надувных понтонов, оставленных для новосибирцев украинской командой. Зайдя на категорийный маршрут 17 июля, команда новосибирских автоэкстремалов вышла с него 24 августа победителями!
Текст: Offroad Master Club
Фото: А. Останькович

1/72

2/72

3/72

4/72

5/72

6/72

7/72

8/72

9/72

10/72

11/72

12/72

13/72

14/72

15/72

16/72

17/72

18/72

19/72

20/72

21/72

22/72

23/72

24/72

25/72

26/72

27/72

28/72

29/72

30/72

31/72

32/72

33/72

34/72

35/72

36/72

37/72

38/72

39/72

40/72

41/72

42/72

43/72

44/72

45/72

46/72

47/72

48/72

49/72

50/72

51/72

52/72

53/72

54/72

55/72

56/72

57/72

58/72

59/72

60/72

61/72

62/72

63/72

64/72

65/72

66/72

67/72

68/72

69/72

70/72

71/72

72/72