Про гусака. Не старого. Не песня

Про гусака. Не старого. Не песня

Про гусака. Не старого. Не песня

28.04.25
Поделиться:
«Песенка про старого гусака» была в репертуаре Булата Окуджавы. А у нас репертуар другой, но обсуждение – та еще песня. Куда же разворачивать насадку на шноркеле, в народе часто называемую – гусак? Вперед? Назад? Излагаем свое видение этого вопроса.

Вообще говоря, почему он периодически приобретает небывалую остроту, при которой участники дискуссии чуть ли не бить друг друга готовы, не слишком понятно.

Ясно, что все хотят только добра своему автомобилю, и, считая свое мнение единственно правильным, стремятся испепелить еретиков, как инквизиторы в средние века, видимо, заботясь о том, чтобы после истребления им достались исправные внедорожники этих самых еретиков)).


Ну а если серьезно, то наверное, кто-то считает, что развернутый вперед гусак способствует лучшему наполнению коллектора воздухом, а некоторые даже утверждают, что достигают таким способом эффекта наддува. Ну а кто-то полагает, что за развернутой назад насадкой образуется воздушная яма (дескать, шноркель как бы рассекает воздушный поток при движении).


Наш коллектив, конечно, не имел возможности ездить вообще на всех внедорожниках вообще со всеми шноркелями, но опыт имеется довольно обширный. И он свидетельствует, что каких-то особых причин, из-за которых стоит ломать копья, тут нет.

Из материала по истории шноркелей мы знаем, что изначально они вообще появились на водной технике, а на машинах сильно позже и для того, чтобы поступающий в двигатель воздух содержал меньше пыли и песка.

То есть забор осуществляется в высокой точке, там, где почище. Первоначально речь шла вообще не о бродах, герметичности, и уж тем более не об улучшении отдачи мотора. Решалась проблематика именно очищения воздуха.

И, как мы уже говорили в вышеупомянутой статье, штатные шноркели на многих внедорожниках с арабских рынков и поныне герметичными не являются, а устанавливаются для защиты двигателя только от «глотания» песка.


Как-то, возможно, вообще случайно, сложилось, что гусаки изначально были повернуты вперед. Думается, могли бы и назад. Никаких академических исследований в этом плане ведь не проводилось. Вроде бы логично, что насадка «лицом к ветру» будет улавливать больше воздуха. Но ведь и при обратом повороте может создаваться эффект, примерно как на хэчбэках, универсалах, внедорожниках, когда мощные воздушные завихрения образуются именно сзади.

Может, для шноркеля поворот назад был бы даже лучше?


Лабораторных данных, повторимся, нет, но по личным ощущениям двигателю без разницы, куда смотрит голова шноркеля. Катались, крутили туда-сюда насадку, и ничего не менялось.

При повороте вперед не возникает волшебного эффекта с кардинальным улучшением воздушной обеспеченности. А при повороте назад не создается никакого воздушного мешка, движок не начинает задыхаться.

И это, пожалуй, объяснимо, некоторым влиянием на набегающий поток воздуха ничего значимо изменить нельзя, ведь:


1. Во всех современных моторах потребление воздуха регулируется электронной заслонкой, даже если подуть в воздухозаборник чуть сильнее, компьютер прикажет мотору взять столько кислорода, сколько ему нужно.


2. Но и в старых моторах с механическим управлением параметрами топливо-воздушной смеси, эти параметры установлены производителем. Чтобы они поменялись, должно поступить не только больше кислорода, но и больше горючего. 


3. Так или иначе, повторимся, просто измененный поток воздуха ни на что существенно повлиять не может. Для более интенсивной подачи кислорода производители применяют нагнетатели, турбины. Развернутый вперед гусак турбиной не станет.


Не будем забывать и заводские решения организации воздухозабора без шноркеля. На очень многих внедорожниках он берется из-под крыла. И практически нигде не выведен вперед в радиаторную решетку, то есть ни о каком поддуве воздуха естественным путем никто из производителей не заботится.

Тут, правда, опять вернемся к тому, что тестов совершенно всех шноркелей на совершенно всех автомобилях не проводилось. Возможно, в случае с какой-то мощной машиной на скорости в момент резкого полного открытия дроссельной заслонки, то есть пикового потребления воздуха, и может возникнуть его недостаток.


Но будет ли тому виной развернутая назад насадка, или неправильно рассчитанный диаметр трубы шноркеля, или ошибки в установке, или сжимающийся от разрежения слишком мягкий резиновый патрубок, или слишком большая длина впускного тракта и отсутствие на нем воздушных ресиверов? И это еще не все возможные причины, список можно долго продолжать.

Да, как мы видим, большинство внедорожников, оснащенных шноркелями, ездят с развернутыми вперед насадками. А бывает, что конструкция внешнего заборника и не предусматривает возможность что-то куда-то повернуть.


Но именно в наших широтах с несколько нестабильным климатом и обилием рек и лесов, есть нюансы. 


