Пикап от Тойоты – очень популярное шасси для создания самой разнообразной спецтехники. Арабы, например, любят на его базе делать современные тачанки – монтировать в кузов пулемет или пушку. В Центральной и Южной Африке его переоборудуют для катания туристов на сафари. А европейцы предпочитают строить на шасси LC 79 автодома. Эта тенденция потихоньку приходит и в Россию – кемпер, о котором мы рассказываем, построен в Ижевске по всем канонам европейской школы автодомостроения.
Японское шасси
Прежде чем начинать рассказ о самом автодоме, нужно уделить немного внимания его шасси. Почему же Land Cruiser 79 получил признание в разных уголках земного шара? Понятно, что основная причина такой популярности – высокая надежность данного автомобиля. Он простой, рамный, конструктивно очень крепкий, на него устанавливаются проверенные десятилетиями службы мосты, корни которых уходят к тойотовской «шестидесятке». То же самое относится к коробкам и раздаткам – они надежные, крепкие, качественные. И, конечно, к двигателям.
Бензин и дизель
До последнего времени TLC 79 комплектовались бензиновыми 4-литровыми V-образными моторами – по сути такими же, которые ставятся на Prado, но немного дефорсированными, поскольку они часто эксплуатируются в странах с невысоким качеством топлива. Другой вариант – дизельные двигатели 1HZ, хорошо известные владельцам «восьмидесяток» – именно с Land Cruiser 80 и началась их история.
Достаточно давно на «семьдесят девятые» начали устанавливать также дизельные двигатели V8 объемом 4,5 литра – по сути тот же мотор, который идет на двухсотый Cruiser, с той лишь разницей, что он дефорсирован (мощность порядка 202 лошадиных силы), и у него только одна турбина. Силовой агрегат буквально нашпигован электроникой – имеет компьютерное управление и автоматику системы впрыска.
На «двухсотках» он ходит по-разному, у кого-то долго, у кого-то не очень, но такой феноменальной надежности, как у старых двигателей, у него уже нет. Но исходя из того факта, что мотор дефорсирован, можно надеяться на чуть более долгую беспроблемную эксплуатацию, нежели когда он установлен на «двухсотке». Точных данных по ресурсу этого двигателя именно на LC 70 нет, поскольку таких машин у нас слишком мало, чтобы можно было делать какие-то выводы по поводу его ходимости в России.
Наш размерчик
Следующей бесспорно важной причиной популярности «семидесяток» является очень удачные размеры этого автомобиля. Машина компактна – не широкая, не излишне длинная, не очень тяжелая, и что самое главное для большинства гражданских пользователей – вписывается в категорию В, а не становится грузовиком, что влекло бы за собой целую кучу разных нюансов.
Репутация
И еще одна, не менее важная составляющая частого использования данного шасси для постройки кемперов – репутация бренда. И Тоyоtа в целом, и Land Cruiser в частности мегапопулярны в нашей стране.
Как основа для строительства автодома Тойоты используются давно и часто – в Европе кемперы на базе прежних серий семидесятки производят уже много лет. Тип кемпера, конфигурация, размеры – самые различные, все зависит от предпочтений заказчика. Есть и типовые разработки – модели, производимые крупными компаниями серийно.
Лучше вдвоем
Как основа для автодома Toyota Land Cruiser 79 – отличное шасси. Но только для небольшого экипажа, поскольку машинка в общем-то невелика, и при постройке кемпера на ее базе приходится идти на массу компромиссов. По сути, такой автодом должен быть рассчитан на двух человек, использовать его для езды втроем-вчетвером довольно странно, так как ехать на большие расстояния на сидушках, находящихся внутри будки, неудобно. В данной машине реализован именно двухместный вариант.
Интерьер
Организация внутреннего пространства в автодоме – это самый сложный вопрос. Места мало, а комфорта хочется много. На счету каждый сантиметр. И нужно постараться учесть «хотелки» заказчика. В данном случае в передней части располагается обеденная зона, а в задней – шкафчики-полочки для различной мелочевки, кухонный блок и душевая, причем последняя очень большого для данного кемпера размера (желание клиента).
