В горах Кабардино-Балкарии

В горах Кабардино-Балкарии

13.11.15
Поделиться:
Начало нашего путешествия было крайне нетривиальным – мы решили никуда не ехать :) Хороших идей не было, также как и времени. День народного единства своенравно не захотел никуда переноситься и торчал гордо посредине недели, как... а неважно как что. Неудобно короче.

Может, это и к лучшему, решил я и стал думать на отвлеченные темы, вроде того как и чем обшивать диван, какой толщины взять мебельный поролон, где бы добыть алюкобонда подешевле и почему люди не летают, как птицы.

Параллельно мне в голову закралась тревожная мысль о том, что люди часто навязывают свои увлечения своей второй половине и потом искренне считают, что это их общее хобби.

А что, если Елена Викторовна глубоко в душе мечтает об оллинклюзивном египетском отдыхе, вместо того, чтобы кататься на УАЗике по глухоманям?! Мой ход мыслей был бесцеремонно прерван ударом локтя в ребро от угнетенной супруги – смотри, на авиабилеты распродажа!

Обычно авиакомпании устраивают распродажи на те даты, которые никому не нужны и в тех направлениях, которые нам не надо. Поэтому я вернулся к размышлениям о том, сильно ли страдает ли жена от моего деспотизма или уже попривыкла за эти годы. Аааа, в Минводы есть за 4900 руб. туда и обратно, я беру!!! – раздался победный крик супруги. И в этот момент стало очевидно, что мы едем на Кавказ...

И вот я в полночь торможу машину в придорожных кустах, не доезжая Волгограда.

Наибольшая моя проблема в том, что после тропических +24 в салоне меня ждут бодрящие +2 в жилом модуле. Наш домик обзавелся утеплением и даже частично чистовой отделкой, но вот никакого отопителя пока нет.


Как обычно, после длинной и тяжелой дороги уснуть сразу не получается. Хочется полистать картинки в инстаграме, посмотреть кто и чего понаписал в твиттере и выпить 120 грамм сухого вина. Все бы ничего, но лицо и правая рука, в которой был телефон, зябли, так как не были утеплены спальником.

Когда-то давно, кто-то умный рассказал мне, что горящей свечкой можно легко и быстро просушить сырую палатку. Я пробовал пару раз и хуйугадал – не работает этот способ.

Теперь я решил попробовать нагреть этой херней 8 кубометров воздушного пространства жилого модуля. Думаю не трудно догадаться, что результат был ровно такой же. Может быть дело в бездуховных гейропейских икеесвечах, а может еще в чем. Но факт остается фактом...


Южный регион с какой-то стати решил ночью меня подморозить до минус четырех. С помощью всей мощи своих легких я смог надышать на разницу в семь градусов.

Кстати, температура – не самая полезная информация с этого прибора, куда интереснее наблюдать за показателями влажности. Так, например, закипевший джетбойл мгновенно поднимает влажность с 62 до 85 процентов. Надеюсь, этот эффект станет менее заметным, когда появится отопительная система. Погодная станция, кстати, это подарок – пользуюсь случаем, выражаю респект и уважуху этому замечательному человеку :)


На самом деле мне надо поторапливаться – к пройденным вчера 900 километрам мне нужно добавить еще 700, а при условии, что Лена в 19.00 уже будет в аэропорту, то опаздывать на это свидание мне никак нельзя.


Хорошо бы, чтобы трасса уже оттаяла, а то я все-таки на МТшках.


В аэропорт я не опоздал и вот наша семья в полном составе и готова к приключениям.

По плану мы должны были дозаправиться и уйти на маршрут в направлении Джылы-Су, там бы заночевали на берегу реки Малка и рано утром, сфотографировав живописную вершину Эльбруса, так подозрительно похожую на женскую грудь, вышли бы на запланированный трек. Но, кажется, наши планы нужны исключительно для того, чтобы их нарушать.

В итоге, мы до одиннадцати ночи в компании обаятельного аборигена в лучшем ресторане Ессентуков ели шашлык из бараньих язычков и заедали все это хачапурями по-аджарски. В конце концов мы же для себя путешествуем, да и «экспедиция» наша не подавалась на спортивный разряд :)


Все-таки у нас очень большая страна – в Перми уже снега по колено, а на Кавказе пожелтели листья.

