Выехать из дома в два, заехать в офис, доделать в сервисе последние дела, попасть в снегопад, покататься по ночному Питеру, пройти границу с подробным досмотром, остаться без навигации, но проехать 1400 км до Vaasa – бесценно! И все это только первый день путешествия Соболя в Лапландию и Норвегию.
День 1
Без «ночи последний гайки» у нас даже дети не рождаются. Утром надо было стартовать, а я все еще навешивал калитки на новенький по-настоящему экспедиционный бампер РИФ. О нем расскажу отдельно – он того стоит. Оставалось навесить номер с подсветкой, для чего надо было заехать в Автовентури, забрать специальный кронштейн для рифовских калиток, потом доехать в сервис, подключить...
В общем, все как всегда. Как всегда встала и Ленинградка, поэтому первый кусок дороги рванули через Новую Ригу, через Лотошино на Тверь. Забавно, но этой «объездной» дорогой валят и дальнобои. Видимо Ленинградка всех достала, а платить за М11 жаба душит. Плюс до этой М11 по МКАД еще доехать надо, что без «ночевки» не всегда получается.
Вместе с ночью на Ленинградку упал и снегопад. Замело так, что местами выход на полосу для обгона представлял собой не маневр, а боковой снос влево, обгон с пробуксовкой и боковой снос вправо. Все это в исполнении «бронированного» Соболя для других участников снежных баталий смотрелось вероятно эпично.
Зона снежных аномалий закончилась так же внезапно, как и началась. При этом чистый асфальт был куда хуже из-за разлитых реагентов, но нас ждал ночной Питер. Оказывается, что этот город бывает не населенным туристами, машинами и прочими атрибутами мегаполиса. Ночью Питер прекрасен!
Покатались по городу с удовольствием. Появилась даже возможность поработать «маршруткой» развозя пьянчужек от какого-то злачного места с несколькими барами и сотней припаркованных машин. Учитывая пустой город, мы посчитали, что это резервация... Гетто для желающих погулять, чтобы их потом не собирать по всему городу.
К утру были на КПП «Брусничное». Помните я писал, что кризис и Лапеенранта развалилась? Не верьте! Лапеенранта действительно потеряла свои торговые мегацентры в том виде, в котором мы их помним. Однако, уже утром на КПП стояла пробка из машин и автобусов едущих на один день шопиться. Кризис кризисом, а сыра хочется всегда. Это поговорка для Питера. Хорошо, что мы приехали чуть раньше и не попали в основной замес шопоголиков.
Нас это не спасло... в череде машин «на один день за сыром», раскрашенный во все цвета Соболь смотрелся как-то не в своей тарелке. Финские пограничники решили, что это прикрытие крупной партии контрабанды алкоголя провозимой в тайных резервуарах. Поэтому нас попросили проследовать в бокс для подробного осмотра.
На самом деле все больше для проформы. Пограничники сознались, что подозрений мы не вызываем, но контрабандисты часто пытаются провезти что-то именно на вызывающих машинах, что мол к ним не придерутся. Рассказали, как однажды провозили контрабанду под видом пьяной компании в автобусе. Наша машина больше вызвала интерес, чем подозрения. Это уже знакомо...
800 километров по России и 600 километров по Финляндии до Vaasa – Done! Соболь вваливает на все разрешенные с расходом 10 литров на сотню. В Финляндии и Норвегии экономия расхода на 3–4 литра ощутимы как никогда.
Вечером следующего дня, после 1400 км и всех дел и забот хотелось только стаканчик пенного с наливочкой и спать. Последние 300 км дневного заезда рубило в сон по-черному, спасал только выход «умыться снегом» каждые 50–60 километров и какие-то мелкие снэки для отвлечения мозга едой. Особенно убивает езда с одной скоростью 80 км/ч (максималка на многих дорогах). Там, где больше машин и скорость 100, то сразу оживаешь, но это только маленький отрезок.
Осталось разобраться с погодой. Мы на побережье Ботнического залива, утренняя температура +4 градуса, но впереди Oulu, где по сообщениям синоптиков уже -11. Черт! Хотели зиму – получите! Впереди Лапландия. Мы стартуем дальше...
