Мы встретились, чтобы оценить ещё одну спасённую от забвения машину – легендарный армейский внедорожник Mercedes-Benz Gelandewagen W461 250GD Wolf. Воистину – это искушение для настоящего ценителя брутальной рабочей техники, какой и был изначально задуман G-class.
Родина модели – Австрия. Там, в городе Граце, совместно с фирмой Steyr-Daimler-Puch, компания Mercedes-Benz с 1979 года производит линейку G (Gelande – внедорожник). Всего с 1991 по 1993 год по заказу вооружённых сил было произведено около 400 W461 Wolf для верной службы республике. Более современные версии производятся для армии до сих пор. Сейчас подобные машины в Европе и США пользуются большим спросом, являясь предметом коллекционирования, и нередко продаются на аукционах по цене от 50 тысяч евро (за безупречный экземпляр).
В Россию герой обзора приехал через Польшу и был приобретён в 2019 году в Калининграде как «отреставрированный». На фотографиях он выглядел действительно вполне бодро, но по приезде в Тулу стало понятно, что машина нуждается в «небольших доработках», которые потребовали полтора года, мешок нервов и несколько миллионов рублей.
Что же мы получили после того, как разобрали автомобиль до винтика, покрасили, восстановили и собрали обратно: максимум надёжного внедорожника с эталонной минималистичностью. Из «роскоши» только оригинальный «паркет» в багажнике. Ничего лишнего, всё функционально, надёжно и переживёт любой зомби-апокалипсис, тем более что дуги в кузове рассчитаны на установку различного вооружения. Машина укомплектована двумя видами тентов: полным (закрывающим весь кузов) и грузовым (как в нашем случае).
В процессе реставрации обнаружился интереснейший факт, давший название этой статье и уж точно воспринятый всеми как знак судьбы. Под слоями старой краски были обнаружены контуры загадочного изображения, которое после изучения архивов идентифицировано как шеврон бригады панцер-гренадеров (по-русски: мотопехоты). Именно там проходил службу наш вояка. При том, что родов войск, где служили подобные машины, целых 24, шанс встречи Гренадёров (Дмитрия и Волка) был, мягко говоря, невелик. Как тут не поверить в судьбу.
Отрадно, что владелец не только коллекционер, но и практик. Он вполне настроен применять брутальную технику по прямому назначению – ездить по бездорожью. Участвовать во внедорожных соревнованиях не позволяет вес, стоимость проекта и здравый смысл, а вот охота и выезды на природу – актуальная программа на ближайшее время. Собственно, на покорение заснеженных полей мы и отправились в день теста, ведь когда как не зимой тестировать кабриолет, не так ли?
Погода способствовала хорошей съёмке и качественной проверке внедорожных качеств «волка»: небольшой минус, плотный глубокий снег, рельефные поля и даже незамерзший ручей.
В первую очередь нас интересовало, как довольно архаичный и не самый мощный атмосферный пятицилиндровый дизельный двигатель будет перемещать почти двухтонную машину на тридцатипятидюймовых экстремальных колёсах по полуметровому тяжёлому снегу.
На прямой передаче 158 Нм крутящего момента и 90 лошадиных сил для этого явно не хватало, но инженеры предусмотрели впечатляющий комплект понижающего ряда. Во-первых, можно воспользоваться понижением в раздаточной коробке, а во-вторых, если этого не хватает, в механической коробке передач предусмотрена «половинка первой» – передача L. При всем этом «пары» в мостах 5.28, так что при максимальном понижении можно покинуть машину и не спеша идти с нею рядом – медленно и уверенно она будет двигаться на холостых самостоятельно.
Порадовала истинно армейская всеядность мотора, который при необходимости может переваривать любое дизельное топливо, авиационный керосин и даже рапсовое масло, причём полезной для движения «жижи» в него можно залить аж 98 литров! При его гуманном расходе запас хода представляется впечатляющим.
Про знаменитые блокировки сказать особенно нечего: работали, работают и будут работать. А вот в раздаточной коробке есть отличие от гражданских версий – жёсткое включение переднего моста. Переключение происходит легко и мягко, и это в машине, которой без малого 30 лет!
Помимо маскировочной раскраски, которую, кстати, полностью восстановили по цветовой схеме бундесвера, принадлежность автомобиля к армии выдаёт уникальная система светомаскировки. Многофункциональным переключателем в салоне можно настраивать то, что будет светиться в тёмное время суток, вплоть до максимально скрытного режима движения в колонне, когда сзади светится лишь одна маленькая лампочка для ориентира сослуживцу, который едет сзади.
Также бросаются в глаза петли по бокам кузова – они нужны для перевозки машины на внешнем подвесе транспортных вертолетов (полезная опция, не правда ли?).
Для полноты ощущений от управления кабриолетом можно снять тент спереди, откинуть вперёд лобовое стекло и опустить до конца безрамочные боковые стёкла. Причём конструкция дворников и шноркеля предусматривает такие трансформации и «хобот» не помешает. Массивная задняя дуга безопасности съёмная – на ум приходит фраза Шапокляк из мультфильма про Чебурашку: «Это хорошо, хорошо, что вы зелёный и плоский!».
Что касается внедорожного тюнинга – сделан лифт подвески 40 миллиметров, это позволило с лёгкостью интегрировать вместо штатных двадцатидевятидюймовых тридцатипятидюймовые колёса на оригинальных дисках. Вместо родного бампера поставили усиленный с лебёдкой 12000 Lbs.
sТут стоит отметить ещё одну особенность военной версии – напряжение в бортовой сети 24V, это потребовало небольшого вмешательства в электрику для установки стандартного гнезда прикуривателя. Салон избежал доработок – его можно мыть из шланга, пользуясь для слива воды оригинальными дренажными отверстиями в полу.
Для того, чтобы машина была готова к трудовым подвигам по перемещению различных прицепов, пришлось расстаться с массивным сцепным устройством, заменив его стандартным фаркопом с розеткой.
Ощущения от управления можно охарактеризовать как исключительные: понижения хватает, гидроусилитель в союзе с рулевым демпфером ограждают от утомительной борьбы с рулём. На удивление, в кабине звук трудолюбивого дизеля не досаждает, а эргономично продуманное управление рычагом провоцирует переключать передачи по поводу и без. Добавьте к этому запах новой машины, уходящие за горизонт поля, и вы почувствуете примерно то, что чувствовал я – какой-то детский неподдельный восторг.
1/2
2/2
После долгих безуспешных попыток засадить «волка» в снегу на прямых, мы отправились штурмовать коварные склоны, но и тут нас ждало разочарование – даже при очень неспешном подъёме он продолжает неуклонно ползти вверх, упираться в снег, прокапываться до земли и снова двигаться дальше. Медитативное зрелище, но результат налицо – движение не прекращается.
Перемещение по асфальту соответствует специфике машины, этот процесс нельзя назвать угнетающим, но толкаться в пробке или разгонять поток в левой полосе вы вряд ли захотите. Её стихия – всё что находится вне дорог, там она чувствует себя уверенно и позволяет сполна насладиться немецким инженерным гением.
Определённо, у машины есть свой дух и свой стиль, оценить которые дано истинным поклонникам марки честных рамных военных внедорожников. А еще, эта машина определенно относится к категории «живых вещей», но не в том смысле, что «живет своей жизнью», а в том, что ее стойкий характер, настроение и желание приключений передается владельцу. Хорошо, что в нашем случае судьба свела тех, у кого перечисленные качества полностью совпадают!
Текст и фото: Роман Герасимов