CaravanEx 2022: «Капли» на солнце

CaravanEx 2022: «Капли» на солнце

CaravanEx 2022: «Капли» на солнце

26.05.22
Поделиться:
Прошедшая в середине мая в предверии туристического сезона выставка «Caravanex 2022» приятно удивила количеством не только участников, но и посетителей!

Урал Геркулес, Нива-дом, прицепы-«капли» и рояль: смотрите видеообзор выставки Caravanex 2022


Caravanex имеет давнюю историю, выставке уже много лет, и первым местом ее проведения была территория автомобильного кемпинга в московских Сокольниках. Тогда она больше походила на дружескую встречу в ту пору еще немногочисленных владельцев караванов и кемперов, а также их друзей, приезжавших просто потусоваться. Сейчас выставка обрела второе дыхание: и благодаря развитию автотуризма в нашей стране, и в связи со сменой локации – теперь она проводится в Коломне, и, наверное, из-за в целом возросшего интереса среди населения к автомобильным поездкам по России.


Переезд выставки в Коломну представляется нам правильным решением, он не отпугнул ни участников, ни посетителей. И даже наоборот – сделал ее посещение более интересным, поскольку теперь приезжая на «Caravanex» человек может запланировать время еще и на прогулку по Коломне, которая за последние годы заметно отреставрировалась и похорошела. Расстояние от Москвы, как ближайшего крупного города, относительно небольшое, добираться из соседних густонаселенных районов Московской области также достаточно удобно, поэтому большинство посетителей выставки составляли жители юга столицы и области. Площадка тоже выбрана удачно: арт-квартал Патефонка находится в самом центре города, рядом Кремль и все основные достопримечательности Коломны, место приятное, а самое главное – есть вся необходимая инфраструктура, что максимально удобно и организаторам, и участникам, и посетителям.


Основной тренд выставки этого года – миниатюрные жилые прицепы-«капли». За несколько последних лет они завоевали приличную долю рынка, что и понятно – прицепы недорогие, в чем, собственно говоря, основная их прелесть и секрет успеха. Производители «капель» стремятся уложить свою продукцию в весовую категорию до 750 килограммов, чтобы можно было перемещаться на автомобиле с таким прицепом не открывая категорию «Е». Кроме того, такой домик можно прицепить практически к любому автомобилю – не только к достаточно мощному внедорожнику, но и к любой моноприводной «пузотерке». Неудивительно, что большую часть экспозиции Caravanex 2022 составили именно производители этих самых прицепов-«капель».


На выставке практически отсутствовали поставщики как бывших в употреблении, так и новых больших жилых прицепов иностранного производства, предназначенных для автопутешествий. Почему? Сложно сказать со стопроцентной уверенностью, скорее всего – по сумме факторов: на деятельности таких компаний наверняка сказываются и логистические, и финансовые проблемы, а также санкционное давление. Впрочем, зарубежные прицепы всем давно известны, по ним и так есть много информации, которую легко получить из интернета. А рекламироваться в первую очередь нужно как раз новым, недавно зашедшим на рынок производителям, которым просто необходимо о себе заявлять, «толкаться локтями», отвоевывать место под рыночным солнцем. Поэтому в выставке принимало участие много пока еще малоизвестных широкому кругу автопутешественников компаний, что не может не радовать. Нужно отдать им должное – на выставке были представлены практически все производители капельных прицепов.


Сложно сказать почему, но на «Caravanex 2022» также не были представлены создатели больших автодомов. Зато прицепов было много, и это хорошо!


Помимо производителей небольших прицепчиков-«капель», в Коломну приехало и большое количество создателей всевозможных вариантов жилых модулей на полноприводном шасси – вкладышей в кузов пикапа, либо жилых модулей, устанавливаемых вместо кузова. Четко прослеживается тренд на развитие автомобильного туризма с российской спецификой – все прекрасно понимают, что у нас в стране очень много красивых мест, но к ним ведут не очень хорошие дороги. И очень мало сервиса для автодомов и прицепов иностранного производства, ориентированных в первую очередь на развитую сеть специальных автокемпингов, идеальные дороги и прочую качественную инфраструктуру.


У нас такой инфраструктуры нет, поэтому путешествовать по нашей стране, где нет необходимого сервиса и хороших дорог, позволяют либо «капли», либо разнообразные конструкции на базе полноприводных шасси. Прицепленная к внедорожнику «капля» вполне позволяет таскать ее по плохим дорогам – прицепчик маленький, с достаточно небольшими свесами, и если увеличить его дорожный просвет путем установки колес большего диаметра, получит право путешествовать по бездорожью.


На конструктиве прицепов-«капель» остановимся чуть более подробно. Он примерно одинаков у разных моделей, поскольку все они сильно ограничены официальными требованиями к конструкции и весу. Большинство производителей использует шасси на рессорной подвеске: кто-то берет готовые заводские решения от обычных прицепов, кто-то делает раму сам и использует готовые рессоры. Это наиболее правильный вариант для наших дорог – такая подвеска проста и недорога, а следовательно, надежна и ремонтопригодна. Ее детали можно купить в обычных магазинах.