День 2
Чем дальше на Северо-Запад Финляндии, тем больше меняется страна. Уже нет навязчивых мыслей, что вокруг Карелия, а разрозненные деревушки больше похожи на «хутора» партизан, чем на современную и благополучную Европу. Вокруг расцветает жизнь, несмотря на камни, уже почти полярную ночь и дороги с максималкой 80 км/ч в большей части страны.
Сегодняшний день удался. Отель со старым лифтом, тем не менее, оказался вполне прогрессивным и сок на завтраке разливает планшет. Да-да, обычный семи-восьмидюймовый планшет. Тыкаешь пальцем, а он тебе «на стаканчик». Это новая технология экономии – даже половина финнов не могут разобраться и уходят со стаканом воды, вместо сока или лимонада. Вот оно – будущее!
Финляндия – нет, не страна контрастов. Финляндия – страна маяков. Знаки «маяк» натыканы так, как в Москве знаки платной парковки и запрета остановки. Поехали искать. В одном месте нет маяка, зато охотников «на номерах» как грязи. Стоят такие, важные, в жилетках, в наушниках, вдоль дороги на приступках-засидках. Ждут значит. А тут мы такие на Соболе вжииик, вжииик...
Хорошо, что вслед ничего не прилетело. Все же Европа. В России таких «искателей маяков» расстреляли бы. А тут нет – терпят. Туристы же... А вот про маяк нам охотники рассказали. Не ищите. Нет тут маяка, только вот камни для пальбы. Ну, мы и залезли на камень. Только ружжжо не взяли, поэтому слезли и дальше поехали.
Маяк мы нашли! Не там, но нашли. Один, сука, деревянный кол высоток метров 15 с лампочкой на макушке. Второй, типа вышки для охраны, только повыше. Ни смотреть, ни фотографировать не захочешь. Еще следы на снегу, вроде собачьи, но видел знак, что с собаками строжайше запрещено... может это дикая собака, успокаивали себя.
Ехать прямо упорно не получается. Располагает малое расстояние до цели сегодняшнего дня – города Oulu. Виляем, как зайцы по закоулкам. То музей, то кафе, то птичий заповедник. Музей только жалко оказался закрыт на зиму. Шикарное собрание старых машин, мотоциклов, тракторов и минизоопарк в придачу. Пришлось отваливать, а так хотелось...
Еще и погода меняется на глазах. Выезжали не верили, что в Ваасе +4, а в Оулу будет -11... По дороге слякоть медленно перешла в снегопад с поземкой, а потом и вовсе в вымороженный асфальт. Пока ехали к Оулу уже до -6 дошло. Здесь к утру точно -10 будет.
До асфальта чистят только основные магистрали. Чуть в сторону, в поселок или в городок маленький, как под колесами чистый лед. Да что там маленький – в Оулу дороги – лед, только чуть снегом присыпано и гранитной крошкой немного. Шаг в сторону – учись на коньках кататься.
Здесь понимаешь, зачем и почему в Финляндии так популярны шипованные шины. При этом вездесущие 80 км/ч никто не отменял даже на второстепенных дорогах. Едешь по льду, слышишь как шипы вгрызаются. Реально слышишь «шелест». Так что, наша Hakkapeliitta 8 тут очень кстати. Без бла-бла-бла. Никаких тебе универсалов-всесезонок.
Безопасность – это твоя голова на плечах, а не реагенты. Вваливаешь себе потихоньку разрешенные, а перед поворотом заранее педальку отпускаешь. Разъезды аккуратные, все предельно вежливы. Приятно, черт возьми. В Европе даже не возникает желания хамить на дороге, а в России убивать хочется.
Вчера забыл рассказать, что у нас с навигацией случилось. Это просто беда. Наваждение. Хотят нас Тролли завести куда-то в Норвегии в земли неизведанные, да сожрать. Сначала отвалился Garmin – просто потерялась карта Финляндии. Она есть, но навигатор ее упорно не хочет подгружать и выдает ошибку. То ли лицензия слетела, то ли еще что. После обновления так стало. При этом Россию видит отлично.