Пять месяцев назад примерно в этом месте мы с отцом ночевали в компании веселых велосипедистов.

Мы были на форде, а жилой модуль на УАЗ еще не был готов от слова совсем. Как быстро бежит время...


Купленная больше в шутку микро-сковорода оказалась очень удобной.

Как раз наш размерчик :)


Смотреть заранее погоду в этих местах затея довольно бесполезная, так как глупо ориентироваться на прогноз для Кисловодска или Нальчика, если планируешь ехать в горы.

Но нам очевидно везет – наверное, грешим мы больше по мелочам. Эльбрус и небо отдают нереальной синькой, а мы смеемся, что наши глаза «синят, как никон».


Теперь в экипаже два незадачливых фотографа и на каждой остановке мы разбегаемся в поисках удачных ракурсов, одновременно стараясь, чтобы «конкурент» не заметил выбранных локаций :)


Здесь огромное количество самых разных дорог. Какие-то я уже прошел, какие-то только наметил для себя.

Я в этих краях уже в пятый раз и каждый раз нахожу для себя что-то совершенно новое. Как жаль, что я не живу хоть чуть-чуть ближе к этим местам.


Забавная штука жизнь – совсем недавно я смотрел на #tlc78camperedition и думал, что у меня никогда ничего подобного не будет.

Как говорится, не прошло и года...


Если когда-нибудь у меня будет спортивный дукатти или безумно мощный родстер с огромными карбоновыми тормозами и много-много поршневыми супортами, то я обязательно приеду сюда, чтобы отжечь по этому серпантину.

А пока я уныло пропердел вниз, тормозя двигателем на первой передаче, чтобы не перегреть тормозные колодки.


Вы только взгляните, какая прелесть!

Кстати, небольшой шрам на горе Сирх слева – это тоже дорога и она пока грунтовая, в отличии от участка от Кичи-Балык до Джылы-Су.


Ну а мы уходим на короткую дорогу в сторону Тырнауза.

Мы не смогли пройти ее в мае 2013 и июне 2014 и вот пробуем теперь. Ну что, значит пробуем – альтернативы у нас особо нет, так как объезд слишком длинный и скучный и если что-то не получится, то весь план пойдет насмарку.


На самом деле дорога несложная, единственную неприятность доставляют замерзшие ручьи, которые на некоторых участках устроили настоящий каток.

В местах, где уклон особенно крутой, а лед особенно скользкий, было немного стремно. Уж очень не хотелось покатиться с горки вниз на наших «мудовых» шинах.


Но в целом все довольно просто и без какого-либо экстрима.


С момента нашей адыгейской поездки УАЗик немного прибавил в весе и, как следствие, в плавности хода.

Каждая наша следующая вылазка сопровождается очередными доработками, в результате чего внутри домика становится все комфортнее и уютнее.

В этот раз добавилось утепление, чистовая отделка потолка, новый раскладной механизм дивана-кровати и даже раковина; правда, она пока не подключена ни к водопроводу, ни к сливу :)


Вокруг необыкновенная красота – ближайшие вершины уже присыпало снегом и все безумно красиво.


Время обеденное и мы «выдернув ручник» тормозимся на прием пищи.

Кушать надо по часам и это закон!


Тем более если есть возможность сделать это в таком красивом месте.

Я залез на холм и прикидываю, как буду размещать на крыше солнечные панели и что хорошо бы придумать для них какие-нибудь защитные крышки, чтобы их нельзя было случайно повредить ветками в лесу или вылетевшим из-под чужих колес камнем.


Хорош чертяка!

И правда, Каргуша не оставляет никого равнодушным – все спрашивают про него, постоянно просят взглянуть, что у него внутри и очень удивляются, когда слышат, что он не «это прям с завода такой?!»


Солнце очень недурно жарит и мы открываем шторку, чтобы хоть чуть-чуть нагреть модуль. Ночью мы наоборот ее закрываем, чтобы меньше выпускать тепла.

Я нашел в импортном каталоге, что продаются зимние чехлы для люков – надо будет пошить что-нибудь в таком духе самим.


Вот эта вершина, прям у дороги, высотой в 3800 метров!


Горные дороги – это фантастическая штука. Это такие концентрированные эмоции, когда за каждым поворотом, за каждым перевалом открываются все новые умопомрачительные виды. За полдня в горах можно увидеть больше, чем за неделю где бы то ни было. Я бесконечно влюблен в горы!

