150 тысяч километров на УАЗ Патриот
150 тысяч километров на УАЗ Патриот
Я обещал рассказать историю трех автомобилей УАЗ Патриот разных поколений, живущих в руках не самых аккуратных владельцев.
Впрочем, правильнее будет сказать: по-хорошему сумасшедших владельцев, изъездивших практически на стандартных Патриотах внедорожные маршруты Алтая и окрестностей, не раз пересекавших часовые пояса и параллели России, Монголии и Казахстана; параллельно испытывавших на них продукцию известного УАЗоводам завода СТО22-Бийск.
Начну с самого раннего Патриота 2015 года выпуска, пробег которого, на момент написания этого рассказа, составил 154 000 километров. В послужном списке числятся две экспедиции через всю Монголию, ежегодная буксировка катера на берег Бухтарминского водохранилища через 50 километров полного бездорожья, а также бесчисленные выезды в горы и ежедневная «гражданская» эксплуатация.
Без ремонтов и доработок не обошлось...
Автомобиль не превратился во внедорожного монстра. Наоборот, с первого взгляда его не отличить от стандартного, но все же изменения были. Прежде всего, чтобы исправить заводские болячки, преследовавшие модель, а параллельно провести испытания собственной продукции, с помощью которых эти болячки и лечились.
И это правильно, когда производитель сам использует то, что производит. Например, на автомобилях сотрудников бренда РИФ стоит произведенное ими же оборудование, чтобы понимать все самим, а не слушать то, что бабки на лавочке обсуждают. Все то же самое у сотрудников СТО22-Бийск. Только в редакции OffRoadClub.Ru проходит тестирование и оборудование РИФ, и оборудование СТО22-Бийск, и поэтому нам постоянно есть, о чем интересном написать.
Как раньше водилось с автомобилями УАЗ, этот Патриот после покупки был «разобран» и «собран» со всеми надлежащими проверками, смазкой, уплотнением и затягиванием всего затягивающегося с использованием динамометрического ключа.
Что же до ремонта, то первый состоялся буквально вначале его эксплуатации: отрегулировали сход-развал, которого не было вообще, изменили кастор, заменили сальник хвостовика редуктора моста, который уже с новья начал подтекать.
В качестве первых доработок был заменен штатный рулевой вал и поворотные кулаки в сборе на комплекты от СТО22-Бийск. Для рулевого вала это было первое «боевое» испытание, а поворотные кулаки и ремкомплекты с бронзовыми вкладышами на тот момент уже были известны и испытаны. В качестве профилактики вывели наверх сапуны, а для экономичности и обеспечения запаса хода установили ГБО.

Модернизированный рулевой вал с ОРВ и демпфером производства СТО22-Бийск
В этом виде автомобиль отправился в путешествие по Монголии, после которого потребовал ремонта передний мост – ему понадобилась правка геометрии после жесткого маршрута. Работы провели в собственном СТО на заводе в Бийске, заодно проведя практические занятия с сервисменами, которым предстояло заниматься этим и с автомобилями клиентов.
К двигателю рука техника прикоснулась впервые только к 50 000 км пробега. До этого только плановое ТО. На полсотне тысяч километров из профилактических побуждений была заменена цепь ГРМ, не раз грешившая обрывами у других владельцев Патриотов. Впереди была поездка в Казахстан и лучше было перестраховаться. Смешным оказалось то, что для этого «ремонта» потребовалось обратиться в дружеское СТО, потому что собственная рембаза завода была занята записавшимися на обслуживание клиентами – вот она какая – реальность.
Из неприятностей к 50 тысячам километров пробега был составлен небольшой список: отошел передний бампер, установленный на место простым движением руки, но для чего потребовалось снять фару; разболталось крепление сайлентблока на продольной тяге моста, которое заменили на «фиксатор сайлентблока»; демонтировали защиту моторного отсека, чтобы попытаться уменьшить нагрев пола.

Фиксатор сайлентблока
Изучив проблемы уазоводов с рычагом поворотного кулака, был изготовлен кованный усиленный рычаг, который для профилактики был тут же заменен и на собственном автомобиле. Замена рычага поворотного кулака на усиленный требует замены правого верхнего шкворня на удлиненный.
Почти двадцать последующих тысяч километров Патриот не доставлял почти никаких хлопот, пока к 80 тысячам не захворал передний мост, отказавшийся включаться, как водится, в путешествии. И хорошо, что не в самой тяжелой его части.