Во-первых, различный мелкий «мусор» здорово засасывает даже сквозь защитную решетку, особенно если под капотом какой-нибудь объемный, любящий мощно «подышать» турбодизель.


Во-вторых, на эту самую решетку налипает листва. Ее вжимает в решетку потоком всасываемого воздуха, и бывает, что она как раз и перекрывает почти полностью его подачу.


В-третьих, при движении в зарослях развернутый вперед гусак как крюк собирает ветки. 


В-четвертых, толстая и крепкая ветка способна вообще сорвать насадку, даже если она хорошо закреплена. И тогда в открытую трубу сыпется попросту что попало. А поскольку эта труба герметична (а она ведь герметична? проверяйте, иначе никакого толку), посторонние фракции забивают воздушный фильтр, и тогда мотору уже действительно становится нечем дышать.


Бывает и так, что и решетка, и шноркель, и даже сам воздушный фильтр забиваются снегом, причем достать снег из шноркеля довольно сложно, а на большинстве моделей вообще невозможно, приходится по несколько раз прочищать корпус воздушного фильтра.


Еще одна серьезная опасность кроется в том, что если на улице несильный мороз, то снег в корпусе фильтра начинает превращаться в воду. И если шноркель предназначен для преодоления глубоких бродов, то при его установке штатное отверстие для слива воды в корпусе фильтра обычно герметизируется, чтобы вода как раз снаружи не попала в фильтр. Понятно, что в таком случае образовавшаяся внутри вода не может вытечь наружу.

Если же развернуть гусак назад, ветки по нему соскальзывают, и осадки не идут прям «в горнило», а значит вышеописанные проблемы менее вероятны.

На рынке присутствуют так называемые аэродинамические шноркели без отдельной насадки, при использовании которых забор воздуха осуществляется непосредственно возле верхней кромки лобового стекла, через агрессивно смотрящий вперед воздухозаборник. Эту разновидность мы бы не рекомендовали эксплуатировать в наших или похожих по климату широтах.


При таком конструктиве во время непогоды, при резвом прохождении водных преград работающие дворники почти целенаправленно закидывают влагу в шноркель, получается совсем глупо и опасно. Да и снег и дождь туда залетают в гораздо больших объемах.

Знаем как минимум два случая проблем с такими заборниками. В одном зимой при сильном снегопаде воздушный фильтр просто весь обмерз, поскольку дворники как раз и кидали снег прямо в шноркель. Но тогда автомобиль просто «зачихал» на трассе.


Во втором же намокший фильтр начал разрушаться в корпусе, и его части засосало дальше в тракт, от чего вышла из строя турбина. О последствиях попадания льда и кусков воздушника далее в двигатель лучше даже не думать.

А вот что можно рекомендовать, так это использование насадок типа «циклон», которые часто называют кастрюлями. Расположенные в них сеточка и крыльчатка достаточно эффективно избавляют воздушный поток от посторонних фракций.


Ну и чтобы поставить точку в вечном споре, стоит обратить внимание и на внедорожники, где шноркели установлены самим заводом изготовителем. Вот тут то точно должно быть все четко. Помните Land Cruiser 80 со штатным внешним воздухозаборником с огромной «калабахой» сверху? А выпускающийся и поныне Land Cruiser 70? А Land Rover Discovery G4? Ни у кого не было и нет забора воздуха в открытое забрало, у всех отверстия воздухозабора прикрыты козырьками.

Ну и один из пионеров индустрии – выпускающая шноркели фирма Safari на большинстве фирменных фотографий представляет свою продукцию именно со впередсмотрящими насадками. Но логичный вопрос о том, что в него будет лететь грязь и вода, фирмой учтен.

Для отвода воды во время дождя сделаны специальные боковые прорези в корпусе насадки, через которые она и должна стекать наружу. И, к слову, когда вы приобретаете китайские шноркели с насадками, нужно обращать внимание на присутствие этих прорезей, так как от этих производителей ожидать можно всякого, ведь очень многие из них даже не пробовали свои изделия в реальных условиях эксплуатации.


Ну а в снегопад Safari рекомендует разворачивать насадку назад, дабы шноркель не заглатывал снег. И никаких рекомендаций по поводу необходимости скорейшего разворота гускака в прежнее положение по окончании снегопада он не дает. Более того, Safari подчеркивает, что их шноркели сделаны таким образом, чтобы можно было напрявлять насадку в любую сторону.

Фото: Михаил Ласточкин, фирма-производитель, wikipedia.org


Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
УАЗ Патриот: Пневмоблокировка дифференциала
Установка дифференциала с пневматической блокировкой на УАЗ Патриот достаточно простая процедура, если не считать его регулировки, которую рекомендуется доверить опытным механикам

Лифт подвески внедорожника
Тюнинг надо делать с головой, иначе можно только навредить, даже самым дорогим оборудованием.
Площадка лебёдки РИФ в пикап Sollers ST6
Видео с пошаговой установкой площадки с доработкой переднего бампера и размещением блока управления лебёдкой