Вторым отвалился Navitel-планшет. Говорил же, что не люблю планшетные дела, но как тут не испытать планшет от известного бренда. Тема все та же – не хватает питания, чтобы не разряжался. В конце концов планшет вообще стал разряжаться в течение получаса и отключаться. Хорошо с собой еще и бумажные карты, и оффлайн-карты залиты. С Гармином разберусь и поедем дальше.
А настоящий маяк мы нашли – в стране Лилипутии... не знаю, где она, но как-то мы сюда попали. Ехали, ехали по лесной дороге, а тут на тебе – вода большая и маяк есть. Мааааленький, но маяк!
Километров через двадцать страна Лилипутия нас по-прежнему не отпускала. Или нас не отпускало, но фотографии пересмотрели – есть же, вот он домик. Купили совсем за недорого. Убирать легко. Ремонтировать вообще отнести к столяру можно. Мечта.
В Oulu у нас последний оплот цивилизации. Завтра планируем долететь до фъордов, а там уже как повезет. Но отеля с сауной в номере точно не будет, так что расслабляемся.
Еще одна фишка Best Western в Оулу, это бесплатный кофе... причем прохожие с улицы зашли, взяли чашку кофе с печенькой и дальше пошли. Это же бесценно, так с улицы погреться зайти. Даже чаевых бросить не жалко, они как раз с цену кофе могут быть.
А еще здесь на великах гоняют. Зимой! По льду! И шины без шипов! Сюр какой-то...
День 3
Американские горки – ничто, в сравнении с расхождением со встречным грузовиком на голом льду, на скорости 100 км/ч, когда ширины дороги хватает только-только, чтобы не снести друг другу зеркала. Страшно? Не то слово, но тут это по-моему никого не беспокоит – все дороги с плавными поворотами, водители очень ответственные и конечно хорошие шины. Иначе все... кирдык!
Полярная ночь ощущается все больше. Светлое время суток как мед – вроде он есть, но его как бы сразу и нет. Не мудрено, что именно в Финляндии была написана эпическая драма про семью Муми-Троллей и их друзей. Что еще делать долгими ночами, кроме как чистить снег и топить камин? Кстати, вы знаете, что первая книга про Мумиков вышла в свет в 1945 году, задолго до всех фэнтези Средиземья и прочей ереси, и с тех пор превратилась в культ?
Купили тарелку, две чашки и ложку с Муми-семьей. На выходе из магазина нас выдернули «на разговор» двое местных. Один отвалился сразу, второй долго говорил что-то про то, как его кинула «Наташа» из Мурманска, но что он любит Россию и мы приехали на крутой тачке. При этом на улице уже сильно холодало, но местному казалось это было абсолютно ровно и он не обламываясь сидел на приступочке около магазина.
Внезапно на нас упал мороз ниже 20 по Цельсию, хотя 400 километров назад мы еще ехали в плюсе. Сразу чувствуются северные привычки – выходя из машин люди не глушат их, но и не закрывают. Куда ты тут денешься? На юг только одна дорога, а на севере особо не разберешь на запчасти и не спрячешь. Мы тоже не глушим, тарахтим дизелем, греем салон, чтобы вернуться в тепло.
День 4
Утром сначала завели автономку. Местные все прилипли к розеткам – здесь они на всех парковках и это обычное явление. Даже с автономкой стекла отогрелись далеко не сразу, а штатную переднюю печку Соболя не мешало бы сделать помощнее. Грелись обеими печками и достаточно было на минуту открыть двери, чтобы салон пропитывался морозной свежестью покруче «Доси». Впереди Норвегия...
Оказывается, между Финляндией и Норвегией есть граница. Точнее таможенный пост и нас, как уже становится традицией, остановили на предмет контрабанды алкоголя. Мы конечно сознались, что везем шампанское и какую-то шаманскую настойку с запахом смолы. За честность нас отпустили и пожелали хорошего путешествия по Норвегии. Сбывается еще одна мечта, заехать во фъорды на машине, а не на ледоколе, как это было когда-то давно.