А вот наша дорога тонкой струйкой бежит вдоль холма.


Если бы не вояж на юг, то ездить на КМ2 в ноябре было бы уже неразумно. Но проблема в том, что у меня все еще нет зимних шин.

В размерности 255/85/16 зимних колес не бывает, а значит мне предстоит выбор между 265/75/16 и 285/75/16 и последующая покупка целых ШЕСТИ шин, потому как ездить зимой с двумя несоразмерными МТ запасками мне кажется глупым.


Когда я первый раз ехал по перевалу Теплый ключ на Алтае, я был в ужасе от того, что дорога по сути односторонняя. А что будет, если пойдет встречка? Как мы будем разъезжаться? Им-то хотя бы на склон лезть, а мне придется к обрыву жаться.


Миллион мыслей волнением отзывались у меня в мозгу, а сейчас я спокоен, потому, что понятно, что выход в любом случае есть и уж как-нибудь разъедемся.


Заезжаем за поворот и видим как густое и пушистое облако «заходит» в ущелье. Совершенно потрясающее зрелище, как оно с приличной скоростью ползет и заполняет собой низины как разлившееся молоко.

Вот с того перевальчика явно должен быть отличный вид и мы на всех парах летим туда.


Полное ощущение, что ты смотришь на это все из иллюминатора самолета и только заплеванного стекла не хватает для полного антуража :)


Облако довольно быстро заполнило ущелье и, как тесто, начало «подниматься на пару».


Вот оно уже лижет края нашей дороги.


В этот момент становится отчетливо ясно, что мы уже не зря приехали. Мы в полном восторге!


На соседней скале просматривается какой-то хитрый рисунок, то ли какое-то животное, толи японский иероглиф.


На самом деле до заката остается всего полтора часа, а он наступит примерно в 18.00.


Вид с перевала Джаурген.


Отсюда в Тырнауз идет извилистый и очень долгий серпантин.

Если мы сейчас пойдем вниз, то сначала опустимся в облако, а в сам поселок выйдем и вовсе в темноте. Ехать по незнакомым местам при отсутствии видимости глупо, а вдруг там красиво?!


Так мы принимаем решение становиться на ночевку в 16.30 – Штирлиц никогда еще не был так близок к матрасному отдыху :)


Я даже кричал от восторга в этот момент – просто не знал как еще выразить свои эмоции.


Самые красивые снимки само-собой у Лены, но мне не грозит конкуренция с ее стороны, так как при ее характере эти фоточки вряд ли когда-то покинут SD карту :)


Тем временем облако поднялось уже почти до нашего уровня и мы чувствуем его холодное дыхание.

При условии, что мы собираемся ночевать на высоте в 2700 метров, то ночка похоже нам предстоит прохладная.


Кстати, за трек, легший в основу этой поездки, нужно сказать спасибо комраду – жаль, что он совершенно забросил свой ЖЖ, особенно при том, что этим летом он довольно интересно покатался.


Внешний сенсор из модуля перемещается наружу – забегая вперед скажу, что ночью температура опустилась до -8 и это была самая холодная ночевка за всю поездку.


В плане закатной съемки место не очень удачное.

Солнце просто закатилось за гору, слегка обожгла вершины напротив и после этого почти мгновенно стемнело.


Внезапно стало темно и очень холодно...


Ночью было холодно, очень. Мы подсознательно рассчитывали на что-нибудь вроде нуля, но получилось -8.

И хотя спальники у нас с запасом, но вылезать утром на рассветную съемку было очень некомфортно.


Вечернее облако выпало на окрестные вершины легким снежком и сделало склоны седыми.


Газовый баллон для горелки предусмотрительно ночевал в моем спальнике, а вот положить зажигалку себе под бочок я не догадался.

Это была ошибка :)))


Вместе с солнцем приходит тепло.


Мы приготовили завтрак, попили чаю и поехали вниз.


Рассвет рано, поэтому на часах едва-едва 8 утра.


Теплые солнечные лучи вытесняют скопившийся в ущелье холод и в воздух поднимается вот такая седина.

Глазами очень красиво, а удалось ли передать это на фото, не очень понятно.


