Часто слышу мнение, что силовой бампер это только лишний вес и проблемы с ГИБДД, а лес, который можно им «валить» можно также успешно объехать. Пусть те, кто так утверждают никогда не окажутся в ситуации, когда силовой бампер окажется вопросом успешного возвращения из путешествия. А это, на минутку, был север Финляндии, далеко за Полярным Кругом...
Совсем недавно я по собственной глупости оказался в затруднительной ситуации в песчаном карьере, где
пришлось поднимать Соболь за силовик реечным домкратом. Тогда это все происходило недалеко от Москвы и на помощь были готовы сорваться несколько друзей, которых хлебом не корми, дай в грязи испачкаться. А как быть, когда к тебе не может пробиться даже грузовой снегоочиститель?
Легковушки встали в начале тяжелого участка, уткнувшись фарами в сугробы и ожидали снегоочиститель.
Первым «звоночком» стал закрытый перевал в Норвегии, благодаря которому мы потеряли два часа и не смогли закольцевать маршрут. По дороге на Финляндию местами ветер задувал так, что Соболь бросало из стороны в сторону. До точки назначения оставалось всего 160 километров и казалось, что уже ничего не может произойти. Мы же выехали из горной местности и впереди только лес. Однако, как бы не так!
Переметы по 10–15 сантиметров на ледяной дороге для Соболя были как семечки и поэтому ехать 70–80 км/ч было совершенно безопасно. Казалось, что безопасно. В одно мгновение пурга превратила в «молоко» вид на перспективу, а впереди, словно из страшной сказки, оказался перемет высотой почти по колено. И не просто перемет, как потом оказалось, а превратившийся в «тяжелый» от плюсовой температуры снег.
Через два часа сугробы заметали Соболь по самый бампер. Приходилось обкапывать его по кругу, чтобы сохранить возможность двигаться.
Соболь не «пробил» перемет, а прыгнул на нем как на трамплине, потом врезался в следующий такой же, после чего «азартно» улетел на обочину. Обочина представляла собой слежавшийся и спрессованный снегоуборщиками снег, который Соболь протаранил мостом и передним силовиком, пока не остановился в паре метров от дороги. Чтобы понять, какой плотности был снег, достаточно упомянуть о погнутой рулевой тяге...
Ветер вырывал пластиковые сенд-траки, которые я пытался подложить под колеса и заметал Соболь. Чтобы как-то обезопасить себя и оставить место для действий, приходилось постоянно обкапывать автомобиль по кругу. В итоге, через час высота снега вокруг машины выросла выше бамперов. Представили высоту Соболя и высоту снега?
В ожидании помощи обкопал автомобиль и приготовил динамическую стропу. Тогда я еще надеялся, что меня сможет выдернуть первый попавшийся внедорожник.
По обе стороны опасного участка стали собираться машины. Легковушки утыкались в снег по фары и даже не пробовали проехать. Нас обнадежили, что сюда идет мощный грузовик-снегоуборщик и помощь скоро будет. Тогда мы еще верили, что успеем в Ивало вовремя.
Подоспевший на помощь грузовик к нам пробиться не смог. При попытке прорваться у мощного снегоуборщика просто сорвало цепи с колес и он беспомощно застыл в снегу. Дружно стали ждать трактор, который по очереди стал ковшом откапывать грузовик, застрявшие автомобили и как-то расчищать дорогу.
Откапывать Соболь – не самое простое занятие, когда снег представляет собой слежавшийся прочный слой.
Отремонтированный грузовик и другие автомобили разъехались, а трактор стал пытаться вытащить нас. Дергали, тянули и снова дергали. В какой-то момент я думал, что либо рифовская стропа порвется, либо оторвется у трактора навесное оборудование, за которое мы цепляли стропу. В итоге, тракторист не смог нас вытащить и уехал на базу пообещав, что вернется на более тяжелом тракторе и обязательно нас вытащит.
Постоянно обкапывая и убирая из-под машины снег, у меня получилось добиться того, что Соболь начал немного двигаться самостоятельно. В итоге, вокруг машины образовалась целая «стартовая» площадка. Оставалось только уложить сенд-траки и вылезти на дорогу самостоятельно.
Трос РИФ выдержал все издевательства над ним и попытки вызволить Соболь. Потом он еще и отработал свое при буксировке фурой. Зачет по всем параметрам.
Шел пятый час ожидания трактора. Топливо в баке уверенно заканчивалось, а мозг начинал рисовать картину брошенного Соболя и нас в ближайшем городе ожидающими потепления. Сенд-траки не помогли. Выехать Соболю мешала большая «ступенька» асфальта, на который он никак не мог взобраться. В итоге, серьезно потер новую шину Nokian, повредил сенд-трак и уложил Соболя окончательно боком в сугроб.
Конечно, можно было не рваться и не гробить машину, но вырисовывающаяся перспектива говорила делать все возможное. Даже «лежа» на сугробе боком надо было всего лишь чуть-чуть помочь и дернуть меня, но назло, ни одного подходящего автомобиля мимо.
Трактору пришлось поработать ковшом, чтобы к нам пробиться, но вытащить Соболь он не смог.
Спасение пришло нежданно. Проезжающая мимо фура с эстонскими номерами и водителем Андерсом из Риги остановилась. Нашли куда зацепить трос за раму прицепа, Андерс насыпал щебня под колеса и со второго раза Соболь оказался на свободе.
Пока очищали машину от снега, осматривали погнутую рулевую тягу и испорченное колесо, приехал трактор. Реально большой и начал чистить оставшийся кусок сложного участка. Мы думали, что будем еще не раз вспоминать это приключение за Полярным Кругом...
Грузовой снегоочиститель смог двигаться через переметы только после того, как трактор ковшом расчистил ему дорогу от высоких сугробов.
Мораль сей басни такова, что из передряги мы вышли с минусом рулевой тяги, колесом и подранными наклейками по левому борту. Учитывая плотность снега на обочине, которую мы протаранили с полного хода, если бы не силовой бампер, то в минусе был бы бампер и радиатор. Это значит, что мы вынуждены были бы искать возможность эвакуировать автомобиль почти с границы Норвегии.
Теперь вопрос: Стоят ли затраты на бампер и на увеличение веса автомобиля того, что один раз этот бампер спасет ситуацию, а может быть и жизнь? Стоило ли это приключение, точнее его благополучное завершение, потраченных средств? Если не путешествовать и не выезжать дальше МКАД, тогда бампер действительно не нужен. Или искать варианты...
Первый час казалось, что Соболь совсем не сильно влип и немного работы лопатой и он окажется на свободе. На заднем плане – грузовик ехавший за мной и не сумевший даже подъехать, чтобы помочь.
Сейчас я не жалею, что Соболь одел в «броню», но жалею, что нервы и усталость не дали сделать кучу крутых фотографий эвакуации русских путешественников в арктической Финляндии.