1/2
2/2
Но нет большой емкости для воды, заказчик попросил установить бак объемом всего 100 литров, поскольку основным предназначением автодома должны стать поездки на рыбалку – стоянки предполагаются рядом с водоемом.
1/2
2/2
Ставший де-факто стандартом для современного автодома набор оборудования: система отопления, холодильник, водогрейка, солнечные панели, инвертор – смонтирован и в описываемом нами модуле.
Особенности планировки
Жить внутри достаточно удобно! Рационально расположен кухонный блок – он находится рядом со входом. Можно выплеснуть наружу воду, подать готовые блюда, если планируются посиделки на пленере, или, наоборот, требуется загрузить припасы.
Из небольших минусов: расположение холодильника не очень удачно – при торможении все, что в нем лежит, стремится съехать с полок в сторону дверцы. А она хоть и не распахивается во время движения сама – предусмотрена защелка – но при последующем открывании холодильника скопившиеся у дверцы продукты могут выпасть. Лучше, чтобы холодильник стоял боком или задней стенкой по ходу движения.
Еще одно наблюдение касается обеденного стола – алгоритм его складывания не оптимален, процесс этот долгий и нудный. Однако довольно непростая конструкция – также пожелание заказчика. Нам представляется, что обычно применяемый в кемперах классический опускающийся стол был бы здесь более уместен.
В дорогу!
У кемпера есть особенность – заказчик пригнал для постройки автодома автомобиль с пружинной задней подвеской, а не с рессорной, на которой большинство TLC 79 сходит с конвейера. Естественно, рессорная подвеска для постройки такого тяжелого автодома предпочтительней. Пружины, хоть и усиленные, не очень хорошо справляются с данным весом. К тому же сзади отсутствует стабилизатор поперечной устойчивости – машина сильно кренится в поворотах и активно раскачивается на неровностях.
Пружинная задняя подвеска – серьезный минус, но не приговор. Такая схема не является неустранимым дефектом, с ней можно поработать, просто этим пока не занимались. Можно добавить в конструкцию задней подвески пневмоподушки, сделать по спецзаказу более мощные пружины, установить стабилизатор поперечной устойчивости.
Тяги двигателя хватает с избытком, можно еще сзади прицепить тонны три. Едет машина очень приятно, частое переключение передач ей не требуется, подвеска «съедает» большинство ям на дороге, в результате езда приобретает размеренно-вальяжный стиль, отлично вписывающийся в концепцию отдыха.
Под конкретные условия
Автодом получился несколько габаритным, но таким было техническое задание заказчика – машина должна доехать до места рыбалки, причем не в глухомань, не в какие-то удаленные и богом забытые места, куда можно добраться только с помощью лебедки. Речь шла о вполне обычных проезжих дорогах, по которым данный автомобиль может перемещаться без проблем.
Использовать его для «экстремального» туризма вряд ли получится из-за большой длинны заднего свеса, изрядной общей высоты машины и приличной массы. Хотя в положенные три с половиной тонны кемпер все равно вписывается, оставаясь автомобилем категории В, без ограничений перемещающимся везде. На него распространяется действие всех тех же знаков, что и на обычную легковушку.
Добротно и качественно
В целом же ижевский автодом сделан очень добротно и качественно. Можно констатировать тот факт, что уровень производства автодомов в России растет год от года, что очень приятно. Стало вполне резонно заказывать такие вещи в нашей стране. А ведь еще совсем недавно чтобы получить качественный кемпер нужно было обращаться к европейскому производителю – не обязательно немецкому, можно было построить хороший автодом и в Чехии, но уровень российского производства оставлял желать лучшего. Теперь же наша продукция подтягивается к зарубежной – все очень и очень достойно. А с учетом гораздо более низкой стоимости российской продукции перспектива у отечественных автодомостроителей точно есть!