Наш красавчик в естественной среде обитания :)

Меня много спрашивают: «Ну как УАЗик?». На спидометре уже 16+ тысяч и, пожалуй, пришло время снова делиться впечатлениями о нем.

Но это будет отдельный пост, чтобы не травмировать тех, кто не любит технические автомобильные подробности.


В Тырныауз ведет безумно длинный серпантин – стотысячпятьсот загибов на версту.


Вместе с остановками на фотографирование мы спускались примерно два часа, так что вчерашнее решение не ехать вниз на ночь глядя было 100% верное.

Приятно все-таки, когда за плечами уже есть какой-никакой опыт и он позволяет принимать правильные решения.


Раньше тут были разработки вольфрама и молибдена, но сейчас большинство штолен заброшены.


Небольшая ремарка – не надо ездить в ноябре на МТ резине.

Просто не надо и всё, поверьте мне на слово.


Любопытный пейзаж, не знаю чем, но есть в этом какая-то интересная эклектика.


А вот и сам Тырныауз.

В принципе, он сам ничем не примечателен, но как же, наверное, круто жить в таком месте.


Одна из самых-самых карточек на мой вкус в этом посте.

Залитые солнцем вершины и синий от ночной изморози лес на обочине обледеневшего асфальта.


А мы решили немного разнообразить наше времяпровождение и едем на подъемнике к Эльбрусу.


Самый полдень и ни о каких фотошедеврах и речи быть не может, но глаза разрываются от этой бесконечной синевы.


Видите след от ратрака?

Я не очень много понимаю в подъемах на Эльбрус, но получается в теории можно доехать «вон туда» с ветерком и уже там быстренько «пробежаться» до вершины. Так что ли?!


Подъем состоит из двух отрезков канатки с кабинками и потом еще вот такая «креселка».

Лена долго не соглашалась ехать и все порывалась ждать меня внизу, но в итоге уговорами и пинками удалось ее все-таки загнать в седло.


Это «бочки», тут можно жить.


Ратрак возит туристов и дальше, но по объяснению тех кто был, вроде не сильно высоко.

Так что мы зажали денег и решили не ездить.


Глядя на ЭТО в голове почему-то всплывают хулиганские слова из песни про туристов: «Это ж блядЪ горы!!!!»


Ну, а мы едем вниз.

Нам сегодня еще надо хоть куда-нибудь доехать, а кромешная темнота наступит в 18.00.


Ближайшая к нам отворотка – это ущелье Адыл-Су.

Показываем паспорта пограничникам, недлинный разговор про наш домик и вот мы уже мчим к снежным вершинам.


Но не все так просто, как кажется. Дорога упирается в закрытые ворота альплагеря Бауманского института «Джан-Туган». У альпинистов в это время сезон затишья и никого нет, только унылая собака лает где-то далеко за забором – это провал.

Солнце сядет через полчаса и мы уже никуда не успеваем доехать. Обидно так, что слов нет. Но сдаваться мы не привыкли до последнего. На лай собаки через некоторое время вышел пожилой сторож...

Надо сказать, что мы немного обнаглели и привыкли злоупотреблять двумя вещами: моим обаянием и инопланетным видом УАЗика. В итоге нас пустили и вот мы стоим на границе пятикилометровой зоны и наблюдаем как заходящее солнце лижет вершину Джан-Тугана, а мы, несмотря на таблички, предупреждающие о том, что в связи с угрозой прорыва ледникового озера Башкара возможен сход селевого потока в ущелье Адыл-Су, готовимся тут ночевать. Это ж наверняка или неактуальные объявления или про какое-то другое место :)


Нет, это я вам скажу ребята просто «отвал башки!!!».

Орать уже сил нет, а эмоции прут через край.

А ведь мы могли просто развернутся и поехать в сторону асфальта.


В сторону асфальта, Карл!!!!!

Аааааааааааааааааааааа, мы вообще похоже совсем лишь в мелочах грешим :))))))


Дальше без пропуска нам нельзя.


Ледники, кстати, по крутости не уступают вершинам.

От многолетнего возраста лед в них становится серо-синим и очень клевым.


Вряд ли нужно говорить о том, что как только солнце зашло, стало прохладно.