Зима – не сезон! Большинство магазинов и ресторанчиков закрыты, кемпинги занесены снегом. Ехать только ради фъордов зимой по-моему пустое. Подъехать и встать где-то в красивом месте почти нигде нельзя, высота снега такая, что проехать могут только снегоходы и олени. Последних здесь не меньше, чем первых и местами ходят по дороге просто и нагло.
Если решитесь ехать, то дневной пробег в туристическом режиме не должен превышать 300 километров. Тогда можно и покушать, и поглазеть, и пофотографировать. Доезды по 500–600 километров по ледяным дорогам довольно сложное занятие при том, что в большинстве территорий скорость ограничена и это не только опасность полиции, но и реальная опасность улететь с дороги.
Передать фотографиями ощущения нельзя. Когда у тебя солнце за спиной встает ровно на два-три часа, а долину своими низкими лучами даже не задевает, то это красиво глазами, но не фотоаппаратом. Для снимков с открыток нужен свет, а его тут почти нет. Это какая-то безысходность, которая при этом имеет свою красоту.
Вечер в Норвегии дополнился еще одним позитивчиком – Garmin Montana наконец распознал карту Европы. Оказалось, что просто была попытка установить карту для устройств c Unicode, а ее Монтана не понимает.
Теперь мы во всеоружии, но вот планшет Navitel по-прежнему не хочет полностью заряжаться и выключается. Как и говорил ранее, надо ездить только с железными навигаторами, а не с планшетами. Это касается не Навитела, а планшетов в общем, так как на дальняках они часто начинают глючить. У меня это уже третья попытка и провальная.
Технические данные (кому интересно):
Расход у Соболя увеличился – приходится постоянно поддерживать температуру ОЖ с помощью автономки. Салон прогревается и включать дополнительно воздушный Eberspaecher пока нет надобности – только для тепла на стоянках. Получается, что с автономкой и по морозу расход с 10 поднялся где-то до 11–12 литров.
Топливо в Норвегии стоит не намного выше, чем в Финляндии. В Финке запралялись по 1,3–1,4 евро. В Норвегии цена примерно 1,5–1,6 евро. В Европе цена на топливо напрямую зависит от цены на нефть и снижается с ней. Это только в России топливо дорожает при росте и при падении цен на нефть.
Утренний старт на минус двадцати с чем-то прошел на отлично. На крайний случай был готов «пускач» от Berkut на 450А, но пока он в резерве. Заблаговременно залитая синтетика во все агрегаты позволяет чувствовать себя в большей безопасности на морозе. Но скоро у нас будет тепло. Идет теплый фронт.
Завтра уходим от фъордов снова в Финляндию. До НордКапа решили не ехать, так как были там и зимой мало что изменилось. Лучше погулять и поглазеть в других местах. Впереди встреча с журналюгами в Ивало и конечно с нашими друзьями из Nokian Tyres, где мы зависнем на два дня и к нам в экипаж добавится Татьяна Елисеева. Ждите новостей...
День 5
С самого утра все пошло не так – Северное Сияние не соблаговолило пробиться через пасмурную погоду, перевал между фьордами оказался закрыт по погодным условиям, что автоматически означало возврат по «накатанной». В общей сложности потеряно 2 часа учитывая, что впереди 420 км до Ивало и там нас будут ждать в Nokian Tyres.
В отличие от таможенного поста по дороге в Норвегию, на Ивало из Норвегии пост почти безжизненный. Где-то в окне теплится огонек, но смысл, что алкоголь везут из Финляндии в Норвегию, где он еще дороже. Обратно вряд ли кто-то потащит дорогущее пойло. Вообще, цены в Норвегии не детские, меньше 17–18 евро за блюдо нормально поесть не получится, а если с претензией, то по 25–30 евро за одну смену.