Сам прицеп, по сути, это палатка на колесах, но как всегда, при попытке впихнуть невпихиваемое в ограниченное пространство начинает проявляться разница производителей в мышлении и конструкторских способностях. Естественно, отличия кроются в мелочах. У каждого производителя это большая кровать на колесах, но дальше начинаются нюансы... Как сделаны и где размещены полочки, сколько вещей можно втиснуть в данную «каплю», какого размера кухня, как она организована, какой объем воды можно взять с собой, как сделан откидной борт кухни – можно ли под ним спокойно пройти в полный рост или он мешает, насколько хорошо этот козырек защищает от дождя и так далее.


Все эти тонкости нужно достаточно внимательно рассматривать при выборе прицепа. Есть детально продуманные решения с множеством хорошо закрывающихся полочек и ящичков, весьма эстетичных и крепких. Но есть и довольно странные реализации, к примеру полочки с какими-то номинальными ограничителями, в которых ничего нельзя разместить на время передвижения по дорогам, поскольку любой предмет будет вываливаться, выскакивать. По сути, эти полочки можно использовать только во время стоянки. Резонный вопрос: где же тогда перевозить все то, что на стоянке должно встать на полку?

Очень важен объем емкости для воды. Конкретный пример – в прицепчике установлен бак на 20 литров. Как предлагается молодой семье из двух родителей и ребенка существовать с таким запасом воды? Даже просто встать вечером на стоянку и сделать ужин, а утром приготовить завтрак, помыть посуду и умыться – 20 литров не хватит. Где держать дополнительный запас воды?


При выборе «капли» на подобные нюансы нужно обращать очень пристальное внимание, а лучше перед покупкой такого прицепа воспользоваться существующими на рынке предложениями по аренде и взять его попробовать, чтобы лучше понять, какие требования есть лично у вас, и уже исходя из этого опыта выбирать прицеп.


Помимо минимального формата, на «Caravanex 2022» было представлено несколько среднеразмерных прицепов – это уже не «капельки», но еще и не большие комфортные жилые прицепы-караваны. Обычно в них можно стоять в полный рост (для высоких людей – почти в полный), в них уже есть пусть и трансформируемая на ночь в кровать, но собственная обеденная зона, а также небольшая кухня. Есть интересные компоновочные решения, которые позволяют втиснуть все это в небольшое пространство, и при этом изготовитель заявляет, что вес прицепа укладывается в 750 килограмм (по крайней мере в порожнем виде), что уже интересно.


Концепция прицепа-«капли» предусматривает использование жилого пространства практически исключительно для сна, готовить приходится в кухне, имеющий доступ только снаружи, а расположиться на обед можно достав из прицепа занимающую определенный объем раскладную мебель и растянув тент или маркизу. Все это требует дополнительных усилий и ограничивает сезонность использования «капель» теплым временем года. В отличие от них среднеразмерный прицеп более комфортабелен, в нем можно практически полноценно жить. Он тесный, в нем немного места для вещей, но все-таки это уже не «наполовину уличный» капельный вариант, и с таким прицепом можно ездить круглый год, поскольку готовить и принимать пищу можно внутри домика.


На выставке были также представлены модели, сочетающие в себе концепции и «капли», и среднего прицепа – в них можно стоять в полный рост, есть обеденная зона, но в то же время доступ к кухонному блоку можно получить как изнутри, так и снаружи прицепа, через открывающуюся заднюю стенку. Довольно интересный и функциональный вариант!


Одним из главных критериев при выборе прицепа является его прочность. Даже если вы никогда не съезжаете с асфальта, езда по нашим неидеальным дорогам предъявляет особые требования к крепости прицепа. А уж если вы хотите путешествовать по проселкам, скажем, поехать в Архангельскую область, на Пинегу или Мезень, или прокатиться по Кольскому полуострову... Дороги там неплохие, но стоит учитывать, что это тянущиеся на сотни километров жесткие грейдеры. В таких условиях передающиеся на прицеп вибрации способны разрушить даже очень крепкие с виду конструкции. Оценить на выставке прочность изделия не всегда возможно, но посмотреть, пощупать, поразбираться с этим вопросом обязательно стоит.


В рамках этого обзора мы не будем вдаваться в конструктив каждой модели, но лишний раз хотим обратить внимание читателей на столь важный момент в выборе жилого прицепа, как оценка его прочности. Особенно, если речь идет о протяженных маршрутах где-нибудь в степях Казахстана или на Дальнем Востоке, в условиях сложных дорожных покрытий и удаленности от мест цивилизации, где возможно отремонтировать прицеп.