Вспоминая прошлую ночь мы готовимся, как можем. Нарядились в термобельё, забанили бутылочку вискаря и готовимся варить глинтвейн. Горелочка заодно обогревает наш микрообъем, а мы попутно конструируем обогреватель из шести икеевских свечек, которые своим пламенем накаляют металлическую тарелку, а та в свою очередь распространяет тепло вокруг себя.

Такая конструкция действительно довольно эффективна и нам удается довольно долго посидеть перед сном, обсуждая впечатления сегодняшнего дня.


Ночью я проснулся от того, что дышу как собака – слишком часто. Мне явно не хватало воздуха. Возможно, дело в том, что мы находимся на хоть и небольшой, но все-таки высоте, может, это некий побочный эффект горной болезни.

Надо успокоится и попробовать дышать реже, подумал я. Задержав дыхание, я в тишине услышал, что Лена также дышит как-то ненормально.

Субъективно, раза в три чаще, чем в нормальном состоянии должен дышать спящий человек. Не успел я это обдумать, как услышал ее голос: «Леша, я как будто задыхаюсь...»

С горящей газовой горелкой мы, конечно же и не думали спать, но наша конструкция из 6 свечей ночью умудрилась выжечь кислород в нашем микро домике. Распахнув дверь я впустил воздух и мгновенно все нормализовалось. Нами получен интересный опыт с отоплением открытым пламенем, ну и домик наш довольно герметичный, как оказалось.


Утром выяснилось, что погода кончилась. Хотя обычно в горах все наоборот. Но не беда, мы сейчас планируем ехать совсем в другое ущелье и там, возможно, все совсем по-другому.

Иногда Лена переживает по поводу разных вещей. Например, удобно ли подарить банку тушенки доброму человеку, за то что пустил нас ночевать на вверененную ему территорию.

У меня на этот счет совсем другая теория – подарить хоть что угодно не может быть неудобно, неудобно ничего не подарить, не сказать спасибо и вообще быть диким и неприветливым.

Ну, а мы едем в Былым и далее в Эль-Тюбю. Обожаю местные названия :)


Дорога похожа на Чуйский тракт, только горы снежные и гораздо выше.


Хорошо накатанная грунтовка уводит нас от асфальта, поворот за холм и мы теряем дар речи.

Это ж всего пару километров от асфальта!!!!


Дорога петляет и поднимает нас все выше и выше.

С перевала Актопрак открывается безумный вид во все стороны.


Фраза «кажется, мы не зря сюда приехали» уже давно не актуальна. Очень давно...


Когда я ехал в Магадан мне очень не хватало моей Лены.

Удивительное дело, но мы умеем молчать об одном и том же. Трудно объяснить, но это потрясающе, когда стоя рядом и не произнося ни слова мы прекрасно понимаем, о чем именно мы сейчас не говорим вслух и при этому чувствуем одно и тоже. Мне удивительно повезло в жизни встретить её...


Глядя на такие картинки, я почему-то мысленно пытаюсь вспомнить, на какой же именно национальный парк это похоже, то ли на Долину монументов, то ли на Скалистые горы.

Хотя ни там, ни там я не был :)


Это скорее всего Лха, переходящая в Качкорташ, но я, если честно, не уверен.


С трудом преодолев вышедшее на дорогу стадо животных, мы спускаемся вниз.


Село с романтичным названием Эль-Тюбю расположено у подножья огромной отвесной стены.

Интересно, с нее точно никогда никакие камни вниз не падают?!


Ну а мы «выдергиваем ручник» на обеденный таймаут.

Так как во-первых, время уже подошло, а во-вторых, в таком месте грех не устроить привал.

Текст и фото: Алексей Климов


Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
Путешествие на Алтай на УАЗ Патриот
Мы снова отправляемся исследовать Алтай, и снова на внедорожнике УАЗ Патриот.
4000 верст на заднем сиденье пикапа. Записки балласта
Никакая сверхъестественная сила не способна сбить русского человека с намеченного плана, даже если в результате группа лиц едет не туда, куда планировала, не на том, на чем хотела, и в не том составе, на который изначально рассчитывала

Выходной с УАЗ: Докатились... до юбилея! Десятый выезд
13 экипажей прошли интереснейший маршрут от Твери до Ржева, практически не выходя на асфальт!

Про команду РИФ и наши путешествия
Поездка на север Онежского полуострова в Архангельской области – красивые места, а дороги там суровы