Оказалось, что поломалась межколесная блокировка дифференциала переднего моста БТР. Точнее, слабым местом оказалась переходная втулка со шлицевого БТР на шлицевую УАЗ – она лопнула и полуось просто свободно вращалась.
Умерла и крестовина переднего кардана, найти которую в продаже не оказалось возможным и был заменен весь вал в сборе. Учитывая, что после 60 тысяч пробега был заменен задний кардан на штатный, оказавшийся не самым удачным, надо было принимать решение и начинать производство собственных, не требующих подборки, доработки и балансировки.
Так на УАЗ Патриот сначала был установлен задний кардан собственного производства, а после – на 120 тысячах километров пробега, и передний кардан был заменен на произведенный в цехах СТО22-Бийск. Оба кардана служат верой и правдой до настоящего времени.
На ТО80000 были впервые заменены передние колодки и уже во второй раз заменили дополнительную помпу охлаждающей жидкости, работавшую, но издававшую неприятный свист.
Пробег 100 000 достиг автомобиль как водится в путешествии – он тащил катер на Бухтарминское водохранилище. Преодолев «соточку» потребовалась покраска расширителей – известная проблема рестайлинговых Патриотов, вина за что висит полностью на смежниках завода УАЗ, красивших их через одно место. Фары головного света сильно помутнели и поцарапались, и проявилась еще одна тема – порвались гофры в дверях, то ли от старости, то ли уработались.
Дальше в руках Хасана Карагужина появился новый УАЗ Патриот версии «второго рестайлинга», а этот автомобиль полностью ушел в эксплуатацию его брата – директора СТО22-Бийск Хамита Карагужина. И именно Хамит, именно на этом самом Патриоте притащил нам знаменитый по путешествию вдоль Енисея катер на Телецкое озеро в прошлом году, когда мы впервые отправились изучать Алтай и, собственно, познакомились с производством, чью продукцию УАЗ испытывал на себе.
Сейчас на Патриоте стоит уже третий комплект амортизаторов – на этот раз Kayaba, а еще остались неназванными монтаж шумоизоляции и дополнительной задней печки, которой в комплектации не было предусмотрено.
Как чувствует себя УАЗ Патриот 2015 после 150 тыс. км пробега
Получив ключи от автомобиля и карт-бланш покататься на нем по Бийску, где на окраинах можно найти «отличные» дороги, которым мог бы позавидовать и дмитровский испытательный полигон, я отправился изучать, насколько бодрым он остался и как себя чувствует после полутора сотен тысяч километров пробега.
Забегая вперед, скажу, что именно этот Патриот меня удивил. Когда-то я и сам ездил точно на таком, только с дизельным двигателем. Сейчас, имея более свежую модель, было интересно окунуться в прошлое и вспомнить, как это было. Не могу сказать, что меня настигла ностальгия. Наоборот, новый Патриот мне нравится больше, но осталось «послевкусие»...
Из трех протестированных автомобилей УАЗ Патриот, фактически трех поколений, именно этот, с самым большим пробегом, оказался самым собранным из всех. Не принимая во внимание углы поворота колес новых и старых мостов, дизайн интерьера и т.п., ехать на нем было приятнее всего.
Впрочем, этому есть объяснения: два других Патриота имели ряд замечаний после путешествий, которые не были устранены на момент испытания. Но и пробег у них гораздо меньше, чем у «Первого».
В качестве заключения
УАЗ Патриот относится к тем автомобилям, которые все же надо доводить до ума, дорабатывая под себя. Не лишен он недостатков и слабых мест, но предоставляет невероятную свободу передвижения: не самого лучшего и комфортного на асфальте, но компенсируемого на пересеченной местности и на бездорожье.
К сожалению, недостатки у автомобиля есть, и очень часто они зависят от степени криворукости сборщиков или производителей-смежников, но большую часть этих недостатков можно устранить, в том числе с помощью более надежных запасных частей. Доступный и достойный компромисс.
И все же, вопреки злословию ненавистников российского автопрома, этот УАЗ Патриот доставлял не так много проблем, учитывая характер его эксплуатации.
Следующие публикации будут посвящены двум другим Патриотам, эксплуатируемым теми же людьми и в тех же условиях, что делает более ценным наблюдения и сравнения их между собой. Не пропустите...