Чем ближе подъезжали к Ивало, тем сильнее местами мело. В конце концов все это погодное безобразие закончилось для нас не очень хорошо. Противники силовых бамперов тут должны идти лесом. Если бы не силовик, то наше путешествие скоропостижно закончилось бы недалеко от Ивало, а так мы продолжаем путь и это круто.
Все целы, здоровы, а подробности, пожалуй, расскажу в отдельном посте, когда соберусь с силами и обдумаю. Понадобилась лопата, траки и в конце трос. Надо отдать должное, что рифовская стропа в очередной раз выдержала бесчинства и тракторные мытарства с трехтонным аппаратом. Очередной зачет.
Еще раз убедился, что Соболь все же неплохой вездеход. Не хватило совсем немного, чтобы выбраться из засады и мешала «ступенька» на выходе на асфальт. Если бы не она, то помощь даже не понадобилась бы. Но лопатой пришлось покопать отменно, в противном случае, нас просто заметало пургой и за час высота сугробов вокруг поднималась на 20–30 сантиметров. Хорошо, что не на всю ночь замело.
В общей сложности, мы потеряли пять часов в ожидании помощи вместе с другими автовладельцами, которые были не способны не то, что нам помочь, но и самим двигаться. Приехавший снегоочиститель порвал цепи пробиваясь к нам и тоже застрял в ожидании трактора. «Вот такое наше лето...»
День 6: Nokian Tyres
Несмотря на то, что приехали мы глубокой ночью, утро следующего дня пошло по программе с самого начала. Весь день нам на растерзание был отдать один из полигонов Nokian Tyres и мы первые, кто увидели, пощупали и опробовали в реальных условиях новейшие шины Hakkapeliitta 9 и 9 SUV.
Подробности в заключительном материале, а пока, в дневнике, расскажу, что у меня была почти уникальная возможность, в отличие от коллег, в одних условиях сравнить поведение предыдущей модели Hakkapeliittta 8 SUV на которой мы путешествуем на Соболе и новой модели.
Однозначно можно сказать то, что «девятка» достойная замена. Точнее даже не замена, а прогрессивный ход во всей истории модельного ряда шин Нокиан. Понятно, что по ряду причин шина будет совсем не дешевой, но это премиальный бренд для тех, кто может себе позволить безопасность и комфорт.
На ходу шины показали себя просто великолепно. Особенно разница чувствуется в боковом сносе, точнее в том, как шина противостоит боковому сносу и даже в сравнении с HKPLT 8 новая модель ощутимо выигрывает. Возможно это следствие применения шипов двух видов в одной шине.
В сравнении с R2 – нешипованной зимней модели, разница проявляется и в разгоне, и в торможении, и конечно на змейке электроника практически не дает машине ехать, а отключение электроники грозит неопытному водителю прилететь в сугроб гораздо быстрее и сильнее. При этом, я бы не сказал, что R2 негодная шина. В большинстве случаев сравнение как раз в ее пользу. Например, для тех, кто ездит в мягком климате или преимущественно в городе.
В качестве десерта – Toyota Land Cruiser на шинах Nokian 44 дюйма. Да, они существуют и это не фотошоп. Более того, нам довелось на них покататься и некоторые умудрились даже засадить этого монстра. Если стравить давление, то «Арктики» пойдут по снежку так, что Треколу не угнаться. Шучу конечно, но уж точно не намного хуже и более универсально.
На этом путешествие не заканчивается и впереди у нас не только новые дороги, но и экскурсия на завод Nokian во Всеволожске. Так что точку ставить еще очень рано...
День 7
Доезды всегда скучные, а нам предстоит махнуть 800 км от Ивало до Всеволожска, где нас ждет экскурсия на завод Nokian Tyres. Однако, у нас есть козырь – выходные дни, что означает запас по времени и поэтому едем с остановкой. То есть, овощим по 400 км в день до Куопио, а потом до Питера.
Распрощались с основной группой журналистов и блогеров, которые вальнули в столицы на аэроплане. На память, что «ГАЗ Рейд Спорт были здесь» сделали фоточку у Соболя с Таней Елисеевой и Ольгой Галкиной.