Что касается вкладышей в пикапы и полноценных автодомов на полноприводном шасси, на выставке можно было познакомиться с изделием подмосковной компании Пилигрим и продукцией коломенского завода Автокемперпром. Пилигрим представлял жилой модуль, устанавливаемый в кузов большого американского пикапа (в данном случае это был Dodge Ram), а Автокемперпром показывал модули, устанавливаемые в кузова пикапов меньших габаритов, таких как Toyota HiLux, Mitsubishi L200 или Volkswagen Amarock.


Эти жилые модули уже серийного производства, а не самодельные или полусырые варианты, при этом Пилигрим и Автокемперпром используют разные концепции. Пилигрим производит свои вкладыши по «яхтенной» технологии – модуль делается из фанеры и затем покрывается защитным компаундом – это приблизительно та технология, по которой строятся корпуса яхт. Автокемперпром использует «классические» клееные сендвич-панели, из которых собирается жилой модуль. Внутреннее оснащение у обеих компаний разнится по компоновке и исполнению, но в целом примерно одинаковое. Большие модули оснащаются совмещенным санузлом, кухней, спальными местами и обеденной зоной, в совсем компактных моделях туалет/душ отсутствует, а остальные зоны минимально достаточны. Плюсы модулей для пикапов очевидны – в повседневной жизни машина используется как полугрузовой автомобиль, а на время путешествия путем установки жилого модуля превращается в автодом, при этом сохраняя свои внедорожные характеристики. Понятно, что они ухудшаются из-за габаритов и веса модуля, но тем не менее возможности автомобиля остаются широки, принципиально выше, чем у любого обычного неполноприводного авто.


Также на выставке можно было увидеть модели домов на колесах, сделанных на базе классической Нивы. Это уже не съемный модуль, а полноценный автодом. Причем вариантов исполнения было представлено сразу два. Один из них, «Карелия», авторский проект Петра Груздева, в котором он пытается найти оптимальный баланс между набором всевозможных элементов комфорта, вместимостью и внедорожными характеристиками автомобиля. Машина пока в процессе обкатки и доработки, но уже вполне функциональна.


Второй вариант дома на базе Нивы – ставшая уже классической компоновка: душ, небольшая кухонная зона, трансформируемая в спальное место обеденная зона и спальное место в альковной части. Автодом рассчитан на двух человек, но сейчас ведутся работы по сертификации четырехместного автомобиля с возможностью перевозки дух человек в жилом модуле. Одобрение типа транспортного средства на такую модификацию еще не получено, но работа в этом направлении идет.


А еще возможны варианты изготовления автодома на удлиненном шасси Нивы. В этом случае либо увеличивается полезная площадь дома, либо используется автомобиль с двухрядной кабиной, а жилой отсек остается прежним, таким, как был показан на выставке. Интересный должен получится дом на колесах, единственное, что стоит учитывать – Нива и в короткобазном исполнении не образец маневренности из-за малого угла поворота передних колес, а каждое увеличение колесной базы еще больше ее снижает.

Учитывая, что на данный момент Нива является самым доступным полноприводным шасси, это неплохой, вполне имеющий право на жизнь вариант дома на колесах. Возможна модификация с газобаллонным оборудованием, ее будет предлагать сам производитель, при этом баллон располагается под днищем автомобиля, не отнимая места у жилого пространства. Это является большим плюсом и позволит уменьшить бюджет путешествия, что немаловажно!


На выставке были представлены не только автодома и прицепы, но и снаряжение для автотуризма в его классическом понимании. Это и оборудование, которое делает быт путешественника более комфортным – накрышные палатки, автомобильные тенты-маркизы со стенками и без. И снаряжение для организации бивуака – кемпинговые палатки, большие шатры, водонагреватели, кухонное оборудование. И принадлежности для складирования и перевозки вещей – экспедиционные ящики, ударопрочные герметичные кейсы, и многое, многое другое. И, естественно, сами автомобили, подготовленные для поездок по многочисленным красивым местам нашей необъятной Родины, которые, как правило, удалены от асфальтовых трасс. Все это можно было посмотреть на стенде Автовентури /РИФ.



Выставка этого года ознаменовала собой новый рубеж в теме автотуризма. «Caravanex 2022» показал, что и у самой выставки появилось очередное «второе дыхание», она приросла новыми участниками, что очень хорошо и приятно, и в то же самое время продемонстрировал очень высокий интерес посетителей и потенциальных потребителей данной продукции, что указывает на интенсивное развитие автотуризма в нашей стране. Надеемся, что в будущем году выставка будет еще представительнее и интереснее!

Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
Охота и Рыболовство на Руси. Теперь в Экспоцентре
Мы отправились посмотреть, что изменилось на самой крупной выставке с изменением места проведения.
Фестиваль АБТ. Место встречи друзей
Когда просят рассказать, что такое АБТ, я не нахожу ничего лучшего, чем ответить: «Это место встречи друзей».