Небольшие расстояния провоцируют внезапные остановки – увидел непонятную хрень и давай по тормозам топтать. Оказывается, что в светлое время суток в поселках можно много чего интересного найти. Это не по ночи в Норвегии мотыляться. Так уже с утра мы атаковали местный «блошиный» рынок.
Им оказался скромный магазинчик, где можно попить чай, почитать книгу и купить себе что-то не нужное одним, но очень нужное тебе. Например, крутой олдскульный ковер, который обошелся нам в 3,5 евро. Жаль, что кроме такой же старой тарелочки больше нам ничего не приглянулось.
В Финляндии много горнолыжных курортов. Это конечно не склоны Альп, но те же Карелы и Мурманчане имеют отличную возможность кататься во вполне европейских условиях. Хорошие отели с видом на склоны. Прокат снаряжения. Сушилки в номерах для снаряжения. Все, что надо.
У финнов есть фишка – работать они не любят. Поэтому приезжая куда-то во внеурочное время надо быть готовым, что рецепшн будет закрыт, а вам придется звонить по указанному номеру, чтобы приехал/пришел кто-то. Есть еще фенька, что тебе оставляют ключик в сейфе на входе – селишься, а платишь и документы оформляешь утром. Ночной портье? Не, это не про Финку!
День 8: «Арт-Кладбище»
Оказалось, что мы ночевали прямо около оленей. Похоже на то, что за отдельную плату на оленях можно покататься, а погладить и потрогать единственный рог подошедшего экземпляра – бесплатно. Дети точно будут в восторге.
Зимой в Финляндии нет оффроуда. То есть, его можно устроить, но высота снега такая, что гарантировано сядешь, а кто тебя будет откапывать и где будешь искать трактор, это второй вопрос. При том, что тракторы здесь есть у многих.
Если посмотреть на карту навигатора, то видно, что с основной дороги отходят только маленькие «грунтовки» идущие к домам или к группе домов. Как таковых связок грунтовок почти нет, а движение вне накатанных дорог в стране запрещено, насколько я понял из уведомления на одном из въездов в парк. Может это касалось только заповедников. Потом разберусь.
Пейзажи вокруг довольно однообразны, но легкий морозец «подсветил» деревья белизной и стало веселее. Летом тут адово скучно – лента асфальта и лес, лес, лес, лес, лес и снова лес. Единственное, что летом есть подходы к рекам и к оборудованным местам для стоянок, а зимой их заметает.
Ехали вот так по однообразному пейзажу, а тут оп-па... тормоз в пол, руль на разворот, газ в пол и на парковку. Волосы сначала встали дыбом и вспомнились «веселые кладбища» в Румынии, а потом улеглись. Вроде это не кладбище, но по темну вот так выйдешь на полянку и от страха ляжешь тут под одним из...
Это арт-объект. Зимой, естественно, не работает, как и 90% всего остального. Подробнее и в деталях расскажу в итоговой публикации, чтобы подразнить вас и немного не перегружать дневник. Летом здесь однозначно круто, а если грибов поесть, то... это, сытым будешь.
Многих волнует вопрос топлива в Финляндии. Цена конечно выше, чем в России, но например, в Норвегии, граждане получают «компенсацию» за то, что в стране есть нефть и она стоит как везде в Европе. В России даже пенсии не все получают, но оставим политику Навальному и другим любителям власти.
Самое главное наблюдение – на заправках указывают нижний температурный порог для дизельного топлива. Например, -32/-37 градусов. Я так понимаю, что -32 это «рабочая» температура, а -37 это температура, при которой солярка может или скорее всего превратится в желе. Очень ценная информация при том, что это заправка уже за Полярным Кругом... то есть, примерно на уровне нашего Петрозаводска.
Ну и попрощаюсь с вами нечаянно найденным вертолетом Йоллы Пукки... то есть, Санта-Клауса по-нашему, или Деда Мороза – совсем по-нашему. Примечательно, что Санта, как оказалось, летает не на оленях, а на советском вертолете Ми-2.
Пожалуй, тут я умолкну... Мы пошли на границу.